СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ
(Прочитай текст и выполни задание 1-7)
В основе большинства взаимосвязей между организмами, входящими в состав биоценоза, лежат «гастрономические» интересы – различные типы пищевых отношений.
Только растения и отдельные бактерии создаю органическое вещество, которое затем могут использовать другие организмы. Поэтому растения называют продуцентами (производителями).
Основные продуценты в океане, да и во всех крупных внутренних водоемах (как соленых, так и пресных) – это организмы фитопланктона, то есть микроскопические водоросли и цианобактерии, плавающие в водной толще. Именно от фитопланктона начинаются все пищевые цепи в океане, поэтому уровень его развития в том или ином районе определяет количество кормящейся там рыбы и морских млекопитающих.
Рис 1 Некоторые пищевые цепи в экосистеме ручья
На мелководье продуценты представлены крупными водорослями (ламинария) и некоторыми высшими цветковыми растениями (элодея, рдест). На суше основные продуценты – это высшие растения: травы, кустарники и особенно деревья.
Организмы, которые потребляют вещество и энергию, запасенную растениями, носят название консументов (потребителей). Все растительноядные животные (фитофаги) – это консументы первого порядка. Существа (хищники или паразиты), которые питаются растительноядными животными и относятся к плотоядным, – консументы второго порядка. Консументы третьего порядка – это плотоядные, питающиеся плотоядными: ястреб, поймавший скворца; уж, проглотивший лягушку.
Кроме консументов в сообществе есть организмы, питающиеся мертвым органическим веществом, – редуценты или сапрофаги (разрушители). Они сначала разлагают сложные органические вещества до более простых, а затем до минеральных веществ.
К редуцентам относятся грибы и бактерии, разрушающие мертвые стволы деревьев и опавшие листья; личинки мух жуков, питающиеся пометом животных; гиены и грифы, поедающие падаль. Их роль важна и почетна! Редуценты убивают и перерабатывают горы отходов, превращая их в полезные для сообщества продукты (органическое вещество почвы – гумус, газы и пр.), которые опять используются организмами.
Рис 2 Грибы разрушают отмершую древесину
Перенос энергии пищи от растений к растительноядным организмам, а затем к хищникам, паразитам и сапрофагам получил название пищевой цепи.
Вот пример простой пищевой цепи в наземном биоценозе: растение – гусеница бабочки – насекомоядная птица – хищная птица; в водном биоценозе: фитопланктон —зоопланктон — рыба — хищное млекопитающее и т. д. Меню организмов бывает очень разнообразно, и часто они входят в состав нескольких пищевых цепей. Когда лиса лакомится виноградом, она является консументом первого порядка; съев зайца, становится консументом второго порядка, а задавив насекомоядного ежа, переходит в категорию консументов третьего порядка.
И наоборот, многие организмы служат кормом разным видам потребителей (растительноядным, хищникам, паразитам), поэтому цепи питания разветвлены и образуют сложные пищевые сети.
В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?
1) консументы → продуценты → редуценты
2) редуценты → продуценты → консументы
3) редуценты → консументы → продуценты
4) продуценты → консументы → редуценты
Рассмотрите рисунок 1, который представлен в тексте. Подчеркните в тексте слова, отражающие роль личинок подёнок, ручейников, звонцов и веснянок.
К какой группе организмов относят организмы, изображенные на рисунке 2? __________________________________________________________
Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте в следующих пищевых цепях.
На основе рисунка к заданию 4 приведи примеры консументов первого, второго и третьего порядка.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
От чего зависит уровень развития фитопланктона в экосистеме водоема? Запиши свой ответ, используя информацию из текста «Скованные одной цепью». _____________________________________________________.
В тексте «Скованные одной цепью» рассказывается о типах пищевых отношений в сообществах. На какие три группы автор текста делит обитателей сообществ? Дополни приведенную ниже схему, записав название этих групп. Запиши одно слово для каждой группы, которое используется в представленном тексте для обозначения этих групп. Приведите примеры организмов из текста.
Обитатели сообщества
Редуценты
Производители ____________________ ________________
_______________ ястреб, скворец, лягушка _________________