Г ородской округ города Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад комбинированного вида № 26 «Ласточка»
607060, Нижегородская область, г.Выкса, микрорайон Гоголя, здание №16-«а»
Телефон 8(831)32635, E-Mail: lastochka26doy@yandex.ru
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ детский сад
комбинированного вида №26 «Ласточка»
________________ Е. В. Кашенкова
Прикака №_________ от___________г.
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
педагога-психолога
Мысягиной Ю.М
Тема: «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста»
2020-2021 учебный год
г.о.г. Выкса
ТЕМА: «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».
НАПРАВЛЕНИЕ: социально-личностное.
ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь, 2020 год
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май, 2021 год
ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: индивидуальная.
ЦЕЛЬ: повысить уровень своей компетенции в вопросах коррекции эмоционально-волевой сферы детей младшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
- Изучить педагогические, психологические и методические источники по проблеме мониторинга и коррекции эмоционально-волевой и сферы детей младшего дошкольного возраста;
-Исследовать актуальность проблемы эмоционально-волевой регуляции детей младшего дошкольного возраста в ДОУ;
- Изучить влияние песочной терапии на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей младшего дошкольного возраста;
- Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У педагога:
-умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение одной из техник арт-терапии песочной терапией;
- применение полученных знаний и умений на практике, распространение полученного опыта в педагогическом сообществе;
У воспитанников развиваются умения:
-регулировать своё эмоционально-чувственное состояние, у них сублимируются отрицательные эмоциональные состояния;
- работать в коллективе (сотрудничать);
Снижение уровня тревожности и страхов у детей младшего дошкольного возраста.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Сущность метода песочной терапии;
- Актуальность использования песочной терапии как одного из методов коррекции эмоционально-волевой сферы детей-дошкольников;
- Диагностические методики эмоционально-волевой сферы младших дошкольников;
- Методика организации занятий с использованием песочной терапии педагогом – психологом ДОУ;
- Материально-техническое оснащение занятий с использованием песочной терапии;
- Возможность транслирования собственного педагогического опыта по применению песочной терапии в рамках коррекции эмоционально-волевой сферы детей-дошкольников;
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1."Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры" Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 64 c.
2."Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии" Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. - Речь, 2007 г. - 340 c.
3."В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста" Кузуб Н. В., Осипук Э.И. // Вестник практической психологии образования. 2006. №1. – C. 66-74
4.Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии/ авт.- сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122с.
5.Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64с.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и применению песочной терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы детей-дошкольников на интернет сайтах:
1.http://nsportal.ru/
2.http://www.maam.ru/
3.http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/pesochnaya-terapiya-dlya-detej-terapevticheskie-igry-v-pesok-po-metodike-sandplay.html
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Проблема эмоционально -волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие —просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития. Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.
Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально - волевой сфере личности ребёнка.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.
Итак, центральная психическая функция дошкольников-эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны -игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта магистральная линия развития -линия развития эмоций -нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Срок | Этап | Содержание работы | Практическая деятельность |
Сентябрь-октябрь | Организационно-теоретический | Изучение собственных возможностей и потребностей. Чтение научно-популярной методической литературы. | Анкетирование, самоанализ Разработка перспективного плана по развитию эмоционально-волевой и социальной сфер детей старшего дошкольного возраста. |
Октябрь-апрель | Накопительно-практический | Изучение передового педагогического опыта по проблеме коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей старшего дошкольного возраста. Изучение методической литературы и периодической печати по вопросам коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей младшего дошкольного возраста. Апробация инновационных форм работы с родителями по коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей младшего дошкольного возраста Изучение передового педагогического опыта по подбору и систематизации содержания работы с детьми по данной проблеме Продолжение работы по апробации инновационных форм взаимодействия с родителями воспитанником Обобщение опыта на уровне ДОУ Апробация форм работы с детьми Обобщение опыта работы на уровне ДОУ Обобщение опыта на уровне ДОУ | Разработка конспекта занятия по игровой деятельности в песке с использованием разнообразных методов и приемов. Написание актуальности и плана реализации проекта «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей младшего дошкольного возраста». Организация предметно-развивающей среды: создание песочных ящиков для проведения игровых занятий с детьми. Семинар-практикум «Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами» Разработка материалов для игровой деятельности в песке. Информационный бюллетень «Игра с песком в жизни ребенка» Систематизация и оформление дидактических материалов для игровой деятельности в песке Организация самостоятельной игровой деятельности детей в песке Разработка занятия «Песочная страна» для младшей группы Оформление альбома с фотографиями детских работ |
Май | Заключительный | Обобщение опыта на муниципальном уровне Подведение итогов проделанной работы | Подготовка статьи Презентация опыта работы перед педагогами ДОУ |