СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока : Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II.Проектная деятельность. Класс: 8

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; воспитывать у учащихся чувства гражданственности  и патриотизма, критическое мышление,   расширить представления о роли и значении личности в истории, понимание недопустимости дискриминации одного народа другим

Просмотр содержимого документа
«Тема урока : Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II.Проектная деятельность. Класс: 8»

Тема урока : Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II.Проектная деятельность.

Класс: 8               

Дата:

Цель урока: Выяснить, какие народы проживали на территории Российской империи во время правления Екатерины 2, характерные черты национальной и религиозной политики в изучаемый период.

Планируемые результаты: :

Предметные результаты: формировать понятийный аппарат, давать определения понятий «дворянство, унификация, толерантность, Новокрещенская контора», уметь выделять главное в тексте.

Метапредметные:

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, овладевать навыками самоконтроля, развивать навыки владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Уметь аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные : уметь самостоятельно определять цели своего обучения, задачи в учебе и познавательной деятельности, решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и приемы, овладевать навыками самоконтроля, уметь систематизировать разные виды информации.

Познавательные:  обосновывать выбор варианта ответа на главный вопрос урока.

Личностные результаты:  формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; воспитывать у учащихся чувства гражданственности  и патриотизма, критическое мышление,   расширить представления о роли и значении личности в истории, понимание недопустимости дискриминации одного народа другим и т.д.

Основные понятия : Новокрещенская контора, старообрядцы, кубанское казачество, унификация, гетман, черта оседлости.

Оборудование:  учебник,компьютер

Тип урока: урок открытия нового знания

ХОД УРОКА

I .  ОРГМОМЕНТ: проверка готовности к уроку, отсутствующих.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Опрос:

1.      Назовите хронологические рамки восстания  под предводительством Е.Пугачева.

2.      Каковы причины восстания Пугачева?

3.      Какие слои общества приняли в нем участие?

4.      Почему Пугачев объявил себя «чудесно спасшимся» императором Петром Фёдоровичем?

5.      Какие цели преследовали восставшие?

6.      Какими были итого народного восстания под предводительством Емельяна Пугачева?

7.      Объясните слова, приписываемые Е.Пугачеву: «Иду на Москву наказать жену и посадить на престол сына».Как характеризует сознание участников крестьянской войны эта идея?

8.      Основные этапы восстания Е.И.Пугачева 

9.      Причины поражения восстания Пугачева

10.  Покажите на карте и расскажите об основных событиях восстания Пугачева.

Ответы учащихся

Тестовое задание  1.

1. Назовите три причины восстания под предводительством Е. Пугачёва.

      а) расширение привилегий крестьян
      б) написание трактатов в поддержку отмены крепостного права
      в) усиление произвола со стороны помещиков
      г) расширение прав дворянства распоряжаться своими кре­стьянами
      д) развитие рабочего законодательства
      е) несправедливая национальная политика

2. Восстание под предводительством Е. Пугачева началось:

        а) в 1773 г.           б) в 1775 г.                 в) в 1785 г.

3. Емельян Пугачев выдавал себя за чудесно спасшегося:

       а) царевича Дмитрия            б) царя Ивана Антоновича                 в) царя Петра III

4. Манифест о «крестьянской вольности» был издан Е. Пугачевым:

      а) в 1773 г.          б) в 1774 г.                   в) в 1775 г.

5. Яицкое казачество после Пугачевского бунта было переименовано:

      а) в терское        б) в сибирское       в) в уральское              

6. Город, который  почти шесть месяцев осаждали восставшие, но так и не сумели захватить?

      а) Воронеж        б) Оренбург           в) Астрахань

Тестовое задание 2.

1. Назовите три причины восстания под предводительством Е. Пугачёва

а) завершение промышленного переворота
б) бесправие крепостных
в) расширение вольностей крестьян
г) тяжёлое положение рабочих на мануфактурах
д) увеличение вольнонаёмного труда на мануфактурах
е) отношение к представителям национальных окраин как к людям «второго сорта»

2. Ближайшими сподвижниками Е. Пугачева были:

    а) Бибиков, Михельсон, Зарубин

    б) Белобородов, Юлаев, Перфильев

    в) Михельсон, Кар, Суворов

3. Какую меру наказания определило правительство Екате­рины II для Емельяна Пугачёва?

    а) Пугачёв был разжалован в солдаты и отправлен в действующую армию
    б) Пугачёв был приговорён к каторге
    в) Пугачёв был приговорён к четвертованию и казнён

 4. Восстание под предводительством Е. Пугачева было разгромлено:

    а) в 1773 г.                б) в 1774 г.                в) в 1775 г.

5 Салават Юлаев — это

    а) сподвижник Емельяна Пугачёва, участник восстания
    б) глава правительственного отряда, который боролся с ар­мией Пугачёва
    в) визирь Османской империи, который предложил воен­ную помощь Пугачёву
6Какое название носила станица, в которой родился Емельян Пугачёв?
    а) Зимовейская          б) Татищева               в) Яицкая

Ключ:  1 вариант:   1вге    2а     3в     4б    5в     6б

Ключ:  2 вариант:   1бге    2б     3в     4в    5а     6а

Оценивание:  каждый правильный ответ – 1 балл, всего 8 баллов

«5» -  7-8  правильных ответов,   «4» -5-6,      «3» -3-4          «2» -  2 правильных ответа.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

План урока

1. Унификация управления на окраинах империи

2. Ликвидация украинского гетманства

3. Формирование кубанского казачества.

4. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию

5. Религиозная политика

Целеполагание: самостоятельно сформулируйте  цель нашего урока. Помогут вам в этом следующие слова:

Сегодня на уроке я хочу узнать …     выяснить…          понять…

Ответы учащихся

Главный вопрос урока:

УчительРоссия   XVIII в  – это многонациональное и многоконфессиональное государство. Что это значит? Аргументируйте.

 Сегодня мы с вами выясним, что  было характерно для   национальной и религиозной политики  Екатерины Великой. С какой позиции мы будем характеризовать нац. И религ. Политику Екатерины?

Ответы учащихся (добра и зла, справедливости и несправедливости, ТОЛЕРАНТНОСТИ; если не помнят- запись в тетрадь значения слова, подведение к проблемному заданию урока : «Можно ли назвать религ. и нац. политику Екатерины 2 толерантной? Соответствующей духу эпохи «просвещенного абсолютизма?»)

1. Унификация управления на окраинах империи

2. Ликвидация украинского гетманства

3. Формирование кубанского казачества.

Мы знаем, что при Екатерине II территория Российской империи увеличилась. Какие территории вошли в состав государства? (Северное Причерноморье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва)

 Вспомните, в чём была особенность управления этих земель в эпоху дворцовых переворотов? 

Как жилось крестьянам на этих землях?

(На этих территориях сохранялись некоторые исторически сложившиеся особенности в управлении, а на украинских землях- даже элементы автономии: управлялась выборным гетманом, территория делилась на полки и сотни, а в городах еще было распространено Магдебургское право; укр. крестьяне сохраняли право перехода от одного помещика к другому)

Учитель: как вы думаете, устраивало ли такое положение дел Екатерину 2?

(Конечно же нет, еще в начале своего правления унифицировала органы управления и админ.-террит. деление Новгородское земли, Смоленска и Прибалтики.)

А теперь прочитайте .  Найдите, что означает термин «унификация» и предположите, как могла измениться политика властей на национальных окраинах?

1.Унификация- приведение к единообразной системе или форме; в данном случае- приведение в соответствие с российскими законами органов управления и административно- территориального деления  территорий, вошедших в состав Российской империи или пользующихся привилегиями и автономными правами

 Работа с учебником:

Задание: Определите, какие шаги были предприняты Екатериной 2 по унификации российского законодательства и государственного управления на украинских землях?

Ответы учащихся

( Екатерина ликвидировала не только гетманство на Украине, но и казачью вольницу. Вместо запорожских казаков появляются кубанские казаки:

- осень 1764г- отставка К. Разумовского

- учреждение Малороссийской коллегии, должности генерал- губернатора Малороссии- графа П.А. Румянцева

- ликвидация особенностей админ.-террит. деления, городских свобод

-май 1783- указ об окончательном запрете перехода крестьян, таким образом крепостное право было распространено и на укр. земли.

- июнь 1775- Манифест об упразднении Запорожской Сечи; получение укр. казаками земель на Кубани и формирование кубанского казачества.) 

 4. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию.

Учитель: Мы помним, что Россия было многонациональным государством. Так какую же политику проводила по отношению к своим подданным разных национальностей Екатерина 2? 

Что же изменилось в религиозной и национальной политике  России во второй половине 18 века?

Ещё одним аспектом национальной политики Екатерины II является приглашение в Россию иностранных переселенцев. Основной целью при этом было освоение территорий Нижнего Поволжья и Приуралья, а также Новороссии и Северного Кавказа.

С этой целью в 1762—1764 гг. Екатериной были изданы два манифеста:  «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах» — призывал иностранных подданных переселяться в Россию,а второй- определял перечень льгот и привилегий для переселенцев.

Уже в середине 60-х гг. XVIII в. в Россию прибыло более 30 тыс. переселенцев, которым были предоставлены кредиты на обзаведение хозяйством, большие земельные наделы и налоговые льготы, обеспечена свобода вероисповедания. Особенно большим был наплыв немецких колонистов, которые селились преимущественно в Поволжье. Их численность была столь велика, что уже в 1766 г. пришлось временно приостановить приём новых немецких переселенцев до обустройства уже въехавших. Создание колоний на Волге шло по нарастающей: в 1765 г. насчитывалось 12 колоний, в 1766 г. — 21, в 1767 г. — 67. По данным переписи колонистов в 1769 г., в 105 колониях на Волге проживало 6,5 тыс. семей, что составляло 23,2 тыс. человек. В будущем немецкая община стала играть заметную роль в жизни России.

Иностранные колонисты привлекались и для заселения Новороссии.

Первыми колонистами Новороссийского края были сербы. Их переселение началось с указа Елизаветы Петровны от 24 декабря 1751 г. о размещении иностранцев в «Заднепрских местах» и о создании там поселений: Новой Сербии, Славяно-Сербии и др. Здесь жили не только сербы, но и молдаване, хорваты. Новым поселенцам отводились в вечное и потомственное владение удобные земли, назначалось денежное жалованье и предоставлялись права на беспошлинную торговлю.

Екатерина II продолжила практику иностранной колонизации Новороссии. В манифесте 1763 г. она призывала иностранцев селиться здесь главным образом для развития промыслов и торговли.

 В 1779 г. были опубликованы «Жалованные грамоты христианам греческого и армянского закона, вышедшим из Крыма в Азовскую губернию на поселение». Согласно им переселенцы (греки и армяне) получали на новом месте земли и дома, а также освобождались на 10 лет от всех государственных податей и повинностей. В свою очередь новопоселенцы должны были открывать фабрики, развивать ремёсла и торговлю.

5. Религиозная политика

Учитель: многообразие народов, проживающих в Российской империи, обусловило и многообразие религиозных конфессий. Наша с вами задача- разобраться, какие конфессии были распространены, выяснить основные аспекты религиозной политики Екатерины. Предлагаю выяснить это, поработав в группах.

Задание:

1 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины среди народов Поволжья, Приуралья, Сибири. Какую функцию в реализации религиозной политики государства выполняла «Новокрещенская контора»?

2 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины 2 по отношению к раскольникам и старообрядцам.

3 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины 2 по отношению к католикам, взаимоотношения с орденом иезуитов. Какие цели преследовало правительство, разрешив деятельность ордена иезуитов в России? Были ли они достигнуты?

4 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины 2 по отношению к мусульманскому населению. В чём проявлялась «политика сотрудничества» с мусульманским населением России, провозглашённая Екатериной 2?

5 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины 2 в Башкирии и по отношению к иудеям. Каким образом практика введения «черт оседлости» для иудеев характеризует политику Екатерины 2 по отношению к этой группе населения?

 

Группа1: Екатерина II всегда демонстрировала свою приверженность православию, но и в отношении других религий она проявляла веротерпимость, которая распространялась не только на христиан (русских старообрядцев, католиков, протестантов), но и на представителей других религиозных конфессий (мусульман, иудеев, буддистов).

К началу правления Екатерины были обращены в православие большинство нерусских народов Поволжья и Приуралья (мордва, удмурты, марийцы, чуваши), а также отдельные группы казанских татар. В связи с успешным ходом христианизации в этом регионе в 1764 г. была ликвидирована миссионерская организация Русской православной церкви «Новокрещенская контора».

Распространялось православие и среди народов Сибири. Например, в середине XVIII в. после присоединения к России Забайкалья появились целые селения новокрещёных бурят. Среди определённой части бурят получил распространение буддизм. Этой религии также придерживались калмыки. В конце XVIII в. некоторые из них (главным образом жившие в Придонье) были приписаны к казачьему сословию области Войска Донского и постепенно перешли в православие.

Группа 2: В первые годы царствования Екатерины II прекратились преследования старообрядцев. Императрица поддержала инициативу Петра III о возвращении старообрядцев из-за границы. В 1787 г. раскольникам была предоставлена полная свобода вероисповедания, им разрешалось открывать церкви, соборы, часовни. Был также упразднён двойной подушный оклад и их особые списки. Приверженцев старообрядчества разрешалось избирать на общественные должности. В свою очередь со стороны старообрядцев появились признаки примирения с официальным православием в форме «единоверия». Движение единоверцев получило распространение в 80—90-е гг. XVIII в. в Стародубье, Иргизе, Ингуле.

Группа 3: Свобода вероисповедания была предоставлена и католикам, численность которых в России возросла после присоединения Правобережной Украины и Белоруссии. В 1773 г. была учреждена Белорусская католическая епархия, которая в феврале 1774 г. получила особую «Жалованную грамоту», гарантировавшую всем католическим орденам неприкосновенность и целостность их движимых и недвижимых имуществ.

Российское правительство также разрешило деятельность в Белоруссии ордена иезуитов. Это было связано с его преподавательской и просветительской работой, которая была развёрнута в Полоцке, Орше, Витебске, Могилёве и других городах. Обучение в орденских учебных заведениях было бесплатным, а Полоцкая академия принимала в свои аудитории и православных, в том числе и русских дворян. Кроме того, российское правительство возлагало определённые надежды на то, что иезуиты, недовольные актом папы римского о запрете их ордена, развернут антипапскую пропаганду. Это должно было способствовать ослаблению позиций в западных областях империи Греко-католической (униатской) церкви. Но этого не произошло, и тогда правительство предприняло собственные меры. В 1793 г. Екатерина II заявила о необходимости упразднения унии и предприняла шаги по укреплению авторитета православия на западных территориях.

Группа 4: Толерантная религиозная политика проводилась и по отношению к мусульманскому населению. В 1773 г. после издания указа о веротерпимости было разрешено запрещённое прежде строительство мечетей, при которых создавались медресе. В них, а также в казанской гимназии велось преподавание татарского, арабского, турецкого и других восточных языков и изучение Корана. Татарским мурзам и «чиновным людям» с 1783 г. был разрешён приём на военную службу и присвоение офицерских званий, что давало возможность получить дворянство.

Группа 5: Более сложной была религиозная политика в Башкирии. Активное участие башкир в восстании под предводительством Е. Пугачёва вызвало усиление контроля за башкирскими общинами. В 1782 г. из рук старшин был изъят суд по мелким уголовным и гражданским делам. В 1788 г. в Башкирии было учреждено духовное магометанское собрание во главе с муфтием, подведомственное Уфимскому наместничеству, а позднее канцелярии оренбургского губернатора. Светская администрация стала решать вопросы о назначении и на духовные мусульманские должности, а также споры и дела, подлежащие, согласно шариату, разбору в советах мулл и старшин. Она же следила за исполнением башкирами военной повинности (пограничная служба и участие в войнах).

Принцип веротерпимости распространялся и на иудеев. Главная масса еврейского населения, исповедовавшего иудаизм (676 тыс.) жила в тех областях, которые отошли к России в результате разделов Польши в конце XVIII в. Большая часть из них проживала в сельской местности и городах-местечках, занимаясь ремёслами, мелкой торговлей, торгово-посредническими операциями. По указу Екатерины II 1791 г. правительство ограничило территорию проживания еврейского населения «чертой оседлости». В начале XIX в. в Российскую империю вошло ещё несколько тысяч грузинских евреев и почти 7 тыс. горских евреев Восточного Кавказа (татов). В соответствии с екатерининским законодательством еврейскому населению предоставлялось полное право исповедовать свою веру (иудаизм), открывать молельные дома — синагоги и учебные заведения.

 

Выступление групп. Обсуждение работы групп (ответ на проблемное задание урока: Можно ли назвать религ. и нац. политику Екатерины 2 толерантной? Соответствующей духу эпохи «просвещенного абсолютизма?» )

Религиозная политика Екатерины II характеризовалась постепенным отходом от резкого противопоставления «первенствующей» религии — официального православия другим вероисповеданиям многонациональной России, установлением религиозной толерантности при сохранении определённых политических ограничений для неправославных этнических групп.

IV. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ  ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Вопросы:

1. В чём выразилась унификация управления на окраинах империи во второй половине XVIII в?

 2. Назовите основные этапы формирования кубанского казачества

3. Каким образом российское правительство привлекало иностранцев для заселения малонаселённых территорий?

4. Каковы были основные направления религиозной политики Екатерины II? В чём она отличалась от политики предшествующего периода?

Ответы учащихся

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

VI. РЕФЛЕКСИЯ.

Вопросы:

1. Что нового и интересного вы узнали на уроке?

2. Как вы оцениваете свою работу и работу одноклассников сегодня?

VII. ОЦЕНИВАНИЕ

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 

Конспект урока "Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины II"

  

В XVIII веке в подданство к российским императорам перешло множество народов, которые исповедовали различные религии. По отношению к ним Екатерина II проводила политику веротерпимости и толерантности.

Благодаря поощрительному отношению к мусульманской культуре стало возможным проведение активной просветительской деятельности среди татар.

Особую роль здесь сыграла семья Хальфиных. Сагит Хальфин с сыном Исхаком в 1778 году издали в Москве первое печатное пособие на русском языке для изучения татарского языка – «Азбуку татарского языка». Ими же был составлен русско-татарский словарь, который включал более 20 тысяч слов, и другие пособия.

Подробнее о положении населения национальных окраин и религиозной политике Екатерины II вы узнаете далее.

Вопросы занятия будут следующими: унификация управления на окраинах империи; ликвидация украинского гетманства; формирование кубанского казачества; привлечение в Россию иностранных колонистов; религиозная политика.

При Екатерине Великой Россия значительно расширила свои границы. В её состав вошли земли Северного Причерноморья, Приазовья, Крыма, Правобережной Украины, Беларуси, Курляндии и Литвы.

Характерной чертой политики на присоединённых территориях было сочетание царской власти и некоторых местных особенностей управления, которые исторически сложились на этих землях.

Украине были предоставлены и некоторые элементы автономии. Так, она сохранила особые органы власти, специфическое законодательство и административно-территориальное деление.

После вхождения в состав России территория Украины делилась на полки и сотни, а её землями управлял выборный гетман. За украинскими городами сохранилось самоуправление, основанное на Магдебургском праве. Оно предоставляло горожанам значительные вольности.

Однако Екатерина II считала, что в пределах одного государства должны действовать одни и те же законы и органы управления. Поэтому уже в начале своего правления она ликвидировала все вольности и привилегии на национальных окраинах.

В соответствие с российскими законами были приведены органы управления и административно-территориальное деление Новгородской земли, Смоленска и Прибалтики.

А в ноябре 1764 года на украинских землях было упразднено гетманство. В отставку был отправлен последний украинский гетман граф Кирилл Григорьевич Разумовский. Взамен учреждалась Малороссийская коллегия. Её возглавил генерал-губернатор Малороссии Пётр Румянцев.

Позднее Екатерина II привела в соответствие с нормами Российской империи и административное устройство Малороссии, а также упразднила городские свободы. В мае 1783 года на украинских землях было окончательно утверждено крепостничество.

Важную роль в жизни Российского государства на протяжении длительного времени играли запорожские казаки, которые охраняли её южные рубежи.

Однако в результате победы России в Русско-турецкой войне 1768—1774 годов исчезла угроза крымских набегов. Поэтому необходимости в Запорожском казачестве уже не было.

К тому же часть запорожских казаков присоединилась к восстанию Емельяна Пугачёва. В связи с этим императрица опасалась, что они могут принять участие в новых бунтах. Поэтому в июне 1775 года был издан Манифест Екатерины II об упразднении Запорожской Сечи. Таким образом были постепенно упразднены остатки автономии казачьей вольницы.

Из бывших запорожцев царские власти в 1787–1788 годах сформировали волонтёрские отряды для войны с турками. Они получили название «Войска верных черноморских казаков».

После окончания Русско-турецкой войны черноморские казаки были размещены на землях Кубани для несения пограничной службы. С этого времени начало формироваться кубанское казачество.

Для освоения территорий Нижнего Поволжья, Приуралья, Новороссии и Северного Кавказа Екатерина II приглашала в Россию иностранных переселенцев.

В 1762–1764 годах императрица издала два манифеста, в которых был призыв иностранным подданным переселяться в Россию, а также перечень льгот и привилегий для переселенцев.

Так, им были предоставлены кредиты на обзаведение хозяйством, большие земельные наделы, налоговые льготы, обеспечена свобода вероисповедания. Эти меры уже к середине 60-х годов 18 века привлекли в Россию более 30 тыс. переселенцев.

Немецкими колонистами начали массово заселяться земли Поволжья. Их было настолько много, что уже в 1766 году их приём был временно приостановлен. К 1769 году на Волге сформировалось 105 немецких колоний, в которых проживало 6,5 тысяч семей.

С указа Елизаветы Петровны 1751 года о размещении иностранцев в «Заднепрских местах» началось заселение Новороссии. Первыми колонистами на этих землях были сербы. Жили здесь также молдаване и хорваты.

Как и немецким колонистам, поселенцам в Новороссии были предоставлены многочисленные льготы. Им отводились в вечное и потомственное владение удобные земли, назначалось денежное жалованье, предоставлялись права на беспошлинную торговлю.

Манифестом 1763 года Екатерина II призывала иностранцев селиться в Новороссии, чтобы развивать там промыслы и торговлю. Важным этапом заселения новых земель стали три «Жалованные грамоты» императрицы 1779 года христианскому населению Крыма, главным образом грекам и армянам.

Согласно грамотам, в случае переселения в Азовскую губернию им предоставлялись земли и дома.  Также новопоселенцы освобождались на 10 лет от всех государственных податей и повинностей. За предоставленные привилегии греки и армяне должны были развивать в Азовской губернии ремёсла и торговлю, открывать фабрики.

Исповедуя православие, Екатерина II всё же проявляла веротерпимость по отношению к другим религиям. К началу её правления большинство нерусских народов Поволжья и Приуралья (мордва, удмурты, марийцы, чуваши), а также отдельные группы казанских татар были обращены в православие.

Поэтому потребности в деятельности Новокрещенской конторы на этих землях уже не было. В 1764 году она была ликвидирована.

Народы Сибири и Нижнего Поволжья, исповедующие буддизм, также активно принимали православную веру. Так, в середине XVIII века появились целые селения новокрещёных бурят. А в конце XVIII века калмыки, которые были приписаны к казачьему сословию Войска Донского, тоже постепенно перешли в православие.

По отношению к старообрядцам правительство Екатерины II продолжало политику императрицы Елизаветы Петровны и императора Петра III. Оно стремилось включить раскольников в формирующееся гражданское общество.

Так, в первые годы своего правления Екатериной 2 было прекращено преследование старообрядцев. С 1787 года им предоставлялась полная свобода вероисповедания; разрешалось открывать церкви, соборы, часовни; упразднялся двойной подушный оклад и их особые списки; разрешалось избирать раскольников на общественные должности.

Примирение властей и официального православия со старообрядцами проявилось в движении единоверия. Оно начало распространяться в 80–90-е годы XVIII века в Стародубье, Иргизе, Ингуле.

В результате разделов Речи Посполитой к Российской империи отошли значительные территории, населённые в основном католиками и униатами. 

Католикам Екатериной II, так же, как и староверцам, была предоставлена свобода вероисповедания.

В 1773 году была учреждена Белорусская католическая епархия. А особая «Жалованная грамота» 1774 года гарантировала всем католическим орденам неприкосновенность и целостность их имущества.

Так, на белорусских землях была разрешена деятельность ордена иезуитов. Этому было несколько причин. Во-первых, орден проводил просветительскую деятельность. В Полоцке, Орше, Витебске, Могилёве и других белорусских городах открывались иезуитские учебные заведения с бесплатным обучением. В аудитории некоторых из них допускались в том числе и православные. Во-вторых, российское правительство надеялось, что пропагандистская деятельность ордена поспособствует ослаблению позиций униатской церкви в западных областях империи.

Однако с помощью иезуитов снизить влияние греко-католических священников не удалось. Поэтому правительство стало предпринимать свои меры в этом направлении.

После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Екатерина II открыто заявила о необходимости упразднения унии и укрепления авторитета православия на западных окраинах империи.

Указом Екатерины II от 17 июня 1773 года в Российской империи был провозглашён принцип веротерпимости.

Особое значение этот указ имел для мусульманского населения, поскольку было разрешено строительство мечетей, при которых создавались медресе. В казанской гимназии и медресе начали преподавать татарский, арабский, турецкий и другие восточные языки.

С 1783 года татарским мурзам и чиновникам гражданской службы был разрешён приём на военную службу с последующим присвоением офицерских званий. Это давало возможность получить дворянство.

Особое отношение у российских властей было к населению Башкирии. Массовое участие башкир в восстании Емельяна Пугачёва повлекло за собой усиление контроля за башкирскими общинами. Так, в 1782 году суд по мелким уголовным и гражданским делам из рук старшин был передан в ведение нижних расправ.

В 1788 году в Башкирии было учреждено духовное магометанское собрание во главе с муфтием. Оно подчинялось Уфимскому наместничеству, а позднее – канцелярии оренбургского губернатора. С этого момента духовные дела в Башкирии перешли в подчинение к светской администрации. Она же контролировала исполнение башкирами военной повинности, в которую входили пограничная служба и участие в войнах.

Принцип веротерпимости распространялся и на еврейское население империи, которое исповедовало иудаизм. Основная часть иудеев проживала в сёлах и местечках западных земель, вошедших в состав России в результате разделов Речи Посполитой. Большинство из них занималось ремёслами, мелкой торговлей и торгово-посредническими операциями.

В 1791 году Екатерина II издала указ, по которому территория проживания еврейского населения в Российской империи ограничивалась «чертой оседлости».

В начале XIX века в состав России вошло ещё несколько тысяч грузинских евреев и почти 7 тысяч татов.

Таты – это горские евреи Восточного Кавказа.

Несмотря на ограничение территории проживания евреям было предоставлено право свободного вероисповедания, разрешено открывать синагоги и учебные заведения.

Подведём итоги. На национальные окраины империи постепенно распространились общероссийское законодательство и административное устройство. На землях Украины было упразднено гетманство, а управленческие функции там были переданы Малороссийской коллегии. В Северном Предкавказье начало формироваться кубанское казачество.   Земли Поволжья, Новороссии и Азовской губернии стали активно заселяться иностранными колонистами. В своей религиозной политике Екатерина II придерживалась политики веротерпимости, используя некоторые политические ограничения для неправославных этнических групп.

  Рабочий лист

Фамилия, имя уч-ся___________________________________________________________

Тема ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 1. С помощью текста учебника (п1-2)

Запишите одним словом смысл понятия «унификация»______________________________

В чём выразилась унификация на окраинах Российской империи (запишите 3 примера)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 2. Основные этапы формирования кубанского казачества

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

  1. Зачем Екатерина II приглашала в Россию иностранцев? _______________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Национальный состав переселенцев _______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каким образом российское правительство привлекало иностранцев? ____________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Сравните религиозную политику Екатерины II и религиозную политику в эпоху дворцовых переворотов. Для этого используйте материал 1 части учебника (стр 105-108). Ответ оформляется в виде таблицы. Самостоятельно сформулируйте линии сравнения. На основании сравнения сделайте вывод.


Религиозная политика

Линии сравнения

Эпоха дворцовых переворотов

Екатерина II








Вывод: ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!