Урок 4
Тема: Окончание. Значение окончания в слове.
Цели: дать детям понятие «окончание», учить изменять слова и выделять окончания. Развивать умение проводить фонематический анализ на материале слова, воспитывать умение слушать товарища
Оборудование: предметные картинки: книга, пила, игла
Ход занятия
I. Организационный момент. Сядет тот, чье имя я назову.
II. Пальчиковая гимнастика. Ребята, давайте вспомним, что мы делали с вами на прошлом занятии с пальчиками. Правильно, делали разные фигуры. Вот и сегодня мы этим тоже займемся. Я так же буду показывать вам картинки, вы говорите кто это или что это, и мы все вместе показываем эту фигуру пальчиками (одновременно читать стишки на обороте картинок).
«Домик». Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
«Скворечник». Скворец в скворечнике живет,
И песню звонкую поет.
«Елка». Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
«Курочка». Курочка прыг на крыльцо:
«Я снесла тебе яйцо!»
«Мышка». Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.
«Кошка». А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
«Собака». У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
III Введение в тему урока
Книга
Книга – твой лучший друг и учитель. В книге много интересного и полезного. С книгой дружи, книгу береги, не пачкай книгу и не рви.
Книга, в книге, с книгой, книгу
Пила
Мы занимаемся в столярной мастерской. Там стоят верстаки. У нас есть интересный инструмент – лучковая пила. Мы изучили детали пилы. Обращаться с пилой надо осторожно. Пилу надо класть на своё место.
Пила, пилы, с пилой, пилу
Игла
Мы, девочки, очень любим уроки швейного дела. Наш основной инструмент – игла. У иглы очень острый кончик, и поэтому при работе с иглой надо быть внимательными. После работы иглу необходимо убрать в игольницу.
Записать на доске слова «книга», «пила», «игла». Выделить корень
Что стоит на конце слова? окончание «а».
Тема сегодняшнего занятия «Окончание», которое стоит на конце слова.
Хамелеон я в слове, так скажу.
Для связи слов я в предложении – служу! (Окончание)
IV. Уточнение понятия «окончание». Ребята, давайте сделаем вывод, что же такое окончание? Окончание – это изменяемая часть слова, которая находится на конце слова и служит для связи слов в предложении.
V Физминутка.
VI. Задание на слух (фонематическое восприятие). Я буду говорить вам слова, а вы будете изменять окончания в этих словах.
Слова: лес, доска, стул.
Лес – в лесу – иду лесом;
Доска – под доской – на доске – у доски;
Стул – на стуле – под стулом – у стула.
VIII. Задание у доски. Исправь ошибку:
Вставь в предложения слово хвост с нужным окончанием.
Хвосты.
Хвост есть почти у каждого животного. С помощью _____________ рыбы плавают. Кенгуру отталкивается ______________ от земли и прыгает дальше всех. В ______________ у гремучей змеи погремушка, которой она пугает врагов. Перепрыгивая с ветки на ветку, белка рулит своим _____________. Без _____________ корова не могла бы отгонять мух.
XI. Итог урока. Что такое окончание? Где оно находится в слове? Для чего служит окончание?