СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология работы с клоуз-тестами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс "Технология работы с клоуз-тестами". 

Просмотр содержимого документа
«мастер-класс Технология работы с клоуз-тестом»

Мастер-класс «Технология работы с клоуз-тестами»


Как организовать деятельностную ситуацию с целью обучения пониманию текста? Одним из главных приѐмов является приѐм клоуз-теста. Клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами). Задача выполняющего клоуз-тест – вставить эти компоненты.

Однако в зависимости от цели использования, клоуз-тест может и строиться по-разному. Главная цель работы с клоуз-тестом связана с тем, чтобы научить школьника понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Поэтому обязательным компонентом формата клоуз-теста стали пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно на основе смысловой организации текста. При этом формальная и смысловая стороны текста понимаются как единство двух процессов – смысло- и текстообразования. Круг материала составляют такие тексты, которые позволяют работать с двумя сторонами ключевых слов – свойством повторяемости (вариативного повтора) и свойством концептуальности, то есть выражения главного, концептуально значимого смысла текста. Иные (неключевые) слова выступают в клоуз-тестах в качестве материала для дополнительной языковой работы с текстом.

Таким образом, клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»).

Клоуз-тест – это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин, но и способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как:

- способность чтения и понимания текста,

- умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развѐртывание по ключевым словам) - информационная компетенция,

- коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»); восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней; сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).

Педагоги, использующие данную технологию особо отмечают, что клоуз-тесты успешно используются при обучении изложению (например, при подготовке к его написанию), как подготовительная работа с текстом перед сочинением-рассуждением, при обучении его написанию, при обучении написанию собственных текстов (художественных, аналитических, эссе и др.), при обучении чтению и пониманию текстов разных типов, при изучении тем Лексика, Текст (Строение текста, Данное и новое, Средства связи в тексте, Логические связи текста, жанры, типы текста), многих тем по развитию речи, при изучении тем по стилистике и др.


Общая технология работы с клоуз-тестом подразумевает ряд следующих этапов.

1) Чтение текста с пропусками с целью понимания его смысла.

2) Вопрос (задание) на первичное восприятие текста с пропусками и на диагностику понимания основного смысла текста. Такой вопрос, с одной стороны, заставляет ребѐнка увидеть главное в тексте, уловить наиболее общее, невзирая на пропуски. С другой стороны, для педагога это диагностический вопрос: если учащиеся на него отвечают, то можно приступать к заполнению пропусков. Этот вопрос помогает школьникам воспринять основной смысл, а удерживать его при вставке слов – центральный обучающий момент для педагога и основное умение, формируемое у обучающихся.

3) Индивидуальное выполнение клоуз-теста, на которое отводится ограниченное время (в среднем 5-10 минут).

4) Фиксация возникающих в группе вариантов. Лучше это сделать письменно, в виде следующей таблицы.

Моя версия

Версия моих товарищей

Авторская версия




5) Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению пропусков. При этом должно происходить углубление понимания смысла текста; разграничение подходящих вариантов и вариантов, противоречащих смыслу текста; нахождение способов подбора слов. Одни слова в результате вычѐркиваются или берутся в скобки (в таблице), другие выделяются как уместные, допустимые, наиболее удачные и т.д.

6) Подведение итогов обсуждения версий. Оценка, самооценка результатов работы. Сравнение с авторским вариантом.

7) Чтение текста без пропусков.

8) Вопросы (задания), направленные на анализ языковых средств.

9) Рефлексия деятельности. Она может быть трех видов: предметная («Что удалось понять?»), операциональная («Как, с помощью каких средств это удалось понять?»), личностная («Что я понял о себе как о читателе? как об обучающемся? как о коммуниканте?»).


Этот тест предназначен для учащихся 5 класса при изучении раздела «Лексика».

  1. Коллегам раздаются тесты (индивидуально каждому), «Памятка (для учащихся)» и «Бортовой журнал».

Даже     (1)…     , которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью « (2)    …   ».  Машина  и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в   (3)  …     по деревне в направлении фермы  (4)    …     , а вечером, после дойки, с молоком приезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные (5)   …      на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по    (6) …     телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем.     (7)  …     машина – телевизор начинал работать  (8)    …      . Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала (9)     …     . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова)

Евгений Гришковец «80 километров от города» (фрагмент)

2. Коллективное чтение предложенного текста. Отработка двух приемов критического мышления на осмысление текста.

  1. Чтение текста с пропусками с целью понимания смысла текста (Зачем автор разворачивает текст?)

Прием «Корзина идей»

Для чего автор разворачивает текст? (записываются и обсуждаются все варианты, выбирается тот, который соответствует задаче писателя)

  1. Вопрос (задание) на первичное восприятие текста с пропусками и диагностику понимания основного смысла текста.

Прием «Неоконченные предложения»

Главная мысль текста …

Автор хотел рассказать о том, что…

  1. Заполнение 1 и 2 пункта «Оценочного листа»

3. Выполнение клоуз-теста (отводится ограниченное время –5 -6 минут). Во время работы используется «Памятка для учащихся» и «Бортовой журнал»

4. Фиксация возникающих в коллективной работе а вариантов в таблице «Бортовой журнал». Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению пропусков (углубление понимания смысла текста; разграничение подходящих вариантов и вариантов, противоречащих смыслу текста; углубление понимания того, как подбирать слово). 

5. Использование (при необходимости) подсказки- словесного ряда подходящих вариантов на каждую цифру.

  1. Сравнение с авторским вариантом (презентация, печатный текст). Заполнение «Бортового журнала».

  2. Самооценка результатов работы. Итоги.

  3. Результаты данной методики

Применение данной методики позволило повысить интерес учащихся к русскому языку, повысить уровень речевого развития.

Можно достичь следующих результатов:

  • развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;

  • изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности);

  • мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);

  • создать атмосферу доверия, сотрудничества, выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

  • развить «писательские» наклонности учащихся;

  • ребята участвуют в районных, международных конкурсах, общешкольных мероприятиях, применяя полученные умения и навыки, также применяют умения и навыки на других предметах;

  • стабильные результаты успеваемости и успешности по русскому языку;

  • повысить результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе;















Приложение № 1

Памятка (для учащихся)

  1. Прочитай весь текст (в том числе название и имя автора). Озаглавь его (если у текста есть заголовок, расшифруй его для себя, подумай, почему текст так назван?).

  2. Восстанавливая пропущенное слово, имейте в виду, что пропущенное слово, как правило, -  ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста.

  3. Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных вариантах.

  4. Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически.

  5. С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово.

  6. Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с другими читателями.



_________________________________________________________

Памятка (для учащихся)

  1. Прочитай весь текст (в том числе название и имя автора). Озаглавь его (если у текста есть заголовок, расшифруй его для себя, подумай, почему текст так назван?).

  2. Восстанавливая пропущенное слово, имейте в виду, что пропущенное слово, как правило, -  ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста.

  3. Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных вариантах.

  4. Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически.

  5. С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово.

6. Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с другими читателями.



Приложение № 2

1.Текст для выполнения задания

Даже     (1)…     , которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью « (2)    …   ».  Машина  и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в   (3)  …     по деревне в направлении фермы  (4)    …     , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные (5)   …      на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по    (6) …     телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем.     (7)  …     машина – телевизор начинал работать  (8)    …      . Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала (9)     …     . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова)

Евгений Гришковец «80 километров от города» (фрагмент)





_________________________________________________________



1.Текст для выполнения задания

Даже     (1)…     , которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью « (2)    …   ».  Машина  и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в   (3)  …     по деревне в направлении фермы  (4)    …     , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные (5)   …      на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по    (6) …     телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем.     (7)  …     машина – телевизор начинал работать  (8)    …      . Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала (9)     …     . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова)

Евгений Гришковец «80 километров от города» (фрагмент)



Карта текста


  1. Задание: восстановите пропущенные слова, выбрав их из предложенных вариантов.

  2. Варианты выбора (показываются на слайде на 2 этапе работы с текстом в качестве подсказки):

1) трактор, телега, машина, электричка;

2) Хлеб, Милиция, Молоко, Cовхозная;

3) обед, пыли, завтрак, объезд;

4) громыхая, с молоком, пустая, с доярками;

5) удары, помехи, звуки, раздражения;

6) крышке, антенне, голове, экрану;

7) удалялась, приближалась, уезжая, ломалась;

8) плохо, нормально, волшебником, утром;

9) странным образом, одинаково, в обед, по-разному.  

__________________________________________________________________

Карта текста


  1. Задание: восстановите пропущенные слова, выбрав их из предложенных вариантов.

  2. Варианты выбора (показываются на слайде на 2 этапе работы с текстом в качестве подсказки):

1) трактор, телега, машина, электричка;

2) Хлеб, Милиция, Молоко, Cовхозная;

3) обед, пыли, завтрак, объезд;

4) громыхая, с молоком, пустая, с доярками;

5) удары, помехи, звуки, раздражения;

6) крышке, антенне, голове, экрану;

7) удалялась, приближалась, уезжая, ломалась;

8) плохо, нормально, волшебником, утром;

9) странным образом, одинаково, в обед, по-разному.  

2.Текст для проверки задания

Даже  машина, которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью «Молоко».  Машина  и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в  обед по деревне в направлении фермы пустая , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные помехи  на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по   экрану  телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем.  Удалялась машина – телевизор начинал работать   нормально. Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала одинаково. Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова)

Евгений Гришковец «80 километров от города»



_________________________________________________________



2.Текст для проверки задания

Даже  машина, которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью «Молоко».  Машина  и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в  обед по деревне в направлении фермы пустая , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные помехи  на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по   экрану  телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем.  Удалялась машина – телевизор начинал работать   нормально. Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала одинаково. Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова)

Евгений Гришковец «80 километров от города»







Бортовой журнал

№ слова

Мои версии

Версии моих одноклассников

Авторская версия

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.








Бортовой журнал

№ слова

Мои версии

Версии моих одноклассников

Авторская версия

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.












Оценочный лист

Критерии

Показатели

Баллы

1.Понимание прочитанного

1.Адекватное авторскому замыслу понимание прочитанного.

2.Искажение прочитанного.

3.Прямо противоположное авторскому замыслу понимание прочитанного.

3

2

1

2.Умение находить нужную для понимания смысла информацию

1.Ученик самостоятельно и в полном объеме находит нужную для понимания смысла информацию.

2.Ученик находит нужную информацию с помощью наводящих вопросов учителя.

3.Ученик находит нужную информацию только с помощью учителя.

3


2

1

3.Умение преобразовывать текст

1.Ученик умеет самостоятельно преобразовывать текстовую информацию.

2.В процессе преобразования текстовой информации ученик действует по алгоритму или образцу.

3.Ученик не умеет самостоятельно преобразовывать информацию.

3

2


1

4.Количество правильных слов

За каждое правильное слово добавляется по 1 баллу

9

(максимальный балл за слова)

5.Использование подсказки

За каждое правильное слово убавляется по -1 баллу

-9 (максимально низкий балл)

6.Ограничение во времени при работе с текстом

Не уложился в 5-6 минут – 1 балл

-1


Общий балл


Обработка данных

Количество баллов

Оценка

17-19 баллов

Я молодец!

11-16 баллов

У меня всё хорошо!

Менее 10 баллов

Надо стараться!














Просмотр содержимого презентации
«Технология работы с клоуз-тестами»

Мастер-класс  «Технология работы с клоуз-тестами»

Мастер-класс «Технология работы с клоуз-тестами»

Методика «Клоуз-тест»

Методика «Клоуз-тест»

  • Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором. Клоуз-тест на уроках русского языка и литературы позволяет формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление.
  • В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты.
Цель работы с «Клоуз-тестом»

Цель работы с «Клоуз-тестом»

  • Главная цель работы с клоуз-тестом связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами.
  • Поэтому обязательным условием формата клоуз-теста явились пропуски ключевых слов , восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста. При этом формальная и смысловая стороны текста понимаются как единство двух процессов - смысло- и текстообразования.
Универсальные учебные действия Клоуз-тест - это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин, но и способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как:

Универсальные учебные действия

Клоуз-тест - это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин, но и способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как:

  • способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам),
  • информационная компетенция,  
  • коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»), восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней, сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).
Работа с текстом

Работа с текстом

  • Памятка для учащихся
Даже     (1)…     , которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью « (2)    …   ».  Машина  и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в   (3)  …     по деревне в направлении фермы  (4)    …     , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные (5)   …      на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по    (6) …     телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем.     (7)  …     машина – телевизор начинал работать  (8)    …      . Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала (9)     …     . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова) Евгений Гришковец «80 километров от города» (фрагмент)

Даже     (1)…     , которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью « (2)    …   ».  Машина  и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в   (3)  …     по деревне в направлении фермы  (4)    …     , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные (5)   …      на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по    (6) …     телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем.     (7)  …     машина – телевизор начинал работать  (8)    …      . Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала (9)     …     . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова)

Евгений Гришковец «80 километров от города» (фрагмент)

Прием «Корзина идей»

Прием «Корзина идей»

  • Для чего автор разворачивает текст?
Прием «Неоконченные предложения»

Прием «Неоконченные предложения»

  • Главная мысль текста …..
  • Автор хотел рассказать…
Оценочный лист

Оценочный лист

  • Заполнение 1 и 2 пункта (количество баллов)
Прием «Бортовой журнал» № слова Мои версии 1.   2. Версии моих одноклассников Авторская версия     3.    4.     5.         6.     7.           8.       9.            

Прием «Бортовой журнал»

слова

Мои версии

1.

 

2.

Версии моих одноклассников

Авторская версия

 

 

3.

 

4.

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

7.

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

Подсказка

Подсказка

Авторский вариант

Авторский вариант

  • 1) машина, 2) «Молоко», 3) обед, 4) пустая, 5) помехи, 6) экрану,  7) удалялась,  8) нормально, 9) одинаково .
Даже  машина , которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью «Молоко».  Машина  и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в   обед по деревне в направлении фермы пустая , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные помехи  на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по   экрану   телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем.   Удалялась машина – телевизор начинал работать   нормально. Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала одинаково . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала.
  • Даже  машина , которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью «Молоко».  Машина  и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в   обед по деревне в направлении фермы пустая , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные помехи  на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по   экрану   телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем.   Удалялась машина – телевизор начинал работать   нормально. Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала одинаково . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала.
Оценочный лист

Оценочный лист

  • Заполнение пунктов 3-6 (количество баллов)
  • Общий балл:
  • 17-19 баллов Я молодец!
  • 11-16 баллов – У меня всё хорошо!
  • менее 10 баллов – Надо стараться!
Результаты данной методики

Результаты данной методики


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!