СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии критического мышления

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыты примеры применения технологий критического мышления. Для использования учителям- предметникам.

Просмотр содержимого документа
«Технологии критического мышления»

Технология развития критического мышления учащихся на уроках технологии Учитель технологии МКОУ СОШ №1 г. Макарьева Савин Андрей Александрович

Технология развития критического мышления учащихся на уроках технологии

Учитель технологии

МКОУ СОШ №1

г. Макарьева

Савин Андрей Александрович

Тема: «Технология развития критического мышления учащихся на уроках технологии» Проблема: Этой проблемой я занимаюсь третий год. Характеризуя современное состояние традиционного образования мы наблюдаем ряд негативных тенденций; снижение двигательной и познавательной активности, замедление у учащихся физического и психического развития, высокий уровень психоэмоционального напряжения. И как следствие – мы наблюдаем снижение показателей в учебе и воспитанности. Причину этого вижу в том, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала, что указывает на недостаточно высокий уровень развития мышления и, прежде всего, критического. Предложение:  Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.

Тема: «Технология развития критического мышления учащихся на уроках технологии»

Проблема:

Этой проблемой я занимаюсь третий год. Характеризуя современное состояние традиционного образования мы наблюдаем ряд негативных тенденций; снижение двигательной и познавательной активности, замедление у учащихся физического и психического развития, высокий уровень психоэмоционального напряжения. И как следствие – мы наблюдаем снижение показателей в учебе и воспитанности. Причину этого вижу в том, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала, что указывает на недостаточно высокий уровень развития мышления и, прежде всего, критического.

Предложение:

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.

Условия возникновения и становления педагогического опыта. Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического опыта. Внедрение новых ФГОС Диагностика собственного опыта Изучение международных образовательных стандартов Актуальность темы:  обусловлена потребностями современного образования 3

Условия возникновения и становления

педагогического опыта.

Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического опыта.

Внедрение новых

ФГОС

Диагностика

собственного

опыта

Изучение международных образовательных стандартов

Актуальность темы:

обусловлена потребностями современного образования

3

Немного из истории ТРКМ Технология «Развитие критического мышления» была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. 3

Немного из истории ТРКМ

Технология «Развитие критического мышления» была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

Она позволяет добиваться таких образовательных результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение решать проблемы;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

3

Цели и задачи  Цель : Развитие мыслительных навыков учащихся через использование «Технологии развития критического мышления» на уроках технологии.  Задачи:  1. Разнообразить формы деятельности в рамках предмета «Технология», способствовать развитию интереса к предмету. 2. Повысить результативность учебного процесса посредством использования ТРКМ, которая способствует повышению мыслительных навыков, обеспечивает прирост их знаний, умений, способов деятельности и коммуникации. 3. Предоставить обучающимся больше возможностей для осуществления рефлексии и обратной связи, т.к. это одни из наиболее эффективных способов воздействия на повышение мотивации и успеваемости школьников

Цели и задачи

Цель : Развитие мыслительных навыков учащихся через использование «Технологии развития критического мышления» на уроках технологии.

Задачи:

1. Разнообразить формы деятельности в рамках предмета «Технология», способствовать развитию интереса к предмету.

2. Повысить результативность учебного процесса посредством использования ТРКМ, которая способствует повышению мыслительных навыков, обеспечивает прирост их знаний, умений, способов деятельности и коммуникации.

3. Предоставить обучающимся больше возможностей для осуществления рефлексии и обратной связи, т.к. это одни из наиболее эффективных способов воздействия на повышение мотивации и успеваемости школьников

Специфика ТРКМ Позитивная взаимозависимость Одновременное взаимодействие Фазы этой технологии инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. ТРКМ предполагает равные партнерские отношения , как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации , и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Индивидуальная ответственность Равное участие Учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации .

Специфика ТРКМ

Позитивная взаимозависимость

Одновременное взаимодействие

Фазы этой технологии инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

ТРКМ предполагает равные партнерские отношения , как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации , и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Индивидуальная ответственность

Равное участие

Учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации .

Стадии ТРКМ  На стадии «Вызова» могут быть применены следующие приемы: Парная или групповая мозговая атака (мозговой штурм), «Круги по воде» «Бортовой журнал» «Фантастическая добавка»  На стадии «Осмысления» могут быть применены : система маркировки текста «Инсерт» таблицы «Знаем-Хотим узнать- Узнали» «Трехчастный дневник»  На заключительной стадии «Рефлексия» можно применить приемы: Стратегия «Шесть шляп» Синквейн «Кластеры»

Стадии ТРКМ

На стадии «Вызова» могут быть применены следующие приемы:

  • Парная или групповая мозговая атака (мозговой штурм),
  • «Круги по воде»
  • «Бортовой журнал»
  • «Фантастическая добавка»

На стадии «Осмысления» могут быть применены :

  • система маркировки текста «Инсерт»
  • таблицы «Знаем-Хотим узнать- Узнали»
  • «Трехчастный дневник»

На заключительной стадии

«Рефлексия» можно применить приемы:

  • Стратегия «Шесть шляп»
  • Синквейн
  • «Кластеры»
Прием «Фантастическая добавка»  Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; переместиться во времени- в прошлое или будущее; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.  Приведу один из примеров использования данного приема на уроках технологии. В 6 классе при изучении темы «Токарные работы по дереву» можно использовать прием «фантастическая добавка». Например: «Историки не дают нам ответа на вопрос, кто придумал данный вид обработки дерева, но….. одна из гипотез гласит- эта технология осталась нам в наследство от других цивилизаций». (дальше по принципу приема «Дерево предсказаний» дети начинают рассуждать и выдвигать свои мысли).

Прием «Фантастическая добавка»

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; переместиться во времени- в прошлое или будущее; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Приведу один из примеров использования данного приема на уроках технологии. В 6 классе при изучении темы «Токарные работы по дереву» можно использовать прием «фантастическая добавка». Например: «Историки не дают нам ответа на вопрос, кто придумал данный вид обработки дерева, но….. одна из гипотез гласит- эта технология осталась нам в наследство от других цивилизаций». (дальше по принципу приема «Дерево предсказаний» дети начинают рассуждать и выдвигать свои мысли).

Прием «Бортовой журнал»  Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он  может стать ведущим приемом на смысловой стадии.  Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Прием «Бортовой журнал»

Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он  может стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Данный прием можно использовать при изучении любой темы. В качестве примера можно привести бортовой журнал урока в 7 классе по теме «Нарезание резьбы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? Резьба бывает на болтах и гайках. Применяются резьбовые изделия в технике (велосипед). Резьбу нарезают специальным инструментом. Я видел как это делается. Резьба представляет собой винтовую канавку, образованную на деталях вращения. Элементы резьбы: шаг, угол профиля, диаметры. Резьба бывает правая и левая. Для нарезания наружной метрической резьбы ø от 1 до 76мм применяются плашки, а для нарезания внутренней резьбы- метчики трёх проходов. Перед нарезанием резьбы необходимо выполнить на заготовке фаску.

Данный прием можно использовать при изучении любой темы.

В качестве примера можно привести бортовой журнал урока в 7 классе по теме «Нарезание резьбы»

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Резьба бывает на болтах и гайках. Применяются резьбовые изделия в технике (велосипед).

Резьбу нарезают специальным инструментом.

Я видел как это делается.

Резьба представляет собой винтовую канавку, образованную на деталях вращения. Элементы резьбы: шаг, угол профиля, диаметры. Резьба бывает правая и левая. Для нарезания наружной метрической резьбы ø от 1 до 76мм применяются плашки, а для нарезания внутренней резьбы- метчики трёх проходов. Перед нарезанием резьбы необходимо выполнить на заготовке фаску.

Синквейн 1 СТРОКА – ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 2 СТРОКА – ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 3 СТРОКА – ТРИ ГЛАГОЛА 4 СТРОКА – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ                         (КАК БЫ ВЫРАЖАЮЩАЯ СМЫСЛ                           СКАЗАННОГО В ПРЕДЫДУЩИХ                           СТРОКАХ) 5 СТРОКА – ОДНО СЛОВО – «ЭМОЦИЯ!»    Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Вот одна из работ моих учащихся: Лобзик электрический, удобный Пилит, режет, работает Очень необходим на работе и дома Вещь!!!

Синквейн

1 СТРОКА – ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

2 СТРОКА – ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

3 СТРОКА – ТРИ ГЛАГОЛА

4 СТРОКА – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ

                        (КАК БЫ ВЫРАЖАЮЩАЯ СМЫСЛ

                          СКАЗАННОГО В ПРЕДЫДУЩИХ

                          СТРОКАХ)

5 СТРОКА – ОДНО СЛОВО – «ЭМОЦИЯ!»

  Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Вот одна из работ моих учащихся:

Лобзик

электрический, удобный

Пилит, режет, работает

Очень необходим на работе и дома

Вещь!!!

«Круги по воде» Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме.  Например: Э - энергия Л - ЛЭП Е - емкость К - кусачки Т - ток Р - рубильник И - источник электрического тока К - конденсатор

«Круги по воде»

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. 

Например:

Э - энергия

Л - ЛЭП

Е - емкость

К - кусачки

Т - ток

Р - рубильник

И - источник электрического тока

К - конденсатор

Инсерт Авторы Воган и Эстес, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. Я предлагаю проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на листочке, лежащем рядом с полями книги, нужно только обозначить на нем верх и низ страницы, чтобы потом можно было сопоставить пометки с текстом: V – то, что было известно учащимся ранее; + – новая, неожиданная информация; – – информация, противоречащая взглядам учащихся; ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна). Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.

Инсерт

Авторы Воган и Эстес, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова.

Я предлагаю проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на листочке, лежащем рядом с полями книги, нужно только обозначить на нем верх и низ страницы, чтобы потом можно было сопоставить пометки с текстом:

  • V – то, что было известно учащимся ранее;
  • + – новая, неожиданная информация;
  • – – информация, противоречащая взглядам учащихся;
  • ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).

Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.

Стратегия «Шесть шляп»

Стратегия «Шесть шляп»

Кластер Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Изучая тему «Точение металла» рисуем в центре токарный станок (ТВ-6). Вокруг него – крупные смысловые единицы (инструменты, материалы, заготовки, виды токарной обработки, геометрия резания и т.д.). Соединяем их прямой линией с изображением станка. Вокруг каждой группы есть свои подгруппы. Система кластеров охватывает большое количество информации. 

Кластер

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Изучая тему «Точение металла» рисуем в центре токарный станок (ТВ-6). Вокруг него – крупные смысловые единицы (инструменты, материалы, заготовки, виды токарной обработки, геометрия резания и т.д.). Соединяем их прямой линией с изображением станка. Вокруг каждой группы есть свои подгруппы. Система кластеров охватывает большое количество информации. 

«Трехчастные дневники»   В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они

«Трехчастные дневники»

  В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с тройными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного .

  Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Вопросы к учителю

Урок на основе ТРКМ: Урок без использования ТРКМ: учитель - источник знаний; акцент: учитель – учебный материал; только один эксперт, знающий правильный ответ на любой вопрос – это учитель; учитель задает вопрос и ждет индивидуальный ответ; основан на конкуренции и соперничестве учеников; каждый ребенок отвечает самостоятельно; есть возможность у ученика «спрятаться», остаться невидимкой; общение и коммуникация реализуются не в полной мере.  учитель не является единственным источником знаний: акцент ученик-ученик; ученик – учебный материал; эксперт – каждый ребенок, т.к. является для других учеников источником знаний; предполагает сотрудничество; каждый ученик ответственен за свою работу, именно она является частью успеха; работает каждый ученик; способствует общению и коммуникации, созданию комфортной обстановки.

Урок на основе ТРКМ:

Урок без использования

ТРКМ:

  • учитель - источник знаний; акцент: учитель – учебный материал;
  • только один эксперт, знающий правильный ответ на любой вопрос – это учитель;
  • учитель задает вопрос и ждет индивидуальный ответ;
  • основан на конкуренции и соперничестве учеников;
  • каждый ребенок отвечает самостоятельно;
  • есть возможность у ученика «спрятаться», остаться невидимкой;
  • общение и коммуникация реализуются не в полной мере.
  • учитель не является единственным источником знаний: акцент ученик-ученик; ученик – учебный материал;
  • эксперт – каждый ребенок, т.к. является для других учеников источником знаний;
  • предполагает сотрудничество;
  • каждый ученик ответственен за свою работу, именно она является частью успеха;
  • работает каждый ученик;
  • способствует общению и коммуникации, созданию комфортной обстановки.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с. Загашев, И.О .  Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир - Бек, И.В. Муштавинская. – СПб : Альянс - Дельта, 2003. Кулюткин, Ю.Н.   Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. - СПб.: СПбГУПМ, 2003. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. №5. 2004 г. Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. - М.: Каро, 2009. Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г. Халперн Д. Психология критического мышления. -СПб. 2000. – 512 с. Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.
  • Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
  • Загашев, И.О Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир - Бек, И.В. Муштавинская. – СПб : Альянс - Дельта, 2003.
  • Кулюткин, Ю.Н.   Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. - СПб.: СПбГУПМ, 2003.
  • Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. №5. 2004 г.
  • Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г.
  • Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. - М.: Каро, 2009.
  • Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г.
  • Халперн Д. Психология критического мышления. -СПб. 2000. – 512 с.
  • Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!