Представление урока:
1) Тема урока «Неживая и живая природа»
2) Место в теме, разделе, курсе: Новый раздел «Природа», изучение новой темы, 5 урок.
3) Цели: - познакомить с целями и задачами нового раздела;
- формировать знания о живой и неживой природе;
- на конкретных примерах раскрыть связи между неживой и живой природы.
4) Методы, формы, педтехнологии, обосновывая их выбор:
методы: словесный, поисковый, практический.
формы: фронтальная, групповая, парная;
педтехнологии:
-проектная технология (даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде);
-технология проблемного и дифференцированного обучения;
-здоровьесберегающая технология (использование полученных знаний в повседневной жизни);
-информационно-коммуникативная технология (повышение качества усвоения материала);
-игровая технология (повышение интереса к уроку, позволяет научить: сравнивать, распознавать понятия, применять);
- технология обучения в сотрудничестве (расширение межличностных отношений детей, развитие познавательной активности, самостоятельности);
5) Собственные изобретения, их сущность, новизна (если есть): «Сбор макулатуры как инструмент сохранения окружающей среды»;
6) Перечень УУД, формируемых на уроке (их обоснование).
1. Познавательные:
- осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;
- элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы.
2. Регулятивные:
-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.; высказывать свое предположение.
3. Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других.
4.Личностные:
-формировать мотивацию к обучению;
-уметь оценивать
-оценивать свою деятельность и деятельность других обучающихся.
Технологическая карта урока:
Тема: «Неживая и живая природа»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока:
- формировать представление о неживой и живой природе;
- научить различать объекты неживой и живой природы;
- раскрыть связь между неживой и живой природой на конкретных примерах.
Задачи:
развивать умение наблюдать, логически и творчески мыслить,
воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас,
способствовать формированию в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого,
осуществлять систематизацию и расширение представлений детей о живой и неживой природе, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание любви к окружающей природе.
Планируемые результаты:
Предметные
Различают объекты живой и неживой природы;
Сравнивают эти объекты на основе внешних признаков.
Метапредметные
-регулятивные: умение сохранять заданную цель, контроль, самооценка;
- познавательные: постановка и формулирование проблемы с помощью учителя, выдвижение гипотез, развитие логического мышления, речи, внимания, познавательного интереса;
- коммуникативные: умение взаимодействовать в паре, в группе.
Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение ее природы, выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, презентация, сигнальные карточки, экранно-звуковые пособия, оформление класса, карточки с заданиями
Ход урока:
Содержание деятельности учителя:
Содержание деятельности обучающихся:
Мотивация к деятельности
Организационный момент
Создание положительного настроя на урок.
Введение в тему.
А начнем мы наш с вами урок с небольшого путешествия…
(под музыку Вивальди «Осень» включаются слайды о природе)
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг... (природа)
После просмотра слайдов задается вопрос, что за мелодию дети услышали?
Объявление темы урока.
- Соответственно, какая тема нашего сегодняшнего урока ?
Самопроверка наличия необходимых для урока предметов
Слайды
….
Дети договаривают слово.
- Природа.
Актуализация необходимых знаний
- Объясните, что вы понимаете под словом природа? Приведите примеры.
- А что нельзя назвать природой?
Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Что из них природа и почему?
Кто построил дом? А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы человек может сделать своими руками?
Слайд
Найдите лишний объект и объясните почему.
СДЕЛАЕМ ВЫВОД: природа-это…
Дети приводят примеры
- Природа – это то, что сделано руками человека (рукотворный мир)
- Человек
- Нет
Холодильник - лишний объект, потому что он сделан руками человека, и относится к рукотворному миру, а не к природе.
все то, что нас окружает, но не создано человеком.
Организация познавательной деятельности
Изучение нового материала.
Рассмотрите иллюстрации, на какие 2 группы можно разделить эти объекты природы?
природа
СДЕЛАЕМ ВЫВОД: природа бывает…
неживая
живая
На доске:
Откройте учебник на странице 25 и прочитайте, какая бывает природа. Сравните с нашим выводом, правильно ли мы его сформулировали.
Посмотрите на объекты живой природы и подумайте, в чем их отличие от неживых.
Теперь попробуем доказать на примерах:
- Сможет ли любое животное прожить
без пищи? А для чего растениям нужна земля?
Подумайте, что произойдёт с жуком, если его поместить в стеклянную банку плотно закрытую крышкой? Почему?
- Какой вывод можно сделать?
- Посмотрите внимательно на цветы в нашем классе. Какие изменения в их внешнем виде вы заметили?. Сформулируйте вывод и запишите свои наблюдения в таблицу.
Приведите примеры роста среди животных.
Как вы думаете откуда появляются так много одуванчиков летом?
Значит можно сделать вывод, что все живые объекты природы размножаются
Что произойдет с цветком, если его сорвать?
Вывод?
Физкультминутка
Итак, чем отличаются объекты живой природы от объектов неживой природы?
- А к какой природе относится человек? Докажите, используя наш алгоритм, представленный на доске.
ОБЩИЙ ВЫВОД: если мы находим у природного объекта хотя бы некоторые характерные для живого признаки, значит, это – живое существо.
Теперь научимся доказывать, используя наш алгоритм.
Достаю муляж гриба подберезовика.
К какой природе относится гриб?
Докажите.
А теперь будьте внимательны:
Конкретно этот гриб, который я держу – объект какой природы, живой или неживой?
(ставлю заведомо неверный вопрос, чтобы оценить уровень понимания материала).
Физкультминутка (я называю предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы - вы показываете, как оно двигается, если неживой - садитесь на корточки и замираете.)
6. Закрепление изученного материала.
Сейчас вы на слух должны определить объекты только живой природы. Будьте внимательны.
Игра «найди лишний предмет»
Самостоятельная работа в парах (тройках).
Живые – неживые
Живой и неживой
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Ответы детей:
Они питаются, растут, рождаются, дышат.
- Нет, оно умрёт.
В ней находятся питательные вещества, необходимые для роста.
ВЫВОД 1: Следовательно, все живые организмы питаются.
- Он задохнётся и умрёт. Ему нечем будет дышать.
ВЫВОД 2: Все живые существа дышат.
(Наблюдение за цветами)
- Они выросли.
ВЫВОД 3: Все живые организмы растут. (Дети приводят примеры роста животных на основе своих наблюдений).
С помощью ветра семена разлетаются и вырастают новые.
Он умрет
ВЫВОД: все живые объекты природы умирают.
Игра «Стихии: вода, земля, воздух, огонь.»
Человек относится к живой природе, так как он дышит, рождается, питается, растет и умирает.
Доказывают, что гриб относится к живой природе.
Именно этот гриб не относится к природе вообще, потому что его сделал человек!
Дети слушают звуки.
Слайды
Дети доказывают друг другу (взаимопроверяют друг друга)
Рефлексия деятельности
7.Рефлексия
Прочитайте и отметьте галочкой соответствующий пункт.
8.Подведение итога урока.
Просмотр фильма «Красота живой и неживой природы» (В процессе просмотра даются комментарии.
Самооценивание.
-Оцените себя на листах самооценки.
-Покажите мне сигнальной карточкой. Слайд
| Да | Есть затруднения |
Я понял, какие объекты относятся к живой природе | | |
Я понял, какие объекты относятся к неживой природе | | |
Я могу доказать, что дерево относится к живой природе | | |
Мне было комфортно на уроке Я был активен на уроке Мне понравился урок У меня отличное настроение | Да | Нет |
Учащиеся читают свои варианты.
Чтобы природа дала нам свои богатства надо ее любить и беречь. Человеку нужно бережно относиться к природе и не важно - живая она или неживая. Объяснение домашнего задания. Каждому ребенку выдается конверт, в котором необходимо выполнить определенные задания. При успешном выполнении ребенок получает пазл (часть картины). В начале следующего урока пазлы собираются в единую картину «Живая и неживая природа» |