Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 с.Первомайское
Согласовано | Утверждаю |
заместитель директора по УВР | Директор МКОУ СОШ № 11 с.Первомайское |
__________ Зивенко Л.И. | ______________ Гапонова Н.И. |
« 30» _августа 2019 г._ | Приказ №______ от 1 сентября 2020 г. |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
первой квалификационной категории
Мастафа Альбины Николаевны
по геометрии
7 класс
2019-2020 учебный год
Аннотация к рабочей программе по геометрии 7 класс
Рабочая программа по геометрии составлена на основе:
Федерального базисного учебного плана, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» .
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Содержание учебного предмета
Начальные геометрические сведения -10 ч
Треугольники -17 ч
Параллельные прямые -13 ч
Соотношения между сторонами и углами треугольника – 18 ч
Повторение - 12ч
.
Итого – 70 ч.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, учебному плану школы на изучение геометрии на уровне основного общего образования отводится 70 ч из расчета 2 ч в неделю .
Составила учитель математики Мастафа Альбина Николаевна.
Пояснительная записка
к календарно – тематическому планированию по геометрии 7 класс
Изучение учебного предмета «Математики» осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» .
3.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» .
4.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189.
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
6.Приказ Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 25 июля 2014 года № 784-пр «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных организаций Ставропольского края».
7. Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 год.
8.МО и МП СК СКИРО ПК и ПРО «Методические рекомендации для руководящих и педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края по организации образовательной деятельности в 2018-2019 году» Ставрополь -2018
9. Сборник рабочих программ. Геометрия 7-9 классы. Автор программы В.Ф.Бутузов Изд-во «Просвещение» 2016г.
10.Приказ МКОУ СОШ № 11 с.Первомайское «Об утверждении годового календарного графика работы МКОУ СОШ № 11 с.Первомайское на 2018-2019 учебный год» №36 от 01.09.2018 г.
11.Приказ МКОУ СОШ № 11 с.Первомайское «Об утверждении учебного плана и учебно-методического комплекса на 2018-2019 учебный год» № 40 от 01.09.2018 г.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Данное календарно – тематическое планирование рассчитано на реализацию программы основного общего образования по математики на усвоение предмета в объёме 2часов в неделю.За год -70 часов.
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы
7 класса составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф Бутузов, С.Б.Кадомцев, составитель В.Ф.Бутузов – М: «Просвещение», 2016г. )
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
Содержание учебного предмета
Овладение курсом математики (геометрии) в 7 классе предполагает изучение следующих тем:
Начальные геометрические сведения -10 ч
Прямая, точка и отрезок-1ч
Луч, угол -1ч
Сравнение отрезков и углов -1ч
Измерение отрезков -1ч
Измерение углов– 2ч
Перпендикулярные прямые-4 ч
Треугольники -17 ч
Первый признак равенства треугольников-3ч
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника- 3ч
Второй и третий признаки равенства треугольников -4ч
Задачи на построение -7ч
Параллельные прямые -13 ч
Признаки параллельности прямых – 4ч
Аксиома параллельных прямых -9ч
Соотношения между сторонами и углами треугольника – 18 ч
Сумма углов треугольника-2ч
Соотношение между сторонами и углами треугольника-4ч
Прямоугольные треугольники -4ч
Построение треугольника по трем элементам-8ч
Повторение 12ч
Треугольники-3ч
Параллельные прямые-3ч
Соотношения между сторонами и углами треугольника -3ч
Задачи на построение -3ч
Итого – 70 ч.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ 7 КЛАСС
№ п/п | Содержание учебного материала | Тип урока | Планируемые результаты | Дата проведения |
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт |
| Глава 1. Начальные геометрические сведения (10ч) | |
| | | | | | |
1 | §1 Прямая и отрезок Точки, прямые, отрезки П.1,2 с.5-7 | Комбиниров. | Формирование представления о прямой и отрезке | Познавательные: Обрабатывать информацию и передавать ее устным, письменным и символьным способами. Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, слушать собеседника | Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения | | |
2 | §2 Луч и уголп.3,4 с.8-10 | Комбиниров. | Иметь представление о геометрических фигурах луч и угол | Познавательные: Обрабатывать информацию и передать ее устным, графическим, письменным и символьным способами Регулятивные: Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Коммуникативные: Дают адекватную оценку своему мнению | Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий | | |
3 | §3 Сравнение отрезков и углов п.5,6 с.10-12 | урок ознакомления с новым материалом | Уметь сравнивать отрезки и углы; Знать как сравнивают отрезки и углы, что такое середина отрезка и биссектриса угла | Познавательные Владеют смысловым чтением. Представляют информацию в разных формах (текст, графика, символы) Регулятивные Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Коммуникативные: Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами | Осуществляют выбор действий в однозначных и неоднозначных ситуациях, комментируют и оценивают свой выбор | | |
4 | §4 Измерение отрезков п.7-8 с.13-16 | урок ознакомления с новым материалом | Научиться , как измеряют отрезки, что называется масштабным отрезком | Познавательные Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в Регулятивные Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной Коммуникативные: Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами | Осваивают культуру работы с учебником, поиска | | |
5 | §5 Измерение углов п.9-10 с.18-20 | урок применения знаний и умений | Научиться измерять углы, что такое градус и градусная мера угла | Познавательные Представляют информацию в разных формах (текст, графика, символы) Регулятивные Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи Коммуникативные Своевременно оказывают необходимую взаимопомощь сверстникам | Понимают обсуждаемую информацию, смысл данной информации в собственной жизни | | |
6 | §5 Измерение углов п.9-10 с.18-20 | урок применения знаний и умений | Научиться различать , какой угол называется прямым, тупым, острым, развернутым | Познавательные: Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным и графическим способами Регулятивные: Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные Своевременно оказывают необходимую взаимопомощь сверстникам | Создают образ целостного мировоззрения при решении математических задач | | |
| §6 Перпендикулярные прямые(3 ч) | | | | |
7 | Смежные и вертикальные углы п.11 с.22 | Урок ознакомления с новым материалом | Объясняют, какие углы называются смежными и какие вертикальными. Формулируют и обосновывают утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов | Познавательные: Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении задач Регулятивные: Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи Коммуникативные: Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы | Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения | | |
8 | Перпендикулярные прямые п.12 с.22-23 | Урок ознакомления с новым материалом | Объясняют, какие прямые называются перпендикулярными. Формулируют и обосновывают утверждение о свойстве двух перпендикулярных прямых к третьей | Познавательные: Находят в учебниках, в т.ч. используя ИКТ, достоверную информацию, необходимую для решения задач Регулятивные: Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами | Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации | | |
| |
9 | Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» с.25-27 | Урок закрепления изученного материала | Изображают и распознают указанные простейшие фигуры на чертежах. Решают задачи, связанные с этими простейшими фигурами | Познавательные: Осуществляют сравнение, извлекают необходимую информацию, переформулируют условие, строят логическую цепочку Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Коммуникативные: Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы | Проявляют познавательную активность, творчество | | |
10 | Контрольная работа № 1 по теме : «Начальные геометрические сведения» | Контроль знаний и умений | Распознают геометрические фигуры и их отношения. Решают задачи на вычисление длин отрезков градусных мер углов с необходимыми теоретическими обоснованиями | Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Регулятивные: Самостоятельно контролируют своё время и управляют им Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи | Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки | | |
| | | | |
Глава 2. Треугольники (17 ч) |
| §1Первый признак равенства треугольников( 3ч) |
11 | Треугольник п. 14 с.28-29 | Урок ознакомления с новым материалом | Объясняют, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника | Познавательные: Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Регулятивные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Коммуникативные: Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника | Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий | | |
12 | Первый признак равенства треугольников п.15 с.29-30 | Комбиниро-ванный | Объясняют что такое теорема и доказательство. Формулируют и доказывают первый признак равенства треугольников | Познавательные: Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении Регулятивные: Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами | Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения | | |
13 | Первый признак равенства треугольников п.15 с.29-30 | Урок закрепления изученного материала | Используют свойства и признаки фигур, а также их отношения при решении задач на доказательство | Познавательные: Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении Регулятивные: Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами | Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения | | |
| §2 Медианы, биссектрисы и высоты треугольника (3ч) |
14 | Перпендикуляр к прямой п.16 с.32-33 | Урок ознакомления с новым материалом | Объясняют, какой отрезок называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой. Формулируют и доказывают теорему о перпендикуляре к прямой | Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Регулятивные: Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств Коммуникативные: Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого | Создают образ целостного мировоззрения при решении математических задач | | |
15 | Медианы, биссек-трисы и высоты треугольника п.17 с.33-34 | Урок ознакомления с новым материалом | Объясняют, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника. Формулируют их свойства | Познавательные: Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Коммуникативные: Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы | Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности | | |
16 | Свойства равнобедренного треугольника п.18 с.34-36 | Урок ознакомления с новым материалом | Объясняют, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним. Формулируют и доказывают теоремы о свойствах равнобедренного треугольника | Познавательные: Структурируют знания, определяют основную и второстепенную информацию Регулятивные: Работают по плану, сверяясь с целью, корректируют план Коммуникативные: Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами | Грамотно и аргументировано излагают свои мысли, проявляют уважительное отношение к мнениям других людей | | |
§3 Второй и третий признаки равенства треугольников (4ч) | | |
17 | Второй признак равенства треугольников п.19 с.37-38 | Урок ознакомления с новым материалом | Формулируют и доказывают второй и третий признак равенства треугольников | Познавательные: Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их при решении задач Регулятивные: Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи Коммуникативные: Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Понимают обсуждаемую информацию, смысл данной информации в собственной жизни | | |
| | | |
18 | Третий признак равенства треугольников п.20 с.38-40 | Урок ознакомления с новым материалом | Формулируют и доказывают второй и третий признак равенства треугольников | Познавательные: Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их при решении задач Регулятивные: Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи Коммуникативные: Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Понимают обсуждаемую информацию, смысл данной информации в собственной жизни | | |
19 | Признаки равенства треугольников п.15,п.19,20с.29-30,37-40 | Урок закрепления изученного материала | Решают задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника | Познавательные: Осуществляют сравнение, извлекают необходимую информацию, переформулируют условие, строят логическую цепочку Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Коммуникативные: Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника | Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения | | |
20 | Признаки равенства треугольников п.15,п.19,20с.29-30,37-40 | Урок закрепления изученного материала | Решают задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника | Познавательные: Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным и символьным способами Регулятивные: Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, самостоятельно оценивают результат Коммуникативные: Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации | | |
| §4 Задачи на построение(7ч) | | |
21 | Окружность п.21 с.42-43 | Урок ознакомления с новым материалом | Объясняют что такое определение. Формулируют определение окружности. Объясняют что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности | Познавательные: Анализируют (в т.ч. выделяют главное, разделяют на части) и обобщают Регулятивные: Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Коммуникативные: Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого | Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий | | |
22 | Построения цирку лем и линейкой п.22 с.43-44 | Урок ознакомления с новым материалом | Объясняют, как отложить на данном луче от его начала отрезок, равный данному | Познавательные: Анализируют и сравнивают факты и явления Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Коммуникативные: Своевременно оказывают необходимую взаимопомощь сверстникам | Проявляют познавательную активность, творчество. Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки | | |
23 | Примеры задач на построение п.23 с.44-46 | Урок ознакомления с новым материалом | Объясняют построение угла, равного данному, биссектрисы данного угла. | Познавательные: Владеют смысловым чтением Регулятивные: Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи Коммуникативные: Верно используют в устной и письменной речи математические термины. | Осуществляют выбор действий в однозначных и неоднозначных ситуациях, комментируют и оценивают свой выбор | | |
24 | Решение задач на построение с.44-46 | Урок ознакомления с новым материалом | Объясняют построение перпендикулярных прямых, середины данного отрезка | Познавательные: Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные: Применяют установленные правила в планировании способа решения Коммуникативные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами | Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием | | |
25 | Решение задач по теме: «Треугольники» с.44-46 | Урок закрепления изученного материала | Анализируют и осмысливают текст задачи, моделируют условие с помощью схем, чертежей, реальных предметов. | Познавательные: Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Регулятивные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Коммуникативные: Верно используют в устной и письменной речи математические термины. Различают в речи собеседника аргументы и факты | Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации | | |
26 | Решение задач по теме: «Треугольники» с.44-46 | Урок закрепления изученного материала | Анализируют и осмысливают текст задачи, моделируют условие с помощью схем, чертежей, реальных предметов. | Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Регулятивные: Прилагают волевые усилия и преодолевают трудности и препятствия на пути достижения целей Коммуникативные: Дают адекватную оценку своему мнению | Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации | | |
27 | Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники» | Контроль знаний и умений | Демонстрируют математические знания и умения при решении примеров и задач | Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Регулятивные: Самостоятельно контролируют своё время и управляют им Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи | Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки | | |
| Глава 3. Параллельные прямые (13ч) | | |
| §1Признаки параллельности прямых(4ч) | | | |
28 | Определение параллельных прямых п.24 с.52-53 | Урок ознакомления с новым материалом | Формулируют определение параллельных прямых. Объясняют что такое секущая. С помощью рисунка, называют пары углов, образованных при пересечении двух прямых секущей | Познавательные: Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Регулятивные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Коммуникативные: Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника | Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий | | |
29 | Признаки параллельности двух прямых п.25 с.53-55 | Урок ознакомления с новым материалом | Сформулировать и доказать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых | Познавательные: Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным, графическим и символьным способами Регулятивные: Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Коммуникативные: Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности | | |
| |
30 | Признаки параллельности двух прямых п.25 с.53-55 | Урок закрепления изученного материала | Решают задачи на доказательство связанные с признаками параллельности двух прямых. | Познавательные: Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении задач Регулятивные: Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами | Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения | | |
31 | Практические способы построение параллельных прямых п.26 с 55 | Урок закрепления изученного материала | Рассказывают о практических способах построения параллельных прямых. | Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Регулятивные: Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств Коммуникативные: Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого | Создают образ целостного мировоззрения при решении математических задач | | |
| §2 Аксиома параллельных прямых(9ч) | | |
32 | Об аксиомах геометрии п.27 с.57-58 | Урок ознакомления с новым материалом | Уметь объяснять, что такое аксиома. Сформулировать аксиому параллельных прямых и следствия из нее | Познавательные: Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Коммуникативные: Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы | Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности | | |
33 | Аксиома параллельных прямых п.28.с.58-60 | Урок ознакомления с новым материалом | Сформулировать и доказать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности двух прямых. Уметь объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме | Познавательные: Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Регулятивные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Коммуникативные: Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника | Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий | | |
34 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей п.29 с.60-63 | Урок ознакомления с новым материалом | Анализируют и осмысливают текст задачи, моделируют условие с помощью схем, чертежей, реальных предметов. | Познавательные: Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные: Применяют установленные правила в планировании способа решения Коммуникативные: Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами | Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием | | |
35 | Свойства параллельных прямых | Комбиниро-ванный | Научиться решать задачи связанные с признаками параллельности двух прямых | Познавательные: Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Регулятивные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Коммуникативные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя | Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации | | |
36 | Свойства параллельных прямых | Комбиниро-ванный | Научиться решать задачи связанные с признаками параллельности двух прямых | Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Регулятивные: Прилагают волевые усилия и преодолевают трудности и препятствия на пути достижения целей Коммуникативные: Дают адекватную оценку своему мнению | Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации | | |
37 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | Урок применения знаний и умений | Научиться решать задачи связанные с признаками параллельности двух прямых | Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Регулятивные: Прилагают волевые усилия и преодолевают трудности и препятствия на пути достижения целей Коммуникативные: Дают адекватную оценку своему мнению | Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации | | |
38-39 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | Урок применения знаний и умений | Научиться решать задачи связанные с признаками параллельности двух прямых | Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Регулятивные: Прилагают волевые усилия и преодолевают трудности и препятствия на пути достижения целей Коммуникативные: Дают адекватную оценку своему мнению | Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации | | |
40 | Контрольная работа № 3 по теме: «Параллельные прямые» | Контроль знаний и умений | Продемонстрировать уровень владения изученным материалом | Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Регулятивные: Самостоятельно контролируют своё время и управляют им Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи | Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки | | |
| Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18ч) | |
| §1 Сумма углов треугольника(2) | | | |
41 | Теорема о сумме углов треугольника п.31 с.69-70 | Урок ознакомления с новым материалом | Сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника и ее следствие о внешнем угле треугольника | Познавательные: Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Регулятивные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Коммуникативные: Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника | Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий | | |
42 | Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольники п.32 с.70-71 | Урок закрепления изученного материала | Уметь различать на чертежах остроугольный, тупоугольный и прямоугольный треугольники | Познавательные: Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным, графическим и символьным способами Регулятивные: Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Коммуникативные: Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности | | |
| §2 Соотношения между сторонами и углами треугольника(4ч) | | |
43 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника п.33с.71-73 | Урок ознакомления с новым материалом | Сформулировать и доказать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника | Познавательные: Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении задач Регулятивные: Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами | Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения | | |
44 | Неравенство треугольника п.34 с 73-.74 | Урок ознакомления с новым материалом | Сформулировать и доказать теорему о неравенстве треугольника | Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Регулятивные: Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств Коммуникативные: Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого | Создают образ целостного мировоззрения при решении математических задач | | |
45 | Решение задач по теме: «Соотношения между с сторонами и углами треугольника» | Урок закрепления изученного материала | Сформулировать и доказать следствия из теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника | Познавательные: Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Коммуникативные: Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы | Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности | | |
46 | Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторона-ми и углами треугольника | Контроль знаний и умений | Продемонстрировать уровень владения изученным материалом | Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Регулятивные: Самостоятельно контролируют своё время и управляют им Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи | Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки | | |
| §3Прямоугольные треугольники(4ч) | |
47 | Свойства прямоугольных треугольников п.35 с.75-76 | Урок ознакомления с новым материалом | Сформулировать и доказать теорему о сумме двух острых углов прямоугольного треугольника Сформулировать и доказать свойства катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла | Познавательные: Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Регулятивные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Коммуникативные: Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника | Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий | | |
48 | Признаки равенства прямоугольных треугольников п.36 с.76-78 | Урок ознакомления с новым материалом | Сформулировать и доказать признак равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и острому углу | Познавательные: Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным, графическим и символьным способами Регулятивные: Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Коммуникативные: Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности | | |
49 | Решение задач по теме : «Прямоугольные треугольники» | Урок применения знаний и умений | Применяют признаки равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и острому углу при решении задач | Познавательные: Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении задач Регулятивные: Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами | Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения | | |
50 | Решение задач по теме : «Прямоугольные треугольники» | Урок применения знаний и умений | Применяют признаки равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и острому углу при решении задач | Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Регулятивные: Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств Коммуникативные: Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого | Создают образ целостного мировоззрения при решении математических задач | | |
| §4 Построение треугольника по трём элементам (8ч) | | |
51 | Расстояние от точки до прямой . Расстояние между параллельными прямыми п.38 с.81-83 | Урок ознакомления с новым материалом | Формулируют определение расстояния от точки до прямой | Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Коммуникативные: Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы | Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности | | |
52 | Построение треугольника по трём элементам п.39 с.83-86 | Урок ознакомления с новым материалом | Решают задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с расстоянием от точки до прямой | Познавательные: Анализируют и сравнивают факты и явления Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировкиКоммуникативные: Своевременно оказывают необходимую взаимопомощь сверстникам | Проявляют познавательную активность, творчество. Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки | | |
53 | Построение треугольника по трём элементам п.39 с.83-86 | Урок ознакомления с новым материалом | Формулируют и доказывают свойство о равноудаленности точек параллельных прямых. Формулируют определение расстояния между двумя параллельными прямыми | Познавательные: Владеют смысловым чтением Регулятивные: Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи Коммуникативные: Верно используют в устной и письменной речи математические термины. | Осуществляют выбор действий в однозначных и неоднозначных ситуациях, комментируют и оценивают свой выбор | | |
54 | Построение треугольника по трём элементам п.39 с.83-86 | Урок применения знаний и умений | Научиться решать несложные задачи на построение треугольника по трем элементам с помощью циркуля и линейки | Познавательные: Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные: Применяют установленные правила в планировании способа решения Коммуникативные: Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами | Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием | | |
55 | Решение задач на построение | Урок применения знаний и умений | Решают задачи на вычисление, доказательство и построение, проводят по ходу решения дополнительные построения | Познавательные: Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные: Применяют установленные правила в планировании способа решения Коммуникативные: Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами | Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием | | |
56 | Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | Урок применения знаний и умений | Анализируют и осмысливают текст задачи, моделируют условие с помощью схем, чертежей, реальных предметов, сопоставляют полученный результат с условием задачи. | Познавательные: Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Регулятивные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Коммуникативные: Верно используют в устной и письменной речи математические термины. Различают в речи собеседника аргументы и факты | Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации | | |
57 | Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | Урок применения знаний и умений | Анализируют и осмысливают текст задачи, моделируют условие с помощью схем, чертежей, реальных предметов, в задачах на построение исследуют возможные случая. | Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Регулятивные: Прилагают волевые усилия и преодолевают трудности и препятствия на пути достижения целей Коммуникативные: Дают адекватную оценку своему мнению | Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации | | |
58 | Контрольная работа №5 по теме: «Прямоугольные треугольники» | Контроль знаний и умений | Продемонстрировать уровень владения изученным материалом | Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Регулятивные: Самостоятельно контролируют своё время и управляют им Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи | Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки | | |
| Повторение (12ч) | | | Итоговое повторение (12 ч) |
59-61 | Повторение . Треугольники | Урок применения знаний и умений | Обобщить и систематизировать знания по теме: «Треугольники» | Познавательные: Анализируют и сравнивают факты и явления Регулятивные: Работая по плану, сверяясь с целью, находят и исправляют ошибки, в т.ч., используя ИКТ Коммуникативные: Своевременно оказывают необходимую взаимопомощь сверстникам | Грамотно и аргументировано излагают свои мысли, проявляют уважительное отношение к мнению общественности | | |
62-64 | Повторение. Параллельные прямые | Урок применения знаний и умений | Обобщить и систематизи-ровать знания по теме: «Параллельные прямые» | Познавательные: Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Коммуникативные: Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника | Оценивают собственные и чужие поступки, основываясь на общечеловеческие нормы, нравственные и этические ценности человечества | | |
65-67 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника | Урок применения знаний и умений | Обобщить и систематизировать знания по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | Познавательные: Владеют смысловым чтением Регулятивные: Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств Коммуникативные: Осуществляют контроль, коррекцию, оценку собственных действий и действий партнёра | Осуществляют выбор действий в однозначных и неоднозначных ситуациях, комментируют и оценивают свой выбор | | |
68 | Итоговая контрольная работа « Итоговое повторение за курс 7 класса» | Контроль знаний и умений | Продемонстрировать уровень владения изученным материалом | Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Регулятивные: Самостоятельно контролируют своё время и управляют им Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи | Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки | |
69-70 | Повторение. Задачи на построение | Урок применения знаний и умений | Научиться решать несложные задачи на построение треугольника по трем элементам с помощью циркуля и линейки | Познавательные: Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные: Применяют установленные правила в планировании способа решения Коммуникативные: Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами | Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием | |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
Отметка «2» ставится, если:
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков