СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проектирования современного урока по русскому языку на тему

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -  «открытие» нового знания

Просмотр содержимого документа
«Технология проектирования современного урока по русскому языку на тему»

Технология проектирования современного урока по русскому языку на тему «Заговори ,чтобы я тебя увидел .»

 Технологическая карта урока по дисциплине Русский язык и культура речи на  тему «Заговори ,чтобы я тебя увидел»


   Методический материал для преподавателя по проектированию урока по Русскому языку и культуре речи на тему "Культура речи". Содержит технологическую карту, план урока и поясняющую презентацию. Цель проектируемого урока - формирование у обучающихся деятельностных способностей и умений реализации новых способов  действия.

                                                                                                 

                             

Русский язык и культура речи

Тема  урока:

Заговори ,чтобы я тебя увидел .


Тип урока:

Урок -  «открытие» нового знания

Цель темы:

Деятельностная цель

Содержательная цель

- формирование у обучающихся деятельностных способностей    

- формирование у обучающихся умений

реализации новых способов  действия

Расширение понятийной базы

за счет включения в

нее новых элементов.

Формируемые        УУД  в рамках нормативно – возрастного развития личностной и познавательной сфер обучающихся.

 - Регулятивные действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: 

формирование умения  ставить цель и задачи на основе соотнесения того, что знают и того, что ещё неизвестно;

 формирование умения составлять план и последовательность действий с учетом конечного результата;

Формирование умения прогнозировать: предвосхищать результат и уровень усвоения, его временных характеристик:

формирование умения контролировать: сличать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

формирование умения корректировать: вносит корректив в способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и продуктом;

Формирование умения оценивать: выделить и осознать, что усвоено и что подлежит усвоению, осознать качество  и уровень усвоения.

Формирование волевой саморегуляции:  способности мобилизовать силу и энергию, совершать волевое усилие для выбора в ситуации мотивационного конфликта,  для преодоления препятствий.

-  Познавательные  действия, развивающие  способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска;

Знаково – символические действия: преобразовать в модель;

;умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 развитие символического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания;

развитие исследовательских  и творческих способностей:  резюмировать имеющиеся знания и полученную информацию,

обогащение понятийного запаса  учащихся по данной теме;

- Коммуникативные универсальные действия, обеспечивающие социальную компетенцию и учёт позиции других людей, партнеров по общению и деятельности:  

формирование способов взаимодействия  в группе: умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении и принятии решений

учиться строить  межличностное и продуктивное сотрудничество  в команде;

Личностные универсальные действия, обеспечивающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение:

- установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом (задаваться вопросом и находить ответ: какой смысл для меня учение);

- развитие Я – концепции и самооценки (развитие готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности

воспитательная: воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи.


Используемые технологии на уроке:

- Технология  «Развитие критического мышления»;

- технология  сбережения здоровья;

- технология формирования творческих способностей.  

-технология икт

Используемые приемы:

  Ведущие приемы:

 - заполнение  кластера,

-графическая  систематизация материала,

- прием рефлексии «Цветок»,

- физкультминутки  «Бабочки»,  «Пробуждение»

- поиск ответов на поставленные вопросы,

- написание творческих работ,

- исследование по отдельным вопросам темы,

- защита проектов.

Основные понятия:

Культура речи,  орфоэпия, нормы речи, культурный человек, грамматические нормы.

Ресурсы:

Кабинет, персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, набор для оформления плакатов, карточки с заданиями, медиапродукт в виде наглядной презентации учебного материала (15 слайдов в Power Point).

Формы организации  работы:

Индивидуальная,  коллективная (планирование урока совместно, запись коллективного плана  на карточках на доске, единая общая цель), парная,  групповая

Предварительная подготовка:

Поиск материала урока,  сценарий урока,

Подготовка по ИКТ: видеоролик  «Из жизни школьников»,  медиапродукта- презентации  в Power Point,  

Подготовка:  заданий для групповых работ,  карточек с заданиями, лепесточков с записью  начала  предложения для рефлексии.

Межпредметные связи:

Литература,  русский язык, английский язык, истори

                         






«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело»

Д. С. Лихачев

Эпиграф: Покуда человек не говорит,

Неведом дар его, порок сокрыт.

Саади



Цели:

- развивающая: выработка способности видеть нарушения норм литературного языка; формирование умения правильно использовать эмоционально и стилистически окрашенные слова для придания речи яркости и выразительности;

- образовательная: ознакомление с предметом и задачами культуры речи как науки, ее основными разделами: нормативным, речевым, коммуникативным, этическим;

- воспитательная: воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи.

Тип урока: комбинированный.

Вид: урок с элементами практикума.

Оборудование: плакат-памятка, таблица, раздаточный материал для работы в группах.

Оформление класса: на стенде - плакат-памятка, выставка словарей.

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Организация класса

Эмоциональное погружение

2 мин.

Мотивация учебной деятельности

Постановка целей и задач урока (эпиграф, плакат-памятка)

1 мин.

Работа над темой урока

Работа в парах, диалог

Работа с таблицей

Игра «Верю – не верю»

Работа в группах: практикум по исследованию коммуникативных качеств речи

Прием «Микрофон»

7 мин

3 мин

3 мин

20 мин

5 мин.

Рефлексия, подведение итогов, оценивание


3 мин

Домашнее задание (разноуровневое)

Карточки для домашнего задания

1 мин.


Ход урока

Учитель:

- Внимание, на экран!

На экране кадр из кинофильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию":

Милославский:

- Положь трубку!

Бунша:

- Не положу!

Милославский:

- Ложи трубку, сказал!: Попрошу очистить царский кабинет.

Учитель:

На что вы обратили внимание? Чему вы улыбались?

Создана комическая ситуация: в речи героев допущены ошибки. Их речь нельзя назвать ни правильной, ни хорошей.

Вопрос. Какие требования предъявляются к хорошей речи?

правильность

точность

ясность

логичность

простота

богатство

сжатость

чистота

живость

благозвучие.

В. А в чем выражается неточность речи, её засоренность, бедность? Что мы имеем в виду, когда говорим, что речь неточная.

- Люди делают речевые ошибки.

- Таким образом, сделаем вывод - что же такое речевые ошибки?

Речевые ошибки - это проявление неточности речи, её засоренности, бедности и невыразительности.

Такие ошибки возникают в результате нарушения лексических, стилистических и грамматических норм языка.

В. Что может являться причинами речевых ошибок?

- Причинами речевых ошибок могут являться незнание точных значений слов, их стилистических характеристик, правил сочетаемости, неразличение паронимов, неумение пользоваться синонимическими возможностями языка и его стилистическими ресурсами в соответствии со сферой и ситуацией общения.

Неслучайно М.В.Ломоносов в своей "Риторике" приводит нам такой пример (поскольку суть стилистики - сказать одно и то же по - разному):

Робкая дева трепещет.

Трусливая девка дрожит.

(Ломоносов. Риторика)

В. В результате чего возникают грамматические ошибки?

- Грамматические ошибки возникают в результате нарушения грамматических норм литературного языка, т.е. нарушения правил образования слов и форм слов, а также норм словообразования.

В. Почему люди в большинстве своём не задумываются о какой-либо литературной норме, о том, что они совершают ошибки?

- Им кажется это нормой, потому что так говорят все.

Чем мы будем заниматься на уроке?

Определим цель.

Ребята, сегодня нам предстоит поработать не только над классификацией речевых и грамматических ошибок.

Наша задача заключается даже не в определении этих речевых ошибок, а в умении их видеть, замечать, не допускать, как можно более в корректной форме поправлять человека и постоянно работать над своей речью, следить за правильностью речи, точностью.

В. А как вы думаете, какие ошибки чаще всего встречаются? Вы провели исследовательскую работу- наблюдение за речью граждан, жителей ВЛАДИКАВКАЗА.

Ребята в течение месяца исследовали речь горожан ВЛАДИКАВКАЗА записывали фразы, услышанные в транспорте, магазине, на рынке, в гимназии, в бытовой ситуации и т. д., содержащие речевые ошибки. В этих конвертах - богатый материал, собранный вами, но распределённый по моему усмотрению. (Учащиеся класса разбиты на 3 группы. Каждой группе выдан конверт с заданиями).

Практическая часть урока.

Ваша задача - каждый, работая в группе, должен найти ошибку, исправить её, классифицировать.

I группа будет исправлять речевые ошибки, II - грамматические, III - орфоэпические.

За 10 минут все предложения нужно будет записать в исправленном виде, классифицируя ошибку.

Итак,

Двадцать девятое октября.

Классная работа.

Тема: . «Заговори, чтобы я тебя увидел».

В тетради записывается исправленный вариант и классифицируется ошибка (письменно). Затем каждая группа представляет свою работу. (В каждой группе выбран командир, корректирующий и оценивающий всю работу группы)

Речевые нормы. (1 - я группа)

Он сидит сложив руки (сложа руки)

Нарушение фразеологической сочетаемости.

Руководители предприятия настроены на деловой настрой

(тавтология)

У меня совсем худая куртка.

Погода-то совсем худая.

(неоправданное употребление просторечных слов).

Требуется менеджер с английским языком и компьютером.

(лексическая неполнота высказывания)

Продаются овощи навыезд.

Нарушение лексической сочетаемости.

Бежали за автобусом так, что пятки стучали. (сверкали)

Нарушение лексической сочетаемости

Часы двигались с перебоями.

Нарушение лексической сочетаемости.

Мальчик разбил половину стекла.

Нарушение лексической сочетаемости.

Все дети в школе охвачены горячим питанием.

Неправильное употребление слова.

Он был моим коллегой по работе.

Употребление лишнего слова.

Итоги будем подводить в мае месяце.

Употребление лишнего слова.

Не принимай желательное за действительное. (желаемое)

Неправильное употребление паронимов.

Учащиеся всех групп после получения задания записывают правильный вариант в тетради и выбранный командиром ученик озвучивает ответ (учащиеся 2-х других групп могут дополнять, корректировать и т.д.)

Грамматические нормы. (2 - я группа.) (Учащийся 2-й группы подготовил индивидуальное задание - презентацию о речевых ошибках А.С.Пушкина (см. Приложение 1, слайд1)

Вступление учителя к ответам ребят:

- обратим внимание на эпиграф:

Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю
!
А. С. Пушкин.

:Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо).

Остановлял взор на отдаленные громады;

останавливал

На теме гор

темени

Воил

выл

Был отказан

ему отказали

игумену

игумну

Я всегда был им искренне благодарен и всегда поправлял замеченное место.

- Вдумайтесь, Пушкин! И тем не менее, Пушкин правил по много раз свои рукописи, добиваясь, чтоб фраза была точной, лаконичной и красивой.

Перейдем к заданию 2-й группы. (Исправление грамматических ошибок.)

Грамматические нормы.

Новое поступление чулок и носок. (чулок и носков)

Работа должна быть закончена к первому августу. (ошибочное словообразование - августа).

По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив них будет разбит сквер. (неправильно образована форма местоимения)

Требуется диспетчерша для работы в режиме такси. (ошибки в образовании форм рода).

Кто нашел утерянный паспорт, верните за вознаграждения (ошибки в образовании форм числа).

Стало более красивее . (ошибка в употреблении сравнительной степени наречия)

Не допускать этот материал на страницы печати и телевидения. (ошибка в построении предложения с однородными членами).

Работая над сочинением, сначала составляются тезисы. (неправильное употребление деепричастного оборота).

С тех пор прошли 20 лет. (Нарушение согласования).

С двухстами рублями в кармане.(Правильный вариант - с двумястами).

Уже без двадцать восемь. (Самая типичная ошибка северодвинцев - неправильное употребление падежной формы: правильный вариант - без двадцати пяти.)

Оплатите за проезд. (Или оплатите проезд или заплатите за проезд.)

Орфоэпические ошибки. (3 - я группа).

В новых туфлях, идешь без туфель, одна пара туфель.

Все формы слова туфли нужно образовывать самостоятельно, ставя ударение.

Творог, правы, квартал, дозвониться.

Расставляется ударение, произносится правильный вариант.

По обеим (обоим) (сторонам, краям, лестницам).

По обеим сторонам, лестницам; по обоим краям.

Пюре, шинель, проект, депо, модель, майонез, кетчуп.

Произносится твёрдый и мягкий вариант.

Ты чего ревишь? Ревит и ревит.

Ревёшь, ревёт. (самая распространенная ошибка жителей Северодвинска.)

Стиральный порошок хранится долго.

В Северодвинске большая часть населения именно в этих словах ударение ставит неправильно.

СМП - Северное Машиностроительное предприятие - выпускает атомные подводные лодки.

Правильный вариант (эс эм пэ, а не распространённое сэ эм пэ.)

Большой выбор тортов.

Правильно поставить ударение.

От слов тапки, ботинки, лапти образовать формы единственного числа.

Одна тапка, один ботинок, один лапоть.

- Теперь хотелось бы узнать, насколько эта тема усвоена вами.

Не секрет, что такого рода задания есть в ЕГЭ, а т.к. мы с вами работаем на перспективу, я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Тест из ЕГЭ - презентация (на экране).(Приложение1)

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. СоздалАСЬ

2. ДОлжностей

3. ИзогнУтый

4. ЗвОнит

В каком предложении вместо слова вечный нужно употребить вековой?

Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с вечною трубкою в зубах, сидел у окна.

Густые заросли кустарника чередовались с вечными дубовыми рощами и березовыми лесочками.

Среди вечных человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.

В районах вечной мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

Вывод: Ребята! Цель нашей с вами работы - это не только заметить ошибку, исправить или не допустить.

Можем ли мы считать эту тему законченной?

Любой грамотный, образованный человек не должен допускать ошибок. Не должен!

Главная особенность человека - это способность говорить. Именно

умение говорить, общаться при помощи слов является основой вза-имоотношений в человеческом обществе. При помощи языка можно выразить чувства, обменяться мыслями. Грамотное владение своим языком - признак культурного человека. Культурный человек знает множество пословиц, поговорок. Смысл их всегда гораздо глубже, чем их буквальное значение.

Я. Козловский писал:

«Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать».

- Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он  должен был  высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь  человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей.

- Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке? (совершенствовать культуру речи)

- Как, по-вашему, какую речь можно назвать культурной?

(обучающиеся высказывают свое мнение)

- Все, что вы сказали, правильно. Давайте вместе четко определим признаки культурной речи и одновременно попытаемся проанализировать свою и чужую речь с точки зрения ее культуры.

3. Учебно-познавательная деятельность и интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Задание 1. Предлагаю вам рассмотреть 2 текста. Сравните их по объему, по теме, по основной мысли. Основное задание: сжать тексты. Напоминаю, что при сжатии не должен потеряться смысл текста, все микротемы должны сохраниться.

Текст 1.

Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа-а-юсь, смотрю будильник. Господи, будильник-то! Рано еще. А, думаю, покемарю еще. Вста-а-ла, говорю: ой,как неохота вставать такую рань!. Все равно встала кое-как. Ну ладно, пока завтрак, туда-сюда, конфорочку зажгла. Так, ну что? Яишенку, что ли, сделать? Толи два яйца разбить, толи одно? Разбила три. Думаю, зря, наверно, не съем ведь. А спать хочется… Яишенку приготовила, поела, а все равно спать хочу. Проклятый будильник!

Текст 2.

Писатели, журналисты и копирайтеры прекрасно знают - для того, чтобы текст был живым, автор должен "рисовать словами", как бы показывать читателю картинку, которую тот сможет себе представить. Использование же большого количества "слов без образа" - общих, неконкретных, нейтральных - делает текст "мёртвым", "картонным".

( варианты записи сжатого текста:

Текст 1. Проснулась рано, вставать неохота, но встала, приготовила яишенку из трех яиц, поела.

Текст 2. Писатели, журналисты, копирайтеры знают – чтобы текст был живым, нужно рисовать словами, показывать картинку. Использование большого количества общих, нейтральных слов делает текст мертвым.)

(Обучающиеся делают выводы)

Выводы: 1 текст больше по объему, но при сжатии стал меньше, так как он менее содержателен, в нем меньше важной информации, меньше мысли. Он не интересен для адресата.

- Итак, хорошая речь должна быть интересной для адресата, нести важную информацию, т.е. быть содержательной. Если речь не соответствует этому критерию, она становится пустословием, болтовней

- Учитель. Современная концепция культуры речи, разработанная в 90-е годы ХХ века проф. Е.Н. Ширяевым, включает три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Раскроем каждый из аспектов при помощи таблицы.

Аспекты культуры речи

Нормативный

Коммуникативный

Этический

Нормы:

орфоэпические

лексические

морфологические

синтаксические

орфографические

пунктуационные

Качества:

точность

логичность

чистота

богатство

выразительность

уместность

Речевой этикет:

вежливость

политкорректность

Культура речи – визитная карточка Вашего успеха!

- Учитель. Следующие задания помогут нам понять, насколько мы владеем культурой речи практически.

3. Нормативный аспект. Игра «Верю - не верю» (да - поднимаем правую руку, нет - левую).

1) В словах укрАинский, катАлог, вербА нарушены орфоэпические нормы.

2) Лексическое значение слова сформулировано неправильно: невежа – малообразованный, малосведущий человек.

3) Глагол победить не образует формы 1 лица настоящего или будущего простого времени.

4) В словосочетаниях импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель неправильно оформлен род имен существительных.

5) В предложении «Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о смысле жизни» нет синтаксической ошибки.

6) Наречия уж замуж невтерпеж пишутся с мягким знаком.

7) В предложении «Много говорено, да мало сказано» есть запятая.

4. Коммуникативный аспект. Практикум. Работа в группах (3 группы – точность, чистота, богатство речи). На доске 3 слогана:

Не говори шершавым языком (название передачи).

Давайте понимать друг друга с полуслова... (Б. Окуджава).

Как безгранична щедрость языка! (Н.Флеров).

Задания для всех групп:

1. Анализируем, действуем:

решаем лингвистические задачи; работаем с текстом;

выполняем коммуникативно-ситуативное задание.

2. Иллюстрируем: выбираем слоган (сочиняем синквейн).

3. Делаем выводы.

№ 1

А) Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.

Дальний родственник.

Еще молод и неопытен.

Очень умный.

Оказаться в глупом положении.

Все нипочем, ничто не страшно.

Б) Назовите причины возникновения двусмысленности в предложениях.

1. Сегодня мы всем классом ходили в Эрмитаж. - Ну, и что ты вынес оттуда?

2. Здоровье и уход день за днем (название стенда в больнице).

3. Эти расчеты по установке генератора мы просмотрели.

4. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов.

В) Отметьте в тексте синонимы, называющие красный цвет, постройте синонимический ряд, называющий оттенки синего цвета и опишите небо.

Многоликий закат

Безнадежно слеп тот, кто видит закат всего лишь в одном цвете. Он никогда не бывает только красным или алым. Цвет заката постоянно меняется. В какой-то миг он пунцовый, как щеки смутившейся девушки или рдяный, цвета кленовых листьев в конце октября. Несколько минут – и он становится кровавым, как бремя грехов человеческих. Время идет, меняется калейдоскоп цветов: вот закат кумачовый, как флаги, карминный, как губы горничных на старинных праздниках, рубиновый и гранатовый, как драгоценности знатных дам. И хотя любая красота не вечна, хотя закат уже червонный, а затем шарлаховый, он умирает с тем, чтобы завтра родиться вновь.

Г) Человека высокого и крупного по-русски могут назвать примерно такими словами: атлант, исполин, великан, богатырь, гигант, колосс, Гулливер, Геракл, Антей, верзила, дылда, амбал, слон, шкаф... Представьте себе, что вам поручено подобрать название для нового магазина готовой одежды больших размеров (от 52-го и выше). Какое (или какие) название вы выберете и почему? (Б.Норман «Язык как система знаков»).

Слоган (синквейн) _________________________________________________

Вывод: коммуникативное качество речи?_______________________________

№ 2

А) Назовите элементы, которые затрудняют понимание сказанного.

1. Эти приметы как бы подойдут для описания многих людей.

2. Надо знать то, что как, типа, идет пожар.

3. Я, так сказать, очень тороплюсь. Меня ждут, заждались, так сказать.

4. — Ну, это... Он её топить пошёл — этот, как его... Ну, у него ещё звуковой карты не было...

Б) Укажите тип употребления нелитературной единицы (диалектизм, канцеляризм, профессионализм, жаргонизм, просторечие).

1. Торговля в розницу завсегда приносит много хлопот.

2. На мат или на глянец клеили плёнку?

3. Собака пробралась в курятник, выгнала на улицу кочета.

4. На педсовете учителя заострили вопрос об успеваемости.

5. Сейчас разрулю всё по понятиям.

В) «Переведите» с русского языка на русский сказку, рассказанную старшим братом-подростком младшему. Укажите первоисточник. Объясните, какого типа слова Вам пришлось «переводить».

Жил-был олигарх. И было у него три сына: двое крутых, а третий - Иван - лох. И захотел олигарх внуков, чтоб было кому общак передать, и решил он сыновей женить. Наехал на них и учинил крутую разборку: "Вот вам стрелы, куда стрела попадет, там и жену ищите". Старший сын попал в классную сингершу. Средний - в крутую топ-модель. А младший, Иван, - в мокрую зеленую жабу. Однако в соответствии с традициями русского фольклорного happy-end'а бизнес-леди оказались полными отморозками, а лягушка - прекрасной царевной. Уложила она Ивана спать, а на утро глядит он: вместо старой избы - вилла с бассейном, а вместо лягушки - Клаудиа Шиффер. Мораль той сказки такова: будь лохом, целься в жабу и ложись спать: "Утро вечера мудренее".

Г) Представьте, Вы впервые участвуете в Интернет-форуме и столкнулись с такой записью: «Превед, кросавчег». Попробуйте перевести фразу на литературный русский язы. Ваше отношение к подобному «языку».

Слоган (синквейн)__________________________________________________

Вывод: коммуникативное качество речи?_______________________________

№ 3

А) Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор.

1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу.

2. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений.

3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной.

4. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице.

Б) Найдите в предложениях избыточные выражения (плеоназмы), вычерните слово, дублирующее смысл понятия.

1. Прейскурант цен вывешен на витрине.

2. Ностальгия по родине не давала им покоя.

3. Первый дебют юной актрисы был весьма удачен.

4. Он говорил, жестикулируя руками.

В) Прочитайте текст. Скажите, в чем причина семейной ссоры?

Время завтрака. Сестра говорит брату: «Поставь на стол мелкие тарелки и кружки». Брат выполняет просьбу. «Ты что, издеваешься надо мной? Что ты поставил?» — раздается нервный крик сестры, которая видит на столе металлические кружки. «Ты же велела кружки поставить, я их и поставил», — голос брата дрожит от несправедливого обвинения. «Какой же ты недотепа! Разве пьют кофе из алюминиевых кружек?» — «Я же не знал, для чего они нужны. Сказала бы: «Поставь чашки» и все было бы ясно». — «Вот умник нашелся! Кружки, чашки! Не все ли равно, как назвать? Соображать надо!»

Г) Представьте, вам предложили проиллюстрировать предложение «Мальчика послали за гранатами». Нужны ли вам будут дополнительные разъяснения для выполнения задания и, если да, то почему?

Слоган (синквейн)__________________________________________________

Вывод: коммуникативное качество речи?_______________________________

- Заслушать результаты работы групп.

.

- Вопрос к классу «Актуальна ли проблема культуры русской речи В россии?» Прием «Микрофон».

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценивание. Комплименты.

Вопросы и предложения ученикам:

Подведите, пожалуйста, итоги своей работы за урок, оцените свое настроение и эмоции, которые преобладали на уроке.

Скажите, какие уроки вы извлекли для себя из данной темы?

Скажите, как вы понимаете выражения: находить общий язык; дать волю языку; говорить на разных языках; эзопов язык.

V. Домашнее задание. Разноуровневое.

Учитель. Нам не удалось поговорить о таком важном аспекте культуры речи, как этический, поэтому домашнее задание будет связано с речевым этикетом.

1. Репродуктивно-конструкторское.

Обратитесь с вопросом, просьбой, используя приведённые ниже выражения:

Простите, скажите, как пройти…

как найти…

который час…

где остановка автобуса

2. Конструктивно-творческое.

Этика общения, или речевой этикет, требует соблюдения в определенных ситуациях некоторых правил языкового поведения. Сформулируйте эти правила. Запишите формулы благодарности, формулы просьбы и приглашения, формулы приветствия, формулы прощания, формулы согласия – несогласия и вежливого отказа.

3. Творческое. Напишите эссе «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!