Тема: “Сложносочинённые предложения с союзами а, но, однако”

Категория: Русский язык

Тема: “Сложносочинённые предложения с союзами а, но, однако”

Предмет:  Русская язык Класс ---9-------- Четверть----1------- № урока---6-----------

Цели урока:

Учащиеся достигают данного результата, если:

  1. Языковая: Познакомить учащихся содержанием темы.

Ученики познакомятся с  содержанием темы;

  1. Речевая: Совершенствовать умения и навыки логического мышления, употреблять словарный состав и познавательной активности, развитие творческой деятельности, обогатить словарный запас учащихся.

Развивают умения и навыки логического мышления, работы с текстом, расширяют словарный запас;

  1. Социо-культурная: Воспитать чувство уважения друг к другу, скромности.

Учатся скромности, стремятся к глубоким знаниям.

 

 

 

Вид урока: урок усвоения новых знаний;

Тип урока: комбинированный;

Ресурсы урока: книга, карточки, дополнительная литература, интерактивная доска, аудиозаписи.

 

 

 

 

Этапы урока и время:

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

 

Организационный этап:

Здравствуйте, ребята.  Я вам желаю успехов на уроке.

Ученики здороваются с учителем, и желают успехов друг другу.

2мин.

Актуализация опорных знаний

Вспомните:

          Давайте ребята вспомним, какое предложение называется сложносочинённым?

 

 

 

Ученики рассуждают и отвечают

на вопросы, делятся с мнениями.

10 мин.

Объяснение нового материала

Простые предложения могут соединяться в сложносочинённые посредством союзом а, но, однако. По-кыргызски эти союзы можно примерно передать союзами бирок, а и другими.

          Значение союзов а, но, однако близко друг к другу. Все они показывают, что действия простых предложений, соединённых ими, противопоставляются. Например: Кадыр пошел в кино, а Кеңеш отправился в школу. В этом предложении противопоставлены действия Кадыра и Кеңеша. Противопоставление выражено союзом а. По –кыргызски это предложение можно перевести примерно так: Кадыр киного кетти, а Кеңеш  мектепке жөнөдү.

          Ещё ярче значение противопоставления выражается союзом но. Например: Снег засыпал все горы, но снежные бури не приходили в долину. В этом предложении резко противопоставлена погода в горах и в долине.

          Один из важных оттенков значения союза но – это несоответствие между тем, что происходит в одном и в другом предложениях, соединенных союзом но. Например: Мы ждали Елзаду целый день, но она не пришла. То, что Элзада не пришла, не соответствует мысли первого предложения, в котором говорится о том, что её ждали.

Подобное значение имеет союз однако. Например: Байэмир усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой. В этом предложении противопоставлена усмешка (улыбка) Байэмира (первое предложение) тому, что он глубоко задумался (второе предложение).

          Союзы но и однако настолько близки друг к другу по значению, что в предложениях их часто можно заменять друг другом, не изменяя при этом смысла предложения. Так, можно сказать: Я хотел пойти в кино, однако билеты уже были распроданы. Но можно союз однако заменить союзом но:Я хотел пойти в кино, но билеты уже были распроданы.

          Иногда в том же значении, что и союз но, употребляется союз да. Он чаще используется в разговорной речи. Например: Лучше было бы мне бросить коня и скрыться в лесу, да жаль было с ним расстаться.

 

Задание. Дополните начатые конструкции так, чтобы получились сложносочинённые предложения с союзами а, но, однако.

  1. Гульнара мечтает стать врачом, а... 2. Конь за час пробегает сорок километров, а... 3. Мать ждала сына несколько лет, однако... 4. Хотели пойти в Барскаунское ущелье, но...5. Смелые идут впереди, а...6. Работа на сенокосе была напряжённой, однако...7. Можно уехать из родного дома, но...8. В Москве была полночь, а ...9. Наташа несколько раз звонила подруге, однако...10. Не имей сто рублей, а...11. Барс приготовился к прыжку, но...12. Пришли в клуб на репетицию, однако...

Выполнение упр. №  300, 301, 302

 

4.Словарная работа:

Сдержать своё слово – өз созүн эки кылбоо, сөзүндө туруу

Равенство – теңдик

Братство – бир туугандык

Спасение – чара, ылаажы

Производительность труда – эмгек өндүрүмдүүлүгү

Брак продукции – жараксыз чыгарылган

Всевозможный – ар түрдүү

Тщательно – кылдаттык менен

Изгонять – кууп чыгуу

Позор – уят, маскара

 

Запомните синонимы:большой, огромный, громадный. Составьте с ними предложения.

Подберите антонимы  к словам плакать, сидеть, подходить.

Объясните фразеологизм дать слово. Составьте с ним предложение.

 

Переведите на кыргызский  язык.

Гроза миновала и в роще оживлённо защебетали птицы.

От смелого смерть бежит и враг перед ним дрожит.

Архат дорожил оказанным ему доверием и старался оправдать его.

Люди назвали Токтогула любимым акыном, потому что он пел свои песни для народа.

Инженеры составили график, когда  начались испытания новой машины.

 

Ученики слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы,  и выполняют упр.

 

 

 

 

Ученики  выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики знакомятся с новыми словами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики переводят на кыргызский язык

 

20мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Рефлекция

1.  Какое предложение называется сложносочинённым?

2. Что выражает союз и в сложносочинённых предложениях и как его передать по - кыргызски?

 

Ученики отвечают на вопросы

3

Оценивание

Оценивание по ответам учащихся

 

2

Домашнее задание

 

Упр. №   303

 

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

2

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: “Сложносочинённые предложения с союзами а, но, однако”»

Тема: “Сложносочинённые предложения с союзами а, но, однако”

Предмет: Русская язык Класс ---9-------- Четверть----1------- № урока---6-----------

Цели урока:

Учащиеся достигают данного результата, если:

  1. Языковая: Познакомить учащихся содержанием темы.

Ученики познакомятся с содержанием темы;

  1. Речевая: Совершенствовать умения и навыки логического мышления, употреблять словарный состав и познавательной активности, развитие творческой деятельности, обогатить словарный запас учащихся.

Развивают умения и навыки логического мышления, работы с текстом, расширяют словарный запас;

  1. Социо-культурная: Воспитать чувство уважения друг к другу, скромности.

Учатся скромности, стремятся к глубоким знаниям.





Вид урока: урок усвоения новых знаний;

Тип урока: комбинированный;

Ресурсы урока: книга, карточки, дополнительная литература, интерактивная доска, аудиозаписи.









Этапы урока и время:


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время


Организационный этап:

Здравствуйте, ребята. Я вам желаю успехов на уроке.

Ученики здороваются с учителем, и желают успехов друг другу.

2мин.

Актуализация опорных знаний

Вспомните:

Давайте ребята вспомним, какое предложение называется сложносочинённым?




Ученики рассуждают и отвечают

на вопросы, делятся с мнениями.

10 мин.

Объяснение нового материала

Простые предложения могут соединяться в сложносочинённые посредством союзом а, но, однако. По-кыргызски эти союзы можно примерно передать союзами бирок, а и другими.

Значение союзов а, но, однако близко друг к другу. Все они показывают, что действия простых предложений, соединённых ими, противопоставляются. Например: Кадыр пошел в кино, а Кеңеш отправился в школу. В этом предложении противопоставлены действия Кадыра и Кеңеша. Противопоставление выражено союзом а. По –кыргызски это предложение можно перевести примерно так: Кадыр киного кетти, а Кеңеш мектепке жөнөдү.

Ещё ярче значение противопоставления выражается союзом но. Например: Снег засыпал все горы, но снежные бури не приходили в долину. В этом предложении резко противопоставлена погода в горах и в долине.

Один из важных оттенков значения союза но – это несоответствие между тем, что происходит в одном и в другом предложениях, соединенных союзом но. Например: Мы ждали Елзаду целый день, но она не пришла. То, что Элзада не пришла, не соответствует мысли первого предложения, в котором говорится о том, что её ждали.

Подобное значение имеет союз однако. Например: Байэмир усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой. В этом предложении противопоставлена усмешка (улыбка) Байэмира (первое предложение) тому, что он глубоко задумался (второе предложение).

Союзы но и однако настолько близки друг к другу по значению, что в предложениях их часто можно заменять друг другом, не изменяя при этом смысла предложения. Так, можно сказать: Я хотел пойти в кино, однако билеты уже были распроданы. Но можно союз однако заменить союзом но:Я хотел пойти в кино, но билеты уже были распроданы.

Иногда в том же значении, что и союз но, употребляется союз да. Он чаще используется в разговорной речи. Например: Лучше было бы мне бросить коня и скрыться в лесу, да жаль было с ним расстаться.


Задание. Дополните начатые конструкции так, чтобы получились сложносочинённые предложения с союзами а, но, однако.

  1. Гульнара мечтает стать врачом, а... 2. Конь за час пробегает сорок километров, а... 3. Мать ждала сына несколько лет, однако... 4. Хотели пойти в Барскаунское ущелье, но...5. Смелые идут впереди, а...6. Работа на сенокосе была напряжённой, однако...7. Можно уехать из родного дома, но...8. В Москве была полночь, а ...9. Наташа несколько раз звонила подруге, однако...10. Не имей сто рублей, а...11. Барс приготовился к прыжку, но...12. Пришли в клуб на репетицию, однако...

Выполнение упр. № 300, 301, 302


4.Словарная работа:

Сдержать своё слово – өз созүн эки кылбоо, сөзүндө туруу

Равенство – теңдик

Братство – бир туугандык

Спасение – чара, ылаажы

Производительность труда – эмгек өндүрүмдүүлүгү

Брак продукции – жараксыз чыгарылган

Всевозможный – ар түрдүү

Тщательно – кылдаттык менен

Изгонять – кууп чыгуу

Позор – уят, маскара


Запомните синонимы:большой, огромный, громадный. Составьте с ними предложения.

Подберите антонимы к словам плакать, сидеть, подходить.

Объясните фразеологизм дать слово. Составьте с ним предложение.


Переведите на кыргызский язык.

Гроза миновала и в роще оживлённо защебетали птицы.

От смелого смерть бежит и враг перед ним дрожит.

Архат дорожил оказанным ему доверием и старался оправдать его.

Люди назвали Токтогула любимым акыном, потому что он пел свои песни для народа.

Инженеры составили график, когда начались испытания новой машины.


Ученики слушают учителя






















Ученики слушают учителя





















Ученики отвечают на вопросы, и выполняют упр.





Ученики выполняют упражнение










Ученики знакомятся с новыми словами



















Ученики переводят на кыргызский язык


20мин.






















3







Рефлекция

1. Какое предложение называется сложносочинённым?

2. Что выражает союз и в сложносочинённых предложениях и как его передать по - кыргызски?


Ученики отвечают на вопросы

3

Оценивание

Оценивание по ответам учащихся


2

Домашнее задание


Упр. № 303


Ученики записывают домашнее задание в дневники.

2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей