СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальны технология проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения на уроках биологии»

  Реализация деятельностного подхода через технологию проблемного обучения на уроках биологии.   Фрышкина В. В., учитель биологии МБОУ «Хоринская СОШ № 1 им. Д. Ж. Жанаева»

Реализация деятельностного подхода через технологию проблемного обучения на уроках биологии.

Фрышкина В. В., учитель биологии

МБОУ «Хоринская СОШ № 1

им. Д. Ж. Жанаева»

Ситуация разрыва между тем что есть и что должно быть  Выпускник основной школы согласно ФГОС: Реалии дня: Активно и заинтересованно познающий мир; Способный применять полученные знания на практике; Понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.   Современный школьник не готов к активному получению знаний. Столкнувшись с проблемами не готов к их решению.

Ситуация разрыва между тем что есть и что должно быть

Выпускник основной школы согласно ФГОС:

Реалии дня:

  • Активно и заинтересованно познающий мир;
  • Способный применять полученные знания на практике;
  • Понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

  • Современный школьник не готов к активному получению знаний.
  • Столкнувшись с проблемами не готов к их решению.
Системно-деятельностный подход как средство разрешения проблемы Системно-деятельностный подход предполагает:   Технология проблемного  обучения – это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способами их решения. Идея проблемного обучения разрабатывалась советскими психологами: С. Л.   Рубинштейном, Д.Н.   Богоявлинским, а так же М.А.   Даниловым, М.Н.   Скаткиным и др. научить получать знания (учить учиться) научить работать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Системно-деятельностный подход как средство разрешения проблемы

Системно-деятельностный подход предполагает:

  • Технология проблемного обучения – это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способами их решения.
  • Идея проблемного обучения разрабатывалась советскими психологами: С. Л.   Рубинштейном, Д.Н.   Богоявлинским, а так же М.А.   Даниловым, М.Н.   Скаткиным и др.
  • научить получать знания (учить учиться)
  • научить работать (учение для труда)
  • научить жить (учение для бытия)
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни)

 Создать возможность ребятам оценивать свои результаты  Провести диагностику результатов применения технологии проблемного обучения.  Задействовать все приемлемые методы и формы проблемного обучения Цель моей педагогической деятельности:   усилить и оживить познавательную деятельность каждого ребенка, путем создания пространства, в котором учащиеся самостоятельно начнут приобретать знания.  Оценить школьный курс биологии на возможность применения педагогической технологии проблемно обучения Задачи,  стоящие передо мной  Способствовать развитию метапредметных результатов

Создать возможность ребятам оценивать свои результаты

Провести диагностику результатов применения технологии проблемного обучения.

Задействовать все приемлемые методы и формы проблемного обучения

Цель моей педагогической деятельности: усилить и оживить познавательную деятельность каждого ребенка, путем создания пространства, в котором учащиеся самостоятельно начнут приобретать знания.

Оценить школьный курс биологии на возможность применения педагогической технологии проблемно обучения

Задачи, стоящие передо мной

Способствовать развитию метапредметных результатов

Ключевые понятия  проблемного обучения: Проблемное обучение – обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – начальный момент мыслительного процесса обучающихся, осознанное затруднение, пути преодоления которого необходимо самостоятельно найти. Проблемное задание (познавательная, поисковая задача) – задание, способ выполнения и результат которого учащимся заранее неизвестны, но уровень их подготовки позволяет самостоятельно найти способ его выполнения и получить ответ.

Ключевые понятия проблемного обучения:

  • Проблемное обучение – обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций.
  • Проблемная ситуация – начальный момент мыслительного процесса обучающихся, осознанное затруднение, пути преодоления которого необходимо самостоятельно найти.
  • Проблемное задание (познавательная, поисковая задача) – задание, способ выполнения и результат которого учащимся заранее неизвестны, но уровень их подготовки позволяет самостоятельно найти способ его выполнения и получить ответ.
Структура проблемного урока  Постановка учебной проблемы  Осознание проблемы. Построения гипотезы и ее проверки . Применение знаний для решения конкретных задач Творческое применение «открытых» знаний

Структура проблемного урока

Постановка учебной проблемы

Осознание проблемы.

Построения гипотезы и ее проверки .

Применение знаний для решения

конкретных задач

Творческое применение

«открытых» знаний

Осуществление проблемного урока

Этапы

Деятельность учителя

Обеспечивает личностно значимую для ученика постановку учебной задачи

Деятельность ученика

Участвует в постановке учебной задачи, ее переопределении

Формируемые умения

Стимулирует учеников высказываться без боязни ошибиться, побуждает к анализу собственных затруднений

Участвует в выявлении проблемы, противоречия; предлагает свое видение проблемы

Умение анализировать, умение развертывать условие задачи

Организует поиск решения задачи путем раскрытия субъектного опыта ученика, ориентирует на различные способы действий, поощряет нестандартные учебные действия

Обучает приемам развития внимания, восприятия, памяти, мышления, эвристическим приемам, методам доказательства

Умение переформулировать условие задачи, умение моделировать

Выдвигает свои идеи, гипотезы; обсуждает их с учителем и другими учениками; предлагает свои варианты решения

Участвует в осуществлении решения, критически осмысливает слова учителя и других учеников

Умение планировать, умение применять различные эвристики

Обучает способам смысловой интерпретации результатов, оценивает деятельность учеников в первую очередь по процессу получения результата

Умение аргументировать действия, умение выявлять обобщенный алгоритм решения

Учится выделять метод решения, ход получения знания, отделять способ решения от его результата; анализирует свою учебную деятельность

Умение осуществлять анализ

Постановка учебной проблемы

Создание проблемной

Построения гипотезы и ее

ситуации

проверки

Применение знаний для

решения

Творческое применение

конкретных задач

«открытых» знаний

Методы проблемного обучения Частично – поисковый Проблемного изложения Исследовательский  Эвристическая беседа

Методы проблемного обучения

Частично – поисковый

Проблемного изложения

Исследовательский

Эвристическая беседа

Проблемная задача  (тема: «Причины устойчивости биоценозов») Ученые считают, что комары повинны в том, что являются переносчиками многих инфекционных заболеваний и из-за них погибло множество людей, живших на Земле во все времена и эпохи. Как это происходит? Вы все знаете, что комары (комарихи) – кровососы. Прокалывая кожу здорового человека, они могут перенести инфекцию от больного человека к здоровому. И вообще, комары – очень назойливые насекомые. Не случайно А. С. Пушкин писал: Ах, лето красное, любил бы я тебя. Когда б ни зной, да комары, да мухи… Так может быть, изобрести какое-нибудь средство и начать уничтожение комаров?

Проблемная задача (тема: «Причины устойчивости биоценозов»)

Ученые считают, что комары повинны в том,

что являются переносчиками многих инфекционных

заболеваний и из-за них погибло множество

людей, живших на Земле во все времена и эпохи.

Как это происходит? Вы все знаете, что комары

(комарихи) – кровососы. Прокалывая кожу

здорового человека, они могут перенести инфекцию

от больного человека к здоровому. И вообще,

комары – очень назойливые насекомые.

Не случайно А. С. Пушкин писал:

Ах, лето красное, любил бы я тебя.

Когда б ни зной, да комары, да мухи…

Так может быть, изобрести какое-нибудь

средство и начать уничтожение комаров?

Решение проблемы Б. Заходер сказал: «Все-все на свете нужны, и мошки не меньше, чем слоны»

Решение проблемы

Б. Заходер сказал:

«Все-все на свете нужны, и мошки не меньше, чем слоны»

Исследовательский метод  Практическая работа «Подсчет пульса в разных условиях».  Проблемная задача : верно ли, что частота сердечных сокращений зависит от состояния организма?

Исследовательский метод

Практическая работа «Подсчет пульса в разных условиях».

Проблемная задача : верно ли, что частота сердечных сокращений зависит от состояния организма?

Поисковые умения: Учитывать и соотносить все данные в условии задачи между собой и с требованием задачи, выяснять их согласованность и противоречивость. Выявлять избыточные и недостающие данные. Соотносить шаги поиска решения между собой и с вопросом задачи. Доказывать каждый вывод. Стремиться к исчерпыванию всех возможных доказательств и определять их достаточность. Стремиться к исчерпыванию всех возможных выводов в соответствии с вопросом задачи. Проверять решение и его соответствие требованию задачи.

Поисковые умения:

  • Учитывать и соотносить все данные в условии задачи между собой и с требованием задачи, выяснять их согласованность и противоречивость.
  • Выявлять избыточные и недостающие данные.
  • Соотносить шаги поиска решения между собой и с вопросом задачи.
  • Доказывать каждый вывод.
  • Стремиться к исчерпыванию всех возможных доказательств и определять их достаточность.
  • Стремиться к исчерпыванию всех возможных выводов в соответствии с вопросом задачи.
  • Проверять решение и его соответствие требованию задачи.
От проблемной задачи – к исследованию, к компетенциям – через УУД   К общеучебным универсальным учебным действиям согласно ФГОС относятся: Логические универсальные учебные действия предполагают: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Универсальные учебные действия постановки и решения проблем входят следующие: анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

От проблемной задачи – к исследованию, к компетенциям – через УУД

К общеучебным универсальным учебным действиям согласно ФГОС относятся:

Логические универсальные учебные действия предполагают:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска,
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Универсальные учебные действия постановки и решения проблем входят следующие:

  • анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков,
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Заказник Худакский

Заказник Худакский

Исследовательские работы и результаты Дата Предмет, тема 2011 Экология 9 класс Проблема 2012 «Рекреационная нагрузка на зону природного источника» Уровень Проблема воздействия человека на зону природного источника. 2013 Экология 11 класс Экология 9 класс Районный, 2 место « Реинтродукция тарбаганов в Худакском заказнике» Проблема восстановления диких популяций. 2014 «Сакральные места Худакского заказника» Республиканский, участие Биология 8 класс  Биология 9 класс Районный, 2 место Проблема формирования толерантного сознания у учащихся. Республиканский, участие «Оптимальные методы хранения клубней георгин» «Новые методы борьбы с фитофторой» Районный, 2 место Проблема условий для хранения клубней георгин. Республиканский, участие Районный, 1 место Проблема борьбы с фитофторозом. Районный, 1 место Республиканский - Республиканский - 2 место 4 место

Исследовательские работы и результаты

Дата

Предмет, тема

2011

Экология 9 класс

Проблема

2012

«Рекреационная нагрузка на зону природного источника»

Уровень

Проблема воздействия человека на зону природного источника.

2013

Экология 11 класс

Экология 9 класс

Районный, 2 место

« Реинтродукция тарбаганов в Худакском заказнике»

Проблема восстановления диких популяций.

2014

«Сакральные места Худакского заказника»

Республиканский, участие

Биология 8 класс

Биология 9 класс

Районный, 2 место

Проблема формирования толерантного сознания у учащихся.

Республиканский, участие

«Оптимальные методы хранения клубней георгин»

«Новые методы борьбы с фитофторой»

Районный, 2 место

Проблема условий для хранения клубней георгин.

Республиканский, участие

Районный, 1 место

Проблема борьбы с фитофторозом.

Районный, 1 место

Республиканский -

Республиканский -

2 место

4 место

Исследование мотивации обучающихся  к изучению биологии  по методике Люшера «Цветовой тест отношений» Цель исследования: выявление динамики учебной мотивации и эмоционального отношения обучающихся к предмету. В исследовании принимали участие ученики 10 класса. Вывод: Наблюдается положительная динамика уровня мотивации к изучению биологии среди учащихся 10 класса.

Исследование мотивации обучающихся к изучению биологии по методике Люшера «Цветовой тест отношений»

Цель исследования:

  • выявление динамики учебной мотивации и эмоционального отношения обучающихся к предмету.

В исследовании принимали участие ученики 10 класса.

Вывод: Наблюдается положительная динамика уровня мотивации к изучению биологии среди учащихся 10 класса.

Поступление учащихся в учебные заведения с биологическим профилем Учебный год Количество поступивших 2012 Учебное заведение 5 2012 3 Медицинский ВУЗ (г. Красноярск, г. Иркутск) 2013 Медицинский колледж (г. Улан - удэ) 5 2013 2 Медицинский ВУЗ (г. Красноярск, г. Иркутск, г. Томск) Медицинский колледж (г. Улан - удэ)

Поступление учащихся в учебные заведения с биологическим профилем

Учебный год

Количество поступивших

2012

Учебное заведение

5

2012

3

Медицинский ВУЗ (г. Красноярск, г. Иркутск)

2013

Медицинский колледж (г. Улан - удэ)

5

2013

2

Медицинский ВУЗ (г. Красноярск, г. Иркутск, г. Томск)

Медицинский колледж (г. Улан - удэ)

Качество знаний учащихся по биологии Учебный год Качество знаний ( % ) 2011 – 2002 62 2002 – 2013 Средний балл 2013 – 2014 65,7 Успеваемость ( % ) 3,6 100 63,3 3,5 100 3,8 100

Качество знаний учащихся по биологии

Учебный год

Качество знаний ( % )

2011 – 2002

62

2002 – 2013

Средний балл

2013 – 2014

65,7

Успеваемость ( % )

3,6

100

63,3

3,5

100

3,8

100

Учебный год 2001-12 Класс 2012-13 Количество участников 9 9 2013-14 Средний балл 19 3,7 Успеваемость 9 21 100 3,5 19 100 3,6 100 Результаты ГИА Учебный год 2011-12 Класс 2012-13 Кол-во 11 10 11 Средний балл участников 8 54 Минимальный 66,7 35 балл Максимальный 45 82 Баллы 77 Результаты ЭГЭ

Учебный год

2001-12

Класс

2012-13

Количество участников

9

9

2013-14

Средний балл

19

3,7

Успеваемость

9

21

100

3,5

19

100

3,6

100

Результаты

ГИА

Учебный год

2011-12

Класс

2012-13

Кол-во

11

10

11

Средний балл

участников

8

54

Минимальный

66,7

35

балл

Максимальный

45

82

Баллы

77

Результаты

ЭГЭ

Результативность участия учащихся во всероссийской олимпиаде  школьников (ВОШ) по биологии и экологии Год Предмет 2011 Уровень Биология 11 класс 2012 Биология 8 класс Экология 11 класс Районный, 1 место 2013 Районный, 2 место Биология 9 класс Биология 9 класс 2014 Участие в республике Экология 10 класс Экология 10 класс Районный, 3 место Районный, 2 место Экология 11 класс Районный, 1 место Районный 1 и 2 место Районный 1 место Участие в республике Республика 3 место Участие учащихся в дистанционных конкурсах (Всероссийский уровень) Год 2011 Название конкурса Количество участников 2012 Всероссийская олимпиада по биологии «Олимпус» Результат 2013 10  Олимпиада «Человек и природа» Участие и призовые места на муниципальном уровне 25 Олимпиада «Человек и природа» Участие и призовые места на муниципальном уровне 12 Участие и призовые места на муниципальном уровне

Результативность участия учащихся во всероссийской олимпиаде школьников (ВОШ) по биологии и экологии

Год

Предмет

2011

Уровень

Биология 11 класс

2012

Биология 8 класс

Экология 11 класс

Районный, 1 место

2013

Районный, 2 место

Биология 9 класс

Биология 9 класс

2014

Участие в республике

Экология 10 класс

Экология 10 класс

Районный, 3 место

Районный, 2 место

Экология 11 класс

Районный, 1 место

Районный 1 и 2 место

Районный 1 место

Участие в республике

Республика 3 место

Участие учащихся в дистанционных конкурсах (Всероссийский уровень)

Год

2011

Название конкурса

Количество участников

2012

Всероссийская олимпиада по биологии «Олимпус»

Результат

2013

10

Олимпиада «Человек и природа»

Участие и призовые места на муниципальном уровне

25

Олимпиада «Человек и природа»

Участие и призовые места на муниципальном уровне

12

Участие и призовые места на муниципальном уровне


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!