СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема занятия: «Решение генетических задач».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: «Решение генетических задач».

Просмотр содержимого документа
«Тема занятия: «Решение генетических задач».»




План занятия

Дисциплина: ОУД. 14 «Естествознание»

Раздел 3: «Основы генетики и селекции».

Тема 3.1: «Основные закономерности наследственности».

Тема занятия: «Решение генетических задач».

Тип занятия: урок рефлексии.

Вид занятия: урок - практикум.

Продолжительность занятия: 40 минут

Цель занятия: закрепить знания по решению разных типов генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач.

Задачи занятия:

  1. Обучающие:

  • обобщить ранее изученный материал по пройденной теме;

  • продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач.

  1. Развивающие:

  • способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

  • способствовать развитию умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

  1. Воспитательные:

  • пробудить интерес студентов к познанию мира;

  • укрепить навыки работы в коллективе;

  • развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности.






В ходе освоения данной темы формируются:

Личностные результаты

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию.


Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

- умение осуществлять контроль своей деятельности;

- умение самостоятельно контролировать и оценивать результаты своей деятельности;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;

- умение выполнять мыслительные операции; умение оценивать правильность выполнения учебной цели.


Предметные результаты:

- формирование научных знаний о живой природе;

- формирование первоначальных систематических представлений о биологических объектах.


Методы и приемы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, коммуникативные, индуктивные и дедуктивные.


Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.


Межпредметные связи: анатомия, морфология, медицина, юриспруденция.


Комплексно – методическое оснащение учебного занятия:

  • методическое обеспечение:

- учебная рабочая программа по учебной дисциплине,

- календарно – тематический план учебной дисциплины,

- опорный конспект,

- презентация Power Point, содержащая задания для занятия;

  • техническое обеспечение:

- мультимедийная система (ноутбук, проектор).



Технологическая карта урока

Тема урока: «Решение генетических задач»

Этап

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Подготовка обучающихся к работе

Приветствие обучающихся, выявление отсутствующих

Организация внимания

Проверяет готовность обучающихся к занятию


Приветствуют преподавателя.

Слушают, отвечают на вопросы

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Включение в учебную деятельность

Выработка внутренней готовности к выполнению предстоящей работы

Подготовка мышления студентов


Озвучивает ситуацию в суде «Алименты»

Включаются в учебную деятельность

2

Актуализация знаний, умений и пробное учебное действие

Актуализация знаний в форме фронтального опроса

Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов


Предлагает обучающимся вспомнить основные понятия, необходимые для решения задач

Отвечают на поставленные вопросы

3

Выявление места и причины затруднения, постановка проблемы, формулирование темы урока

Сформулировать тему урока

Подготовить мышление студентов и организовать их понимания собственной потребности к познанию новых знаний

Выявить место и причину затруднения, поставить проблему

Предлагает учащимся сформулировать тему занятия

Уточняет тему занятия

Подводит к постановке проблемы

Формулируют тему занятия

Записывают уточнённую тему в тетрадь

Выявляют место и причину затруднения

Ставят проблему

4

Построение проекта выхода из затруднения, выдвижение гипотез

Определить цели занятия, определить план занятия


Предлагает учащимся сформулировать цель урока

Формулируют цель урока, записывают уточнённую цель в тетрадь


5

Применение знаний и умений в новой ситуации, обобщение и систематизация знаний

Применить знания и умения на практике, систематизировать знания

Организует командную деятельность учащихся, направляет работу учащихся по группам

Работают по группам, решают предложенные задачи, объясняют полученные результаты


7

Самостоятельная работа обучающихся с самопроверкой в классе

Обеспечить применение полученных знаний на практике

Организует индивидуальную работу учащихся, мотивирует их к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Самостоятельно решают предложенную задачу, осуществляют ее самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, корректируют возможные ошибки



8

Включение в систему знаний и повторения

Проанализировать и обобщить полученную информацию


Задаёт вопросы для подведения итогов

Выставляет оценки, задаёт домашнее задание


Отвечают на вопросы, подводят итоги проделанной работы, записывают домашнее задание


9

Рефлексия учебной деятельности на занятии

Осмыслить результаты деятельности на уроке

Организует рефлексию и самооценку учащихся собственной учебной деятельности


Проводят самооценку собственной учебной деятельности







Методическая разработка занятия

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие. Проверка явки обучающихся. Заполнение журнала.


  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Ситуация в суде «Алименты»

Женщина: Здравствуйте! Примите, пожалуйста, мое заявление. Я прошу возбудить дело о взыскании алиментов с мистера Иванова Александра Петровича. Он – отец моего ребенка. Ребеночек полностью на него похож, ну точная копия своего папочки. Но он категорически отказывается мне платить алименты, не признает отцовства.

Судья: Скажите, пожалуйста, какая группа крови у мистера Иванова?

Женщина: Первая.

Судья: Итак, у мистера Иванова 1 группа крови, а у вас какая?

Женщина: Вот моя карточка, у меня 4 группа крови, а у ребенка тоже 4 группа.

Какое же решение вынесет суд?


2. Актуализация знаний, умений и пробное учебное действие


Какие знания и умения помогли вам решить данную ситуацию?

(Знания законов наследственности и умение решать генетические задачи)


Давайте с вами вспомним основные генетические понятия:

А – доминантный признак;

а – рецессивный признак;

АА, аа – гомозигота;

Аа – гетерозигота;

Совокупность всех генов организма – генотип;

Совокупность всех признаков организма – фенотип.



3. Выявление места и причины затруднения, постановка проблемы, формулирование темы урока


А вам нравится решать генетические задачи? (Да)

Итак, тема сегодняшнего занятия… (дети отвечают – «Решение генетических задач»)

Записывают тему в тетради.

Проблема: а вы все хорошо научились решать задачи? (Нет)




4. Построение проекта выхода из затруднения, выдвижение гипотез


Какова цель нашего занятия?

Учащиеся формулируют цель, записывают в тетради уточнённую цель:

Цель занятия: закрепить знания по решению разных типов генетических задач.


  1. Применение знаний и умений в новой ситуации, обобщение и систематизация знаний


Сейчас я вам предлагаю поработать в команде. Вы поделены на три команды. На экране будут высвечиваться задачи. Команда, первая давшая правильный ответ получает балл. Далее вы все записываете решение задачи в тетрадь, объясняя каждый из этапов всем членам команды. Самый смелый решает и объясняет задачу у доски.



Моногибридное скрещивание

Ген бескрылости доминирует над геном крылатости. Будут ли среди детей Дюймовочки и Эльфа крылатые потомки, если известно, что Дюймовочка гомозиготна?

Анализирующее скрещивание

У Колобков ген лысости доминирует над геном волосатости. Волосатая колобиха, имеющая лысого брата и лысого отца, выкатилась замуж за лысого колобка. У них родилась лысая колобочка. Колобочка выкатилась за волосатого колобка. Какова вероятность, что у них родится лысый колобок?

Розовая мечта.

Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки?

Наследование, сцепленное с полом

Жалоба

Время от времени в газеты приходят письма от женщин с жалобами на мужей, которые их упрекают за то, что вместо сыновей у них рождаются дочери. Справедливы ли их упреки?

Группы крови. Взаимодействие неаллельных генов

Сотрудники телевизионной передачи «Жди меня» нашли по некоторым приметам семью потерявшегося много лет назад мальчика. Все очень рады встрече, но остаются некоторые сомнения в их родстве. Может ли судебно-медицинская экспертиза подтвердить родство, если известно, что у обоих родителей четвёртая группа крови, а у найденного мальчика - первая?



  1. Самостоятельная работа обучающихся


В деревне умер мельник.

Похоронив отца,

Наследство поделили

Три брата-молодца.

Взял старший братец мельницу,

Второй прибрал осла,

А кот достался младшему,

Кота взял младший брат.


Определите, по закону ли поделили наследство братья, ведь многие соседи считали, что не все они были родными сыновьями мельника. (Мельник – 0А, мать – АВ, первый сын – 00, второй сын – АА, третий сын – 0В).


  1. Этап включения в систему знаний и повторения

Итак, мы с вами изучили основные законы наследования.

Подумайте и ответьте на вопрос:

Для чего же изучаются эти законы, и как мы можем использовать их на практике?
(Чтобы объяснить какие-то явления природы; прогнозировать признаки будущих потомков, понимать свою родословную, в наблюдениях, в решении генетических задач.)


  1. Выставление оценок. Домашнее задание:


Жертва рекламы.

Рекламный ролик зубной пасты компании «Колгейт» красочно описывал чудодейственное свойство по отбеливанию зубов. Увидев ролик, Николай накупил зубной пасты и добросовестно чистил зубы два раза в день длительное время. Однако эффект отбеливания не проявлялся. Разозленный Николай подал иск в суд на компанию за шарлатанство. В ответ, чтобы себя защитить, компания обратилась в медико-генетическую консультацию. Объясните эту ситуацию.



  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке


Хорошо ли ты поработал на уроке?

  • Да, хорошо

  • Нет, недостаточно хорошо (учащиеся поднимают руки)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!