СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой

в бессоюзном сложном предложении.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.»















Конспект открытого урока

по русскому языку в 9 классе по теме:

«Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой

в бессоюзном сложном предложении»






Учитель: Абравитова Е.В. Дата проведения: 02.03.2021

Тема урока: Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой

в бессоюзном сложном предложении.

Цели урока. Образовательная:
  • формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные

особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

Развивающие:
  • способствовать развитию устной и письменной речи учащегося;

  • учить применять полученные знания на практике;

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности;

  • учить внимательному отношению и любви к слову, пробуждать интерес к художественной литературе.

Воспитательные:
  • способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

  • формировать умение ставить цель, выделять существенное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в

оптимальном темпе.

Вид: урок изучения нового материала с элементами исследования.

Структура урока.
  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного:

  • аналитическая работа с текстом;

  1. Изучение нового. Исследовательская деятельность:

  • работа по группам;

  • аналитическая работа с текстами.

  1. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

  2. Обобщение изученного:

  • цифровой диктант;

  • выполнение упражнения из учебника.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

  2. Выставление оценок.

  3. Домашнее задание.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.


Ход урока.


    1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Предлагаю Вам сегодня на уроке выступить в роли исследователей языкознания и в продолжение знакомства со сложными предложениями

ближе познакомиться с бессоюзными сложными синтаксическими конструкциями. Поэтому предлагаю Вам распределиться на 3 группы, каждая из которых будет выполнять свои задания (разного уровня сложности), это поможет Вам не только попытаться дать ответ на поставленный вопрос, но и заработать тем самым баллы за правильные ответы. (При ответах внимательно слушайте друг друга, чтобы успешно справиться с заданиями). Вы сможете не только познакомиться с новой темой, но показать свои знания.


    1. Повторение пройденного.

Перед Вами лежат рабочие листы с различными заданиями, первое из которых направлено на повторение изученного о сложном предложении.

Итак, первая группа должна будет выписать номера ССП, вторая группа – номера СПП, а третьей группе необходимо будет распределить предложения на ССП и СПП. Учтите, что знаки препинания в предложениях не расставлены.


Первая и вторая группы

Первая группа: найдите ССП и выпишите их номера (знаки препинания не расставлены).

Вторая группа: найдите СПП и выпишите их номера (знаки препинания не расставлены).


      1. Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в гору.

      2. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.

      3. Поезд вышел в луга, и стал виден во всю ширь тихий закат.

      4. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже стало подниматься.

      5. Ветер уже дышал дождевой влагой, а через минуту скупой и редкий пошёл дождь.

      6. Белые тучи клубились и снежно блестели, но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью.

      7. Ей снится, будто бы она поёт.

      8. С треском рухнула срубленная ель, за ней повалилась другая.

      9. Горы были невысокими, их обнаженные вершины поднимались метров на триста.

(ССП – 3, 5, 6; СПП – 1, 2, 4, 7)


  • Расскажите, по какому принципу вы выделили ССП?

  • Расскажите, по какому принципу вы выделили СПП?

  • Какие предложения оказались лишними? Почему? (Предложение № 9 БС.)


Третья группа

Расставьте пропущенные знаки препинания и распределите предложения по группам: ССП и СПП.

  1. Андрей поднял глаза и увидел красавицу, какой не видел никогда.

  2. Когда управляющий вызывал меня, я замирал от страха.

  3. Незнакомец, когда его разглядели, оказался некрасивым и обычным человеком.

  4. Прохладой дунуло, и прошлогодний лист зашелестел в дубах.

  5. Сделано всё, чтобы я мог работать спокойно.

  6. Волнение оратора, его мощный голос, энергичная манера - все заражало аудиторию.

  7. У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.

  8. Солнце дымное встаёт - будет день горячий.

  9. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты.

(ССП – 4, СПП – 1, 2, 3, 5, 7,9)


Какие предложения оказались лишними? Почему? (БСП – 8, простое осложнённое предложение – 6)

Молодцы! Все справились с заданиями! Общие вопросы классу:
  • Как вы думаете, чем будут отличаться БСП от ССП и СПП? (Простые предложения в составе сложного будут иметь бессоюзную связь).

  • Какие знаки препинания будут разделять простые предложения в составе сложного? (Запятые.)

Как вы думаете, а могут ли другие знаки препинания также разделять

простые предложения в составе сложного? (Точка с запятой, тире, двоеточие.)


  • Так ли это? Давайте проверим Ваши предположения, проведя несколько исследований.

Запишем тему урока: «Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в БСП».


Давайте вместе сформулируем цель нашего сегодняшнего урока.

Правильно: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.


    1. Изучение новой темы. (Работа в группах.)

Предлагаю провести исследования в группах. Та команда, которая правильно отвечает на поставленный вопрос, получает бонусный балл. Все полученные баллы в конце будут учитываться при выставлении оценки за работу на уроке.

Исследование №1.

Перед вами предложения. Найдите среди них БСП. Выпишите номера этих предложений.


Группа № 1


      1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

      2. Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо в воде.

      3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

      4. Буран стих, зато установился сильный мороз.

      5. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.

      6. Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо.

      7. Раздался крик – он бросился бежать. (БСП – 1, 3, 5, 7)


Группа № 2


Перед вами предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Найдите среди них БСП. Выпишите номера этих предложений.

  1. Хотел рисовать - кисти выпали из рук.

  2. Стало почти совсем светло, лыжня далеко была видна впереди.

  3. Я уже понял: это сон.

  4. Детство провёл у деда и бабки в другой части села, которое называлось Иваново.

  5. Собралась вся деревня: мальчишки, девчонки, бабы.

  6. В книгах описывались истории, которые рассказчик неоднократно слышал от прачек, рабочих-землекопов.

  7. Рассказчик читал книги от скуки: ему нечем было заняться. (БСП – 1, 2, 3, 7)


Группа № 3


Перед вами предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Найдите среди них БСП. Выпишите номера этих предложений.

  1. Живи просто - проживешь лет до ста.

  2. Я не видел Вас целую неделю, я не слышал Вас долго.

  3. Сердце то вдруг задрожит и забьётся страстно, бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях.

  4. Жжёт солнце, слепит пыль; жужжат мухи и пчёлы; томит жажда.

  5. Мне попалась какая-то заросшая дорожка, и я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд.

  6. Мы не знали, куда нам надо было идти дальше, но продолжали идти.

  7. На пне, где мы сидели, я заметил несколько фигур, вырубленных топором.

(БСП – 1, 2, 4)


Все молодцы! Лучший результат показала команда… (указать номер).


- Ребята! Что теперь вы можете сказать о знаках препинания в БСП? (Простые предложения в составе БСП могут отделяться не только запятыми, но и точкой с запятой, двоеточием, тире).



Исследование № 2.

Воспользуйтесь распечатками на ваших столах.


Первая группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится запятая.

Метель не утихла, небо не прояснилось.

Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И.А. Гончаров)


Вторая группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится точка с запятой.

Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. (М. Горький.)


Третья группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится точка с запятой.

Бледно-серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.С. Тургенев)


Давайте проверим ваши выводы.


Выводы по второму исследованию. (Команда, которая лучше справилась с заданием, получает балл)


    1. Физкультминутка. Зарядка для глаз.

Ребята, вы уже устали. Давайте немного отдохнём и проведём гимнастику для глаз. Посмотрите за окно. Что вы видите? Да, конечно. За окном наступает весна. Давайте составим с вами СПП, состоящее из трёх простых односоставных нераспространенных предложений: Весна, капель, ручьи. А теперь «напишите» это предложение, выводя каждую букву словами. А какие же знаки вы будете ставить внутри этого предложения?


    1. Обобщение изученного.

Исследование № 3.

- Попробуйте самостоятельно (каждая из трёх групп) заполнить таблицу о правилах постановки знаков препинания между простыми предложениями в БСП.

В этом Вам поможет параграф 33 на стр. 126 учебника.


Знаки препинания в БСП

Запятая:

  • последовательность, одновременность, перечисление.

Точка с запятой:
  • предложения менее связаны по смыслу и более распространены и имеют внутри себя запятые.

Проверим ваши памятки-таблицы, которые нам пригодятся для дальнейшей работы по данной теме.

Выводы по третьему исследованию. (Лучшая команда получает балл)


Исследование 4. (Цифровой диктант.)

Завершающее исследование поможет нам с вами сделать вывод о том, насколько усвоена новая тема вами. Распределите номера предложений по двум столбикам: точка и точка с запятой.


      1. Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, резали небо молнии, чуть слышно громыхал гром.

      2. Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.

      3. Уже рассвело, неутихающий ветер успел размести тучи с ледяного неба, осталось лишь серое охвостье лёгких облаков...

      4. Комната большая, низкая, в три окна; стены вымазаны белой краской; мебели нет.

      5. Вода в круглом водоёме рябила, на ней поднимались небольшие волны.

      6. Поезд шел быстро, его огни скоро исчезли.

(Запятая – 1, 3, 5, 6; точка с запятой 2, 4)


Подведение итогов проведённого исследования. Подсчет набранных баллов.


Выполнение упражнения № 193 (4) из учебника (на доске, 3 учащихся).


Рассмотрим пример, по которому необходимо будет выполнить задание. (Учащиеся читают образец в учебнике.) Давайте поработаем с предложением

№ 4 из данного упражнения и переведем его из простого предложения неосложнённого в:

  1. простое, но осложненное однородными членами (без помощи союзов);

  2. СБП, между частями которого надо поставить запятую;

  3. СБП, между частями которого надо поставить точку с запятой.

    1. Вокруг села расстилались поля, леса.

    2. Вокруг села расстилались поля, леса, стояли стога сена.

    3. Вокруг села расстилались поля, стояли стога сена; тут и там выглядывали ветхие дома, брошенные хозяином.


    1. Подведение итогов. Рефлексия.
  • С какой темой вы сегодня познакомились?

  • Что нового вы узнали о сложных предложениях?

  • Когда в СБП ставится точка, а когда ставится точка с запятой?

  • Какие плюсы и минусы можно выделить? Что было интересно? (Заполнение учащимися таблицы «Плюсы-минусы-интересно»)


    1. Выставление оценок.
    2. Домашнее задание.

Параграф 33 (теория), выполнить упражнение 191, 193 (1,3).

Задание по выбору учащихся:

      1. Выпишите БСП (с запятой и точкой с запятой) из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

      2. С какой целью И. С. Тургенев использует БСП в рассказе «Бирюк» при описании природы?

Рабочий лист № 1 Ф.И.


Повторение.

Найдите ССП и выпишите их номера (знаки препинания не расставлены).

  1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.

  2. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.

  3. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.

  4. Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься.

  5. Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь.

  6. Белые тучи клубились и снежно блестели но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью.

  7. Ей снится будто бы она поёт.

  8. С треском рухнула срубленная ель за ней повалилась другая.

  9. Горы были невысокими их обнаженные вершины поднимались метров на триста.


Исследование №1.

Перед вами предложения. Найдите среди них БСП. Выпишите номера этих предложений.

  1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

  2. Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо в воде.

  3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

  4. Буран стих, зато установился сильный мороз.

  5. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.

  6. Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо.

  7. Раздался крик – он бросился бежать.


Исследование 2.

Подумайте над смыслом простых предложений в составе БСП и определите, когда же в них ставится запятая.

Метель не утихла, небо не прояснилось.

Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И.А. Гончаров)


Исследование 3.

Заполните таблицу «Запятая и точка с запятой в БСП».



Случаи постановки запятой в БСП

Случаи постановки точки с запятой в БСП

1.

2.

3.

1.

2.


Цифровой диктант:

    1. БСП с запятыми:

    2. БСП с точкой с запятой:

«Плюсы-минусы-интересно»

Плюсы

Минусы

Интересно





Повторение

Рабочий лист № 2 Ф.И.

Найдите СПП и выпишите их номера (знаки препинания не расставлены).

  1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.

  2. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.

  3. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.

  4. Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься.

  5. Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь.

  6. Белые тучи клубились и снежно блестели но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью.

  7. Ей снится будто бы она поёт.

  8. С треском рухнула срубленная ель за ней повалилась другая.

  9. Горы были невысокими их обнаженные вершины поднимались метров на триста.


Исследование №1.

Перед вами предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите среди них БСП. Выпишите номера этих предложений.

  1. Хотел рисовать кисти выпали из рук.

  2. Стало почти совсем светло лыжня далеко была видна впереди.

  3. Я уже понял это сон.

  4. Детство провёл у деда и бабки в другой части села которое называлось Иваново.

  5. Собралась вся деревня мальчишки девчонки бабы.

  6. В книгах описывались истории которые рассказчик неоднократно слышал от прачек рабочих-землекопов.

  7. Рассказчик читал книги от скуки ему нечем было заняться.


Исследование 2.

Подумайте над смыслом простых предложений в составе БСП и определите, когда же в них ставится точка с запятой.

Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. (М. Горький.)


Исследование 3.

Заполните таблицу «Запятая и точка с запятой в БСП».

Случаи постановки запятой в БСП

Случаи постановки точки с запятой в БСП




Цифровой диктант:

    1. БСП с запятыми:

    2. БСП с точкой с запятой:


«Плюсы-минусы-интересно»

Плюсы

Минусы

Интересно





Повторение

Рабочий лист № 3 Ф.И.

Расставьте пропущенные знаки препинания и распределите предложения по группам: ССП и СПП.

  1. Андрей поднял глаза и увидел красавицу какой не видел никогда.

  2. Когда управляющий вызывал меня я замирал от страха.

  3. Незнакомец когда его разглядели оказался некрасивым и обычным человеком.

  4. Прохладой дунуло и прошлогодний лист зашелестел в дубах.

  5. Сделано все чтобы я мог работать спокойно.

  6. Волнение оратора его мощный голос энергичная манера все заражало аудиторию.

  7. У него не хватило бы друзей и знакомых чтобы назвать все горные вершины ледники и плоскогорья которые он открыл бы в этом полёте.

  8. Солнце дымное встаёт будет день горячий.

  9. Мальчик у которого такая сильная воля и такое крепкое слово не испугается темноты.


Исследование №1.

Перед вами предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите среди них БСП. Выпишите номера этих предложений.

  1. Живи просто проживешь лет до ста.

  2. Я не видел Вас целую неделю я не слышал Вас долго.

  3. Сердце то вдруг задрожит и забьётся страстно бросится вперёд то безвозвратно потонет в воспоминаниях.

  4. Жжёт солнце слепит пыль жужжат мухи и пчёлы томит жажда.

  5. Мне попалась какая-то заросшая дорожка и я отправился по ней внимательно поглядывая вперёд.

  6. Мы не знали куда нам надо было идти дальше но продолжали идти.

  7. На пне где мы сидели я заметил несколько фигур вырубленных топором.


Исследование 2.

Подумайте над смыслом простых предложений в составе БСП и определите, когда же в них ставится точка с запятой.

Бледно-серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.С. Тургенев)


Исследование 3.

Заполните таблицу «Запятая и точка с запятой в БСП».

Случаи постановки запятой в БСП

Случаи постановки точки с запятой в БСП

1.

2.

3.

1.

2.


Цифровой диктант:

  1. БСП с запятыми:

  2. БСП с точкой с запятой:

«Плюсы-минусы-интересно»

Плюсы

Минусы

Интересно






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!