СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогических чтениях

Просмотр содержимого документа
«Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы»

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы

Технология

дифференцированного обучения

на уроках русского языка и литературы

 Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

К.Д. Ушинский

Дифференцированное обучение  – это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых

Дифференцированное обучение – это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых

 технология уровневой дифференциации «Возьми столько, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного!»

технология уровневой дифференциации

«Возьми столько, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного!»

Виды дифференциации Внутренняя ( внутриклассная)–  различное обучение детей в классе, с учётом индивидуальных способностей и особенностей учащихся. Внешняя (все другие виды дифференциации) – создание относительно стабильных групп, в которых различается содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования. Внутренняя ( внутриклассная)–  различное обучение детей в классе, с учётом индивидуальных способностей и особенностей учащихся.  Внешняя (все другие виды дифференциации) – создание относительно стабильных групп, в которых различается содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования.

Виды дифференциации

Внутренняя ( внутриклассная)– различное обучение детей в классе, с учётом индивидуальных способностей и особенностей учащихся.

Внешняя (все другие виды дифференциации) – создание относительно стабильных групп, в которых различается содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования.

  • Внутренняя ( внутриклассная)– различное обучение детей в классе, с учётом индивидуальных способностей и особенностей учащихся. Внешняя (все другие виды дифференциации) – создание относительно стабильных групп, в которых различается содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования.
Основная задача дифференцированного обучения  - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». Основная задача дифференцированного обучения  - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Основная задача дифференцированного обучения  - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

  • Основная задача дифференцированного обучения  - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Целевые ориентации дифференцированного обучения: Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся .

Целевые ориентации дифференцированного обучения:

  • Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
  • Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся .
Уровневая дифференциация Положительные аспекты: Исключается неоправданная уравниловка и усреднение детей; Появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания; Появляется необходимость более эффективно работать с трудными учащимися; Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех; Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах;  В группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться.

Уровневая дифференциация

Положительные аспекты:

  • Исключается неоправданная уравниловка и усреднение детей;
  • Появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
  • Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;
  • Появляется необходимость более эффективно работать с трудными учащимися;
  • Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех;
  • Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах;
  • В группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться.
Уровневая дифференциация Отрицательные аспекты: Деление детей по уровню развития негуманно; Высвечивается социально-экономическое неравенство; Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, соревноваться с ними; Переход в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства; Понижается уровень мотивации учения в слабых группах;  Перекомплектование разрушает классные коллективы.

Уровневая дифференциация

Отрицательные аспекты:

  • Деление детей по уровню развития негуманно;
  • Высвечивается социально-экономическое неравенство;
  • Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, соревноваться с ними;
  • Переход в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
  • Понижается уровень мотивации учения в слабых группах;
  • Перекомплектование разрушает классные коллективы.
Группа С ♦ Отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. ♦ Плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации. ♦ Затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации. ♦ Не могут долго удерживать внимание. ♦ Слабо знают ранее изученный материал. ♦ Имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности. Задача педагога: 1 . Проблема преодоления неуспеваемости – это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы. 2. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы, стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме. 3. На партах – словари и «папка – помощница».

Группа С

Отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии.

Плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации.

Затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации.

Не могут долго удерживать внимание.

Слабо знают ранее изученный материал.

Имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.

Задача педагога:

1 . Проблема преодоления неуспеваемости – это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы.

2. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы, стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме.

3. На партах – словари и «папка – помощница».

Группа В ♦ ♦  Имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности.  ♦ У них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.  Задача педагога: Главное внимание нужно уделить развитию познавательной активности учащихся, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах. Таким учащимся необходимо создавать условия для развития.

Группа В

♦ ♦ Имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности.

У них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.

Задача педагога:

  • Главное внимание нужно уделить развитию познавательной активности учащихся, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах.
  • Таким учащимся необходимо создавать условия для развития.
Группа А ♦ Имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу. ♦ Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного труда. ♦ Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны. Задача педагога: 1. Тщательно организовать учебную деятельность учащихся. 2. Подбор заданий высокой сложности. 3. Не увеличивая объем, разнообразить задания. Задания для группы Например: составление текстов диктантов; 2) составление карточек-заданий по изученному материалу; 3) сочинение лингвистических сказок; 4) работа с дополнительной литературой; 5) выполнение обязанностей консультанта; 6) работа «учителем» (фрагменты урока).

Группа А

Имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу.

Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного труда.

Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны.

Задача педагога:

1. Тщательно организовать учебную деятельность учащихся.

2. Подбор заданий высокой сложности.

3. Не увеличивая объем, разнообразить задания.

Задания для группы

Например:

  • составление текстов диктантов;

2) составление карточек-заданий по изученному материалу;

3) сочинение лингвистических сказок;

4) работа с дополнительной литературой;

5) выполнение обязанностей консультанта;

6) работа «учителем» (фрагменты урока).

Зачет по теме «Словообразование» I уровень № 1. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания. полянка; перелистать; задумались; преграда.  № 2. От какого слова образовано слово МОЛОДОСТЬ? молодеть; молодежь; смолоду; молодой.

Зачет по теме «Словообразование»

I уровень

1. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.

  • полянка;
  • перелистать;
  • задумались;
  • преграда.

2. От какого слова образовано слово МОЛОДОСТЬ?

  • молодеть;
  • молодежь;
  • смолоду;
  • молодой.
Зачет по теме «Словообразование» II уровень № 1. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов? Душа – душевный – задушевный – задушевность. Томить – утомить – утомительный – утомительно. Цена – ценить – оценить – переоценка.  № 2. Найдите ошибку в определении способа образования слова: 1) болтун – суффиксальный; 2) пылесос – сложение основ; 3) ванная – переход из одной части речи в другую; 4) переходник – приставочный.

Зачет по теме «Словообразование»

II уровень

1. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

  • Душа – душевный – задушевный – задушевность.
  • Томить – утомить – утомительный – утомительно.
  • Цена – ценить – оценить – переоценка.
  • 2. Найдите ошибку в определении способа образования слова:

1) болтун – суффиксальный;

2) пылесос – сложение основ;

3) ванная – переход из одной части речи в другую;

4) переходник – приставочный.

Зачет по теме «Словообразование» III уровень Дан ряд слов: виноградник, осинник, ежевичник. Можно ли в этот ряд включить слово подсолнечник ?  Напишите небольшое сочинение-объяснение.

Зачет по теме «Словообразование»

III уровень

Дан ряд слов: виноградник, осинник, ежевичник. Можно ли в

этот ряд включить слово подсолнечник ?

Напишите небольшое сочинение-объяснение.

Уровень А Перепишите, расставив знаки препинания . Зазвучала музыка гости оживились. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза. Ехал сюда рожь начинала желтеть. Обмануть меня не трудно я сам обманываться рад

Уровень А

Перепишите, расставив знаки препинания .

  • Зазвучала музыка гости оживились.
  • Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
  • Ехал сюда рожь начинала желтеть.
  • Обмануть меня не трудно я сам обманываться рад
Уровень B Перепишите, расставив знаки препинания . Зазвучала музыка ♦ гости оживились. Дед оказался прав ♦ к вечеру пришла гроза. Ехал сюда ♦ рожь начинала желтеть. Обмануть меня не трудно ♦ я сам обманываться рад

Уровень B

Перепишите, расставив знаки препинания .

  • Зазвучала музыка ♦ гости оживились.
  • Дед оказался прав ♦ к вечеру пришла гроза.
  • Ехал сюда ♦ рожь начинала желтеть.
  • Обмануть меня не трудно ♦ я сам обманываться рад
Уровень С Перепишите, расставив знаки препинания. Зазвучала музыка ♦ гости оживились. (И) Дед оказался прав ♦ к вечеру пришла гроза. (Дополняет) Ехал сюда ♦ рожь начинала желтеть. (Когда) Обмануть меня не трудно ♦ я сам обманываться рад (Потому что)

Уровень С

Перепишите, расставив знаки препинания.

  • Зазвучала музыка ♦ гости оживились. (И)
  • Дед оказался прав ♦ к вечеру пришла гроза. (Дополняет)
  • Ехал сюда ♦ рожь начинала желтеть. (Когда)
  • Обмануть меня не трудно ♦ я сам обманываться рад (Потому что)
Карточка лентяя , ; - Одновременность; Последовательность (;) – если в предложении есть осложненение : Противопоставление (но) Сопоставление(а) Время(когда) Условие (если) Вывод (поэтому) Причина(потому что) Поясняет содержание первого (а именно) Дополняет сказуемое в первом (Что) Перепишите, расставив знаки препинания . Зазвучала музыка ♦  гости оживились. (последовательность) Дед оказался прав ♦ к вечеру пришла гроза .(Дополняет сказуемое) Ехал сюда ♦ рожь начинала желтеть. ( первое предложение указывает на время. Когда ехал сюда…) Обмануть меня не трудно ♦ я сам обманываться рад. (причина. Обмануть меня не трудно, потому что я сам обманываться рад.)

Карточка лентяя

, ;

-

Одновременность;

Последовательность

(;) – если в предложении есть осложненение

:

Противопоставление (но)

Сопоставление(а)

Время(когда)

Условие (если)

Вывод (поэтому)

Причина(потому что)

Поясняет содержание первого (а именно)

Дополняет сказуемое в первом (Что)

  • Перепишите, расставив знаки препинания .
  • Зазвучала музыка ♦ гости оживились. (последовательность)
  • Дед оказался прав ♦ к вечеру пришла гроза .(Дополняет сказуемое)
  • Ехал сюда ♦ рожь начинала желтеть. ( первое предложение указывает на время. Когда ехал сюда…)
  • Обмануть меня не трудно ♦ я сам обманываться рад. (причина. Обмануть меня не трудно, потому что я сам обманываться рад.)
В ы в о д ы Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он обозначает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

В ы в о д ы

Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он обозначает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!