СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема:Побудительное,повествовательное,вопросительное и восклицательное предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:ознакомить учащихся с повествовательным,вопросительным,восклицательным предложением

Просмотр содержимого документа
«Тема:Побудительное,повествовательное,вопросительное и восклицательное предложения»

«______»___________________________ ________________________

Класс: ___

Предмет: Русский язык

Тема урока: Повествовательные,вопросительные,побудительные и восклицательные предложения

Тип урока: комбинированный

Оборудование: _таблицы с правилами,карточки,сюжетные картинки.

___________________________________________________________

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Информационная: добывать новые знания, находят ответы на вопросы;

Обучающая:учащиеся ознакомятся с видами предложений по цели высказывания;

2.Социально-коммуникативная: умеют высказывать свои мысли устно, умеют работать в паре, в группах; находят общее мнение;

Развивающая: умеют находить их в тесте и составлять самостоятельно;

3.Самоорганизация и решение проблем: умеют определять и ставить цели урока, оценивать правильность выполнения действия на уроке;

Воспитательная: взаимоуважение и толерантность,работа в группах, в парах;


Ход урока

Этапы урока, время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценивание

1

2

3

4

I.Мотивация к учебной деятельности


Учитель говорит одному ученику 6 «Ты самый лучший» .

Дети передают эту фразу друг другу


II. Проверка домашнего задания






1

2

3

4

III. Чистописание

- Сядьте все, ребята, ровно. Сверьте свою осанку с таблицей.

- Возьмите в руки ручку, откройте тетради, проверьте, правильно ли она лежит.

 - Запишите число, классная работа.

- Проведем каллиграфическую минутку.

А) Каллиграфическая минутка     Пп  пр ре ед дл ло  ож же ен ни ие

            Соберите слово из буквосочетаний.

            Что получилось? (Предложение).

-Придумайте предложение с этим словом.

-Звуко-буквенный  анализ слова «предложение».

      - Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

на, созрел, урожай, полях;

как, быстро, пролетело, лето;

небу, тучи, по;

наступает, красавица, весна;

- Что такое предложение?



IV. Актуализация знаний

- Сегодня на уроке мы продолжим работать над предложениями.

- А что именно о предложении мы с вами будем изучать, вы узнаете, если разместите в правильном порядке карточки со словами:

и//интонации//Виды//по// предложений//цели//высказывания//

-Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Мы сегодня должны вспомнить:

- Какими бывают предложения по цели высказывания.

- Какими бывают предложения по интонации.

Мы сегодня должны научиться:

   Находить в тексте предложения разных видов.

   Самостоятельно составлять такие предложения.



V. Словарно- орфографическая работа





VI. Изучение нового материла.

-Скажите еще раз, что мы называем предложением?

-Какие знаки препинания мы ставим в конце предложений?

-От чего зависит постановка знака в конце предложения? (от интонации и от цели).

- Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь  разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.

     -  Черепаха, унеси меня домой!

     -  А где ты живешь?

     -  Я живу в муравейнике.

- Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.

- Найдите предложение, в котором содержится просьба.

- Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.

 

Как видим, предложения различаются по цели высказывания.

-Как вы понимаете сочетание «цель высказывания»?

-Как это можно сказать по-другому? (зачем я сказал, с какой целью)

-Какие цели ставят перед собой люди общаясь?

Хочу что-то сообщить

Хочу что-то спросить

Хочу призвать кого-то совершить действие

 По цели высказывания традиционно выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

5.Работа над упр.84

-Давайте прочитаем текст.

-Что это мы прочитали?

--Есть ли в тексте обращение?

-Как мы выделяем обращение в тексте?

-Найдите в тексте повествовательное предложение. Давайте его запишем.

- Какое основное назначение повествовательных предложений?

Основное назначение повествовательных предложений: сообщение об определённых явлениях действительности, передача информации собеседнику.

- Приведите свои примеры повествовательных предложений.  …..

- Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений?

- Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

-Найдите в тексте вопросительное преложение. Давайте его запишем.

 - Какое основное назначение вопросительных предложений?

 Вопросительные предложения служат для выражения вопроса. 

- Приведите свои примеры вопросительных предложений.   …..

- Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?

-Найдите в тексте побудительное предложение. Давайте его запишем.

-Как мы выделим обращение? 

- Какое основное назначение побудительных предложений?

Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь. 

- Приведите свои примеры побудительных предложений.   …..

- Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?

 

 Сделайте вывод: правило с.48

- Какие же бывают предложения по цели высказывания?

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут быть эмоционально окрашены, т.е. выражать отношение говорящего к сообщению или передавать его переживания. Такие предложения называются восклицательными. 

- Приведите свои примеры восклицательных предложений.   …..

Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.

- Приведите свои примеры невосклицательных предложений.   …..



Физкультминутка




VII. Первичное закрепление и осмысление изученного

6.Определение типа предложений по интонации и цели высказывания

-Подумайте и скажите, зачем нужны вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения?

(они передают наши чувства)

-Правильно, человек радуется и огорчается, о чем-то просит других, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.

-Найдите повествовательные предложения.

-Найдите вопросительные предложения.

-Найдите побудительные предложения.

-Найдите восклицательные предложения.

Любите ли вы играть? Такой вопрос кажется вам смешным. Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол, машинками. Как здорово быть ребенком! Детство, не кончайся!

7.Самостоятельная работа

-Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель.

Ты был летом на море?

Мойте руки перед едой.

Сколько грибов в лесу!



VIII. Итоги урока. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только  вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.

Упражнение «МИКРОФОН»

-Продолжите фразу:

     - Предложение – это…

     - Предложение выражает ….

     - По цели высказывания предложения бывают …

     - По интонации предложения бывают …

     - В конце повествовательного предложения ставим …

     - В конце вопросительного предложения ставим …

               - В конце побудительного предложения ставим  …



IX. Домашнее задание

упр.88, с. 50, правило






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!