Технология
дифференцированного обучения
на уроках русского языка и литературы
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский
Дифференцированное обучение – это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых
технология уровневой дифференциации
«Возьми столько, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного!»
Виды дифференциации
Внутренняя ( внутриклассная)– различное обучение детей в классе, с учётом индивидуальных способностей и особенностей учащихся.
Внешняя (все другие виды дифференциации) – создание относительно стабильных групп, в которых различается содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования.
- Внутренняя ( внутриклассная)– различное обучение детей в классе, с учётом индивидуальных способностей и особенностей учащихся. Внешняя (все другие виды дифференциации) – создание относительно стабильных групп, в которых различается содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования.
Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
- Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Целевые ориентации дифференцированного обучения:
- Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
- Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся .
Уровневая дифференциация
Положительные аспекты:
- Исключается неоправданная уравниловка и усреднение детей;
- Появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
- Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;
- Появляется необходимость более эффективно работать с трудными учащимися;
- Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех;
- Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах;
- В группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться.
Уровневая дифференциация
Отрицательные аспекты:
- Деление детей по уровню развития негуманно;
- Высвечивается социально-экономическое неравенство;
- Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, соревноваться с ними;
- Переход в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
- Понижается уровень мотивации учения в слабых группах;
- Перекомплектование разрушает классные коллективы.
Группа С
♦ Отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии.
♦ Плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации.
♦ Затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации.
♦ Не могут долго удерживать внимание.
♦ Слабо знают ранее изученный материал.
♦ Имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.
Задача педагога:
1 . Проблема преодоления неуспеваемости – это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы.
2. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы, стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме.
3. На партах – словари и «папка – помощница».
Группа В
♦ ♦ Имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности.
♦ У них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
Задача педагога:
- Главное внимание нужно уделить развитию познавательной активности учащихся, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах.
- Таким учащимся необходимо создавать условия для развития.
Группа А
♦ Имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
♦ Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного труда.
♦ Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны.
Задача педагога:
1. Тщательно организовать учебную деятельность учащихся.
2. Подбор заданий высокой сложности.
3. Не увеличивая объем, разнообразить задания.
Задания для группы
Например:
- составление текстов диктантов;
2) составление карточек-заданий по изученному материалу;
3) сочинение лингвистических сказок;
4) работа с дополнительной литературой;
5) выполнение обязанностей консультанта;
6) работа «учителем» (фрагменты урока).
Зачет по теме «Словообразование»
I уровень
№ 1. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.
- полянка;
- перелистать;
- задумались;
- преграда.
№ 2. От какого слова образовано слово МОЛОДОСТЬ?
- молодеть;
- молодежь;
- смолоду;
- молодой.
Зачет по теме «Словообразование»
II уровень
№ 1. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?
- Душа – душевный – задушевный – задушевность.
- Томить – утомить – утомительный – утомительно.
- Цена – ценить – оценить – переоценка.
- № 2. Найдите ошибку в определении способа образования слова:
1) болтун – суффиксальный;
2) пылесос – сложение основ;
3) ванная – переход из одной части речи в другую;
4) переходник – приставочный.
Зачет по теме «Словообразование»
III уровень
Дан ряд слов: виноградник, осинник, ежевичник. Можно ли в
этот ряд включить слово подсолнечник ?
Напишите небольшое сочинение-объяснение.
Уровень А
Перепишите, расставив знаки препинания .
- Зазвучала музыка гости оживились.
- Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
- Ехал сюда рожь начинала желтеть.
- Обмануть меня не трудно я сам обманываться рад
Уровень B
Перепишите, расставив знаки препинания .
- Зазвучала музыка ♦ гости оживились.
- Дед оказался прав ♦ к вечеру пришла гроза.
- Ехал сюда ♦ рожь начинала желтеть.
- Обмануть меня не трудно ♦ я сам обманываться рад
Уровень С
Перепишите, расставив знаки препинания.
- Зазвучала музыка ♦ гости оживились. (И)
- Дед оказался прав ♦ к вечеру пришла гроза. (Дополняет)
- Ехал сюда ♦ рожь начинала желтеть. (Когда)
- Обмануть меня не трудно ♦ я сам обманываться рад (Потому что)
Карточка лентяя
, ;
-
Одновременность;
Последовательность
(;) – если в предложении есть осложненение
:
Противопоставление (но)
Сопоставление(а)
Время(когда)
Условие (если)
Вывод (поэтому)
Причина(потому что)
Поясняет содержание первого (а именно)
Дополняет сказуемое в первом (Что)
- Перепишите, расставив знаки препинания .
- Зазвучала музыка ♦ гости оживились. (последовательность)
- Дед оказался прав ♦ к вечеру пришла гроза .(Дополняет сказуемое)
- Ехал сюда ♦ рожь начинала желтеть. ( первое предложение указывает на время. Когда ехал сюда…)
- Обмануть меня не трудно ♦ я сам обманываться рад. (причина. Обмануть меня не трудно, потому что я сам обманываться рад.)
В ы в о д ы
Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он обозначает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!