СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Живая и неживая природа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка составлена к уроку окружающего мира по учебнику Плешаков А.А. 3 класс. Она поможет учителю в подготовке к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Живая и неживая природа"»

Представление урока:


1) Тема урока «Неживая и живая природа»

2) Место в теме, разделе, курсе: Новый раздел «Природа», изучение новой темы, 5 урок.

3) Цели: - познакомить с целями и задачами нового раздела;

- формировать знания о живой и неживой природе;

- на конкретных примерах раскрыть связи между неживой и живой природы.

4) Методы, формы, педтехнологии, обосновывая их выбор:

методы: словесный, поисковый, практический.

формы: фронтальная, групповая, парная;

педтехнологии:

-проектная технология (даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде);

-технология проблемного и дифференцированного обучения;

-здоровьесберегающая технология (использование полученных знаний в повседневной жизни);

-информационно-коммуникативная технология (повышение качества усвоения материала);

-игровая технология (повышение интереса к уроку, позволяет научить: сравнивать, распознавать понятия, применять);

- технология обучения в сотрудничестве (расширение межличностных отношений детей, развитие познавательной активности, самостоятельности);

5) Собственные изобретения, их сущность, новизна (если есть): «Сбор макулатуры как инструмент сохранения окружающей среды»;

6) Перечень УУД, формируемых на уроке (их обоснование).

1. Познавательные:

- осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;

- элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания, находить ответы на вопросы.

2. Регулятивные:

-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.; высказывать свое предположение.

3. Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

4.Личностные:

-формировать мотивацию к обучению;

-уметь оценивать

-оценивать свою деятельность и деятельность других обучающихся.

Технологическая карта урока:


Тема: «Неживая и живая природа»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока:

- формировать представление о неживой и живой природе;

- научить различать объекты неживой и живой природы;

- раскрыть связь между неживой и живой природой на конкретных примерах.

Задачи:

  • развивать умение наблюдать, логически и творчески мыслить,

  • воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас,

  • способствовать формированию в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого,

  • осуществлять систематизацию и расширение представлений детей о живой и неживой природе, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание любви к окружающей природе.


Планируемые результаты:

Предметные

Различают объекты живой и неживой природы;

Сравнивают эти объекты на основе внешних признаков.










Метапредметные

-регулятивные: умение сохранять заданную цель, контроль, самооценка;

- познавательные: постановка и формулирование проблемы с помощью учителя, выдвижение гипотез, развитие логического мышления, речи, внимания, познавательного интереса;

- коммуникативные: умение взаимодействовать в паре, в группе.

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение ее природы, выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.


Ресурсы урока: мультимедийный проектор, презентация, сигнальные карточки, экранно-звуковые пособия, оформление класса, карточки с заданиями


Ход урока:

Содержание деятельности учителя:


Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация к деятельности

  1. Организационный момент

Создание положительного настроя на урок.

  1. Введение в тему.

А начнем мы наш с вами урок с небольшого путешествия…

(под музыку Вивальди «Осень» включаются слайды о природе)


Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг... (природа)


После просмотра слайдов задается вопрос, что за мелодию дети услышали?

Объявление темы урока.

- Соответственно, какая тема нашего сегодняшнего урока ?



Самопроверка наличия необходимых для урока предметов



Слайды






….


Дети договаривают слово.












- Природа.



Актуализация необходимых знаний

- Объясните, что вы понимаете под словом природа? Приведите примеры.

- А что нельзя назвать природой?

Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Что из них природа и почему?

Кто построил дом? А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы человек может сделать своими руками?



Слайд


Найдите лишний объект и объясните почему.



СДЕЛАЕМ ВЫВОД: природа-это…


Дети приводят примеры



- Природа – это то, что сделано руками человека (рукотворный мир)

- Человек


- Нет





Холодильник - лишний объект, потому что он сделан руками человека, и относится к рукотворному миру, а не к природе.

все то, что нас окружает, но не создано человеком.

Организация познавательной деятельности

  1. Изучение нового материала.


Рассмотрите иллюстрации, на какие 2 группы можно разделить эти объекты природы?

природа

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: природа бывает…

неживая

живая

На доске:




  • Откройте учебник на странице 25 и прочитайте, какая бывает природа. Сравните с нашим выводом, правильно ли мы его сформулировали.

  • Посмотрите на объекты живой природы и подумайте, в чем их отличие от неживых.

  • Теперь попробуем доказать на примерах:

- Сможет ли любое животное прожить

без пищи? А для чего растениям нужна земля?




Подумайте, что произойдёт с жуком, если его поместить в стеклянную банку плотно закрытую крышкой? Почему?

- Какой вывод можно сделать?

- Посмотрите внимательно на цветы в нашем классе. Какие изменения в их внешнем виде вы заметили?. Сформулируйте вывод и запишите свои наблюдения в таблицу.


Приведите примеры роста среди животных.



Как вы думаете откуда появляются так много одуванчиков летом?

Значит можно сделать вывод, что все живые объекты природы размножаются


Что произойдет с цветком, если его сорвать?

Вывод?


Физкультминутка



Итак, чем отличаются объекты живой природы от объектов неживой природы?

- А к какой природе относится человек? Докажите, используя наш алгоритм, представленный на доске.

ОБЩИЙ ВЫВОД: если мы находим у природного объекта хотя бы некоторые характерные для живого признаки, значит, это – живое существо.

Теперь научимся доказывать, используя наш алгоритм.

Достаю муляж гриба подберезовика.

К какой природе относится гриб?

Докажите.

А теперь будьте внимательны:

Конкретно этот гриб, который я держу – объект какой природы, живой или неживой?

(ставлю заведомо неверный вопрос, чтобы оценить уровень понимания материала).

Физкультминутка (я называю предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы - вы показываете, как оно двигается, если неживой - садитесь на корточки и замираете.)

6. Закрепление изученного материала.

Сейчас вы на слух должны определить объекты только живой природы. Будьте внимательны.

Игра «найди лишний предмет»


Самостоятельная работа в парах (тройках).








Живые – неживые



Живой и неживой





Самостоятельная работа учащихся с учебником.



Ответы детей:

Они питаются, растут, рождаются, дышат.



- Нет, оно умрёт.

В ней находятся питательные вещества, необходимые для роста.

ВЫВОД 1: Следовательно, все живые организмы питаются.

- Он задохнётся и умрёт. Ему нечем будет дышать.

ВЫВОД 2: Все живые существа дышат.


(Наблюдение за цветами)

- Они выросли.

ВЫВОД 3: Все живые организмы растут. (Дети приводят примеры роста животных на основе своих наблюдений).

С помощью ветра семена разлетаются и вырастают новые.












Он умрет

ВЫВОД: все живые объекты природы умирают.


Игра «Стихии: вода, земля, воздух, огонь.»





Человек относится к живой природе, так как он дышит, рождается, питается, растет и умирает.












Доказывают, что гриб относится к живой природе.


Именно этот гриб не относится к природе вообще, потому что его сделал человек!



















Дети слушают звуки.





Слайды


Дети доказывают друг другу (взаимопроверяют друг друга)

Рефлексия деятельности

7.Рефлексия

Прочитайте и отметьте галочкой соответствующий пункт.













8.Подведение итога урока.

Просмотр фильма «Красота живой и неживой природы» (В процессе просмотра даются комментарии.


Самооценивание.

-Оцените себя на листах самооценки.

-Покажите мне сигнальной карточкой. Слайд



Да

Есть затруднения

Я понял, какие объекты относятся к живой природе



Я понял, какие объекты относятся к неживой природе



Я могу доказать, что дерево относится к живой природе




Мне было комфортно на уроке

Я был активен на уроке

Мне понравился урок

У меня отличное настроение

Да

Нет




















Учащиеся читают свои варианты.






Чтобы природа дала нам свои богатства надо ее любить и беречь. Человеку нужно бережно относиться к природе и не важно - живая она или неживая.

Объяснение домашнего задания.

Каждому ребенку выдается конверт, в котором необходимо выполнить определенные задания. При успешном выполнении ребенок получает пазл (часть картины). В начале следующего урока пазлы собираются в единую картину «Живая и неживая природа»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!