СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст по биологии для формирования метапредметных навыков смыслового чтения "Скованные одной цепью"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст «Скованные одной цепью»  предназначен для учителей биологии, которые сориентированы на формирование у обучающихся метапредметных навыков смыслового чтения. Текст может быть использован в 7 классе при изучении предмета «Экологии» в 9 классе при изучении темы «Структура сообщества»  

Просмотр содержимого документа
«Текст по биологии для формирования метапредметных навыков смыслового чтения "Скованные одной цепью"»

СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ

(Прочитай текст и выполни задание 1-7)

В основе большинства взаимосвязей между организмами, входящими в состав биоценоза, лежат «гастрономические» интересы – различные типы пищевых отношений.

Только растения и отдельные бактерии создаю органическое вещество, которое затем могут использовать другие организмы. Поэтому растения называют продуцентами (производителями).

Основные продуценты в океане, да и во всех крупных внутренних водоемах (как соленых, так и пресных) – это организмы фитопланктона, то есть микроскопические водоросли и цианобактерии, плавающие в водной толще. Именно от фитопланктона начинаются все пищевые цепи в океане, поэтому уровень его развития в том или ином районе определяет количество кормящейся там рыбы и морских млекопитающих.

Рис 1 Некоторые пищевые цепи в экосистеме ручья

На мелководье продуценты представлены крупными водорослями (ламинария) и некоторыми высшими цветковыми растениями (элодея, рдест). На суше основные продуценты – это высшие растения: травы, кустарники и особенно деревья.


Организмы, которые потребляют вещество и энергию, запасенную растениями, носят название консументов (потребителей). Все растительноядные животные (фитофаги) – это консументы первого порядка. Существа (хищники или паразиты), которые питаются растительноядными животными и относятся к плотоядным, – консументы второго порядка. Консументы третьего порядка – это плотоядные, питающиеся плотоядными: ястреб, поймавший скворца; уж, проглотивший лягушку.

Кроме консументов в сообществе есть организмы, питающиеся мертвым органическим веществом, – редуценты или сапрофаги (разрушители). Они сначала разлагают сложные органические вещества до более простых, а затем до минеральных веществ.

К редуцентам относятся грибы и бактерии, разрушающие мертвые стволы деревьев и опавшие листья; личинки мух жуков, питающиеся пометом животных; гиены и грифы, поедающие падаль. Их роль важна и почетна! Редуценты убивают и перерабатывают горы отходов, превращая их в полезные для сообщества продукты (органическое вещество почвы – гумус, газы и пр.), которые опять используются организмами.

Рис 2 Грибы разрушают отмершую древесину



Перенос энергии пищи от растений к растительноядным организмам, а затем к хищникам, паразитам и сапрофагам получил название пищевой цепи.

Вот пример простой пищевой цепи в наземном биоценозе: растение – гусеница бабочки – насекомоядная птица – хищная птица; в водном биоценозе: фитопланктон —зоопланктон — рыба — хищное млекопи­тающее и т. д. Меню организмов бы­вает очень разнообразно, и часто они входят в состав нескольких пище­вых цепей. Когда лиса лакомится ви­ноградом, она является консументом первого порядка; съев зайца, стано­вится консументом второго порядка, а задавив насекомоядного ежа, пе­реходит в категорию консументов третьего порядка.

И наоборот, многие организмы служат кормом разным видам потре­бителей (растительноядным, хищникам, паразитам), поэтому цепи питания разветвлены и образуют сложные пищевые сети.


  1. В каком на­прав­ле­нии осу­ществ­ля­ют­ся пи­ще­вые и энер­ге­ти­че­ские связи?

1) кон­су­мен­ты → про­ду­цен­ты → редуценты

2) ре­ду­цен­ты → про­ду­цен­ты → консументы

3) ре­ду­цен­ты → кон­су­мен­ты → продуценты

4) про­ду­цен­ты → кон­су­мен­ты → редуценты



  1. Рассмотрите рисунок 1, который представлен в тексте. Подчеркните в тексте слова, отражающие роль личинок подёнок, ручейников, звонцов и веснянок.

  2. К какой группе организмов относят организмы, изображенные на рисунке 2? __________________________________________________________

  3. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте в следующих пищевых цепях.

  1. На основе рисунка к заданию 4 приведи примеры консументов первого, второго и третьего порядка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. От чего зависит уровень развития фитопланктона в экосистеме водоема? Запиши свой ответ, используя информацию из текста «Скованные одной цепью». _____________________________________________________.

  2. В тексте «Скованные одной цепью» рассказывается о типах пищевых отношений в сообществах. На какие три группы автор текста делит обитателей сообществ? Дополни приведенную ниже схему, записав название этих групп. Запиши одно слово для каждой группы, которое используется в представленном тексте для обозначения этих групп. Приведите примеры организмов из текста.

Обитатели сообщества

Редуценты





Производители ____________________ ­­­­­________________

_______________ ястреб, скворец, лягушка _________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!