Текст как средство подготовки к ОГЭ.
(урок в 8 классе)
Цель урока: подготовка к государственной аттестации по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обучение работе с текстом).
Задачи:
Образовательные:
-умение самостоятельно создавать собственное высказывание;
- умение определять тему, идею, проблематику текста;
-формирование умения работать с картиной.
Развивающие:
-развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
-развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
-развитие умения аргументировать, давать доказательные ответы;
-развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
Воспитательные:
-воспитание доброго, чуткого отношения к окружающим людям;
-воспитание любви к русскому языку посредством литературного текста.
-воспитание нравственности учащихся через осмысление текста.
Тип урока: урок повторения и обобщения. Комбинированный (урок проверки и коррекции знаний и умений)
Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, урок у нас сегодня необычный, так как на нем присутствуют гости, поприветствуем их, улыбнёмся друг другу, пожелаем друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.
- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, какая? (хорошо подготовиться к сдаче экзамена).
–Правильно, от того, как мы подготовимся, и будут зависеть наши результаты.
- Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? (ответы учащихся)
-Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает анализ текста, над чем мы и будем сегодня работать. (слайд 2).
- Ребята, что такое текст? (это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически).
- Перечислите основные признаки текста (единство темы, наличие основной мысли, завершённость, смысловая законченность, стилевое единство).
- Что такое тема текста (это то, о чём (или о ком ) в нём говорится).
Сегодня мы будем работать с текстом А. Волынского. Проведём анализ текста, повторим изученный по русскому языку материал и продолжим подготовку к экзамену.
II. Работа по картине В.Г. Перова «Тройка». Совместная работа. (слайд 3). Но, прежде чем мы перейдем к чтению текста, давайте внимательно рассмотрим знаменитую картину В.Г. Перова «Тройка», которая была создана в 1866 году, в сложный период для всей России. За картину художник получил звание академика живописи. Её полное название — «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». «Учениками» так раньше называли деревенских детишек, пригнанных в крупные города на «промысел».
Ответы учащихся на вопросы:
- Кого вы видите на картине (центром изображения являются трое детей, они везут большую бочку с водой. Мальчики и девочка идут по зимней московской дороге, видна гололедица, снег, ветер. Дети одеты явно не по погоде. Их шеи открыты, а ноги обуты в старые башмаки. На них даже нет варежек, их руки уже изрезаны ремнями и веревками повозки. Достаточно обратить внимание на тонкие пальцы девочки, которая от усталости и встречного ветра опустила глаза. Мальчик слева изо всех сил тянет повозку, его усердие выражает не по-детски сильная шея, на которой художник мастерски изобразил натянутые мышцы).
- Какие чувства у вас вызывает картина? (Очень грустно смотреть и больно на это полотно, сколько тоски оно вызывает. Невозможно спокойно смотреть на страдания бедных детей. Дети вызывают жалость, сострадание).
-Ребята, особого внимания требует центральный герой картины, с которым связана удивительная и печальная история. Сейчас вы с ней познакомитесь.
II. Работа по тексту А.Волынского. (слайд 4). Чтение текста.
1)Как-то ранним утром к В. Г. Перову постучали. 2)Он вышел и увидел на пороге сгорбленную старушку. 3)Она молча подала ему свой скромный дар и начала плакать, произнося: «Сыночек-то мой…» 4)Наконец, утерев глаза полой своего заскорузлого полушубка, крестьянка рассказала художнику, что несколько лет назад он писал картину с её сыночка Васи. 5)Тот заболел в прошлом году и умер, а она, продав весь свой скарб, проработав зиму и скопив деньжонок, пришла купить картину, где нарисован её Васенька.
6)Тут вспомнил художник, как бродил он однажды около Тверской заставы в поисках натуры для задуманного им произведения. 7)Был солнечный апрельский день, по дороге шли толпы богомольцев, мастеровые возвращались после праздника в город на работу. 8)И вдруг в стороне, на крыльце, где особенно припекало солнце, среди отдыхающих путников художник увидел крестьянку с мальчиком, именно с таким, какого хотелось ему изобразить в картине. 9)Перову удалось упросить мать позволить мальчику позировать ему.10) В то время как художник работал, женщина рассказала ему о своём горьком вдовстве и бедности крестьянской. 11)Она схоронила мужа и детей и осталась «с одним утешением – сынком Васенькой».
12)И вот сейчас, одинокая и постаревшая, она вновь стояла перед ним. 13)Она принесла свои скудные сбережения, чтобы купить картину.
14)Потрясённый до глубины души художник объяснил ей, что картина ему не принадлежит: она куплена известным собирателем П. М. Третьяковым и находится в его галерее.
15)Часов около девяти утра Перов повёл женщину к Третьякову.16) Едва вошли они в зал, как старушка охнула и упала на колени. 17)Она увидела своего Васю. 18)Несколько часов простояла женщина перед картиной «Тройка». 19)Наконец она повернулась к художнику. 20)В глазах её стояли слёзы благодарности человеку, чудесное искусство которого сохранило матери образ сына. 21)Женщина низко поклонилась художнику и ушла, сгорбленная и молчаливая.
(По А. Волынскому)
Словарная работа (слайд 5).
Вопросы по содержанию текста (слайд 6)
1. Кто и зачем приходил к художнику Перову?
2. Что вспомнил художник?
3. О чем рассказала женщина?
4.Кто такой П.М. Третьяков?
5. Почему старушка охнула и упала на колени?
Упражнение «Верное-неверное суждение». (слайд 7) (каждая группа составляет суждение).
-Итак, как вы думаете, ребята, какова тема, главная мысль данного текста? (дети записывают в рабочий лист).
- Какие проблемы поднимаются в тексте? (дети записывают в тетрадь; приводят аргументы из текста). (слайд 8).
Составление плана текста (работают в группе, затем каждая группа представляет свой план). (слайд 9)
III. Выполнение заданий по тексту (тест). Коллективное выполнение. (ответы записываются в рабочий лист) (слайд 10)
1.Из предложения 6 выпишите грамматическую основу
2. В предложениях 12-14 найдите слово с чередующейся гласной в корне. Выпишите это слово.
3. Какое средство выразительности используется в предложении 3.
4. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
Ранним утром
Низко поклонилась
Повернулась к художнику
Вышел и увидел
5. Объясните постановку знаков препинания в предложении:
И вот сейчас, одинокая и постаревшая, она вновь стояла перед ним.
IV. Игра «Знатоки ОГЭ» (каждая группа выбирает вопрос и отвечает). Выигрывает та группа, которая наберет максимальное количество баллов.
V. Ребята, давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения. (11 слайд).
VI. Итоги урока. Рефлексия деятельности. (слайд 12)
-Ребята, как вы думаете, что помогало вам справиться с заданиями?
Закончите предложения:
На уроке для меня было важно…
На уроке мне было сложно…
Теперь я умею ….
На уроке у меня получилось…
-Надеюсь, что умения и навыки, полученные на данном уроке, пригодятся вам на экзамене.
VII. Домашнее задание: написать сочинение -рассуждение в формате ОГЭ на тему
«Что такое материнская любовь» (по тексту А.Волынского). (слайд 13)