СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология работы куратора группы по формированию ученического коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Формирование студенческого коллектива — одна из важнейших задач в работе куратора. Эта задача должна решаться по трем основным направлениям: воспитательному, морально-психологическому и учебно-профессиональному.

Просмотр содержимого документа
«Технология работы куратора группы по формированию ученического коллектива»

Технология работы

куратора группы по формированию ученического коллектива


Формирование студенческого коллектива — одна из важнейших задач в работе куратора. Эта задача должна решаться по трем основным направлениям: воспитательному, морально-психологическому и учебно-профессиональному.

Воспитательное направление в работе по формированию студенческих коллективов предполагает воспитание у обучающихся духовно-нравственных установок, чувства долга ответственности за свои поступки, коллективизма.

Социально-психологическое направление—это создание здорового психологического климата в студенческих коллективах, обстановки нетерпимости к грубости, хамству, где во взаимоотношениях главенствуют взаимоуважение, товарищество и дружба, чуткость и отзывчивость. Общественное мнение в студенческом коллективе не должно мириться с проявлениями себялюбия, вспыльчивости, черствости, угодничества, чинопочитания и подхалимства, зависти и др.

Учебно-профессиональное направление состоит в повышении ответственности студентов за овладение выбранной ими профессией, достижении коллективизма в деятельности каждой студенческой группы, формировании общего стремления и настойчивости в решении различного рода задач — учебных, научных, общественных и т.д.

Отличительные признаки сплоченности студенческого коллектива — нравственность взаимоотношений, здоровое общественное мнение, единство взглядов по основным воп­росам профессиональной учебы, норм поведения, отсутствие отрицательно направленных микрогрупп, высокоразвитое чувство товарищества, внимательное, доброжелательное и вместе с тем требовательное отношение друг к другу всех членов коллектива.

Развитие коллектива немыслимо без участия его членов в социально значимых, общественно полезных делах. Именно в них приобретается чувство коллективизма, повышается ответственность всех и каждого за результаты совместной деятельности. Реализуя указанные направления, нельзя упускать из виду принципы как общего воспитания,так и воспитания коллектива, где важна руководящая роль педагога, куратора. Богатство отношений, дисциплина и ответственность, эмоциональное богатство, гармоничность личных и коллективных интересов, защищенность личности и ее моральное здоровье, возможность самореали­зации, уверенность в будущем.

Куратор должен всегда быть безусловно объективным человеком, одинаково относиться ко всем учащимся независимо от своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер, должен быть, напротив, субъективным (в хорошем смысле этого слова) человеком, т.е. положительно, эмоционально относиться к учащимся, близко к сердцу принимать все волнующее их, сочувствовать и переживать. Только при хорошем личном отношении к людям можно стать для них лидером, добиться уважения и доверия, неофициального признания.

Гибкий лидер (равно и руководитель) должен менять стиль лидерства в соответствии со сложившейся в коллективе обстановкой.

Человек как личность развивается и формируется под воздействием объективных общественных отношений, которые определяют основу и структуру общества, членом которого он является. Вне общества, вне коллектива, который является связующим звеном между личностью и обществом, человек не может приобрести свойства личности, т.е. мировоззрения, нравственных и других социальных свойств и качеств.

В обосновании проблемы коллектива и личности педагогическая наука учитывает известный общесоциологический закон общения и обособления личности, сущность которого заключается в том, что с одной стороны, в современном обществе под влиянием научно- технического прогресса, развития средств массовой коммуникации и др. наблюдается тенденция к усилению общения между людьми, укреплению коллективных связей. С другой стороны, наблюдается совершенно противоположная тенденция, сущность которой заключается в том, что человек имеет тяготение не только к общению с себя подобными, но и к обособлению, к проявлению своей индивидуальности к самоутверждению себя как личности.

Таким образом, общество, коллектив являются необходимым условием развития личности.

Для личности учащегося ученический коллектив- это своеобразная модель общества. Он необходим обществу как инструмент воспитания, чтобы с его помощью «поместить» в учебнике «государство», то само государство, которому свойственно определенные принципы, социальные нормы, в котором педагоги готовят своих воспитанников.

Ученический коллектив как модель общества характеризуется присущими обществу отношениями, атмосферой человеческих ценностных ориентаций, поэтому ученический коллектив является органической ячейкой общества. Кроме того, ученический коллектив для личности учащегося является социальной микросредой; своеобразной средой обитания; учащийся не может полностью развиваться вне общения со сверстниками. Вся его деятельность (учение, труд, досуг) ощущается преимущественно в коллективе учебного заведения, внешкольных учреждений. Среда, в которой вращается студент, может быть благоприятной и неблагоприятной. Если она неблагоприятна для всестороннего развития студента, он тратит значительные силы либо на приспособление к ней, либо на борьбу. При наличии благоприятной среды наиболее полно развивается его индивидуальность, творческие способности. Для учащегося ученический коллектив является базой накопления социального опыта, как известно осуществляется, прежде всего, в семье, под воздействием массовых средств коммуникации, во взаимодействии с окружающей действительностью, в общении со сверстниками, педагогами. Однако весь этот опыт в какой-то мере ограничен. Он не может служить простой базой устойчивого общественного поведения. Для накопления широкого социального опыта учащийся должен не только усвоить, а как бы присвоить многогранный опыт социального поведения, сделать его собственным, с тем, чтобы выработать определенное поведение не только в заранее предусмотренных ситуациях, но и в непредвиденных обстоятельствах. Ученический коллектив является могущественным средством, стимулирующим, активизирующим деятельность ученика.

Все виды деятельности учащихся должны носить коллективный характер. Игровая, трудовая, учебная и др. виды деятельности должны быть организованы так, чтобы всегда и во всем формировать коллективистические причины, укреплять и развивать дух дружеской поддержки, взаимопомощи, воспитывать умение, когда это необходимо, свое личное подчинять коллективу.

Для сплочения ученического коллектива очень важно совместное переживание ребят в ходе предметных олимпиад, спортивных состязаний, подготовки и проведения различных мероприятий. Коллективные эмоциональные переживания, сопровождающие различную общественную деятельность учащихся, способствует формированию коллектива, сближает между собой учащихся, учат их чувствовать боль и радость другого.

Как правило учащиеся приходят к нам из разных школ, районов, и даже областей. Чтобы ученические коллективы созданных учебных групп в короткий срок стали работоспособными, педагогами и, прежде всего куратором приходится проводить большую организаторскую работу. Как правило, начинается она с изучения состава группы, индивидуальных особенностей учащихся. Помня совет К.Д.Ушинского; «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его во всех отношениях».

Первым источником сведений об учащихся служит его небольшое дело- анкета, справки о составе семьи и медицинская. Изучая личные дела, куратор имеет возможность получить первоначальное представление о составе группы и решить, кому в первую очередь необходимо уделить внимание, найти из числа учащихся наиболее способных и активных.

Важное событие для куратора- первая беседа с группой. К этой встрече нужно готовиться, как к экзамену, т.к. настроение учащегося, желание его учиться во многом зависит от первого впечатления об учебном заведении, его лучших выпускниках, традициях коллектива, поставить перед новичками условия, без выполнения которых нельзя успешно изучить профессию; отличная трудовая дисциплина, образцовая культура поведения, борьба за знания, а не за оценки, добросовестное выполнение общественных поручений; борьба за честь своего коллектива.

Первые уроки со студентами старших курсов также следует начинать с таких же направляющих и предупреждающих бесед, групповых и родительских собраний.

При первой встрече с новичками можно предложить им заполнить специальную анкету, в которой кроме обычных анкетных есть такие вопросы, как любимое занятие, увлечение семьи, служебный телефон родителей. Важная степень в изучении учебной группы- первые родительские собрания. На этих собраниях куратор узнает от родителей об особенностях их детей.

Хорошим средством формирования ученического коллектива является внеклассная работа. В неофициальной обстановке учащийся порой проявляет черты характера, которые можно не заметить на уроках. Занимаясь внеклассной работой, куратор, несомненно, привлекает ребят к себе, завоевывает их уважение, а это влияет на отношение учащихся будущей профессии.

Важную роль в формировании ученического коллектива играет правильное распределение общественных поручений, когда каждый учащийся группы имеет возможность проявить себя в каком-то деле. Общественное поручение можно подбирать учащемуся в зависимости от его характера и организационных способностей.

Важное место в учебной группе должна занимать спортивная работа. Физическая культура и спорт, необходимые для всестороннего воспитания молодого человека, хорошо подготовленная спортивно-массовая работа в учебной группе непременно скажется на спортивных успехах всего учебного заведения и подготовит молодежь к производительному труду, поможет ей стать сильной, ловкой, смелой и волевой.

Успешная работа куратора во многом зависит от его профессиональных и психолого- педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств. Куратор во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного ученического коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем, коллективистскими общественными отношениями.

К.Д.Ушинский придавал большое значение личности педагога, утверждая, что «многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить их учебником, их системой наказаний и поощрений».

В общении с учащимися куратор вырабатывает свой педагогический такт, сущность которого состоит в установлении отношений, способствующих развитию личности воспитанника и проводящих в движение лучшие стороны его ума и характера. И в этом заключается одна из самых трудных задач педагогического мастерства.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!