СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения на уроках литературы в условиях обновленных ФГОС в 5 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт создания проблемных ситуаций на уроках литературы в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения на уроках литературы в условиях обновленных ФГОС в 5 классе.»

Технология проблемного обучения на уроках литературы

в условиях введения ФГОС в 5 классе


В стандарте нового поколения содержания образования четко обозначены требования к его результатам. Изменился подход к организации учебного процесса. В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую деятельность. И здесь я использую опыт работы по применению технологии проблемного обучения. На уроке мы создаём условия и направляем деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной деятельности на уроке. Литература – один из самых важных предметов в образовании, который является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Уроки литературы в 5 классе впервые в 2013\14 учебном году преподавала по учебникам нового поколения (авторы Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П) Опыт работы позволил мне понять новые подходы к ведению уроков в 5 классе. На уроках литературы в соответствии с новыми стандартами, чтобы усилить мотивацию ребенка к познанию литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни, широко применяю технологию проблемного обучения. Именно технология проблемного обучения способствует вовлечению детей в процесс познания. Через ведение проблемного диалога учащиеся формулируют тему и цель урока.

Проблемное обучение позволяет сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес к решению проблем, развить способность доказательного рассуждения. Технология проблемного обучения позволяет мне создать такие условия для развития учащихся, когда реализуется развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации.

Какие же этапы помогают мне осуществить на практике такой подход? Безусловно, создание проблемной ситуации. И данный вид работы происходит с первых минут урока. Затем важно осознание сущности затруднения и постановка проблемы учащимися. Важным моментом в организации урока в условиях ФГОС является самостоятельность учащихся в нахождении способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы. Учителю важно не только создать проблемную ситуацию, но и суметь подвести учащихся решению вопроса.

Эффективный приём – создание противоречий и поиск способа их разрешения. Задания проблемного характера побуждают учащихся не только сравнивать, но и обобщать, делать выводы. Технология проблемного обучения - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыкам. В рамках ФГОС обучение уже предполагает самостоятельный поиск решения.

На уроках литературы формирую задания так, что на уроках нового знания учащиеся получают результат в ходе решения теоретических и практических проблем; в процессе работы они преодолевает все трудности, самостоятельность достигает высокого уровня. Повышается активность учащихся, а это способствует развитию позитивных мотивов, результаты обучения относительно высокие и устойчивые.

Цель моей работы на уроке не показать путь решения проблемы, а активизировать учащихся, поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям, а привести в систему порядок умственных действий.

Опыт работы в старших классах позволяет мне отметить, что проблемное обучение- наиболее эффективное средство формирования взгляда на мир. Уроки литературы позволяют формировать критическое мышление, и самостоятельное решение проблем превращает знания в убеждения, так как только проблемный и поисковый подход к анализу всех процессов и явлений действительности формирует у детей систему прочных и глубоких убеждений.

Урок литературы предполагает и творческую деятельность. И с этой точки зрения можно выделить два основных вида проблемного обучения.

Научное творчество – такой вид, когда ученики открывают новое понятие, правило, своего рода теоретическое исследование. В 5 классе это можно организовать при изучении теории литературы.

Практическое творчество организую как поиск практического применения известного знания в новой ситуации. На основе воображения учащиеся отображают действительность ( сочинения, рисование, мини – проекты).

Механизм организации проблемного обучения состоит из трёх этапов:

Название


Содержание

Результат

1.Постановка проблемы

Возникновение проблемной ситуации

Методы - диалог; «яркое пятно» и «актуальность».

Осознание противоречия

Формулирование проблемы

Развитие коммуникативной компетентности

2.Поиск решения

Методы поиска решения: наблюдение и побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, подводящий к знанию диалог.


Развитие образовательной, коммуникативной и информационной компетентности

3.Выражение решения

Результат – вывод, самостоятельно сформулированный

Продукт – новое знание и формирование ключевых компетентностей

В условиях введения ФГОС урок литературы должен быть направлен на формирование метапредметных и личностных результатов. А это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку обязательно продумываю свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций. Организуя урок литературы в 5 классе, я пришла к выводу, что если я сделаю обязательные шаги по построению урока, он будет успешным и результативным. Что же это за шаги?

1 шаг. Какое открытие мы сделаем сегодня, то есть - определение нового. Это может быть новое литературное понятие, термин, а может быть своё отношение к герою, событию.


2 шаг. Создание проблемной ситуации. Заранее продумывая ситуацию, я не могу предвидеть и то, что она может на уроке импровизировано возникнуть. Считаю, наивысшей точкой пилотажа в работе учителя, если урок, сочетаясь с планом, может повернуть в импровизированное русло, но результат при этом достигается. Важно, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. И это как раз новые подходы в обучении по ФГОС. Механизм этого этапа заключается в том, что я это организую двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ - учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога я подвожу их к осознанию того, что знаний не хватает и необходимо искать путь к получению нового. Второй способ - это сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. Когда учащиеся сравнивают, находят несовпадения, противоречия, это ведёт к удивлению – в как итог – формулирование проблемы.

3 шаг. Планирование работы учащихся. Проблема четко обозначена, и здесь важно применить такие приёмы и способы, которые бы привели учащихся к разрешению противоречия.

4 шаг. Планирование результата. На уроке по изучению произведения Короленко «Дети подземелья», мы искали ответ на вопрос: Почему изменилось отношение отца к сыну?, Какие события повлияли на о, что отец стал ближе к сыну? На данном этапе дети наблюдали, оценивали, спорили, доказывали, делали вывод.

Новым смыслом наполняется урок, когда дети самостоятельно через спор, анализ и наблюдение двигаются к решению.

Технологию проблемного обучения использую на многих уроках русского языка и литературы уже много лет, впервые я подошла с позиции требований ФГОС. Можно с уверенностью сказать, что проблемное обучение будет актуальным всегда. Сочетаясь с поисковым и исследовательскими методами, оно позволяет решать основные задачи литературного образования в школе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!