СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты для пересказа весной и о весне

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю подборку текстов, которые можно использовать для пересказа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Тексты для пересказа весной и о весне»

Тексты для пересказа


Масленица

В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.

Т.Шорыгина

Вопросы:

1. Какой праздник отмечают в конце февраля?

2. Почему на этот праздник пекут блины?


День все больше.

Солнышко все выше поднимается на небе и сильнее греет. К вечеру подмерзает, и с крыш свисают длинные сосульки. Солнышко пригреет, сосульки падают.

Дни все длиннее и длиннее. Ночь всего длиннее в начале зимы. А потом каждый день солнце отнимает у нее минутки. Встает немного раньше, садится немного позже.

Н.Сладков.

Вопросы:

1. Что ты узнал из рассказа про солнышко? Про сосульки?

2. Почему ночи становятся короче?


Весна в лесу

С утра уже выглянуло солнышко. Оно выплыло из-за верхушек деревьев золотисто-розоватое и осветило весь лес теплым весенним светом.

А зима никак еще не уступала. Всю землю по-прежнему укрывал белый холодный снег, и по-прежнему на концах елей висели сосульки. Но вот они засверкали особенно ярко, и с кончика каждой из них упала на снег первая теплая капля.

Весеннее утро в лесу. Синица звонко запела. Забарабанил о сухое дерево клювом дятел. А на старой ели весна, казалось, уже в полном разгаре; пять подросших птенцов робко перелетали с ветки на ветку. Это были закаленные малыши. Они родились у клестов в суровую зимнюю стужу, а теперь первыми встречают приход весны.

По Т.Скребицкому и В.Чаплиной.

Вопросы:

1. О каком времени года говорится в рассказе?

2. Как ведут себя птицы весенним утром?

3. О каких птицах говорится в рассказе?

4. Как называют клестов, синиц? (Зимующие птицы)


Женский день

Таня проснулась рано-рано и взглянула на календарь. На календаре стояло красное число: 8 марта.

Таня вынула из ящика с игрушками свои подарки – две хорошенькие чашечки – и побежала смотреть, не проснулась ли бабушка. Бабушка уже проснулась; она пекла вкусный пирог. Таня перемыла всю посуду, подмела пол, постелила на стол чистую скатерть.… И поставила свои чашечки…

В передней зазвонил телефон и разбудил маму. Она лежала и слушала, как Таня с кем-то говорила по телефону.

- Тише, тише…- говорила Таня. – Не разбудите маму… У нас сегодня тройной праздник! Мамин, бабушкин и мой! Мы все женщины, кроме папы! И сегодня наш Женский день.

В. Осеева

Вопросы:

1. Какие подарки приготовила Таня маме и бабушке?

2. Что пекла бабушка к празднику?

3. Как помогала бабушке Таня?

4. Как Таня относилась к маме? Почему ты так думаешь?


Подснежники

По опушкам лесов, на солнечных полянках ранней весной расцветают подснежники. Снег еще не растаял в глубоких оврагах. А под деревьями цветут, белым и голубым ковром расстилаются цветы. Это подснежники – первые весенние цветы нашего леса.

По И. Соколову-Микитову

Вопросы:

1. Что ты узнал из рассказа о подснежниках: когда они расцветают? Где растут? Какого они бывают цвета?

2. Какие еще весенние цветы ты знаешь?

Объяснение значения слов: опушка, овраг, расстилаться.


Прощай, зима!

Три недели подряд совсем тепло. Дети в сопровождении Марии Ивановны, весело переговариваясь, пошли по знакомой улице через весь городок. Вот уже и последние домики, а дальше крутой косогор, и за ними река.

Когда ребята взбежали на пригорок, то все даже присмирели от изумления. Внизу перед ними была река, но совсем не такая, как летом, - тихая, спокойная. Теперь даже воды почти не было видно. Всю поверхность реки покрывала сплошная масса плывущего льда.

Г.Скребицкий

Объяснение значения слов: косогор, пригорок, присмиреть, поверхность, масса.


В лесу.

Приходит весна. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то глубоко в земле корни уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы. Весенние соки мощным потоком поднимаются вверх по стволу и веткам. Соки наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень листвы.

По Г.Скребицкому

Вопросы:

1. О каком времени года говорится в рассказе?

2. Почему начинают оживать деревья?

3. Как двигается сок по деревьям?


Жаркий час.

В полях тает, а в лесу снег еще лежит плотными подушками на земле и на ветках деревьев. Тонкие стволики пригнулись к земле, примерзли и ждут освобождения.

Наконец пришел жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнется еловая веточка и закачается. А как раз под этой елкой, прикрытый ее широкими ветвями, спит заяц. В страхе он встает и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться…

Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобожденная от снега, подпрыгнула.

По М.Пришвину

Вопросы:

1. какое время года описывается в рассказе?

2. почему стали качаться и шевелиться ветки?

3. Зайца называют трусливым. Как говорится об этом в рассказе?


Весенние заботы

Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свеклу. В саду – окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима – с запасами.

По Т. Шорыгиной

Вопросы:

1. Что делают люди в огороде?

2. Что делают люди в саду?

3. Для чего они все это делают?


Весенний сев.

Подошла весна. Снег с полей сошел. Земля начала подсыхать. Бригада трактористов перешла жить в поле. Они привезли вагончик, построили кухню, столовую, поставили бочки с горючим.

С утра трактористы начали пахать землю. Поле ожило, загудело. С каждым часом росли полосы черной вспаханной земли. Трактористы будут работать до позднего вечера.

По А.Мусатову


Ивовый пир

Зацвела ива. Пальцем тронешь ее – пожелтеет палец. Понюхаешь – мед! Спешат гости на пир!

Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.

Прибежали муравьи: быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки.

Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылья мельтешат. Жучки какие-то копошатся. Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали.

Все гудят и торопятся: зазеленеет ива – пиру конец.

По Н.Сладкову

Вопросы:

1. Почему к иве спешат в гости все насекомые?

2. Почему насекомые так торопятся?


Майский жук

Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички в землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года на четвертый они превращаются в майских жуков.

По К.Ушинскому

Вопросы:

1. Опасен ли майский жук для людей?

2. А для растений?

3. Как появляется на свет майский жук?


Скворцы и скворчата

Прилетев домой, скворцы садятся на ветки возле скворечников и радостно, звонко поют. Целую неделю скворец распевает песни. А когда из дальних стран прилетает скворчиха, дружная пара вместе устраивает гнездо.

Скоро в гнезде появляются зеленовато-голубые яички, а из них – скворчата. Когда они подрастут, в укромном уголке леса, где много корма, откроется скворчиная школа. Взрослые скворцы научат малышей выкапывать из земли червей, спасаться от холодной росы и дождя, выбирать место для ночевки, узнавать сигналы опасности.

По Т.Шорыгиной

Вопросы:

1. Что делают скворцы, вернувшись на родину?

2. Чему учат в скворчиной школе?


Кукушка

Весной в лесу кипит работа – все птицы строят гнезда. И только кукушка этого не делает. Она внимательно следит, где птицы устраивают себе жилища. И как только птичка отлетит от гнезда – тут же подкладывает в чужой дом яичко, а хозяйское уносит в клюве и выбрасывает.

Новорожденный кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов. Он подползает под птенца, вскидывает его на спину и несет к краю, а там сбрасывает вниз. У кукушат для этого есть специальная ямка на спине.

Хотя кукушки и плохие родители, но лесу они приносят большую пользу: это единственные птицы, которые могут есть мохнатых гусениц. А они очень опасны. Эти гусеницы поедают листья, стебли и почки растений. И лес может засохнуть.

По Т.Шорыгиной

Вопросы:

1. Как кукушка обходится без гнезда?

2. Какую пользу приносят кукушки?


Капельки, падающие с крыши, сверкают на солнце. А прислушаешься – и нежно звенят.

Капель с крыши бывает и в февральской оттепели. Но это ещё не весна. Зачернеют по открытым местам проталинки среди белого снега – вот и наступила весна. Этот признак не обманет.

А вслед за проталинками появляются первые перелётные птицы: грачи, скворцы, жаворонки. Словно ждали они этих проталинок.

По Н. Плавильщикову


Март

Март – первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака.

Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат ещё маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны.

По Г.Скребицкому



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!