Муниципальное общеобразовательное учреждение
города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа №3»
Джанкойского городского совета Республики Крым
русский язык ______________ учитель начальных классов Керимова Э.Ф.
Тема: "Обобщение изученного о предложение"
Цель: обобщить и привести в систему знания по разделу “Предложение”. Создать на уроке ситуацию, помогающую закреплению знаний о главных и второстепенных членах предложения.
закрепить практический навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, способов их выражения. Актуализировать знания учащихся о видах предложения по цели высказывания, интонации. развивать орфографическую зоркость; умения анализировать, обобщать.формировать внимательное и бережное отношение к языку.
Планируемые результаты:
познавательные УДД (общеучебные: учить выделять и формулировать познавательную цель, учить поиску и анализу необходимой информации);
регулятивные УУД (учить целеполаганию, планированию, самооценке);
личностные УУД (способствовать формированию осознания и принятия правил);
коммуникативные УУД (содействовать развитию у детей умения работать в парах, группах; организация и осуществление учебного сотрудничества).
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, таблица “Главные и второстепенные члены предложения”, учебник “Русский язык” карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент;
Урок-обобщение даст нам понять,
Что мы умеем и что должны знать.
Он нас отправит в далёкий путь.
Чтобы в дороге нам не всплакнуть,
Надо все знания показать
И домой успешно вернуться опять.
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями на уроке. Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
Давайте познакомимся с маршрутом путешествия. Маршрутный лист – карта успеха.
Маршрут путешествия:
Станция отправления “Домашняя”.
Перевал “Зимние слова”.
Остановка “Дружная”.
Остановка “Снежный ком”.
Остановка “Зимний лес”.
Конечная “Проверь себя”.
I. Станция “Домашняя”. Проверка д/з
Но чтобы отправиться в путь необходимо проверить д/задание. Какое задание вы выполняли в рабочей тетради? Открыли рабочую тетрадь. Дома вы подбирали слова и составляли предложения о зиме.
- Что вы испытывали, выполняя задания? Почему вы рады зиме? (Чтение слов и предложений.) Карта успеха-маршрута.
Ребята, мы с вами отправимся в путешествие по городу “Предложение”.
Какие учебные задачи придётся решать в ходе путешествия? На какие вопросы надо будет ответить?. Ответы уч-ся: - Что такое предложение?
- Какие члены предложения называются главными?
- Какую роль в предложении выполняют второстепенные члены?)
Вы понимаете, что первое путешествие всегда нелегкое. Что нас будет выручать? (Знания.) И еще что? (Дружба)
2. Перевал “Зимние слова”. Чистописание. Словарная работа.
- Отгадайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Выписать словарные слова, связанные с зимой. (Работа со словарём в конце учебника)
Валенки, варежки, декабрь, мороз, февраль, хоккей, январь.
Подчеркнуть орфограммы.
Карта успеха-маршрута.
II. Практический этап.
3. Остановка “Дружная”. Актуализация знаний по теме “Предложение”
Ребята, что вы помните по теме “Предложение”? (Виды предложений по цели высказывания и по интонации. По цели: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (Слайд 7). Могут быть невосклицательными и восклицательными, когда они произносятся с каким-либо сильным чувством: удивления, восклицания, радости, опасения.) (Слайд 8).
А теперь посмотрим, какие вы дружные. Ребята, давайте послушаем: какая группа прочитает предложение более точно и даст характеристику предложению. (6 групп по 4 человека, читают, дают характеристику предложениям. Старший в группе оценивает работу всей группы: наша группа работала сообща, работали все ребята в группе и дали правильные ответы.)
Там собрались ребята.
Ты еще здесь?
Ребята, идите сюда!
На улице снег идёт.
Кто это сделал?
Не трогай это гнездо.
Там живёт злая собака.
Люблю грозу в начале мая!
Не ходите сюда!
Это была ядовитая змея.
Чья это работа?
Ребята, подождите меня.
Перестаньте дразнить собаку!
С горы бежит бурная река.
Как ты мог это сделать?
Мойте фрукты и овощи перед едой.
Кто это так громко стучит в лесу?
Камыши росли у реки.
Возьмите друг друга за руки.
Русский язык могуч и велик!
Кто по улице идёт, громко песенку поёт?
Белый снег пушистый в воздухе кружится.
Не смейте вырубать леса!
Снег падал.
Карта успеха-маршрута.
Физминутка
- Что ещё нового узнали о предложении?
- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения?
(Предложения бывают распространённые и нераспространённые)
- Какую еще характеристику можно дать последнему предложению? (нераспространённое предложение)
- Что такое грамматическая основа предложения?
4. Остановка “Снежный ком”.
(Учитель предлагает распространить его, добавляя по одному второстепенному члену предложения. После каждого добавления учитель спрашивает: “Кто больше?”)
Снег | падал. |
| какой? | | как? | | куда? |
- Запишите в тетради. Подчеркните грамматическую основу. Дайте характеристику предложению.
Лёгкий снег тихо падал на землю. (Повеств., невоскл., распр.) Проверка со слайда.
- Зачем другие члены предложения? Какую роль в предложении выполняют второстепенные члены? (Они распространяют основу предложения)
Карта успеха-маршрута.
Физминутка. Упражнение для глаз
5. Остановка “Весенний лес”. Индивидуальная творческая работа.
- А сейчас, ребята, вы отправитесь в зимний лес. Вам надо выбрать задание для себя:
на розовой карточке следующее задание: изменить данный текст или дополнить его так, чтобы осенний лес “превратился” в зимний.
На жёлтой: Составьте текст по опорным словам.
На синей: Составьте текст по данному началу.
Возьмите одну карточку на выбор из конверта.
В одном из предложений (на выбор) подчеркните грамматическую основу.
Розовая карточка: изменить данный текст или дополнить его так, чтобы осенний лес “превратился” в зимний:
Я шагнул на усыпанную листьями тропинку и замер от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная и стройная в своём чёрно- белом сарафане. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивителен и прекрасен!
Жёлтая карточка: составьте текст по опорным словам: зимнее утро, небо, мороз, тени на снегу, снежное покрывало, тяжёлые ветки, удивительное чувство.
Синяя карточка: Составьте текст по данному началу:
Зимой я особенно люблю смотреть на деревья за моим окном. Они покрыты серебристым инеем.
(Зачитать каждый вариант.)
Карта успеха-маршрута: справился или не справился.
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
- Вот мы и добрались до последнего пункта нашего путешествия - конечная “Проверь себя”.
6. Итоги урока.
- Путешествуя по городу “Предложение”, мы вернулись к вопросам, поставленным в начале урока.
- Как вы считаете, мы выполнили задачи урока?
V. Домашнее задание: с.136 упр. 447.