СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Главные вопросы экономики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить сущность экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека

Просмотр содержимого документа
«Тема: Главные вопросы экономики»

Класс_______

Дата _______



Тема: Главные вопросы экономики


Цели урока:

1.Изучить сущность экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека

2. Развивать формирование умений анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с социологическими данными

3. Воспитывать толерантность, гуманность и интерес к изучению гуманитарных предметов

Основные понятия: потребности, экономические блага, ограниченность ресурсов, альтернативная стоимость.

Оборудование:Мультимедияпроектор, компьютер, учебник

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала


Человечеству приходится делать выбор в мире экономики на каждом шагу. Люди вынуждены постоянно искать ответы на несколько ГЛАВНЫХ ВОПРОСОВ ЭКОНОМИКИ: 


  1. ЧТО И В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ ПРОИЗВОДИТЬ, то есть, какие товары и услуги должны быть предложены потребителям? 


  2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ, то есть, какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применить? 


  3. КАКИМ ОБРАЗОМ РАСПРЕДЕЛЯТЬ произведённые товары и услуги, то есть, кто может претендовать на их получение в свою собственность? 


Отвечая на вопрос «Что и в каком количестве надо производить?», люди, в конечном счёте, распределяют ограниченные ресурсы между производителями различных благ. Скажем, если мы решили из имеющегося у нас металла изготавливать холодильники, то металл поступит на предприятия, которые производят холодильники, а не кухонные плиты. И плиты произведены не будут. 
Решая «Как производить?», люди выбирают предпочтительные для них способы (технологии) изготовления того набора благ, который явился ответом на вопрос «Что производить?». Например, любимый в России продукт питания – картофель можно выращивать на подсобных участках, используя преимущественно ручной труд и природные удобрения. Но то же количество картофеля можно получить в крупных аграрных предприятиях с применением мощной сельхозтехники и минеральных удобрений, производимых химической промышленностью. 
Каждый из возможных вариантов технологических решений предполагает свою комбинацию и масштабы использования ограниченных ресурсов (один более трудоёмок, другой более энергоёмок, третий требует большого капитала и т. д.). 
Ограниченность экономических ресурсов, а также многовариантность их использования определяют, с одной стороны, диапазон, в котором человек, фирма или страна в целом могут принимать решения, и экономические последствия реализации выбранного решения – с другой. 

Для простоты предположим, что экономика страны может производить всего два вида благ: танки, необходимые для защиты страны от врагов, и грузовики для перевозки мирных грузов. И тот и другой вид благ производятся из металла, ресурсы которого всегда в любой данный момент времени ограниченны и известны. 
Мы можем пустить весь имеющийся металл на производство танков и тогда не изготовим ни одного грузовика. Этот вариант на графике обозначает точка B. Или, напротив, потратить весь металл на грузовики, остановив все танковые заводы (точка C). 
Наконец, что более реально, мы можем часть металла направить на танковые заводы, а часть – на заводы по производству грузовиков. Тогда мы получим некоторую комбинацию масштабов выпуска обоих видов продукции. Например, если на производство танков пойдёт большая часть металла, то мы получим комбинацию, которой соответствует обведённая на графике кружочком точка D. Направив же большую часть металла на производство грузовиков, мы получим, скажем, комбинацию выпусков, которой соответствует точка H. 
В реальной действительности таких комбинаций выпуска альтернативных видов благ, конкурентно производимых из одних и тех же видов ресурсов, может быть множество. 
И потому выбор лучшего варианта – задача всегда непростая, требующая сопоставления, взвешивания ценности различных ресурсов. Для её решения экономисты разработали специальные, иногда весьма изощрённые методы, которым обучают в вузах и бизнес-школах. 
Отвечая на вопрос: «Каким образом распределять изготовленные блага?», люди, по сути дела, решают, кому, сколько благ должно достаться в конечном итоге. Должны ли все получить поровну или нет? А если не поровну, то кому сколько? И если кому-то можно и нужно выделить благ больше, чем другим, то насколько больше? И как осуществить такое распределение, не вызывая в людях озлобления из-за несправедливости различий в комфортности жизни? 
За свою историю человечество пробовало отвечать на этот экономический вопрос, опираясь на следующие принципы: 


  • «право сильного» - лучшее и в большем объёме получает тот, кто может отобрать блага у слабейших силой кулака или оружия; 


  • «принцип уравнительности» - каждый получает примерно поровну, чтобы «никому не было обидно»;


  • «принцип очереди» - благо достаётся тому, кто раньше занял место в очереди желающих это благо получить. 



Разделение труда, специализация и обмен 


Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и торговлю. 

Мы можем говорить о разных типах и уровнях специализации:


  1. специализации труда отдельных людей; 


  2. специализации деятельности хозяйственных организаций; 


  3. специализации экономики страны в целом. 


Но в основе всей пирамиды специализации лежит специализация труда людей. Она основана на принципах, выработанных людьми за долгие века развития своего хозяйства. Важнейшими из них являются: 


  1. СОЗНАТЕЛЬНОЕ РАСРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ. 


  2. ОБУЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ НОВЫМ ПРОФЕССИЯМ И НАВЫКАМ. 


  3. ВОЗМОЖНОСТЬ КООПЕРАЦИИ, ТО ЕСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА РАДИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ (например, создания сложного изделия или строительства завода). 


Разделение труда в человеческом обществе постоянно меняется, а сама схема специализации становится всё более и более сложной. 



В чём же состоит ценность специализации труда, почему она стала важнейшим камнем в фундаменте хозяйственной жизни общества? Тому есть несколько главных причин. 

Во-первых, все люди от природы разные, а проще говоря, наделены разными способностями. Поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно, а труд будет наименее тягостен. 

Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться всё большей умелости в осуществлении избранной для себя деятельности. А это даёт возможность изготавливать блага и оказывать услуги со всё более высоким уровнем качества. 

В-третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ всё меньшее количество времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой. 

Иными словами, специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства нужных им экономических благ, и, прежде всего, того ресурса, который мы называем трудом. 


Производительность – объём благ, который удаётся получить от использования единицы определённого вида ресурсов в течение фиксированного периода времени. 


Например, производительность труда представляет собой то количество изделий, которое работник изготовил в единицу времени (например, за день, за месяц, за год). А производительность земли будет измеряться весом урожая, полученного с 1 га пашни в год. 

Как на деле происходит рост производительности за счёт углубления специализации, можно проследить на примере сборочного конвейера, придуманного знаменитым американским инженером и предпринимателем Генри Фордом. 

Именно благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности люди впервые столкнулись с возможностью и выгодностью перехода от случайного и нерегулярного обмена имевшимися благами к постоянной торговле ими. Ведь человек может удовлетворить свои потребности в благах только двумя мирными способами: 


  1. изготовить всё, что ему нужно, самостоятельно (такой способ организации жизни обычно называют натуральным хозяйством или самообеспечением); 


  2. часть благ изготовить самостоятельно, а остальное обменять у других на те блага, которые он создал собственным трудом. 


Постепенно люди убедились в предпочтительности второго способа. Причина проста: рост производительности на основе специализации позволяет увеличить объём производимых благ. Если использовать дополнительно произведённые одними блага для обмена на блага, изготовленные другими, то в результате можно получить в своё распоряжение больший объём разнообразных благ по сравнению с их самостоятельным изготовлением. 

Именно это обстоятельство побудило людей не заниматься обменом от случая к случаю, а сделать его основной своей жизни. Иными словами, люди обнаружили, что лучший результат приносит превращение созданных ими благ в товары и услуги и использование их для регулярного обмена. 

Товар – материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо. 

Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. 


Вот почему если кто-то способен изготавливать определённый вид благ лучше других (с абсолютно или относительно меньшими затратами ресурсов или с лучшими свойствами), то ему выгодно только этим и заниматься. Все остальные блага можно получить с помощью обмена. 

Умение обмениваться благами – уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли в не меньшей мере, чем прямохождение или способность мыслить. Как остроумно подметил великий шотландский экономист Адам Смит (1723-1790 гг.): 

«Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой…» 



Действительно, даже в своей комнате вы обнаружите блага, созданные разными видами специализированного труда: строителя, мебельщика, производителя стекла, изготовителя посуды, столяра, электрика, машиностроителя и т. д. Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необходимых для создания всего разнообразия благ, которыми мы сегодня пользуемся. Кроме того, создание каждого блага требует определённого времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы – в лучшем случае – удовлетворить лишь на склоне дней. 

Напротив, сочетание специализации и регулярного обмена плодами специализированного труда даёт возможность людям получать блага: 


  1. в большем объёме; 


  2. в большем ассортименте и 


  3. быстрее. 


Если страна умело сцепляет между собой «шестерёнки» специализации и торговли, то тогда: 


      • специализация ведёт к росту производительности; 


      • рост производительности увеличивает объём доступных людям благ; 


      • возросший объём благ предлагается к продаже и обеспечивает рост потребления этих благ людьми и рост, соответственно, доходов продавцов (производителей); 


      • полученные в результате торговли доходы направляются на развитие производства и совершенствование специализации труда. 


Так, по недавним оценкам экспертов ООН, Россия находится сейчас на 53-м месте в мире. Отметим, что этот уровень богатства был определён с учётом: 


  1. природных ресурсов страны; 


  2. степени образованности нации и 


  3. достигнутого масштаба производства экономических благ. 


Поскольку наши природные ресурсы неуклонно убывают, то удержаться на этом малопочётном месте, не говоря уже о том, чтобы подняться выше, Россия сможет, только увеличив масштабы производства полезных людям экономических благ и сохранив степень образованности своих граждан. 
Решить эту задачу можно единственным способом – овладеть искусством рациональной организации экономической деятельности. Именно благодаря такому искусству достигнут высокий уровень благосостояния граждан развитых стран мира – даже тех, которые обделены природными богатствами. 
Сегодня россияне – жители страны с огромными нефтегазовыми месторождениями и всемирно знаменитыми чернозёмными почвами – могут лишь мечтать о таком уровне благосостояния, который существует, скажем, в Голландии. Между тем это – страна с прохладным климатом, не имеющая месторождений многих полезных ископаемых и отвоёвывающая земли для фермеров у моря (почти половина территории этой страны лежит ниже уровня моря и защищена от затопления лишь дамбами). Зато голландцы добавили к своему трудолюбию прекрасное владение современными методами организации экономической жизни, и именно это обеспечивает им высокое качество жизни.