СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология смешанного обучения с формированием онлайновых команд для проверки полученных знаний

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология смешанного обучения с формированием онлайновых команд для проверки полученных знаний»

4


Технология смешанного обучения с формированием онлайновых команд для проверки полученных знаний


Особенности технологии СО:

  1. Смена акцентов во взаимоотношениях педагога и учащегося. Учитель выполняет роль тьютора, помощника учащегося при выборе образовательной траектории.

  2. Приоритет самостоятельной деятельности учащегося. Основа СО- целенаправленная, интенсивная, контролируемая самостоятельная работа. Ученик может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному плану, комплексно используя специальные средства обучения.

  3. Организация индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого учащегося учителем-предметником как во время классно-урочной деятельности, так и посредством сетевого общения, посредством получения обратной связи от учителя.

  4. Широкое использование организаций групповой учебной деятельности.

  5. Гибкость образовательной траектории. СО предполагает гибкость программы.

  6. Использование учебно-методического контента, представляющего возможность в любое время просмотреть необходимый материал в режиме онлайн; отследить изменение своего рейтинга в электронном журнале; пройти тестирование и т.д

Я остановлюсь на группе моделей «Ротация». Что такое Ротация? В словаре дано определение: Ротация (от лат. круговращение)- последовательное, постепенное перемещение, замена элементов какой-либо структуры. Например, ротация используется на производстве, когда работников ознакомить со всеми этапами производства

Модели этой группы подразумевают чередование прямого личного общения учителя и обучающихся (очный компонент) с взаимодействием участников образовательного процесса, которые обучаются посредством телекоммуникационных технологий (online компонент) в рамках одного предмета и класса). Порядок чередования может быть фиксированным или гибким по усмотрению учителя. Предъявление (объяснение) нового учебного материала, его закрепление и отработка навыков может осуществляться как в рамках очного, так и в рамках ИКТ-опосредованного компонентов (например, знакомство с новым учебным материалом осуществляется с использованием online ресурса, а закрепление и отработка навыков на уроках в классе; или наоборот). Решение по этому вопросу принимает преподаватель.

. 1 модель «Ротации»- «Автономная группа» используется в том случае, если обучающиеся в классе сильно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ - компетентности и регулятивных УУД; предполагает деление класса на группы, в одной из которых основное обучение ведется online, а личное общение с учителем используется для консультирования, группового или индивидуального, т.е. преподаватель выступает в качестве тьютора; другой - основное обучение ведется в традиционной форме, а компонент online обучения используется для поддержки и отработки навыков.

Варианты: авт.группа- олимпиадники; ребята со слабым познавательным интересом, которым нужно отработать какой-то базовый навык; дети, решающие 2 часть экзамена по математике, в то время как большая часть решает 1 часть…

При реализации модели «Автономная группа» необходимо выполнение требований:

к пространству: пространственная организация класса должна иметь две зоны – для традиционного урока и зону online занятий;

к учителю: учитель должен обладать навыком распределения своего внимания между двумя группами.

Модель «Перевёрнутый класс», класс» используется в том случае, если обучающиеся в классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню ИКТ; модель предполагает, что класс работает как одна группа, для которой очное общение с учителем чередуются с ИКТ – опосредованной учебной деятельностью. При этом реализация online-обучения осуществляется вне школы.

Модель достаточно простая в подготовке, она не требует наличия в кабинете компьютеров или перехода в другой кабинет, но, на мой взгляд, одна из самых эффективных, т.к. она позволяет не тратить урочное время на объяснение теоретического материала, ориентируясь при этом на среднего ученика. (Проблема: учащиеся, работающие в более быстром темпе, начинают скучать, а те, что испытывают трудности, «выпадают» из учебного процесса).

Суть модели в том, что обучающиеся изучают новый материал дома, либо готовятся к изучению этого материала, актуализируя какие-то базовые понятия, термины и т.д., при этом они могут выбирать материал по уровню сложности. Этот материал даёт учитель заранее. У детей он остаётся, они имеют возможность к нему возвращаться. А в классе организуются разные виды деятельности и формы индивидуальной и групповой работы для отработки практических навыков.

Ребята дома готовятся, иногда я отправляю ссылку тест, например, созданный в гугл-форме или на платформе «Дневник.ру», выполняют, смотрю результат, делю на группы.


ПРИМЕР БЛОКА

Эту модель хорошо применять в классах с разным уровнем подготовки учащихся, потому что позволяет организовать дифференцированный подход в условиях классно-урочной системы: слабым детям больше внимания учителя, а сильные ребята имеют возможность выполнять, например, продуктивные задания.

 К пространству: зонирование дополнительных помещений;

к оборудованию: обязательное наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.

Что мне нравится в этой модели: При работе в режиме перевернутого класса возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его (активность, ответственность, инициативность и т.п.) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами и т.д.).. Из личного опыта: на первый урок по модели «Перевёрнутый класс» лучше подготовились дети, которые на обычных уроках себя не проявляли. Наверное, они чувствовали себя более уверенно,

Следующая модель, которую я использую, «Ротация станций» (смена рабочих зон), о ней я расскажу на примере конкретного урока. И она сложнее и в подготовке материала, и с т.зр. материального обеспечения, т.к. требует наличия в кабинете компьютеров. Их количество рассчитывается так: кол-во компьютеров равно числу учеников поделённых на кол-во групп, например, в классе 27 учеников, нужно 9 компьютеров (з группы).

При реализации модели «Смена рабочих зон» необходимо выполнить следующие

требования:

к пространству: произвести сложное зонирование большого учебного помещения, выделить дополнительные помещения;

к администрированию образовательного процесса: смоделировать смену рабочих зон и организовать уроки;

к кадровому составу: предусмотреть участие ассистента (тьютора).

Учащиеся делятся на три группы, каждая группа работает на определённой станции: станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. В течении урока дети перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается за компьютерами, третья работает, например, над групповым проектом. После сигнала группы перемещаются по кругу. Время работы на одной станции ограничено и одинаково для всех. Цель работы на разных станциях разная: станция работы с учителем- предоставить каждому ученику эффективную обратную связь, станция онлайн-работы- дать каждому ребёнку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научить учиться; станция проектной работы- дать возможность применить знания и навыки в новых , практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции, получить обратную связь от одноклассников.


Станций может быть две- станция работы с учителем и станция онлайн-работы. А может быть и 4 станции + станция индивидуальной работы.


Делить на группы можно делить по разным принципам, но думаю, что каждый учитель сам для себя определит, как это сделать. Это может быть…

  • Готовность к уроку, которая определяется с помощью мини-опроса в начале урока или онлайн-опроса, выполненного дома, например, опрос, созданный в гугл-формах ( очень удобно):

  • Успешность выполнения домашнего задания или проверочной/контрольной работы;

  • Наличие пробелов в усвоении предыдущих тем;

  • Наличие интереса к теме урока (требует проведение опроса) и т.д.

Итак, урок русского языка в 9 классе «Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения».

Урок создан по модели «Ротация станций».

Это первый урок в разделе, ребята знакомились с понятием СПП. Цель урока определялась как планируемые результаты: предметные, личностные, метапредметные, к которым дети должны были прийти к концу урока.

Почему выбрана эта модель? Класс, в котором проводился урок, класс предпрофильной подготовки, социально-гуманитарный. Это дети в большинстве своём с высоким уровнем познавательных способностей, но в то же время он неоднороден: есть ребята- победители олимпиад и конкурсов разного уровня, а есть дети и с не очень высокими учебными результатами. Поэтому для меня эта модель- еще один вариант/способ дифференциации. На этот урок группы формировались с учётом развития познавательных навыков уч-ся. Для каждой группы был разработан индивидуальный маршрутный лист, подобран разный, при этом доступный и логичный материал.

После того как ребята были разделены на группы, сели на своё рабочее место, они получили маршрутные листы, в которых всё подробно расписано. Я провела инструктаж, прокомментировала маршрутные листы. Внимание было заострено на том, что на каждой станции группы работали 10 мин+ 1 минута на переход по звуку колокольчика. Соответственно, ребятам нужно было уложиться в это время. У них это получилось.

Структура урока:

  1. Оргмомент. Вступление

  1. Работа на станциях

1 группа

2 группа

3 группа

Станция работы с учителем

Станция онлайн работы

Станция проектной работы

Станция онлайн работы

Станция проектной работы

Станция работы с учителем

Станция проектной работы

Станция работы с учителем

Станция онлайн работы

  1. Подведение итогов



Почему 1 группа начала со станции работы с учителем? Потому что это ребята, которым нужна помощь при изучении нового материала. Познакомившись с новым материалом, они перешли на станцию онлайн- работы, где самостоятельно отрабатывали полученные знания, и только после того, как получили определённые знания и навыки, они перешли на станцию проектной работы.

Сложность возникает на этапе подбора заданий с учётом того, на какой станции начинается работа и какая это группа. Например, цель работы первой станции, как бы она не называлась, ввести в тему, дать представление о СПП, материал нужно подготовить в соответствии с ролью этой станции.

Маршрутный лист группы №2

  1. Станция онлайн-работы (10 мин.+1) Это станция, на которой ребята должны были самостоятельно изучить теоретический материал, поэтому я предложила им поработать на сайте «РЭШ», расписала подробно все шаги.

Задание 1. Самостоятельно изучите материал о сложноподчинённом предложении. Для этого выполните следующие шаги:

1.Зайдите на сайт «Российская электронная школа» под своим логином и паролем. Нажмите на значок с вашей фамилией. Сайты установлены в экспресс-окне.

2.Найдите во вкладке «Задания» урок «Понятие о сложноподчинённом предложении». Нажмите на зелёный значок «Урок».

3.Прочитайте материал во кладке «Начнём урок». Составьте план изучения СПП, запишите в тетрадь.

4.Откройте вкладку «Основная часть», внимательно прослушайте лекцию (длительность 3 мин.37 сек.), соотнося с планом работы.

5.Откройте вкладку «Тренировочные задания». Выполните задания 1,2,3 (если успеваете, то выполните остальные задания). Не забудьте проверить. Ребята знакомы с ресурсом, делали всё быстро.

  1. Станция проектной работы (10 мин.+1)

Задание1. Разделитесь на пары. Подберите материал для проверочной работы. Возьмите распечатанный текст, выпишите из него СПП. Подумайте, в какой позиции находятся придаточные предложения. Запишите предложения под номерами.

Горная дорога.

Поезд прибыл с большим опозданием, и мы были принуждены дожидаться на вокзале рассвета.

Дальше мы предполагали ехать на лошадях. Но оказалось, что готова автомобильная дорога. Путь шел по прибрежной полосе вдоль реки, и это была живописная дорога. Когда доехали до конца тракта, мы приобрели лошадей. Дальнейший путь продолжали верхом.

Здесь нам пришлось преодолеть много препятствий: быстроходные горные реки, разлившиеся ручьи, поваленные деревья, огромные камни, сорвавшиеся с утесов.

Однажды дорогу преградила лавина, которая со страшным грохотом пронеслась перед нами.

На третий день верхового пути нашего слуха коснулся отдаленный шум большого водопада. По мере приближения шум все возрастал, пока не превратился в сплошной оглушительный гул.

Как-то на пути попался горный козел. Он, видимо, спал, но, заслышав нас, вскочил из-за скалы и замер, как изваяние. Потом он ускакал, обсыпав нас сверху мелкими камешками. Мы не преследовали его, а устроились на привал, чтобы дать отдохнуть притомившимся лошадям и привести себя в порядок.



  1. Станция работы с учителем (10 мин.+1) Для этой группы это контрольная станция, где я проверяю чему научились дети, по необходимости комментирую что-то.

Учитель:

-Вы самостоятельно изучили тему. Возникли ли трудности?

- Как вы поняли, что такое СПП? Расскажите об СПП по тому плану, который вы записали в тетради перед изучением темы.

- Докажите, что те предложения, которые вы выбрали для проверочной работы, являются СПП. В какой позиции находятся придаточные предложения?

- Откройте учебник (стр.202), рассмотрите, как нужно рисовать схемы к СПП. Объясните на примере схем из учебника структуру предложений. Нарисуйте схемы к выбранным вами предложениям.

- Выполните упр.11(1абзац). Упражнение выполняется с комментарием.



Задания групп на одной станции абсолютно разные, у них разные функции. Например, станция онлайн работы: 2 группа- самостоятельно изучает материал и проводит первичное закрепление, выполняя практическое задание самостоятельно (функция автоматической проверки), 1 группа- закрепляют полученные знания, выполняя тест с автоматической проверкой; 3 группа- выполняет контрольные задания, для них это последняя станция.

В связи с тем, что цель работы на этой станции разная, подобраны разные ресурсы, это РЭШ ( уроки этого ресурса так составлены, что их части можно использовать по -разному), «ЦОР. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», интерактивная тетрадь по русскому языку для 10 класса.

Обязательным элементом работы является контроль/самоконтроль, у каждой группы он проводится на разных станциях.

Предлагаю небольшой фрагмент урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!