СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Введение. Основные понятия генетики.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

основные понятия генетики, общие методические рекомендации по решению генетических задач, алгоритм решения генетических задач, требования к  оформлению задач.

Просмотр содержимого документа
«Тема. Введение. Основные понятия генетики.»

ГЕНЕТИКА НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

ГЕНЕТИКА

НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Генетика

Таким образом, генетика — это наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Методы генетики :

Как любая наука, генетика имеет свои методы исследования. Основным является гибридологический метод — система скрещиваний, позволяющая проследить закономерности наследования и изменения признаков в ряду поколений. Метод разработан Г.Менделем.

Генетическая символика

Для записи результатов скрещиваний в генетике используются специальная символика, предложенная Г.Менделем:

Р — родители;

F — потомство, число внизу или сразу после буквы указывает на порядковый номер поколения ( F 1 — гибриды первого поколения — прямые потомки родителей, F 2 — гибриды второго поколения — возникают в результате скрещивания между собой гибридов F1);

х — значок скрещивания;

♂ — мужская особь;

♀ — женская особь

A , a , B , b , C , c — буквами латинского алфавита обозначаются отдельно взятые наследственные признаки.

40.2. Законы Менделя

Грегор Иоганн Мендель

(1822 — 1884)

Успеху работы Менделя способствовал удачный выбор объекта для проведения скрещиваний — гороха. Особенности гороха:

относительно просто выращивается и имеет короткий период развития, что позволяет достаточно быстро получить потомство от скрещивания, причем за год можно получить несколько поколений;

имеет многочисленное потомство, что удобно для проведения статистического анализа;

имеет большое количество хорошо заметных альтернативных признаков:

окраска венчика — белая или красная;

окраска семядолей — зеленая или желтая;

форма семени — морщинистая или гладкая;

окраска боба — желтая или зеленая;

форма боба — округлая или с перетяжками;

расположение цветков или плодов — по всей длине стебля или у его верхушки;

высота стебля — длинный или короткий;

  • окраска венчика — белая или красная; окраска семядолей — зеленая или желтая; форма семени — морщинистая или гладкая; окраска боба — желтая или зеленая; форма боба — округлая или с перетяжками; расположение цветков или плодов — по всей длине стебля или у его верхушки; высота стебля — длинный или короткий;

является самоопылителем, в результате чего имеет большое количество чистых линий, устойчиво сохраняющих свои признаки из поколения в поколение;

строение венчика цветка позволяет защитить цветок от опыления посторонней пыльцой.

Опыты Менделя были тщательно продуманы. Если его предшественники пытались изучить закономерности наследования сразу многих признаков, то Мендель шел от простого к сложному. Свои исследования он начал с изучения закономерностей наследования всего лишь одной пары альтернативных признаков.

Моногибридное скрещивание

Моногибридным называют скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных (взаимоисключающих) признаков. Таким образом, при таком скрещивании прослеживаются закономерности наследования только двух вариантов признака (например, белая и красная окраска венчика), а все остальные признаки организма во внимание не принимаются.

Первый закон Менделя

Классическим примером моногибридного скрещивания является скрещивание сортов гороха с желтыми и зелеными семенами (рис. 323). При скрещивании растения с желтыми и зелеными семе-

Рис. 323. Моногибридное скрещивание растений гороха с желтыми и зелеными семенами.

нами, все потомки имели желтые семена. Аналогичная картина наблюдалась и при скрещиваниях, в которых изучалось наследование других признаков: при скрещивании растений, имеющих гладкую и морщинистую форму семян, все семена полученных гибридов были гладкими, от скрещивания красноцветковых растений с белоцветковыми — все красноцветковые. Проведя анализ полученных результатов, Мендель пришел к выводу, что у гибрида первого поколения из каждой пары альтернативных признаков проявляется только один, а второй — не развивается,

как бы исчезает. Проявляющийся у гибридов первого поколения признак Мендель назвал доминантным , а подавляемый — рецессивным . Само же явление преобладания у гибридов признака одного из родителей Г. Мендель назвал доминированием.

Позже выявленная закономерность была названа законом единообразия гибридов первого поколения , или законом доминирования . Это первый закон Менделя: при скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (двух гомозиготных организмов), отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов ( F 1) окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей .

Второй закон Менделя

Второй закон наследственности был сформулирован Менделем при изучении гибридов второго поколения. Семена гибридов первого поколения использовались Менделем для получения второго гибридного поколения. Результаты опытов Менделя приведены в таблице.

Таблица 8

Результаты расщепления по различным признакам в F 2,

полученные в опытах Г.Менделя с горохом.

Признаки Доминантные РецессивныеВсегочисло%число%Форма семян547474,74185025,267324Окраска семядолей602275,06200124,948023Окраска семенной кожуры70575,9022424,10929Форма боба88274,6829925,321181Окраска боба42873,7915226,21580Расположение цветков65175,8720724,13858Высота стебля78773,9627726,041064Всего:1494974,90501025,1019959

Анализ данных таблицы позволяет сделать ряд выводов:

единообразия гибридов во втором поколении не наблюдается — часть гибридов несет один (доминантный), часть — другой (рецессивный) признак из альтернативной пары;

количество гибридов, несущих доминантный признак, приблизительно в 3 раза больше, чем гибридов, несущих рецессивный признак, причем это соотношение наблюдается и по каждой отдельно взятой паре, и по всей совокупности растений;

рецессивный признак не исчезает, а лишь подавляется и проявляется во втором гибридном поколении;

наследуются не сами признаки, а наследственные задатки, или факторы (в современной терминологии — гены), их определяющие.

Явление, при котором часть гибридов второго поколения несет доминантный признак, а часть — рецессивный, называют расщеплением. Причем наблюдающееся у гибридов расщепление не случайное, а подчиняется определенным количественным закономерностям.

Таким образом, на основе скрещивания гибридов первого поколения и анализа второго был сформулирован второй закон Менделя: при скрещивании гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в определенном числовом соотношении.

Гипотеза чистоты гамет

Для объяснения явления доминирования и расщепления гибридов второго поколения Мендель предложил гипотезу чистоты гамет. Он предположил, что развитие признака определяется соответствующим ему наследственным фактором. Один наследственный фактор гибриды получают от отца, другой — от матери. У гибридов F 1 проявляется лишь один из факторов — доминантный. Однако, среди гибридов F 2, появляются особи с признаками исходных родительских форм. Это значит, что наследственные факторы сохраняются в неизменном виде, а в половые клетки попадает только один наследственный фактор, то есть они "чисты" (не содержат второго наследственного фактора).

Итак, гипотеза чистоты гамет гласит: гаметы "чисты", содержат только один наследственный признак из пары .

Аллелизм

Наследственные задатки (гены) Мендель предложил обозначать большими буквами латинского алфавита, например, доминантный — большой — А, рецессивный — маленькой — а .

Каждый организм один задаток (ген) получает от материнского организма, а другой — от отцовского, следовательно, они являются парами. Явление парности генов называют аллелизмом , парные гены — аллельными , а каждый ген пары — аллелью . Например, желтая и зеленая окраска семян гороха являются двумя аллелями (соответственно, доминантный аллель и рецессивный аллель) одного гена.

Множественный аллелизм

Цитологические основы

моногибридного скрещивания

В настоящее время известно, что существуют гены, имеющие не два, а большее количество аллелей. Например, у мухи дрозофилы ген окраски глаз представлен 12 аллелями: красная, коралловая, вишневая, абрикосовая и т.д. до белой. Наличие у гена большого количества аллелей называют множественным аллелизмом . Множественный аллелизм является следствием возникновения нескольких мутаций одного и того же гена.

Поскольку в своих опытах Г. Мендель использовал растения, относящиеся к разным чистым линиям, аллельные гены этих растений одинаковы. Организмы, имеющие одинаковые аллели одного гена, называются гомозиготными . Они могут быть гомозиготными по доминантным (АА) или по рецессивным генам (аа) . Организмы, имеющие разные аллели одного гена, называются гетерозиготными (Аа).

Во времена Менделя строение и развитие половых клеток еще не было изучено. Поэтому его гипотеза чистоты гамет является примером гениального предвидения, которое позже нашло научное подтверждение.

Явления доминирования и расщепления признаков, наблюдавшиеся Менделем, в настоящее время легко объясняются парностью хромосом, расхождением хромосом во время мейоза и объединением их во время оплодотворения (рис. 324).

Рис. 324. Расхождение хромосом при мейозе.

Предположим, что соматические клетки несут всего одну пару гомологичных хромосом, содержащих гены, определяющие окраску семян у гороха. Обозначим ген, определяющий желтую окраску, буквой А , а зеленую — а . Поскольку Мендель работал с чистыми линиями, оба организма — гомозиготны, то есть несут два одинаковых аллеля гена окраски семян (соответственно, АА и аа ). Во время мейоза число хромосом уменьшается в два раза и в каждую гамету попадает только одна хромосома. Но так как обе хромосомы несут одинаковые аллели, все гаметы одного организмы будут содержать одну хромосому с геном А , а другого — с геном а .

Генетическая запись осуществляется следующим образом:

Дано: Решение:

Р АА х аа

Ген Признак Желт. Зелен.Аа

А — желтые семена; Гам.

а — зеленые семена;

Р АА х аа F 1 Аа х Аа

Желт. Зелен. Желт. Желт. ааАА

F 1 = ? Гам.

F 2 АА + 2Аа + аа

Желт. Желт. Зелен.

При оплодотворении гаметы сливаются, и их хромосомы объединяются в одной зиготе. Получившийся от скрещивания гибрид становится гетерозиготным, так как его клетки будут иметь генотип Аа, то есть оба аллеля одного и того же гена. У гибридного организма во время мейоза хромосомы расходятся в разные клетки и образуется два типа гамет — 50% гамет будет нести ген А , 50% — ген а . Оплодотворение — процесс случайный и равновероятный, то есть любой сперматозоид может оплодотворить любую клетку. А поскольку образовалось два типа сперматозоидов и два типа яйцеклеток, возможно возникновение четырех типов зигот.

Для удобства расчета сочетания гамет при оплодотворении английский генетик Р.Пеннет предложил проводить запись в виде решетки, которую так и назвали — решетка Пеннета . По вертикали указываются женские гаметы, по горизонтали — мужские. В клетки решетки вписываются генотипы зигот, образовавшихся при слиянии гамет.

Из приведенной схемы видно, что образуется три типа зигот. Половина из них — гетерозиготы (несут гены А и а ), 1/4 — гомозиготы по доминантному признаку (несут два гена А ) и 1/4 — гомозиготы по рецессивному признаку (несут два гена а ). Причем желтосеменные растения одинаковы по фенотипу, но различны по генотипу: 1/3 являются гомозиготными по доминантному признаку и 2/3 — гетерозиготны.

Таким образом, учитывая цитологические основы, второй закон Менделя можно сформулировать следующим образом: при скрещивании гибридов первого поколения между собой (двух гетерозиготных особей) во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом соотношении: по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1.

Неполное доминирование

Явление доминирования не абсолютно. Сам Мендель столкнулся с тем, что при скрещивании крупнолистного сорта гороха с мелколистным гибриды первого поколения не повторяли признак ни одного из родительских растений. Все они имели листья средней величины, то есть выражение признака у гибридов носит промежуточный характер с большим или меньшим уклонением в сторону одного из родительских признаков.

Рис. 326. Наследование окраски плода у земляники при явлении неполного доминирования.

Позже выяснилось, что неполное доминирование (или промежуточное проявление признака) характерно для многих признаков растений и животных. Именно такой характер имеет наследование окраски цветка у львиного зева, окраски оперения у кур, шерсти у крупного рогатого скота и овец и т.д.

В качестве примера рассмотрим наследование окраски плода у земляники (рис. 326). При скрещивании гомозиготных красноплодных и белоплодных сортов земляники, все первое поколение гибридов получается розовоплодным. При скрещивании гибридов получаем

расщепление в соотношении соотношении 1 красноплодная: 2 розовоплодные: 1 белоплодная. Характерно то, что при неполном доминировании расщепление по генотипу соответствует расщеплению по фенотипу, так как гетерозиготы фенотипически отличаются от гомозигот.

Анализирующее скрещивание. Генотип гороха с зелеными семенами может быть только аа. Горох с желтыми семенами может иметь генотип АА или Аа. Для того, чтобы определить генотип особи, обладающей доминантными признаками, проводят анализирующее скрещивание — скрещивают с особью, гомозиготной по рецессивным признакам.

Если исследуемая особь гомозиготна (АА), то потомство от такого скрещивания будет иметь желтые семена и генотип Аа:

АА х аа ; F 1 — 100% Аа.

Если исследуемая особь гетерозиготна (Аа), то она образует два типа гамет и 50% потомства будет иметь желтые семена и генотип Аа, а 50% — зеленые семена и генотип аа: Аа х аа; F 1 — 50% Аа, 50% аа.

Дигибридное скрещивание

Организмы отличаются друг от друга по многим признакам. Поэтому, установив закономерности наследования одной пары признаков, Г.Мендель перешел к изучению наследования двух (и более) пар альтернативных признаков.

Дигибридным называют скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.

Третий закон Менделя

Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске семян (желтые и зеленые) и форме семян (гладкие и морщинистые). Желтая окраска ( А ) и гладкая форма ( В ) семян — доминантные признаки, зеленая окраска ( а ) и морщинистая форма ( в ) — рецессивные признаки.

Скрещивая растение с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F 1 с желтыми и гладкими семенами (рис. 325). От самоопыления 15 гибридов F 1 было получено 556 семян, из них 315 желтых гладких, 101 желтое морщинистое, 108 зеленых гладких и 32 зеленых морщинистых.

Анализируя полученное потомство, Мендель, прежде всего, обратил внимание на то, что, наряду с сочетаниями признаков исходных сортов (желтые гладкие и зеленые морщинистые семена), при дигибридном скрещивании появляются и новые сочетания признаков (желтые морщинистые и зеленые гладкие семена). Он обратил внимание на то, что расщепление по каждому отдельно взятому признаку соответствует расщеплению при моногибридном скрещивании . Из 556 семян 423 были гладкими и 133 морщинистыми (соотношение 3:1), 416 семян имели желтую окраску, а 140 — зеленую (соотношение 3:1). Однако Менделя интересовал вопрос: зависит ли расщепление одной пары признаков (гладкие и морщинистые семена) от расщепления другой пары (желая окраска семян и зеленая) или эти пары тесно связаны между собой.

Рис. 325. Дигибридное скрещивание растений гороха с желтыми гладкими и зелеными морщинистыми семенами.

Анализ количественных соотношений групп гибридов F 2, имеющих определенное сочетание признаков, привело к такому заключению: расщепление по фенотипу при скрещивании дигетерозигот происходит в соотношении 9:3:3:1.

9/16 растений F 2 обладали обоими доминантными признаками (гладкие желтые семена);

3/16 были желтыми (доминантный) и морщинистыми (рецессивный);

3/16 были зелеными (рецессивный) и гладкими (доминантный);

1/16 растений F 2 обладали обоими рецессивными признаками (морщинистые семена зеленого цвета).

Если при моногибридном скрещивании родительские организмы отличаются по одной паре признаков (21) (желтые и зеленые семена) и дают во втором поколении два

фенотипа в соотношении 3+1, то при дигибридном они отличаются по двум парам признаков (22) и дают во втором поколении четыре фенотипа в соотношении (3+1)2. Легко посчитать, сколько фенотипов и в каком соотношении будет образовываться во втором поколении при тригибридном скрещивании: (23). — восемь фенотипов в соотношении (3+1)3.

Четыре фенотипа скрывают девять разных генотипов: 1 — ААBB; 2 — AABb; 1 — AAbb; 2 — AaBB; 4 — AaBb; 2 — Aabb; 1 — aaBB; 2 — aaBb; 1 — aabb. Если расщепление по генотипу в F2 при моногибридном поколении было 1:2:1, то есть было три разных генотипа (31), то при при дигибридном образуется 9 разных генотипов — 32, при тригибридном скрещивании образуется 33 — 27 разных генотипов.

Мендель пришел к выводу, что расщепление по одной паре признаков не связано с расщеплением по другой паре. Для семян гибридов характерны не только сочетания признаков родительских растений (желтое гладкое семя и зеленое морщиностое семя), но и возникновение новых комбинаций признаков (желтое морщинистое семя и зеленое гладкое семя).

Проведенное исследование позволило сформулировать закон независимого комбинирования генов (третий закон Менделя): при скрещивании двух гетерозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга в соотношении 3:1 и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

Третий закон Менделя справедлив только для тех случаев, когда анализируемые гены находятся в разных парах гомологичных хромосом.

Цитологические основы

третьего закона Менделя

Пусть А — ген, обусловливающий развитие желтой окраски семян, а — зеленой окраски, В — гладкая форма семени, в — морщинистая. Скрещиваются гибриды первого поколения, имеющие генотип АаВв . При образовании гамет, из каждой пары аллельных генов в гамету попадает только один, при этом в результате случайности расхождения хромосом в первом делении мейоза ген А может попасть в одну гамету с геном В или с геном в , а ген а может объединиться с геном В или с геном в . Таким образом, каждый организм образует четыре сорта гамет в одинаковом количестве (по 25 %): АВ, A в, aB , a в . Во время оплодотворения каждый из четырех типов сперматозоидов может оплодотворить любую из четырех типов яйцеклеток. Все возможные сочетания мужских и женских гамет легко установить с помощью решетки Пеннета. При анализе результатов видно, что по фенотипу потомство делится на четыре группы: 9 желтых гладких: 3 желтых морщинистых: 3 зеленых гладких: 1 желтая морщинистая. Если проанализировать результаты расщепления по каждой паре признаков в отдельности, то получится, что отношение числа желтых семян к числу зеленых — 3:1, отношение числа гладких к числу морщинистых — 3:1. Таким образом, при дигибридном скрещивании каждая пара признаков при расщеплении в потомстве ведет себя так же, как при моногибридном скрещивании, т.е. независимо от другой пары признаков.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ    — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида. 

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ  

 — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида. 

ГЕН - участок молекулы ДНК, определяющий возможность развития отдельного признака.

ГЕН

- участок молекулы ДНК, определяющий возможность развития отдельного признака.

 Локус  – месторасположение гена на участке ДНК. Аллели (аллельные гены) – разные форма гены, возникшие в результате мутаций и расположенные в одинаковых точках (локусах) парных гомологичных хромосом.  (АА или аа) (Аа). Гомологичные хромосомы (от греч. «гомос» – одинаковый) – парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов. В диплоидной клетке набор хромосом всегда парный
  • Локус – месторасположение гена на участке ДНК.
  • Аллели (аллельные гены) – разные форма гены, возникшие в результате мутаций и расположенные в одинаковых точках (локусах) парных гомологичных хромосом.

(АА или аа)

(Аа).

Гомологичные хромосомы (от греч. «гомос» – одинаковый) – парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов. В диплоидной клетке набор хромосом всегда парный

Доминантный признак (ген) – преобладающий, проявляющийся – обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д. Рецессивный признак (ген) – подавляемый признак – обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, b с и т. д
  • Доминантный признак (ген) – преобладающий, проявляющийся – обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д.
  • Рецессивный признак (ген) – подавляемый признак – обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, b с и т. д
Альтернативные признаки

Альтернативные признаки

ГРУППЫ ОСОБЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИЗНАКАМ. Генотип  — совокупность наследственных задатков (генов) организма. по генотипу особи могут быть гомозиготными (АА или аа)  гетерозиготными (Аа). Гомозигота  (от греч. « гомос » – одинаковый и зигота) – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные или оба рецессивные).   Гомозиготными  называют особей, получивших от родительских особей одинаковые наследственные задатки (гены) по какому-то конкретному признаку. Гомозиготная особь в потомстве не дает расщепления.

ГРУППЫ ОСОБЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИЗНАКАМ.

Генотип  — совокупность наследственных задатков (генов) организма.

по генотипу особи могут быть

  • гомозиготными (АА или аа)
  • гетерозиготными (Аа).

Гомозигота  (от греч. « гомос » – одинаковый и зигота) – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные или оба рецессивные).  

Гомозиготными  называют особей, получивших от родительских особей одинаковые наследственные задатки (гены) по какому-то конкретному признаку. Гомозиготная особь в потомстве не дает расщепления.

ГРУППЫ ОСОБЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИЗНАКАМ. Гетерозигота (от греч. «гетерос» – другой и зигота) – зигота, имеющая два разных аллеля по данному гену (Аа, Вb). Гетерозиготными   называют особей, получивших от родительских особей разные гены. Гетерозиготная особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.

ГРУППЫ ОСОБЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИЗНАКАМ.

Гетерозигота (от греч. «гетерос» – другой и зигота) – зигота, имеющая два разных аллеля по данному гену (Аа, Вb).

Гетерозиготными   называют особей, получивших от родительских особей разные гены. Гетерозиготная особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.

ГЕНОТИП И ФЕНОТИП совокупность всех признаков особи. совокупность всех генов отдельной особи.

ГЕНОТИП И ФЕНОТИП

совокупность всех признаков особи.

совокупность всех генов отдельной особи.

ИЗМЕНЧИВОСТЬ Это способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Благодаря изменчивости, организмы могут приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания.

ИЗМЕНЧИВОСТЬ

  • Это способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Благодаря изменчивости, организмы могут приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания.
ЗАДАЧИ ГЕНЕТИКИ: Изучение веществ и структур, составляющие материальные основы наследственности  Изучение механизма реализации наследственной информации в процессе индивидуального развития  Влияние окружающей среды на формирование признаков в процессе онтогенеза

ЗАДАЧИ ГЕНЕТИКИ:

  • Изучение веществ и структур, составляющие материальные основы наследственности
  • Изучение механизма реализации наследственной информации в процессе индивидуального развития
  • Влияние окружающей среды на формирование признаков в процессе онтогенеза
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА:   Для записи результатов скрещиваний в генетике используются специальная символика, предложенная Г.Менделем: Р — родители; F — потомство, ( F 1 — гибриды первого поколения, F 2 — гибриды второго поколения); х — значок скрещивания; ♂ — мужская особь; ♀ — женская особь A , a , B , b , C , c — буквами латинского алфавита обозначаются отдельно взятые наследственные признаки.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА:

  • Для записи результатов скрещиваний в генетике используются специальная символика, предложенная Г.Менделем:
  • Р — родители;
  • F — потомство, ( F 1 — гибриды первого поколения, F 2 — гибриды второго поколения);
  • х — значок скрещивания; ♂ — мужская особь; ♀ — женская особь
  • A , a , B , b , C , c — буквами латинского алфавита обозначаются отдельно взятые наследственные признаки.
рецессивный признак доминантный признак гомозиготные организмы Р. Х аа АА А а А а генотип фенотип Единообразие F 1 А а

рецессивный признак

доминантный признак

гомозиготные организмы

Р.

Х

аа

АА

А

а

А а

генотип

фенотип

Единообразие F 1

А а

СИМВОЛИКА АА аа Р.:    g .: А а Аа F 1.: 100% (желтые). Ph .:

СИМВОЛИКА

АА

аа

  • Р.: 

g .:

А а

Аа

F 1.:

100% (желтые).

Ph .:

Дано: Объект: горох А – желтые семена; а – зеленые семена Решение: F1 .:   g .: F2 .:  Ph .: Аа Аа  А  а А а Аа аа АА Аа 1 : 2 : 1 3 : 1

Дано:

Объект: горох

А – желтые семена;

а – зеленые семена

Решение:

F1 .: 

g .:

F2 .:

Ph .:

Аа

Аа

А а А а

Аа

аа

АА

Аа

1 : 2 : 1

3 : 1

1.  Какое размножение не относится к вегетативному: а) гаметами; б) клубнями; в) луковицами; г) отводками. 2.  Половые клетки называются: а) зиготы; б) споры; в) гаметы; г) соматические клетки. 3.  Мужские половые клетки называются: а) яйцеклетки; б) зиготы; в) сперматозоиды; г) споры. 4.  Яйцеклетки созревают: а) в семенниках; б) в спорангиях; в) в яичниках; в) в яйцеводах.

1. Какое размножение не относится к вегетативному:

а) гаметами; б) клубнями; в) луковицами; г) отводками.

2. Половые клетки называются:

а) зиготы; б) споры; в) гаметы; г) соматические клетки.

3. Мужские половые клетки называются:

а) яйцеклетки; б) зиготы; в) сперматозоиды; г) споры.

4. Яйцеклетки созревают:

а) в семенниках; б) в спорангиях; в) в яичниках; в) в яйцеводах.

5.  Сколько периодов включает в себя гаметогенез: а) три; б) два; в) пять, г) семь. 6.  При митозе новые клетки имеют набор хромосом: а) гаплоидный; б) диплоидный; в) триплоидный; г) полиплоидный. 7.  На какой стадии гаметогенеза клетки делятся митозом: а) такого деления нет; б) на второй; в) на первой; г) на третьей. 8.  Парные хромосомы называются: а) аналогичные; б) гомологичные; в) половые; г) различные.

5. Сколько периодов включает в себя гаметогенез:

а) три; б) два; в) пять, г) семь.

6. При митозе новые клетки имеют набор хромосом:

а) гаплоидный; б) диплоидный; в) триплоидный; г) полиплоидный.

7. На какой стадии гаметогенеза клетки делятся митозом:

а) такого деления нет; б) на второй; в) на первой; г) на третьей.

8. Парные хромосомы называются:

а) аналогичные; б) гомологичные; в) половые; г) различные.

9.  Историческое развитие вида называется: а) онтогенез; б) гаметогенез; в) эмбриогенез; г) филогенез. 10.  Эмбриональный период включает: а) 2 стадии; б) 3 стадии; в) 4 стадии; г) 5 стадий. 11.  Стадия эмбриогенеза, на которой образуется двухслойный зародыш, называется: а) бластула; б) дробления; в) нейрула; г) гаструла. 12.  Стадия эмбриогенеза, на которой образуется однослойный полый шарик, называется: а) бластула; б) дробления; в) нейрула; г) гаструла. 13.  Внутренний зародышевый листок называется: а) мезодерма; б) эктодерма; в) энтодерма; г) не знаю.

9. Историческое развитие вида называется:

а) онтогенез; б) гаметогенез; в) эмбриогенез; г) филогенез.

10. Эмбриональный период включает:

а) 2 стадии; б) 3 стадии; в) 4 стадии; г) 5 стадий.

11. Стадия эмбриогенеза, на которой образуется двухслойный зародыш, называется:

а) бластула; б) дробления; в) нейрула; г) гаструла.

12. Стадия эмбриогенеза, на которой образуется однослойный полый шарик, называется:

а) бластула; б) дробления; в) нейрула; г) гаструла.

13. Внутренний зародышевый листок называется:

а) мезодерма; б) эктодерма; в) энтодерма; г) не знаю.

14.  Спинной и головной мозг закладываются в процессе эмбриогенеза из: а) мезодермы; б) эктодермы; в) энтодермы; г) не знаю. 15.  Пищеварительныё железы и лёгкие закладываются в процессе эмбриогенеза из: а) мезодермы; б) эктодермы; в) энтодермы; г) не знаю. 16. Что такое генотип: а) совокупность внешних признаков; б) совокупность внутренних признаков; в) совокупность внешних и внутренних признаков г) совокупность генов, полученных от родителей. 17. Какие гены называются аллельными генами: а) парные гены, определяющие соответствующий признак организма; б) непарные гены, определяющие два признака организма; в) разное количество генов одного организма; г) гены, определяющие разные признаки организма.

14. Спинной и головной мозг закладываются в процессе эмбриогенеза из:

а) мезодермы; б) эктодермы; в) энтодермы; г) не знаю.

15. Пищеварительныё железы и лёгкие закладываются в процессе эмбриогенеза из:

а) мезодермы; б) эктодермы; в) энтодермы; г) не знаю.

16. Что такое генотип:

а) совокупность внешних признаков; б) совокупность внутренних признаков;

в) совокупность внешних и внутренних признаков

г) совокупность генов, полученных от родителей.

17. Какие гены называются аллельными генами:

а) парные гены, определяющие соответствующий признак организма;

б) непарные гены, определяющие два признака организма;

в) разное количество генов одного организма;

г) гены, определяющие разные признаки организма.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей