СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст как средство подготовки к основному государственному экзамену

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Текст как средство подготовки к основному государственному экзамену»

Текст как средство подготовки к ОГЭ.

(урок в 8 классе)

Цель урока: подготовка к государственной аттестации по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обучение работе с текстом).

Задачи:

Образовательные:

-умение самостоятельно создавать собственное высказывание;

- умение определять тему, идею, проблематику текста;

-формирование умения работать с картиной.

Развивающие:

-развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

-развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

-развитие умения аргументировать, давать доказательные ответы;

-развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

Воспитательные:

-воспитание доброго, чуткого отношения к окружающим людям;

-воспитание любви к русскому языку посредством литературного текста.

-воспитание нравственности учащихся через осмысление текста.

 Тип урока:  урок повторения и обобщения. Комбинированный (урок проверки и коррекции знаний и умений)

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.



Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

-Ребята, урок у нас сегодня необычный, так как на нем присутствуют гости, поприветствуем их, улыбнёмся друг другу, пожелаем друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, какая? (хорошо подготовиться к сдаче экзамена).

–Правильно, от того, как мы подготовимся, и будут зависеть наши результаты.

- Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? (ответы учащихся)

-Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает анализ текста, над чем мы и будем сегодня работать. (слайд 2).

- Ребята, что такое текст? (это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически).

- Перечислите основные признаки текста (единство темы, наличие основной мысли, завершённость, смысловая законченность, стилевое единство).

- Что такое тема текста (это то, о чём (или о ком ) в нём говорится).

Сегодня мы будем работать с текстом А. Волынского. Проведём анализ текста, повторим изученный по русскому языку материал и продолжим подготовку к экзамену.

II. Работа по картине В.Г. Перова «Тройка». Совместная работа. (слайд 3). Но, прежде чем мы перейдем к чтению текста, давайте внимательно рассмотрим знаменитую картину В.Г. Перова «Тройка», которая была создана в 1866 году, в сложный период для всей России. За картину художник получил звание академика живописи. Её полное название — «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». «Учениками» так раньше называли деревенских детишек, пригнанных в крупные города на «промысел».

Ответы учащихся на вопросы:

- Кого вы видите на картине (центром изображения являются трое детей, они везут большую бочку с водой. Мальчики и девочка идут по зимней московской дороге, видна гололедица, снег, ветер. Дети одеты явно не по погоде. Их шеи открыты, а ноги обуты в старые башмаки. На них даже нет варежек, их руки уже изрезаны ремнями и веревками повозки. Достаточно обратить внимание на тонкие пальцы девочки, которая от усталости и встречного ветра опустила глаза. Мальчик слева изо всех сил тянет повозку, его усердие выражает не по-детски сильная шея, на которой художник мастерски изобразил натянутые мышцы).

- Какие чувства у вас вызывает картина? (Очень грустно смотреть и больно на это полотно, сколько тоски оно вызывает. Невозможно спокойно смотреть на страдания бедных детей. Дети вызывают жалость, сострадание).

-Ребята, особого внимания требует центральный герой картины, с которым связана удивительная и печальная история. Сейчас вы с ней познакомитесь.


II. Работа по тексту А.Волынского. (слайд 4). Чтение текста.

1)Как-то ранним утром к В. Г. Перову постучали. 2)Он вышел и уви­дел на пороге сгорбленную старушку. 3)Она молча пода­ла ему свой скромный дар и начала плакать, произнося: «Сыночек-то мой…» 4)Наконец, утерев глаза полой своего заскорузлого полушубка, крестьянка рассказала художнику, что не­сколько лет назад он писал картину с её сыночка Васи. 5)Тот заболел в прошлом году и умер, а она, продав весь свой скарб, проработав зиму и скопив деньжонок, пришла купить картину, где нарисован её Ва­сенька.

6)Тут вспомнил художник, как бродил он однажды около Тверской заставы в поисках натуры для задуманного им произведения. 7)Был солнечный апрельский день, по дороге шли толпы богомольцев, мас­теровые возвращались после праздника в город на работу. 8)И вдруг в стороне, на крыльце, где особенно припекало солнце, среди отды­хающих путников художник увидел крестьянку с мальчиком, именно с таким, какого хотелось ему изобразить в картине. 9)Перову удалось упросить мать позволить мальчику позировать ему.10) В то время как художник работал, женщина рассказала ему о своём горьком вдовстве и бедности крестьянской. 11)Она схоронила мужа и детей и осталась «с одним утешением – сынком Васенькой».

12)И вот сейчас, одинокая и постаревшая, она вновь стояла перед ним. 13)Она принесла свои скудные сбережения, чтобы купить кар­тину.

14)Потрясённый до глубины души художник объяснил ей, что кар­тина ему не принадлежит: она куплена известным собирателем П. М. Третьяковым и находится в его галерее.

15)Часов около девяти утра Перов повёл женщину к Третьякову.16) Ед­ва вошли они в зал, как старушка охнула и упала на колени. 17)Она уви­дела своего Васю. 18)Несколько часов простояла женщина перед карти­ной «Тройка». 19)Наконец она повернулась к художнику. 20)В глазах её стояли слёзы благодарности человеку, чудесное искусство которого сохранило матери образ сына. 21)Женщина низко поклонилась художни­ку и ушла, сгорбленная и молчаливая.

(По АВолынскому)

Словарная работа (слайд 5).

Вопросы по содержанию текста (слайд 6)

1. Кто и зачем приходил к художнику Перову?

2. Что вспомнил художник?

3. О чем рассказала женщина?

4.Кто такой П.М. Третьяков?

5. Почему старушка охнула и упала на колени?

Упражнение «Верное-неверное суждение». (слайд 7) (каждая группа составляет суждение).


-Итак, как вы думаете, ребята, какова тема, главная мысль данного текста? (дети записывают в рабочий лист).

- Какие проблемы поднимаются в тексте? (дети записывают в тетрадь; приводят аргументы из текста). (слайд 8).

Составление плана текста (работают в группе, затем каждая группа представляет свой план). (слайд 9)

III. Выполнение заданий по тексту (тест). Коллективное выполнение. (ответы записываются в рабочий лист) (слайд 10)

1.Из предложения 6 выпишите грамматическую основу

2. В предложениях 12-14 найдите слово с чередующейся гласной в корне. Выпишите это слово.

3. Какое средство выразительности используется в предложении 3.

4. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

Ранним утром

Низко поклонилась

Повернулась к художнику

Вышел и увидел

5. Объясните постановку знаков препинания в предложении:

И вот сейчас, одинокая и постаревшая, она вновь стояла перед ним.

IV. Игра «Знатоки ОГЭ» (каждая группа выбирает вопрос и отвечает). Выигрывает та группа, которая наберет максимальное количество баллов.

V.  Ребята, давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения. (11 слайд).

VI. Итоги урока. Рефлексия деятельности. (слайд 12)

-Ребята, как вы думаете, что помогало вам справиться с заданиями?

Закончите предложения:

  1. На уроке для меня было важно…

  2. На уроке мне было сложно…

  3. Теперь я умею ….

  4. На уроке у меня получилось…


-Надеюсь, что умения и навыки, полученные на данном уроке, пригодятся вам на экзамене.

VII. Домашнее задание: написать сочинение -рассуждение в формате ОГЭ на тему

«Что такое материнская любовь» (по тексту А.Волынского). (слайд 13)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!