Конспект открытого урока
по русскому языку в 9 классе по теме:
«Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой
в бессоюзном сложном предложении»
Учитель: Абравитова Е.В. Дата проведения: 02.03.2021
Тема урока: Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой
в бессоюзном сложном предложении.
Цели урока. Образовательная:
формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные
особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.
Развивающие:
способствовать развитию устной и письменной речи учащегося;
учить применять полученные знания на практике;
способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности;
учить внимательному отношению и любви к слову, пробуждать интерес к художественной литературе.
Воспитательные:
способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
формировать умение ставить цель, выделять существенное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в
оптимальном темпе.
Вид: урок изучения нового материала с элементами исследования.
Структура урока.
Организационный момент.
Повторение пройденного:
Изучение нового. Исследовательская деятельность:
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Обобщение изученного:
Подведение итогов. Рефлексия.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Предлагаю Вам сегодня на уроке выступить в роли исследователей языкознания и в продолжение знакомства со сложными предложениями
ближе познакомиться с бессоюзными сложными синтаксическими конструкциями. Поэтому предлагаю Вам распределиться на 3 группы, каждая из которых будет выполнять свои задания (разного уровня сложности), это поможет Вам не только попытаться дать ответ на поставленный вопрос, но и заработать тем самым баллы за правильные ответы. (При ответах внимательно слушайте друг друга, чтобы успешно справиться с заданиями). Вы сможете не только познакомиться с новой темой, но показать свои знания.
Повторение пройденного.
Перед Вами лежат рабочие листы с различными заданиями, первое из которых направлено на повторение изученного о сложном предложении.
Итак, первая группа должна будет выписать номера ССП, вторая группа – номера СПП, а третьей группе необходимо будет распределить предложения на ССП и СПП. Учтите, что знаки препинания в предложениях не расставлены.
Первая и вторая группы Первая группа: найдите ССП и выпишите их номера (знаки препинания не расставлены).
Вторая группа: найдите СПП и выпишите их номера (знаки препинания не расставлены).
Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в гору.
Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
Поезд вышел в луга, и стал виден во всю ширь тихий закат.
Когда мы достигли вершины горы, солнце уже стало подниматься.
Ветер уже дышал дождевой влагой, а через минуту скупой и редкий пошёл дождь.
Белые тучи клубились и снежно блестели, но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью.
Ей снится, будто бы она поёт.
С треском рухнула срубленная ель, за ней повалилась другая.
Горы были невысокими, их обнаженные вершины поднимались метров на триста.
(ССП – 3, 5, 6; СПП – 1, 2, 4, 7)
Расскажите, по какому принципу вы выделили ССП?
Расскажите, по какому принципу вы выделили СПП?
Какие предложения оказались лишними? Почему? (Предложение № 9 БС.)
Третья группа Расставьте пропущенные знаки препинания и распределите предложения по группам: ССП и СПП.
Андрей поднял глаза и увидел красавицу, какой не видел никогда.
Когда управляющий вызывал меня, я замирал от страха.
Незнакомец, когда его разглядели, оказался некрасивым и обычным человеком.
Прохладой дунуло, и прошлогодний лист зашелестел в дубах.
Сделано всё, чтобы я мог работать спокойно.
Волнение оратора, его мощный голос, энергичная манера - все заражало аудиторию.
У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.
Солнце дымное встаёт - будет день горячий.
Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты.
(ССП – 4, СПП – 1, 2, 3, 5, 7,9)
Какие предложения оказались лишними? Почему? (БСП – 8, простое осложнённое предложение – 6)
Молодцы! Все справились с заданиями!
Общие вопросы классу: Как вы думаете, чем будут отличаться БСП от ССП и СПП? (Простые предложения в составе сложного будут иметь бессоюзную связь).
Какие знаки препинания будут разделять простые предложения в составе сложного? (Запятые.)
Как вы думаете, а могут ли другие знаки препинания также разделять
простые предложения в составе сложного? (Точка с запятой, тире, двоеточие.)
Так ли это? Давайте проверим Ваши предположения, проведя несколько исследований.
Запишем тему урока: «Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в БСП».
Давайте вместе сформулируем цель нашего сегодняшнего урока.
Правильно: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.
Изучение новой темы. (Работа в группах.)
Предлагаю провести исследования в группах. Та команда, которая правильно отвечает на поставленный вопрос, получает бонусный балл. Все полученные баллы в конце будут учитываться при выставлении оценки за работу на уроке.
Исследование №1.
Перед вами предложения. Найдите среди них БСП. Выпишите номера этих предложений.
Группа № 1
В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо в воде.
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
Буран стих, зато установился сильный мороз.
Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.
Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо.
Раздался крик – он бросился бежать. (БСП – 1, 3, 5, 7)
Группа № 2
Перед вами предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Найдите среди них БСП. Выпишите номера этих предложений.
Хотел рисовать - кисти выпали из рук.
Стало почти совсем светло, лыжня далеко была видна впереди.
Я уже понял: это сон.
Детство провёл у деда и бабки в другой части села, которое называлось Иваново.
Собралась вся деревня: мальчишки, девчонки, бабы.
В книгах описывались истории, которые рассказчик неоднократно слышал от прачек, рабочих-землекопов.
Рассказчик читал книги от скуки: ему нечем было заняться. (БСП – 1, 2, 3, 7)
Группа № 3
Перед вами предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Найдите среди них БСП. Выпишите номера этих предложений.
Живи просто - проживешь лет до ста.
Я не видел Вас целую неделю, я не слышал Вас долго.
Сердце то вдруг задрожит и забьётся страстно, бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях.
Жжёт солнце, слепит пыль; жужжат мухи и пчёлы; томит жажда.
Мне попалась какая-то заросшая дорожка, и я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд.
Мы не знали, куда нам надо было идти дальше, но продолжали идти.
На пне, где мы сидели, я заметил несколько фигур, вырубленных топором.
(БСП – 1, 2, 4)
Все молодцы! Лучший результат показала команда… (указать номер).
- Ребята! Что теперь вы можете сказать о знаках препинания в БСП? (Простые предложения в составе БСП могут отделяться не только запятыми, но и точкой с запятой, двоеточием, тире).
Исследование № 2.
Воспользуйтесь распечатками на ваших столах.
Первая группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится запятая.
Метель не утихла, небо не прояснилось.
Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И.А. Гончаров)
Вторая группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится точка с запятой.
Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. (М. Горький.)
Третья группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится точка с запятой.
Бледно-серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.С. Тургенев)
Давайте проверим ваши выводы.
Выводы по второму исследованию. (Команда, которая лучше справилась с заданием, получает балл)
Физкультминутка. Зарядка для глаз.
Ребята, вы уже устали. Давайте немного отдохнём и проведём гимнастику для глаз. Посмотрите за окно. Что вы видите? Да, конечно. За окном наступает весна. Давайте составим с вами СПП, состоящее из трёх простых односоставных нераспространенных предложений: Весна, капель, ручьи. А теперь «напишите» это предложение, выводя каждую букву словами. А какие же знаки вы будете ставить внутри этого предложения?
Обобщение изученного.
Исследование № 3.
- Попробуйте самостоятельно (каждая из трёх групп) заполнить таблицу о правилах постановки знаков препинания между простыми предложениями в БСП.
В этом Вам поможет параграф 33 на стр. 126 учебника.
Знаки препинания в БСП
Запятая:
последовательность, одновременность, перечисление.
Точка с запятой:
Проверим ваши памятки-таблицы, которые нам пригодятся для дальнейшей работы по данной теме.
Выводы по третьему исследованию. (Лучшая команда получает балл)
Исследование № 4. (Цифровой диктант.)
Завершающее исследование поможет нам с вами сделать вывод о том, насколько усвоена новая тема вами. Распределите номера предложений по двум столбикам: точка и точка с запятой.
Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, резали небо молнии, чуть слышно громыхал гром.
Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.
Уже рассвело, неутихающий ветер успел размести тучи с ледяного неба, осталось лишь серое охвостье лёгких облаков...
Комната большая, низкая, в три окна; стены вымазаны белой краской; мебели нет.
Вода в круглом водоёме рябила, на ней поднимались небольшие волны.
Поезд шел быстро, его огни скоро исчезли.
(Запятая – 1, 3, 5, 6; точка с запятой – 2, 4)
Подведение итогов проведённого исследования. Подсчет набранных баллов.
Выполнение упражнения № 193 (4) из учебника (на доске, 3 учащихся).
Рассмотрим пример, по которому необходимо будет выполнить задание. (Учащиеся читают образец в учебнике.) Давайте поработаем с предложением
№ 4 из данного упражнения и переведем его из простого предложения неосложнённого в:
простое, но осложненное однородными членами (без помощи союзов);
СБП, между частями которого надо поставить запятую;
СБП, между частями которого надо поставить точку с запятой.
Вокруг села расстилались поля, леса.
Вокруг села расстилались поля, леса, стояли стога сена.
Вокруг села расстилались поля, стояли стога сена; тут и там выглядывали ветхие дома, брошенные хозяином.
Подведение итогов. Рефлексия.
С какой темой вы сегодня познакомились?
Что нового вы узнали о сложных предложениях?
Когда в СБП ставится точка, а когда ставится точка с запятой?
Какие плюсы и минусы можно выделить? Что было интересно? (Заполнение учащимися таблицы «Плюсы-минусы-интересно»)
Выставление оценок. Домашнее задание.
Параграф 33 (теория), выполнить упражнение 191, 193 (1,3).
Задание по выбору учащихся:
Выпишите БСП (с запятой и точкой с запятой) из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
С какой целью И. С. Тургенев использует БСП в рассказе «Бирюк» при описании природы?
Рабочий лист № 1 Ф.И.
Повторение.
Найдите ССП и выпишите их номера (знаки препинания не расставлены).
Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.
Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься.
Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь.
Белые тучи клубились и снежно блестели но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью.
Ей снится будто бы она поёт.
С треском рухнула срубленная ель за ней повалилась другая.
Горы были невысокими их обнаженные вершины поднимались метров на триста.
Исследование №1.
Перед вами предложения. Найдите среди них БСП. Выпишите номера этих предложений.
В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо в воде.
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
Буран стих, зато установился сильный мороз.
Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.
Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо.
Раздался крик – он бросился бежать.
Исследование № 2.
Подумайте над смыслом простых предложений в составе БСП и определите, когда же в них ставится запятая.
Метель не утихла, небо не прояснилось.
Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И.А. Гончаров)
Исследование № 3.
Заполните таблицу «Запятая и точка с запятой в БСП».
Случаи постановки запятой в БСП | Случаи постановки точки с запятой в БСП |
1. 2. 3. | 1. 2. |
Цифровой диктант:
БСП с запятыми:
БСП с точкой с запятой:
«Плюсы-минусы-интересно»
Повторение
Рабочий лист № 2 Ф.И.
Найдите СПП и выпишите их номера (знаки препинания не расставлены).
Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.
Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься.
Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь.
Белые тучи клубились и снежно блестели но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью.
Ей снится будто бы она поёт.
С треском рухнула срубленная ель за ней повалилась другая.
Горы были невысокими их обнаженные вершины поднимались метров на триста.
Исследование №1.
Перед вами предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите среди них БСП. Выпишите номера этих предложений.
Хотел рисовать кисти выпали из рук.
Стало почти совсем светло лыжня далеко была видна впереди.
Я уже понял это сон.
Детство провёл у деда и бабки в другой части села которое называлось Иваново.
Собралась вся деревня мальчишки девчонки бабы.
В книгах описывались истории которые рассказчик неоднократно слышал от прачек рабочих-землекопов.
Рассказчик читал книги от скуки ему нечем было заняться.
Исследование № 2.
Подумайте над смыслом простых предложений в составе БСП и определите, когда же в них ставится точка с запятой.
Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. (М. Горький.)
Исследование № 3.
Заполните таблицу «Запятая и точка с запятой в БСП».
Случаи постановки запятой в БСП | Случаи постановки точки с запятой в БСП |
| |
Цифровой диктант:
БСП с запятыми:
БСП с точкой с запятой:
«Плюсы-минусы-интересно»
Повторение
Рабочий лист № 3 Ф.И.
Расставьте пропущенные знаки препинания и распределите предложения по группам: ССП и СПП.
Андрей поднял глаза и увидел красавицу какой не видел никогда.
Когда управляющий вызывал меня я замирал от страха.
Незнакомец когда его разглядели оказался некрасивым и обычным человеком.
Прохладой дунуло и прошлогодний лист зашелестел в дубах.
Сделано все чтобы я мог работать спокойно.
Волнение оратора его мощный голос энергичная манера все заражало аудиторию.
У него не хватило бы друзей и знакомых чтобы назвать все горные вершины ледники и плоскогорья которые он открыл бы в этом полёте.
Солнце дымное встаёт будет день горячий.
Мальчик у которого такая сильная воля и такое крепкое слово не испугается темноты.
Исследование №1.
Перед вами предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите среди них БСП. Выпишите номера этих предложений.
Живи просто проживешь лет до ста.
Я не видел Вас целую неделю я не слышал Вас долго.
Сердце то вдруг задрожит и забьётся страстно бросится вперёд то безвозвратно потонет в воспоминаниях.
Жжёт солнце слепит пыль жужжат мухи и пчёлы томит жажда.
Мне попалась какая-то заросшая дорожка и я отправился по ней внимательно поглядывая вперёд.
Мы не знали куда нам надо было идти дальше но продолжали идти.
На пне где мы сидели я заметил несколько фигур вырубленных топором.
Исследование № 2.
Подумайте над смыслом простых предложений в составе БСП и определите, когда же в них ставится точка с запятой.
Бледно-серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.С. Тургенев)
Исследование № 3.
Заполните таблицу «Запятая и точка с запятой в БСП».
Случаи постановки запятой в БСП | Случаи постановки точки с запятой в БСП |
1. 2. 3. | 1. 2. |
Цифровой диктант:
БСП с запятыми:
БСП с точкой с запятой:
«Плюсы-минусы-интересно»