СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема дружбы в повести В. Г. Короленко "Дети подземелья"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована на уроках чтения при изучении произведения " Дурное общество" В.Г. Короленко

Просмотр содержимого документа
«Тема дружбы в повести В. Г. Короленко "Дети подземелья"»

Значение дружбы в повести

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;

исключить из жизни дружбу все равно,

что лишить мир солнечного света.

Цицерон

Цель: - выявить проблематику художественного произведения.

Задачи урока:

1. Образовательные задачи: продолжить знакомство с произведением В.Г. Короленко «Дети подземелья»; формировать читательские умения при работе с текстом через умение давать характеристики главным героям; формировать умения частичного анализа художественного произведения через исследование текста, совершенствовать навык беглого чтения, умения устно выражать свои мысли; показать учащимся, что дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным качествам: честности, доброте, отзывчивости, милосердию.

2.Коррекционно-развивающие задачи: корректировать мышление через умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать связную устную речь при словесном рисовании картин.

3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать способность сопереживать, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся.

Оборудование: Учебник чтения 7 класс, автор-составитель А.К. Аксенова, проектор, компьютер, презентация, карточки с пословицами и поговорками.

Тип урока – урок формирования и закрепления знаний.

Форма: беседа, практическая работа.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Настрой учащихся на работу. Методика «Настроение».

Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, и вы получили удовольствие от работы на уроке, стали немного добрее. Садитесь.

Желаю удачи. А формула любой удачи, ребята, это…… улыбка, хорошее настроение, вера в себя –тогда у вас будет хороший результат. Приступим к работе..


  1. Повторение.

- Давайте вспомним, какое сегодня число, какой месяц (а какое время года?)

- Шагеев Фидан, скажи пожалуйста, какой месяц будет после января? Это зимний или весенний месяц?

- Сегодня мы продолжаем говорить о повести Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья».

Тема нашего урока – «Дружба Васи, Валека и Маруси или Значение дружбы в повести» (слайд 1).

- Давайте прочтем, эпиграф, который написан на доске. Как вы понимаете эти слова?

- А как вы понимаете слово дружба? Что это такое? (ответы детей)-

- Эпиграфом к нашему уроку являются слова древнеримского философа Цицерона:

«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света» (слайд 2). 

О дружбе мы и поведем сегодня разговор.

К данной теме обращались не только писатели, но и поэты. Какие вы знаете стихотворения о дружбе?

(Дети читают стихотворения).

Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба — это ценный дар

Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней —
Ближе друга на свете нету.

Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.

И не стоит друзей обижать —
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.

Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!




2. Работа со словарем

Обращаясь к словарю Сергея Ивановича Ожегова,  давайте прочитаем, что же такое дружба? (слайд 3). (Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности отношений).

- Какие ассоциации вызывает у вас слово дружба? Сейчас мы с вами попробуем построить ассоциативный ряд.

Каждый даст определение слову дружба (ответы детей). Согласна с вами. Из всего вышесказанного могу обобщить, что дружба – это…(слайд 4).

-Читая художественное произведение, мы стараемся понять, что хотел донести до нас писатель. Вот и В.Г.Короленко проник в тайники человеческой души и показал нам с вами, что самый великий дар – это чуткое сердце человека, которое может понять других людей, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе.

- Итак, сегодня мы продолжаем работу над произведением Короленко «Дети подземелья» и поговорим о дружбе.

- А теперь, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?( Глава «Знакомство продолжается» и « Осень»

- Кто желает пересказать содержание этой главы?(открываем учебники на стр.155-157; 158-159).

- Что влекло Васю в часовню? В чем выражалась Васина привязанность к новым друзьям?

- Как относились к Васе Валек и Маруся?

- Почему глава называется «Знакомство продолжается»?

- Прочитайте два описания…кого из героев они характеризуют?

- Объясните, почему Маруся не любила играть?

Индивидуальная работа с Урмановым Ильясом. Чтение по букварю стр. 67.

Цель: совершенствование умения соединять буквы в слоги, читать правильно, бегло.

Индивидуальная работа с Шагеевым Фиданом. Составление пословиц о дружбе из предложенного набора слов. Составить и объяснить смысл этих пословиц.

«Друга любить себя не щадить»? (Помогать другу, жалеть друга, дарить улыбку, совершать добрые поступки и тогда друг будет поступать с вами так же)

- А о чем пословица «Хочешь дружбы – будь другом»?

(Чтобы иметь друзей, надо самому стать другом)


ФИЗМИНУТКА

- Итак, сегодня мы продолжим знакомство с произведением «Дети подземелья» ребята, мы с вами говорим о сострадании,  милосердии, помощи, любви.

Скажите, почему Короленко обращается к теме обездоленных,бездомных, беспризорных детей?

Ответы детей:  

-На примере повести он показал, чтобы голод,  безвыходность,  одиночество исчезло из жизни детей.

-Он хотел, чтобы мы глазами Васи увидели страшный мир обездоленных детей.

-Чтобы мы, встретив таких детей на улице, протянули им руку помощи, были к ним милосердны.

4. Слово учителя: Ребята, подумайте, что бы вы им хотели пожелать?

(Ответы детей)

5. Исследовательская работа с текстом (давайте поработаем с текстом…)

Слово учителя:

- Когда произошло первое знакомство Васи и Валека? Почему это знакомство так увлекло Васю?

Зачитайте портрет Васи стр.150

6. Обращение к определению портрета.

Портрет — изображение внешности героя (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды), одно из художественных средств его характеристики, описания.

- Какая деталь в портретной характеристике Валека больше всего поразила Васю?

«…худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами»

(ребята из учебника зачитывают портретную характеристику)   

- Выделите в IV и V главах описания внешности Маруси(стр. 156у. Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует в них автор?

«Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца.  Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...»

- Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?

«…была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту».

- О чем заставило задуматься героя невольное сравнение Маруси с сестрой Соней?

(Вася впервые задумался о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных детей).

- Чем эти дети отличаются от детей из той жизни, в которой живет Вася?

- Какое впечатление произвела  на вас крепость? (стр.147- «Я приобретаю новое знакомство»

Старая часовня «стояла, грустно понурясь, среди поросших травою могил, скромных крестов, полуразвалившихся каменных гробниц».

«Внутренность высокого, узкого здания была лишена всяких украшений». «Старые, ободранные стены». «Углы были затканы паутиной».

«Предметы, еле выделявшиеся на полу странными очертаниями».

(ребята зачитывают описание крепости)                

- Почему у Валека и Маруси не было настоящих друзей?

(Их называют «дурным обществом»)

- Какие чувства вызывают у вас такое понятие «серый камень»?

(дети называют: жестокость, голод, страх, ужас, черствость, равнодушие, несправедливость)  

Вывод:  Серый камень является символом жестокости и несправедливости законов общества) 

-Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие, воруют, чтобы прожить?

- Что Вася смог своей дружбой дать детям подземелья?

(Герой обрел новую семью. Маруся заменила Васе сестру, с которой ему не разрешали играть. Он чувствовал себя старшим братом и как мог заботился о детях.)

- Зачитайте эпизод первого знакомства и разговора Васи и Валека стр.152. Как он характеризует Васю?

- Что дала дружба с Васей Валеку и Марусе?

(Валек и Маруся перестали чувствовать себя отверженными: Вася дарил им лакомства, которые они редко видели, затевал веселые игры, рассказывал Марусе сказки. Для Валека Вася был единственным товарищем, с которым можно поговорить, поиграть. Он очень дорожил дружбой с Васей).

Вывод: Если бы люди жили по законам человеческого сердца, поступали, как велит им совесть, то не было бы серых камней.

V. Обобщение и систематизация

Учитель: Мы сегодня с вами много говорили о добре, о дружбе, о милосердии, и я думаю, что мы еще на шаг приблизились к тому, что хотел довести до наших сердец писатель, помог увидеть мир глазами  детей, лишенных ласки, любви, помощи взрослого человека.

И  в заключении я хочу спросить у вас:  «Вы до сих пор считаете Валека и Марусю «дурным обществом»?

Ученик: Нет. Вася живет по законам своего сердца и откликается на сердечное участие, тепло и внимание того, кого называют «дурным обществом»

VI. Подведение итогов

1. Рефлексия:

Учитель: Ребята, запишите в своих тетрадях ответ на вопрос:

«Самое главное, что я сегодня понял на уроке»?

(звучит песня «Дружба», дети исполнят куплет и припев)

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий верный друг.

(под звуки этой же песни дети читают стихотворения)

Землю обогнули тоненькие нити, 
Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

 

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек!

 

VII. Домашнее задание.

Прочитать главы VI, VII.

Дифференцированные задания.

Подготовить пересказ на тему: "Последняя осень Маруси”.











































































































будем читать главу «Кукла» и говорить, как вы уже поняли, о дружбе героев. Именно в этой главе, раскрываются настоящие дружеские чувства.

Чтение главы «Кукла» учащимися по абзацу с сопутствующим анализом.

-Как вы думаете, почему эта глава называется «Кукла»?

Анализ эпизода с куклой

- Почему Вася попросил у Сони куклу? С. 162

- Чем эта кукла стала для Маруси? С.162

- Как характеризует Васю этот поступок?

- Была ли необходимость в этой кукле? С. 162

- Как вы понимаете слова Тубырция, обращенные к Васе : «Может быть это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? (Ели ребенок из обеспеченной семьи с детства узнает о том, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, то он научиться сострадать этим людям, жалеть их и помогать им.)

Анализ объяснения Васи с отцом. (Стр. 180 читаем: « Прошло четыре томительных дня..») Беседа по вопросам

- Почему именно взгляд отца, его движения, интонация приковывают внимание Васи? О каких чувствах отца они говорят?

- Какие два, казалось бы, несовместимых чувства переполняли сердце Васи?

- Почему для Васи было так важно не сказать, кому он отдал куклу?

- Почему Тубырций не побоялся прийти в дом к судье?

- Как характеризует отца его последняя помощь Тубырцию?

Зачитайте строки, в которых говорится о том, как Вася и Валек заботятся о Марусе?

- Ребята, сравните отношения Валека и Васи с сестрами? Что их отличает?

- Кем стали для Васи Маруся и Валек? Мотивируйте свой ответ…

- Почему Вася так сильно стал переживать за Марусю.

- Ребята, кого же можно назвать настоящим другом?

- Легко ли быть другом?

- Как вы понимаете пословицу «Друга любить себя не щадить»? (Помогать другу, жалеть друга, дарить улыбку, совершать добрые поступки и тогда друг будет поступать с вами так же)

V.Итог урока.

Вот и подходит к концу наш урок. Как называлась тема нашего урока – давайте назовем ее вместе, хором. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных товарищей. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и мудрого кота Леопольда: “Ребята давайте жить дружно”.

Дети! Понравился вам наш урок? Какой вы сделали вывод для себя?

VI.Домашнее задание.

- Ребята, я хочу, чтобы на следующий урок вы дочитали эту повесть и подготовили подробный пересказ по плану на стр.166

VII. Комментирование оценок за урок.

VIII. Рефлексия





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!