Конспект урока по теме
«Действия над десятичными дробями»
5 класс, учебник: В.В.Козлов, А.А.Никитин, 40 мин
Цели урока:
Учебные:
Воспитательные:
Развивающие:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации;
повышение уровня математической культуры учащихся.
Ход урока
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Тетради с домашним заданием передаем с
последних парт на первые парты. Кто сегодня отсутствует на уроке? Кира сегодня проводит физкультурную минутку.
Актуализация знаний.
Итак, давайте вспомним, для чего же нам нужна математика?
Математика развивает память, мышление, учит нас правильно считать и запоминать.
На доске записаны выражения. Если бы мы с вами выполняли умножение данных дробей, сколько бы цифр мы отделили запятой?
а
Учащиеся устно отвечают на вопросы.
) 2,5
1,2 (2 цифры);
б) 1,74 1,33 (4 цифры);
в) 65,1237 1,2 (5 цифр);
г) 7,1 4 (1 фицра)
Выполните умножение десятичных дробей (учитель первый пример показывает, на остальные вызывает детей к доске):
а) 5,1 1,4 (7,14);
б) 1,22 0,5 (0,61);
в) 3,121 0,4 (1,2484) ;
г) 5,7 1,2 (6,84);
д) 32,1 2,1 (67,41).
Выполните умножение (деление) натуральных чисел (устно):
а) 12 10; (120)
б) 5 100; (500)
в) 76 1000; (76000)
г) 100 10; (10)
д) 2000 100; (20)
е) 35000 1000 (35)
(Дети отвечают устно, учитель записывает все ответы детей на доске)
Физкультурная минутка на 1,5 – 2 минуты (выполнят Кира).
Изучение нового материала.
Поэтому, открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа. Тема нашего урока «Действия с десятичными дробями».
Рассмотрим несколько примеров:
8,543 10 = 85,43
67,9 12 100 = 679,12
0,54673 1000 = 546,73
Смотрим: 54,76 = 54,76 10 = 5,476
869,1 = 869,1 100 = 8,691
75, 01 = 75,01 1000 = 0,07501
Ребята, не забываем, что = 0,1
= 0,01
= 0,001
Если у нас будет записано: 34, 76 0,1 = 34,76 = 34,76 10 = 3,47
Молодцы, ребята! Я каждому из вас на перемене раздала карточки с определением умножения десятичных дробей на 10,100, 1000 и т.д. Эту карточку вы положите в учебник по математике, она вам ещё пригодиться.
Никита, прочитай нам определения.
Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100,1000 и т.д. нужно в этой дроби перенести запятую на столько цифр ВПРАВО, сколько нулей стоит в множителе после единицы.
При умножении десятичных дробей на , , и т.д. разрязная
единица смещается ВЛЕВО на столько цифр, сколько нулей стоит в множителе после единицы.
Первичное закрепление изученного материала (письменно):
Открываем учебник на странице 299, выполняем № 5(устно), 6 (письменно) (Учитель вызывает учеников на данные примеры, и одновременно записывает решение этих примеров на доске).
Закрепление изученного материала (письменно):
Ребята, сейчас я каждому из вас раздам карточки, № 1 выполняем устно, остальные номера – письменно в тетради.
Карточка № 1
Выполните умножение (устно):
а) 6,42 10; б) 0,17 10; в) 3,8 10; г) 0,1 10
д) 6,387 100; е) 20,35 100; ё) 0,006 100; ж) 0,1 100
з) 45,48 1000; и) 7,8 1000; й) 0,006 10000; к) 0,102 10000.
2. Запишите цифрами числа, например, 4,4 тыс. = 4,4 1000 = 4400
а) 87, 4 тыс.; в) 8,9 млн.; д) 0,956 млн.;
б) 764,3 тыс.; г) 67,56 млн.; е) 1,1 млрд.
3. Найдите значение выражения:
а) 61,3 х, если х = 8; 42; 100.
б) 100 а + b, если а = 3,214; b = 100
в) 14 с + 6 d, если с = 2,3; d = 1000
г) 5,2 m + 3,7 m – 4,1 m, если m = 5; 100; 15; 100000.
4. Найдите значение выражений:
а) 84,25 3; в) 0,125 0,31; д) (4,8 +3,5) 15;
б) 0,255 28; г) 6,75 1,2; е) (18,6 – 9,1) 32.
Домашнее задание:
§ 4(пункты 4.3, 4.4)стр. 297.
стр299: № 7, № 8;
стр.300: № 18 (пункты а, в, д).
6. Итог урока, постановка домашнего задания.
Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?
Научились умножать десятичные дроби на 10, 100, 1000 и т.д, на , , и т.д.
Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100,1000 и т.д. нужно в этой дроби перенести запятую на столько цифр ВПРАВО, сколько нулей стоит в множителе после единицы.
Чтобы умножить десятичную дробь на , , и т.д. нужно в этой дроби перенести запятую на столько цифр ВЛЕВО, сколько нулей стоит в множителе после единицы.
(Учитель проводит с детьми рефлексию)
Сегодня на работу на уроке Алина, Юля, Ульяна, Ева, Максим, Кирилл и Никита получаю оценку «5», Полина, Кира, Лиза, Лада оценку «4», Маша и Алёна работали сегодня на уроке хорошо, активно, остальные сегодня ничего не делали, поэтому на следующем занятии я обязательно всех буду спрашивать.
Домашнее задание записано на доске:
§ 4(пункты 4.3, 4.4)стр. 297.
стр299: № 7, № 8;
стр.300: № 18 (пункты а, в, д).
(Учитель проходит по классу и у всех учеников проверяет запись домашнего задания в дневниках).