СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Тема взросления в художественной литературе»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности. Поэтому один из разделов методических рекомендаций посвящен способам  диагностики показателей достижения результатов.

Просмотр содержимого документа
««Тема взросления в художественной литературе»»

«Тема взросления в художественной литературе» Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Луховицкая СОШ №9» Ромель М.С.

«Тема взросления в художественной литературе»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Луховицкая СОШ №9»

Ромель М.С.

    Люди перестают мыслить,  когда перестают читать.  Д.Дидро

  Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д.Дидро

Цель : Формирование читательской грамотности обучающихся.  Задачи :  Научить обучающихся: определять тему и идею художественного произведения; делать собственные выводы на основе художественного произведения; находить информацию в художественном произведении и правильно её интерпретировать; искать аргументы и комментарии, поддерживающие основную мысль текста; применять информацию, найденную в тексте, в изменённой ситуации; видеть в тексте ошибки и смысловые неточности; находить в тексте и правильно интерпретировать сложные слова.

Цель : Формирование читательской грамотности обучающихся.

Задачи :

Научить обучающихся:

  • определять тему и идею художественного произведения;
  • делать собственные выводы на основе художественного произведения;
  • находить информацию в художественном произведении и правильно её интерпретировать;
  • искать аргументы и комментарии, поддерживающие основную мысль текста;
  • применять информацию, найденную в тексте, в изменённой ситуации;
  • видеть в тексте ошибки и смысловые неточности;
  • находить в тексте и правильно интерпретировать сложные слова.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

«Тема взросления» на примере произведения Радия Погодина«Дубравка»

«Тема взросления» на примере произведения Радия Погодина«Дубравка»

   «Период бурь и страстей» Ж.Ж.Руссо

«Период бурь и страстей»

Ж.Ж.Руссо

Биография автора

Биография автора

Задания рассчитаны на обучающихся 6 классов
  • Задания рассчитаны на обучающихся 6 классов
Где-то у турецких берегов прошёл шторм. Он раскачал море так, что даже у этого берега волны налезали друг на друга, схлёстывались белыми гривами. Падали на берег, как поверженные быки, и с рёвом уползали обратно. Ветер прогнал всех людей с пляжа. Большие пароходы поднимались над молом, словно хотели присесть на бетон, отдохнуть, отоспаться. Прогулочные катера и рыбачьи сейнеры плясали возле причалов. Было похоже, что они вот-вот начнут прыгать друг через друга. Люди не подходили к каменному парапету набережной. Он уныло тянулся вдоль бухты, весь мокрый, весь в пене. Брызги долетали до витрин магазинов и кафе. Чайки, вытеснив жирных голубей, садились на крыши домов.
  • Где-то у турецких берегов прошёл шторм. Он раскачал море так, что даже у этого берега волны налезали друг на друга, схлёстывались белыми гривами. Падали на берег, как поверженные быки, и с рёвом уползали обратно.
  • Ветер прогнал всех людей с пляжа. Большие пароходы поднимались над молом, словно хотели присесть на бетон, отдохнуть, отоспаться. Прогулочные катера и рыбачьи сейнеры плясали возле причалов. Было похоже, что они вот-вот начнут прыгать друг через друга.
  • Люди не подходили к каменному парапету набережной. Он уныло тянулся вдоль бухты, весь мокрый, весь в пене. Брызги долетали до витрин магазинов и кафе. Чайки, вытеснив жирных голубей, садились на крыши домов.
Дубравка лежала на пляже одна. Она знала секрет: если поднырнуть под первую, самую бешеную волну и подождать под водой, изо всех сил работая руками, пока над головой пройдёт вторая волна, то обратным течением тебя унесёт в море. И можно будет плыть, взлетая на гребнях. Небо закачается над головой, и берег будет то пропадать, то появляться. Люди на берегу станут размахивать руками. Говорить всякие слова о безумстве, но в этих словах будет восхищение и зависть. Дубравка думала об этом просто так. Ей никого не хотелось удивлять. Ей казалось, что море специально разбушевалось сегодня, чтобы успокоить её и утешить. Море было красиво. Оно было красиво так, что все Дубравкины горести потеряли смысл. Она вдруг словно освободилась от всего тесного, неприютного, сковывавшего её последнее время. Потом Дубравка услышала голоса. Она обернулась, чтобы сказать людям:
  • Дубравка лежала на пляже одна. Она знала секрет: если поднырнуть под первую, самую бешеную волну и подождать под водой, изо всех сил работая руками, пока над головой пройдёт вторая волна, то обратным течением тебя унесёт в море. И можно будет плыть, взлетая на гребнях. Небо закачается над головой, и берег будет то пропадать, то появляться. Люди на берегу станут размахивать руками. Говорить всякие слова о безумстве, но в этих словах будет восхищение и зависть.
  • Дубравка думала об этом просто так. Ей никого не хотелось удивлять. Ей казалось, что море специально разбушевалось сегодня, чтобы успокоить её и утешить. Море было красиво. Оно было красиво так, что все Дубравкины горести потеряли смысл. Она вдруг словно освободилась от всего тесного, неприютного, сковывавшего её последнее время. Потом Дубравка услышала голоса. Она обернулась, чтобы сказать людям: "Смотрите, какое море".
По пляжу шли Валентина Григорьевна, Пётр Петрович, Серёжка, Наташка, старый артист и Дубравкина бабушка. - Что вам от меня нужно?.. - прошептала Дубравка. Ей стало страшно и одиноко. Она отступила к волнам. - Дубравка! - крикнула Валентина Григорьевна. Дубравка повернулась и, побежав вслед за уходящей волной, нырнула под другую, громадную, с опадающим белым буруном. Волна перевернула её, подмяла под себя и протащила по самому дну, по скользким камням. Потом её подхватило обратным потоком и унесло в море. Дубравка не слышала, как закричали на берегу люди. Она медленно плыла, то поднимаясь вверх, то соскальзывая вниз с пологого загривка волны. Неожиданно она увидела возле себя человека. Он улыбнулся ей тёмными глазами и крикнул: - Погодка что надо. Привет! Он подплыл к Дубравке, и она услышала другие его слова: - Обратно на берег нельзя. Не получится без верёвок.
  • По пляжу шли Валентина Григорьевна, Пётр Петрович, Серёжка, Наташка, старый артист и Дубравкина бабушка.
  • - Что вам от меня нужно?.. - прошептала Дубравка. Ей стало страшно и одиноко. Она отступила к волнам.
  • - Дубравка! - крикнула Валентина Григорьевна.
  • Дубравка повернулась и, побежав вслед за уходящей волной, нырнула под другую, громадную, с опадающим белым буруном. Волна перевернула её, подмяла под себя и протащила по самому дну, по скользким камням. Потом её подхватило обратным потоком и унесло в море.
  • Дубравка не слышала, как закричали на берегу люди. Она медленно плыла, то поднимаясь вверх, то соскальзывая вниз с пологого загривка волны.
  • Неожиданно она увидела возле себя человека. Он улыбнулся ей тёмными глазами и крикнул:
  • - Погодка что надо. Привет!
  • Он подплыл к Дубравке, и она услышала другие его слова:
  • - Обратно на берег нельзя. Не получится без верёвок.
Дубравка поняла, что он хотел сказать. При больших волнах вылезти на берег им не удастся. Море ещё раз прокатит по скользкому дну и унесёт. Это только кажется людям, будто любое волнение - прибой, что все волны бегут к берегу. Дубравка плыла к своему камню. Мужчина плыл рядом с ней, поглядывая на неё то задумчиво, то вдруг с затаённой нежностью. У камня он выдвинулся вперёд. Волна прижала его к утёсу, потом потянула за собой. Одной рукой он крепко вцепился в трещину, другой подхватил Дубравку. Волна опала, обнажив облепившие камень водоросли. Но за этой волной шла другая. Мужчина подсадил Дубравку на выступ, а сам снова вцепился в трещину. Волна накрыла его. Они лезли наверх. Впереди Дубравка, позади неё Пётр Петрович. С камня был виден берег. Он был недалеко. Метрах в трёхстах. На берегу бегали люди. Пётр Петрович помахал им рукой. Они замахали в ответ. Они кричали что-то.
  • Дубравка поняла, что он хотел сказать. При больших волнах вылезти на берег им не удастся. Море ещё раз прокатит по скользкому дну и унесёт. Это только кажется людям, будто любое волнение - прибой, что все волны бегут к берегу.
  • Дубравка плыла к своему камню. Мужчина плыл рядом с ней, поглядывая на неё то задумчиво, то вдруг с затаённой нежностью. У камня он выдвинулся вперёд.
  • Волна прижала его к утёсу, потом потянула за собой. Одной рукой он крепко вцепился в трещину, другой подхватил Дубравку.
  • Волна опала, обнажив облепившие камень водоросли. Но за этой волной шла другая.
  • Мужчина подсадил Дубравку на выступ, а сам снова вцепился в трещину. Волна накрыла его.
  • Они лезли наверх. Впереди Дубравка, позади неё Пётр Петрович. С камня был виден берег. Он был недалеко. Метрах в трёхстах. На берегу бегали люди. Пётр Петрович помахал им рукой. Они замахали в ответ. Они кричали что-то.
- Благодарят за спасение, - усмехнулась Дубравка и подумала:
  • - Благодарят за спасение, - усмехнулась Дубравка и подумала: "А может быть, он действительно меня спас?.."
  • Дубравка села на край камня. Ветер плеснул ей на грудь холодные брызги.
  • Волны у горизонта казались большими, гораздо больше, чем здесь, под камнем. Они возникали внезапно. Дубравке казалось, что камень движется им наперерез. У неё слегка кружилась голова.
  • Пётр Петрович сел рядом с ней.
  • - Наверное, катер придёт за нами. Белый катер... Ты не замёрзла? Надень мой пиджак.
  • - У вас ведь нет пиджака, - сказала Дубравка.
  • - Ну и пусть, - сказал мужчина. - Ты представь, как будто я тебе дал пиджак. Тогда будет теплее. Ладно?
  • Кожа у него на руках покрылась пупырышками.
  • - Хорошо, - сказала Дубравка. - Спасибо... Только он у вас немножко мокрый...
Задание 1 У берегов какого государства прошёл шторм, который «раскачал море так, что даже у этого берега волны налезали друг на друга, схлёстывались белыми гривами. Падали на берег, как поверженные быки, и с рёвом уползали обратно»?

Задание 1

  • У берегов какого государства прошёл шторм, который «раскачал море так, что даже у этого берега волны налезали друг на друга, схлёстывались белыми гривами. Падали на берег, как поверженные быки, и с рёвом уползали обратно»?
Задание 2 Какой момент 4, 5 абзаца передаёт настроение девочки? Как вы понимаете отрывок из текста: «Ей казалось, что море специально разбушевалось сегодня, чтобы успокоить её и утешить

Задание 2

  • Какой момент 4, 5 абзаца передаёт настроение девочки?
  • Как вы понимаете отрывок из текста: «Ей казалось, что море специально разбушевалось сегодня, чтобы успокоить её и утешить
Задание 3 Какие средства выразительности в 1-3 абзацах передают атмосферу шторма? Выпишите их.

Задание 3

Какие средства выразительности в 1-3 абзацах передают атмосферу шторма? Выпишите их.

Задание 4 Выберите ВСЕ ответы, которые соответствуют содержанию текста. А. Ветер прогнал всех людей с пляжа. Б. Дубравка лежала на пляже в окружении друзей. В. Море было красиво. Оно было красиво так, что все Дубравкины горести потеряли смысл. Г. При больших волнах вылезти на берег очень легко.

Задание 4

  • Выберите ВСЕ ответы, которые соответствуют содержанию текста.
  • А. Ветер прогнал всех людей с пляжа.
  • Б. Дубравка лежала на пляже в окружении друзей.
  • В. Море было красиво. Оно было красиво так, что все Дубравкины горести потеряли смысл.
  • Г. При больших волнах вылезти на берег очень легко.
Задание 5 Какой секрет знала Дубравка? ( Найдите ответ в тексте и запишите его).

Задание 5

  • Какой секрет знала Дубравка? ( Найдите ответ в тексте и запишите его).
Задание 6 Найдите к тексте момент, в котором Дубравка поняла безысходность ситуации С чем автор текста сравнивает морские волны?

Задание 6

  • Найдите к тексте момент, в котором Дубравка поняла безысходность ситуации
  • С чем автор текста сравнивает морские волны?
 Можно ли купаться в море при шторме?   Шторм - это очень красивое зрелище, однако, в какой-то степени, оно также и жуткое. Проходишь мимо бушующего моря и даже страшно становится. Однако, видимо это я такая трусиха, так как многих людей не пугают волны, высотой в несколько метров. Они всё равно лезут купаться.  Сейчас я хочу рассказать Вам о том, можно ли купаться в шторм.

Можно ли купаться в море при шторме?

  • Шторм - это очень красивое зрелище, однако, в какой-то степени, оно также и жуткое. Проходишь мимо бушующего моря и даже страшно становится. Однако, видимо это я такая трусиха, так как многих людей не пугают волны, высотой в несколько метров. Они всё равно лезут купаться.  Сейчас я хочу рассказать Вам о том, можно ли купаться в шторм.
 Конечно же купаться при шторме нельзя, причем без разницы какой он силы . Особенно это касается детей. Многие считают, что раз сильные волны, значит они будут выталкивать человека в сторону берега, и самое опасное при купание в шторме - выход на берег или заход в воду. Конечно же, это опасно, сильные волны могут повалить человека, травмировать его, испугать.  Но это не самая главная опасность . Дело в том, что даже при сильных волнах, на море могут образовываться обратные течения, которые называются тягунами.Тягун может таить опасность как для ребенка, так и для взрослого. Если же при отсутствии волн, тягун можно хоть как-то заметить, то при шторме обнаружить его просто нереально . Таким образом, отправляясь купаться в шторм, Вы рискуете обратно уже не вернуться.

  • Конечно же купаться при шторме нельзя, причем без разницы какой он силы . Особенно это касается детей. Многие считают, что раз сильные волны, значит они будут выталкивать человека в сторону берега, и самое опасное при купание в шторме - выход на берег или заход в воду. Конечно же, это опасно, сильные волны могут повалить человека, травмировать его, испугать.  Но это не самая главная опасность .
  • Дело в том, что даже при сильных волнах, на море могут образовываться обратные течения, которые называются тягунами.Тягун может таить опасность как для ребенка, так и для взрослого.
  • Если же при отсутствии волн, тягун можно хоть как-то заметить, то при шторме обнаружить его просто нереально . Таким образом, отправляясь купаться в шторм, Вы рискуете обратно уже не вернуться.
4 и 5 августа в Анапе, Новороссийске и Сочи был сильный шторм, несмотря на который люди пытались купаться. В Анапе только на одном из пляжей погибло 6 человек, а представляете, сколько пляжей есть еще? Каков масштаб человеческой беспечности? Поэтому, когда море штормит, просто полюбуйтесь им со стороны. Оно могущественно, оно прекрасно. Однако, не стоит рисковать своей жизнью, даже если у Вас заканчивается отпуск.
  • 4 и 5 августа в Анапе, Новороссийске и Сочи был сильный шторм, несмотря на который люди пытались купаться. В Анапе только на одном из пляжей погибло 6 человек, а представляете, сколько пляжей есть еще? Каков масштаб человеческой беспечности?
  • Поэтому, когда море штормит, просто полюбуйтесь им со стороны. Оно могущественно, оно прекрасно. Однако, не стоит рисковать своей жизнью, даже если у Вас заканчивается отпуск.
Задание 7 Какие действия предпринял мужчина для спасения?

Задание 7

  • Какие действия предпринял мужчина для спасения?
Задание 8 Какие изменения произошли в характере девочки? Сделайте вывод, прочитав отрывок на последнем слайде. Запишите ответ на этот вопрос в домашнем задании.

Задание 8

  • Какие изменения произошли в характере девочки? Сделайте вывод, прочитав отрывок на последнем слайде. Запишите ответ на этот вопрос в домашнем задании.
Рефлексия Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какой момент в произведении запомнился больше всего? Какое впечатление на вас произвело данное произведение? Какие черты характера Дубровки вы заметили у себя?

Рефлексия

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Какой момент в произведении запомнился больше всего?
  • Какое впечатление на вас произвело данное произведение?
  • Какие черты характера Дубровки вы заметили у себя?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!