№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды, формы и содержание деятельности учащихся | Содержание воспитательного потенциала урока |
1 | Введение География: древняя и современная наука | 2 часа | Фронтальная и групповая работа с классом. Индивидуальная работа. Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; Приводить примеры методов исследований, применяемых в географии; Находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально подобранном тексте информацию, подтверждающую то, что люди обладали географическими знаниями ещё до того, как география появилась как наука). | Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Развивать умение планировать деятельность под руководством учителя, оценивать свою работу и работу одноклассников, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
2 | География в современном мире |
3 | Развитие географических знаний о Земле. География в древности. | 8 часов | Фронтальная и групповая работа с классом. Индивидуальная работа. Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий; Различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий; Характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв., современные географические исследования и открытия); Сравнивать способы получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли; Сравнивать географические карты; представлять текстовую информацию в графической форме (при выполнении практической работы № 1); Находить в различных источниках, интегрировать, интерпретировать и использовать информацию необходимую для решения поставленной задачи, в том числе позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле; Находить в картографических источниках аргументы, обосновывающие ответы на вопросы; выбирать способы представления информации в картографической форме (при выполнении практических работ № 1); | Формировать мировоззренческие идеи. Формировать речевую культуру, Формировать культуры общения. Прививать интерес к изучению географии на примере открытий великих путешественников; Воспитать умение слушать товарищей, оценивать их работу. |
4 | Географические знания в древней Европе |
5-6 | География в эпоху Средневековья: Азия, Европа |
7 | Эпоха Великих географических открытий |
8 | Открытие Австралии и Антарктиды |
9 | Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» |
10 | Изображения земной поверхности и их использования. Изображение земной поверхности | 12 часов | Фронтальная и групповая работа с классом. Индивидуальная работа. Практическая работа. Урок – игра. Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; Определять по плану расстояния между объектами на местности (при выполнении практической работы № 3); Определять направления по плану (при выполнении практической работы № 3); Ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях; Сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местности; Составлять описание маршрута по плану местности (при выполнении практической работы № 5); проводить по плану несложное географическое исследование (при выполнении практической работы № 4); Объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; Оценивать соответствие результата цели; Различать понятия «параллель» и «меридиан»; определять направления, расстояния и географические координаты по картам. Определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам; объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети; различать понятия «план местности» и «географическая карта», применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан. Приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей географических карт. | Развить познавательные мотивы. Формировать умение сотрудничать с другими, толерантное отношение друг к другу; Формировать чувство ответственности перед командой; Воспитать умение аргументировать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других. |
11 | Масштаб и его вид. |
12 | Условные знаки |
13 | Способы изображения неровностей земной поверхности. Практическая работа №2 «Построение профиля рельефа» |
14 | Стороны горизонта. Ориентирование |
15 | Съемка местности. Практическая работа №3«Определение на местности направлений и расстояний» |
16 | Составление плана местности. Практическая работа №4 «Полярная съемка местности» |
17 | Географические карты |
18 | Параллели и меридианы |
19 | Географические координаты. Практическая работа №5 «Составление маршрута путешествия» |
20 | Географические информационные системы. |
21 | Изображение земной поверхности и их использование |
22 | Земля – планета солнечной системы. Земля в Солнечной системе | 5 часов | Фронтальная и групповая работа с классом. Индивидуальная работа. Практическая работа. Урок – игра. Приводить примеры планет земной группы; сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по заданным основаниям, связав с реальными ситуациями — освоения космоса; Объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла, получаемого земной поверхностью на разных широтах; Использовать понятия «земная ось», «географические полюсы», «тропики», «экватор», «полярные круги», «пояса освещённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей, на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний; Сравнивать продолжительность светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях; Объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты; объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли; Объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах; Приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и неживой природы; Устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; Выявлять закономерности изменения продолжительности светового дня от экватора к полюсам в дни солнцестояний на основе предоставленных данных; Находить в тексте аргументы, подтверждающие различные гипотезы происхождения Земли при анализе одного-двух источников информации, предложенных учителем; Сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении планет, обнаруживать различие и сходство позиций задавать вопросы по существу обсуждаемой темы во время дискуссии; Различать научную гипотезу и научный факт. | Прививать любовь к природе. Формировать умение работать в коллективе, в группе, в паре, самостоятельность, дисциплинированность. Развить речевую культуру, воспитать культуру общения. |
23 | Осевое вращение Земли. Орбитальное движение Земли |
24 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей |
25 | Земля – планета Солнечной системы |
| |
26-27 | Литосфера – каменная оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Горные породы. Практическая работа №6 «Определение горных пород по их свойствам» | 6 часов | Фронтальная и групповая работа с классом. Индивидуальная работа. Практическая работа. Урок – игра. Описывать внутренне строение Земли; различать изученные минералы и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия», «земная кора»,«минерал» и «горная порода»; Различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного происхождения; классифицировать изученные горные породы по происхождению; Распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания; Применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; Называть причины землетрясений и вулканических извержений; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; Показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли, острова различного происхождения; Различать горы и равнины; классифицировать горы и равнины по высоте; описывать горную систему или равнину по физической карте; Приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования в своей местности; приводить примеры полезных ископаемых своей местности; Приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира; Приводить примеры опасных природных явлений в лито- сфере; приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу; Находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в различных источниках географической информации; применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической информации различных видов и форм представления; Оформление результатов (примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира) в виде презентации; Оценивать надёжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников информации (картины, описания, географической карты) по критериям, предложенным учителем при работе в группе; В ходе организованного учителем обсуждения публично представлять презентацию о профессиях, связанных с литосферой, и оценивать соответствие подготовленной презентации её цели; выражать свою точку зрения относительно влияния рельефа своей местности на жизнь своей семьи. | Формировать умение общаться и взаимодействовать друг с другом в классе, помогать и делиться добытыми знаниями. Уметь грамотно и корректно задавать вопросы. Слушать и оценивать ответы других ребят, помогать при решении заданий различного уровня сложности. Способствовать пониманию востребованности результатов обучения; Развивать любознательность; воспитывать патриотизм. |
28 | Земная кора и литосфера |
29 | Рельеф Земли |
30 | Внутренние силы Земли. Внешние силы, создающие рельеф |
31 | Человек и мир камня |
| |
32 | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса | 2 часа | Индивидуальная работа. Проверка знаний: Определить уровень усвоения учащимися 5 класса Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии. Развивать умение работать с тестами; сформированность умений комплексного использования различных карт атласа. | Воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
33 | Анализ итоговой контрольной работы |
34 | Резерв | 1 час | | |