№ п/п | Дата | Тема урока | Решаемые проблемы | Понятия | Предметные результаты | УУД Регулят.,Познават., Коммуник. | Личностные результаты |
1 ЧЕТВЕРТЬ Самое великое чудо на свете (4 часа) |
1-3 | | Знакомство с учебником. Книга. Элементы Книги. Рукописные книги Древней Руси. | Зачем нужен по литературному чтению учебник? Какое чудо считаете самым удивительным? Какие книги называют рукописными? | Словарь, система условных обозначений, содержание, рукописная книга, заставка, концовка, переплёт, пергамент, монах, летопись. | Работа с учебником. Научиться самосто-ятельно выбирать инте-ресующуюся литературу, пользоваться справочны-ми источниками для понимания и получения дополнительной инфор-мации, находить и обобщать необходимую. | Р- ориентироваться в учебнике П- поиск и выделение необходимой информации(применение систему ус-ловных обозначений при выполнении заданий, находит нужную главу, про-изведение в содержании учебника, пользоваться словарём в конце учебника) К- задавать вопросы, обращаться за помощью, составлять связное высказывание. | Уважительное отношение к книге как к культурной ценности, интерес и желание рассказать о прочитанном. |
4. | | Начало книгопечата-ния. Перво-печатник Иван Фёдоров. | Как создавалась первая русская печатня? Почему царь Иван Васильевич решил построить печатный двор? | Словарь, система условных обозначений, содержание, рукописная книга, заставка, концовка, переплёт, пергамент, монах, летопись, посох, друкарь, напраслины. | Работа с учебником. Научиться самос-тоятельно выбирать ин-тересующуюся литерату-ру, пользоваться справо-чными источниками для понимания и получения дополнительной инфор-мации, находить и обобщать необходимую. | Р- ориентироваться в учебнике, планировать работу по теме П- поиск и выделение необходимой информации(применение систему ус-ловных обозначений при выполнении заданий, находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, пользоваться словарем в конце учебника) К- задавать вопросы, обращаться за помощью | Научится самостоя-тельно выбирать ин-тересующуюся лите-ратуру, пользоваться справочными источ-никами для понима-ния и получения до-полнительной инфор-мации, находить и обобщать необходи-мую. |
5. | | Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. | Как люди передавали информацию, когда не было книг? Из каких источников можно об этом узнать? | Обсуждение смысла слов Ивана Федорова «Духовные семена надлежит мне по свету рассеивать». | Рассказывать о способах передачи информации в книжный период; раск-рывать смысл пословиц; оформлять результаты сравнения современных книг и книг Древней Руси в таблице. | Р– планировать работу по теме, используя условные обозначения, проверять себя и адекватно оценивать свои знания П- определять мысль и главную тему высказывания, обобщать полученную информацию по истории создания книг К– уметь работать в паре и группе, проявлять уважение к чужому мнению | Осознавать важность и значимость наставлений Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого для потомков; проявлять активность в изучении темы. |
Устное народное творчество (14 часов) |
6. 7. | | Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. | Что такое народное творчество? Как слагались народные песни? Когда пелись колыбельные песни? | Фольклор, калядка. невзгодою, кликати., лукошко, заклички | Научатся различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры, воспроизводить наизусть текст русских народных песен | Р– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем П– перерабатывать полученную ин-формацию: делать выводы в резуль-тате совместной работы всего класса К– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями парт-нёров в сотрудничестве при выработ-ке общего решения в совместной деятельности | Этническое воспитание. Адекватная мотивация. Целостное отношение к песням, сказкам, |
8. | | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | Какие сказки называются докучными? | Докучные сказки «докука». | Научатся отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшой монолог с опорой на авторский текст П- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников) К- строить монолог; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника | Адекватная мотивация. Целостное отношение к сказке, к произведениям прикладного искусства |
9. | | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | Где возникли эти народные промыслы? Откуда получили такое название? | Промысел, гжель, хохлома, дымковская игрушка. | Научаться называть виды прикладного искусства. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшой монолог с опорой на авторский текст П- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников) К- строить монолог; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника | Адекватная мотивация. Целостное отношение к сказке, произведениям прикладного искусства |
10 | | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Зачем народ придумал эту сказку? В чём смысл сказки? Чему научила вас эта сказка? | Хоромы, сказка. | Научатся находить, сравнивать и характеризовать героев. | Р- работать по предложенному учителем плану П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя | Эмоционально-оце-ночное отношение к прочитанному. Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы мо-рального поведения |
11 | | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Почему так ласково говорит сочинитель о своих героях? Как героям удалось одержать победу над ведьмой? | Котлы чугунные, ножи булатные. | Научатся делить текст на части, составлять план. | Р- составлять план и последова-тельность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя К- осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное по-ведение и окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения |
12 13 | | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | Почему именно Иван-Царевич приобрел счастье , а не его братья? | Караулы, позарился, наутёк, похитник, задолит. | Научатся использовать слова с противополож-ным значением при хара-ктеристике героев, срав-нивать героев произведе-ния, называть основные черты характера героев . | Р- работать по предложенному учителем плану П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя) | Эмоционально-оце-ночное отношение к прочитанному. Эти-ческие чувства – со-вести, вины, стыда – как регуляторы нормы морали. |
14 | | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | Почему важна последователь-ность событий в сказке? | | Научатся пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; сравнивать содержания сказок и иллюстрация к ним. | Р- составлять план и последователь-ность действий; адекватно использо-вать речь для планирования и регуляции своей деятельности П- перерабатывать и преобразовы-вать информацию из одной формы в другую (составлять план); устанавли-вать причинно-следственные связи; К- слушать и понимать речь других | Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения |
15 | | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | Почему конь стал служить Ивану? | Вещая каурка, баловать, добрая пшеница, худая одежонка. | Научатся находить, сравнивать и характеризовать героев и анализировать их поступки. | Р- работать по предложенному учителем плану П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К- слушать и понимать речь других | Эмоционально-оце-ночное отношение к прочитанному. Эти-ческие чувства –регу-ляторы норм морали. |
16 | | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | Почему именно Иванушке, а не его братьям достались волшебный конь и Елена Прекрасная? | Волшебные помощники. | Научатся определять границы частей, составлять план. | Р- работать по предложенному учителем плану П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя К- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Эмоционально-оце-ночное отношение к прочитанному. Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы поведения |
17 | | Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин |
18 | | КВН «По дорогам сказок». | Как связаны произ-ведения УНТ с дру-гими видами искус-ства? Ч то мы зна-ем по данной теме? Какие герои чаще всего бывают в русских народных сказках? | Положительные и отрицательные герои сказок. Фольклор. | Уметь в игровой форме обобщать изученный материал, слаженно работать в группе, делиться с одноклассни-ками своей точкой зрения и вырабатывать коллективно правильное решение. | Р – выбирать форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой критерии оценивания П – знать и объяснять особенности конкретной сказки, сравнивать сказочных героев; осуществлять поиск необходимой информации К – умение работать в группе, учитывать чужое мнение | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, проявлять самостоятельность в выполнении заданий. |
19 | | Проектная работа «Сочиняем волшебную сказку». Обобщающий урок по раз-делу «Устное народное творчество». Оценка достижений | Какие этапы созда-ния проектной работы? Какие жа-нры УНТ ты мо-жешь назвать? Что означает понятие устное народное творчество? Что такое сказка? Ка-кие сказки называ-ются волшебными? Что такое зачин, присказка, концовка? | Проектная работа. Песня, прибаутка, считалка, потешка, пестушка, скороговорка, песенки-заклички, зачин, присказка, концовка. | Создание и оформление проектной работы, ис-пользуя алгоритм в учеб-нике, умение предста-вить свою работу перед одноклассниками. Нау-чатся придумывать свои сказочные истории, срав-нивать произведения словесного, музыкально-го, изобразительного ис-кусства, проверять себя и самостоятельно оцени-вать свои достижения. | Р – работать по предложенному алгоритму действий П– осуществлять поиск необходимой информации, использовать фантазию и воображение, не выходя за пределы задания К – умение самостоятельно готовить творческую работу, обращаясь за помощью ко взрослым | Проявлять самостоятельность в выполнении задания, использовать творческую фантазию. |
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) |
20 21 | | Прогнозирование содержа-ния раздела. Научно-популярная статья Я. Смоленского «Как научить-ся читать стихи». | Какие произведе-ния входят в раз-дел: стихотворные или прозаические? Каким советам Я.Смоленского последуете при чтении стихотворения? | Научно-популярная статья. | Научатся прогнозировать содержания раздела. Читать и анализировать научно-популярную статью. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшой монолог с опорой на авторский текст П- ориентироваться в разнообразии способов решения задач К- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Адекватная мотивация. |
22 23 | | Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Лис-тья». Сочине-ние-миниатю-ра «О чём расскажут осенние листья» | Как поэт помог нам «услышать грозу?» Какие приметы осени описываются в стихотворении? | Олицетворение, резвяся, перлы, проворный, гам, нагорный. Зефиры (борей). | Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст П- поиск и выделение необходимой информации К- потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции. |
24 | | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». | Что изобразил Фет в своём стихотворении? Как передаёт настроение лирического героя? | Тороватый, прихотливый, караван, степь, рифма. | Научатся видеть и чувст-вовать настроение поэта и наблюдать за повторе-нием ударных и безудар-ных слогов в слове, нахо-дить рифмующиеся слова. | Р- работать по предложенному учителем плану П- находить ответы на вопросы в тексте К- умение выражать свои мысли полно и точно | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции |
25 | | И.С. Никитин «Полно, степь моя…». | Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? | Полно, ковыль, копна, в угоду косцам. | Научатся видеть и чувст-вовать настроение поэта, наблюдать за повторени-ем ударных и безудар-ных слогов в слове, нахо-дить рифмы к словам. | Р- работать по предложенному учителем плану П- находить ответы на вопросы в тексте К- умение выражать свои мысли полно и точно | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции |
26 | | И.С. Никитин «Встреча зимы». | Как относится автор к родине и к русскому человеку? | Искони. | Научатся использовать приёмы интонационного чтения (выразить удив-ление, радость, опреде-лять силу голоса, выби-рать тон и темп чтения). | Р- работать по предложенному учителем плану П- находить ответы на вопросы в тексте К- умение выражать свои мысли полно и точно. | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции |
27 | | И. Суриков «Детство». | Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении? | Лапти, светца, прялка, сравнение, пеленою. | Научатся определять различные средства выразительности. | Р- самостоятельно формулировать тему и цели урока П- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным К- слушать и слышать других, пы-таться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | Формировать умение выделять логическое ударение в предложении |
28 | | И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания кар-тины приро-ды в лиричес-ком стихотво-рении. | Каким образом прием сравнения помогает нам лучше представить картины природы? | Крестьянин, проник, санишки, принакрылся. | Научатся находить сравнения в стихотворном тексте. | Р - проговаривание последовательно-сти действий на уроке. П - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К - ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. | Формирование мотивов достижения и социального признания. |
29 30 | | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. | Не кажется ли вам, что ритм придаёт стихам особую музыкальность? Как мелодия этих стихотворений связана с их содержанием? | Ритм, рифма, эпитеты, олицетворение. | Учить анализировать средства художествен-ной выразительности; выразительно читать стихотворения; исполь-зовать интонацию;читать стихотворные произведе-ния наизусть (по выбо-ру); участвовать в диало-ге при обсуждении про-читанного произведения. | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- находить ответы на вопросы в тексте К- умение выражать свои мысли полно и точно. | Адекватная мотива-ция. Чувство прекра-сного – умение восп-ринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художест-венного слова, стре-миться к совершенст-вованию своей речи; |
Великие русские писатели (24 часа) |
31 - 33 | | Прогнозирование содержа-ния раздела. А.С. Пушкин. Знакомство с биографией поэта. Лирические стихотворе-ния. | Кто такой А.С Пушкин? Что мы знаем о великом русском поэте? Из каких отдельных зарисовок склады-вается общая картина осени, созданная поэтом? Что зима долго не наступает? | Император, сонли-вость, караван, сень, куртины, на третье в ночь. | Научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности Научатся различать лирическое и прозаическое произведение. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологичес-кое высказывание с опорой на авторский текст П- ориентироваться в разнообразии способов решения задач К- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; |
34 | | А.С. Пушкин «Зимнее утро». | Какие слова помогают автору выразить красоту зимнего утра? | Негой, Аврора, вечор, нынче, веретено, кроет. | Научится понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя. | Р- учиться работать по предложен-ному учителем плану. П- осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следствен-ные связи; строить рассуждения; К- высказывать и обосновывать свою точку зрения | Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; |
35 | | А.С .Пушкин «Зимний вечер». | Есть ли разница в изображении зимнего вечера и зимнего утра в стихотворении? | Лачужка, обветшалая кровля. | Научится понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя. | Р- учиться работать по предложен-ному учителем плану. П- осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следствен-ные связи; строить рассуждения К- высказывать и обосновывать свою точку зрения | Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; |
2 ЧЕТВЕРТЬ |
36 | | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | Можно ли это произведение назвать сказкой? Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? | Светлицы, удел, повариха, ткачиха аршин, указ, град, грамота, зыбей, клёв, чародей, ма-ковки церквей, ко-лымагах, на прес-толе, терема. | Научатся понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. | Р- учиться работать по предложен-ному учителем плану П- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным К- высказывать и обосновывать свою точку зрения | Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. |
37 - 39 | | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | Можно ли «Сказку о царе Салтане… » сравнить с народной? | Изумруд, в свой удел, бает, дьяк, витязь, дозор обхо-дит, булат, неука-занным товаром, восвояси, холят, пеняет, латы, ретивое, дух в нём занялся, насилу. | Научатся различать лирическое и прозаическое произведения. Научатся определять нравственный смысл литературной сказки. | Р- учиться работать по предложен-ному учителем плану П -осуществлять анализ и синтез, сравнение, установление аналогий К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения | Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; |
40 | | Рисунки И.Билибина к сказке. Урок-викторина «Там, на неведомых дорожках…». | Как мы знаем сказки Пушкина? | Викторина. | Научатся проявлять свои знания в игре. | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- построение рассуждения; обобщение. К- высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение работать в группе | Интерес и потребность внепрограммного чтения. |
41 | | И.А. Крылов – великий баснописец. Страницы биографии писателя.. | Кто такой А.И. Крылов? В чем же его успех? | Проза, басня. | Научатся различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. | Р- формулировать и удерживать учебную задачу П- анализ информации; - обработка информации К- высказывать и обосновывать свою точку зрения | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; |
42 | | И.А. Крылов «Мартышка и очки». | Почему баснописец выбрал именно Ма-ртышку? Если бы не было морали в басне, то вы дога-дались бы, какие недостатки людей высмеиваются? В ком их легче най-ти? Чему учит эта басня? | Мартышка, дюжина, полдюжины, темя, нанижет, невежда, познатней, | Научатся находить мо-раль в произведении, представлять героев, характеризовать героев на основе их поступков, инсценировать басню. Научатся определять ба-сню как жанр литерату-ры по характерным признакам. | Р- формулировать и удерживать учебную задачу П- осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следствен-ные связи; строить рассуждения К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения | Появление интереса к жанру басни |
43 | | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». | Чем обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна » похожа на Мартышку из басни «Мартышка и Очки»? | Образ, кум, ужимки, сатира, на руку нечист. | Научатся находить мо-раль в произведении, представлять, характери-зовать героев на основе их поступков, инсцени-ровать басню. Научатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам. | Р- формулировать и удерживать учебную задачу П- осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следствен-ные связи; строить рассуждения К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения | Появление интереса к жанру басни |
44 | | И.А. Крылов «Ворона и лисица». | В чём сила басни? Что высмеивают, обличают басни Крылова? | Лесть , льстец, гнусный, взгромоздиться, пленил, вещуньина, зоб. | Научатся определять особенности басни, выделять мораль, пред-ставлять героев, характе-ризовать на основе их поступков, инсценирование басни. | Р- учиться работать по предложен-ному учителем плану П- установление аналогий, причинно-следственных связей; обобщение. К- высказывать и обосновывать свою точку зрения | Появление интереса к жанру басни |
45 | | Урок-игра «Звездный час» (по басням И.А. Крылова). | Над чем заставляет читателя смеяться баснописец? | Лесть, доверчивость, глупость. | Научатся определять героев басен, характеризовать их, правильно понимать мораль басни и разъяснять её. | Р- учиться работать по предложен-ному учителем плану П- установление аналогий, причинно-следственных связей; обобщение. К- высказывать и обосновывать свою точку зрения | Появление интереса к жанру басни |
46 | | М.Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. Статья В.Воскобой-никова «Горные вершины», «На севере диком…». | Какую музыку: пе-чальную, груст-ную, протяжную, торжественную вы могли бы подоб-рать к стиху «Гор-ные вершины»? Совпадают ли по настроению стих и картина И. Шиш-кина? | Риза, утёс. | Научатся видеть скрытый, переносный смысл стихотворения, выразительному чтению, пониманию прочитанного | Р- учиться работать по предложен-ному учителем плану П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- высказывать и обосновывать свою точку зрения | Эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. |
47 | | М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». | Какую музыку: пе-чальную, груст-ную, протяжную, торжественную- вы могли бы подоб-рать к стихам. В чём особенность? Какие краски будут преобладать ? | Риза, утёс. | Научатся видеть скрытый, переносный смысл стихотворения, выразительному чтению, пониманию прочитанного. | Р- учиться работать по предложен-ному учителем плану П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- высказывать и обосновывать свою точку зрения | Эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; |
48 | | Л.Н. Толстой – великий русский писатель. «Детство». | Какую тайну он по-ведал своим брать-ям? Какой идеал он вынес из детства и пронес через всю жизнь? | Муравейное братство. | Научатся составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. | Р- учиться работать по предложен-ному учителем плану П- делать выводы в результате инди-видуальной работы и совместной работы всего класса К- умение слушать других, формировать свои мысли в слух | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий |
49 | | Л.Н. Толстой «Акула». | Почему с мальчи-ками произошла беда, едва не закон-чившая трагедией? Можно ли дать другое название рассказу? | Якорь, артиллерист, застлал. | Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Научатся составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану | Р- учиться работать по предложен-ному учителем плану П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя К-умение слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения, формировать мысли вслух | Эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. |
50 | | Л.Н. Толстой «Прыжок». | Какова основная мысль рассказа «Прыжок»? | Мачта, аршин, раззадорился. | Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию и анализировать поступки героев. | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- высказывать и обосновывать свою точку зрения | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. |
51 | | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | Почему лев умер? | Ощетинился, засовы. | Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- оформлять мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. |
52 | | Л.Н. Толстой «Какая быва-ет роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. | С какой целью Толстой написал эти рассказы? | Алмазы. | Научатся сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- синтез; сравнение, построение рассуждения; обобщение К- умение слушать других, формировать свои мысли вслух. | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции |
53 | | «Рассказы Л.Н. Толстого для детей». Оценка достижений. | Над чем заставили задуматься прочитанные произведения? | Нравственно-этические ценности | Научатся делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях. Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Р- составлять план по решению учебной задачи урока в мини-группе, оценивать свои достижения и результаты П– определять главную мысль текста, последовательность событий в тексте, отбирать ключевые слова для создания собственного текста К– находить нужную информацию в дополнительных источниках, готовить небольшую презентацию | Осознание значения нравственно-этических понятий: благородство, честность, любовь. Проявление интереса к самостоятельному чтению книг. |
54 | | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Оценка достижений. | Какой из прочитанных рассказов произвёл на тебя самое сильное впечатление? | | Научатся делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях. | Р- учиться работать по предложен-ному учителем плану П- делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание. | Адекватная мотивация |
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) |
55 56 | | Прогнозирование содержа-ния раздела. Н.А. Некра-сов «Славная осень!» «Не ветер бушу-ет…», 0тры-вок из поэмы «Мороз, Кра-сный нос». | Какое настроение возникло у вас при чтении этих произведений? | Поблёкнуть, палицей. Бор, Мороз-воевода, дозор | Научатся прогнозировать содержание раздела и воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологичес-кое высказывание с опорой на авторский текст; П- ориентироваться в разнообразии способов решения задач К- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Адекватная мотивация |
57 | | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | Можно ли сказать, что в произведении изображён не ска-зочный, а реальный случай из жизни? Как относится поэт к главному герою? | Гинут, сажании, гутаря, баграми, гурьбой, зипуном. | Научатся читать стихот-ворение, выражая автор-ское настроение, объяс-нять смысл непонятных слов и выражений с опо-рой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. | Р– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя К- ставить вопросы, обращаться за помощью | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. |
58 | | К.Д. Бальмонт «Золотое слово», И. Бунин «Детство». | Почему поэт К. Д. Бальмонта «Золо-тое слово» назвал так стихотворе-ние? Почему поэту И. А. Бунину важно поделится с читателями своими детскими воспоминаниями? | | Научатся находить средства художественной выразительности: сравнение, эпитеты, олицетворения, создавать словесные картины по тексту стихотворения. | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К- потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Чувство прекрасного – умение восприни-мать красоту приро-ды, бережно отно-ситься ко всему жи-вому; чувствовать красоту художест-венного слова, стре-миться к совершенст-вованию своей речи; |
59 | | И. Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…». | Почему автора привлекают скромные полевые цветы? О чем стихотворение И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги»? | | Научатся находить средства художественной выразительности: сравнение, эпитеты, олицетворения, создавать словесные картины по тексту стихотворения. | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К- потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Чувство прекрасного – умение восприни-мать красоту приро-ды, бережно отно-ситься ко всему жи-вому; чувствовать красоту художест-венного слова, стре-миться к совершенст-вованию своей речи; |
60 | | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений. Проверка техники чтения. | Какое стихотворе-ние произвело на тебя особое впечатление? Как считаешь, одинаковы они по настроению? | | Научаться читать стихо-творение, выражая авто-рское настроение, выска-зывать свои собственные впечатление о прочитан-ном , оценивать свои достижения. | Р–- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Адекватная мотивация |
Литературные сказки (8 часов) |
61 62 | | Прогнозирование содержания раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушки-ны сказки» (присказка). | Какие сказки русских писателей вы читали? Где ты встречался с присказкой и в чём её особенность? | Задал стрекача. | Научатся прогнозиро-вать содержание раздела, воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение, сра-внивать содержание ли-тературной и народной сказок, определять нрав-ственный смысл сказки. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологичес-кое высказывание с опорой на авторский текст; П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Адекватная мотивация |
63 | | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца –Длин-ные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | Зачем писатель придумал сказку про храброго Зайца и рассказал её Алёнушке? | | Научатся воспринимать на слух тексты литерату-рных сказок, высказы-вать своё мнение, отношение, сравнивать содержание литератур-ной и народной сказок, определять нравствен-ный смысл сказки. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшой монолог с опорой на авторский текст П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Адекватная мотивация |
64 65 | | В.М. Гаршин «Лягушка-путешествен-ница». | Докажите, что «Лягушка-путешес-твенница»-сказка? Чем похожа героиня сказки В. М. Гаршина на героев народных сказок о животных и чем отличаются от них | Присутствие духа. | Научатся наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Научатся сравнивать и характеризовать героев сказок, используя текст. | Р– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться работать по предложенному учителем плану П--перерабатывать и преобразовы-вать информацию из одной формы в другую, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя К-- умение выражать свои мысли по-лно и точно, вести устный и письмен-ный диалог в соответствии с грамма-тическими и синтаксическими норма-ми родного языка; слушать собеседника | Чувство прекрасного – умение восприни-мать красоту приро-ды, бережно отно-ситься ко всему жи-вому; чувствовать красоту художест-венного слова, стре-миться к совершенст-вованию собственной речи. Самостоятель-ная и личная ответственность за свои поступки. |
3 ЧЕТВЕРТЬ |
66 | | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | Чем сказка схожа и чем различается с русской народной сказкой «Мороз-ко»? Можно ли сказать, что В. Одоевский для соз-дания своего прои-зведения использо-вал не только сказку «Морозко», но и другие народные сказки? | Исстари, платки рубить, студенец, горнице, почивать. | Научатся сравнивать со-держание литературной и народной сказок. Научатся сравнивать ге-роев в литературной ска-зке, характеризовать их, используя текст сказки, читать сказку в лицах, наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. | Р– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П-- строить рассуждения; обработка информации К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Чувство прекрасного – умение восприни-мать красоту приро-ды, бережно отно-ситься ко всему жи-вому; чувствовать красоту художест-венного слова, стре-миться к совершенст-вованию собственной речи; |
67 | | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | Что в сказке правда, а что не правда? Что сказано «шутки ради, а что в наставленье»? | Литературная сказка. | Научатся определять авторское отношение к изображаемому, наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. | Р –определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П-- строить рассуждения; обработка информации К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Чувство прекрасного – умение восприни-мать красоту приро-ды, бережно отно-ситься ко всему жи-вому; чувствовать красоту художест-венного слова, стре-миться к совершенст-вованию своей речи; |
68 | | Обобщающий урок Диагностическая работа. Оценка достижений. КВН | В чём отличие литературной сказки от фольклорной? В чём сходство? | Авторское и читательское отношение к героям сказок. | Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Р– проговаривать последователь-ность действий на уроке П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя К- задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности и сотрудничества с партнёром | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы. |
Были-небылицы (10 часов) |
69 | | Знакомство с содержанием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». | Как вы думаете, это рассказ или сказка? | Лангусты, актинии, кларнет, голотурии, авиатор, сепии, сифонофоры. | Научатся прогнозировать содержание раздела, определять особенности рассказа, различать вымышленные события и реальные | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшой монолог с опорой на авторский текст П- находить ответы на вопросы в тексте К-- ставить вопросы, обращаться за помощью | Адекватная мотива-ция. Умение перено-сить примеры ответ-ственного и самосто-ятельного поведения в свой личный жизненный опыт. |
70 71 | | М. Горький «Случай с Евсейкой». | Почему автор поместил этот рассказ в разделе «были и небылице». Чего опасался мальчик? | | Научатся выражать собс-твенное отношение к по-ступкам героев в сказоч-ных и реальных событи-ях. Научатся пересказы-вать текст подробно и кратко, выборочно, само-стоятельно придумывать разные истории. | Р– проговаривать последователь-ность действий на уроке П- находить ответы на вопросы в тексте К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя) | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. |
72 | | К.Г. Паустовский «Растрепан-ный воробей». | Какие вопросы волновали К. Г. Паустовского? Что могло быть на самом деле, а что появилось благода-ря фантазии, воображению писателя? | Сварливая, торба. | Научатся понимать поступки и состояние героев и давать характеристики персонажа. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшой с опорой на авторский текст П- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера К- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к своим героям. |
73 74 | | К.Г. Паустовский «Растрепан-ный воробей». | Что же сказочного в произведении К. Г. Паустовско-го? Чем оно отли-чается от народной сказки? Что имел в виду автор, назвав своё произведение «Растрёпанный воробей»? | План сказки для пересказа. Подробный и краткий пересказ текста по плану. | Научатся находить в тек-сте слова и выражения, подтверждающие выска-занную мысль, состав-лять план для краткого и полного пересказов. Научатся делить текст на части, озаглавливать части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану. | Р –проговаривать последователь-ность действий на уроке П- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера К- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи | Самостоятельная и личная ответствен-ность за свои поступ-ки. Осознавать эсте-тическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения. |
75 | | А. Куприн «Слон». | Как вы думаете, в произведении Куп-рина описываются реальные или вымышленные фантастические события? | Вершка, пудов. | Научатся пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. | Р– проговаривать последователь-ность действий на уроке П- анализ, интерпретация передача информации (устным, письменным, цифровым способами) К- задавать вопросы, аргументиро-вать свою позицию | Эстетические потреб-ности. Оценка посту-пков героев произве-дения и своих собственных с точки зрения моральных ценностей. |
76 | | А. Куприн «Слон». | Можно ли было предположить, что девочку вылечит живой слон? Что необычного в рассказе А. И. Куприн «Слон»? | Основные события произведения (ре-альные и вымышленные). | Научатся составлять план краткого и полного пересказов. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшой монолог с опорой на авторский текст П- поиск и выделение необходимой информации К- задавать вопросы, аргументиро-вать свою позицию | Эстетические потребности |
77 | | А. Куприн «Слон». | Не было ли с вами или вашими близ-кими, знакомыми подобных невероя-тных историй, которые на вас произвели большие впечатление? | Составление различных вариантов плана текста. | Научатся определять характеристики героев произведения с опорой на текст, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст П- поиск и выделение необходимой информации К - задавать вопросы, аргументиро-вать свою позицию | Эстетические потребности |
78 | | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений. | Какой тебе больше рассказ понравился? Почему? | Отличие прочитанных произведений от произведений УНТ. | Научатся рассказывать о прочитанных книгах, чи-тать произведения по ро-лям, задавать вопросы по прочитанным произведе-ниям. Находить на них ответы в тексте. | Р- прогнозирование уровня усвоения П- поиск и выделение необходимой информации К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Проверка и умение самостоятельно оце-нивать свои достиже-ния на основе диагностической работы, представлен-ной в учебнике. |
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) |
79 | | Прогнозирование содержания раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» | Какое настроение создаёт автор в своём произведении? | Тискаешь, рвётся прочь, в свой черёд, брыкаться, притиснешь. | Научатся понимать стихи и правильно, выразительно читать их. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологичес-кое высказывание с опорой на авторский текст П- поиск и выделение необходимой информации К- задавать вопросы, аргументиро-вать свою позицию | Эмоциональный отклик на лирическое произведение. |
80 | | С. Черный «Воробей», «Слон». | Что объединяет произведения С. Черного? О ком они: о животных или людях? Что в произведении «Слон» похоже на сказку? | Капут, вьюшко, бисер. | Научатся понимать стихи и правильно, выразительно читать их. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологичес-кое высказывание с опорой на авторский текст П- поиск и выделение необходимой информации К- задавать вопросы, аргументиро-вать свою позицию | Эмоциональный отклик на лирическое произведение. |
81 82 | | А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». | Какие знакомые сказки напомнили вам стихотворение А. Блока? | Ветхий, лампадка, внемлю, дрёмные покровы, покров. | Научатся находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения, объяснять смысл выражений с опорой на текст | Р- в диалоге с учителем вырабаты-вать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и других в соответствии с ними П -поиск и выделение необходимой информации К--договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Стремиться к совершенствованию собственной речи |
83 | | С.А. Есенин «Черёмуха». | Почему стихотворения поэта проникнуты любовью к природе? | Пряная, вкрадчиво. | Научатся понимать и чувствовать окружающую природу | Р– проговаривать последователь-ность действий на уроке П- поиск и выделение необходимой информации К- слушать и слышать других, пы-таться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | Стремиться к совершенствованию собственной речи |
84 | | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. | А чём пишут авторы свои стихи с которыми вы познакомились в этом разделе? | Сравнение стихотворений. | Научатся сравнивать сти-хи разных поэтов на од-ну и ту же тему, прове-рять правильность выс-казывания, сверяя с текс-том, самостоятельно оце-нивать свои достижения. | Р- прогнозирование уровня усвоения П- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера К- задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности и сотрудничества с партнёром | Проверка и умение самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностичес-кой работы, представленной в учебнике. |
Люби живое (16 часов) |
85 86 | | Прогнозирование содержания раздела. М. Пришвин «Моя Родина». | Что, по вашему мнению, объединя-ет все произведе-ния, включенные в раздел «Люби живое»? С чего на-чинает и чем закан-чивает своё произ-ведение писатель? | | Научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологичес-кое высказывание с опорой на авторский текст; П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности и сотрудничества с партнёром | Ценить и уважать писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово. |
87 | | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | Как называют зайцев, родившихся осенью? | Хатка | Научатся определять жанр произведения, сра-внивать свои наблюде-ния за жизнью животных с рассказом автора. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологичес-кое высказывание с опорой на авторский текст; П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- задавать вопросы, аргументиро-вать свою позицию | Стремиться к совершенствованию собственной речи |
88 | | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображения, фантазия? | События, составляющие основу художественного произведения. | Научится пересказывать произведение на основе плана. | Р– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера К- задавать вопросы, аргументиро-вать свою позицию | Стремиться к совершенствованию собственной речи |
89 90 | | В. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». | К какому жанру относятся произведения? Какова главная мысль рассказов? | Чтение и восприятие рассказа на слух. | Научатся пользоваться элементарными приёма-ми анализа текста по вопросам учителя, задавать вопросы по прочитанному произве-дению, находить на них ответы в тексте. | Р- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу П- определять основную идею произ-ведения, понимать, какую информа-цию о чувствах и настроении автора она несёт, выявлять его отношение к описываемым событиям и героям К- осознавать цель своего высказывания | Предлагать собственные правила работы в группе и индивидуально в зависимости от формы урока. |
91 | | В. Бианки «Мышонок Пик». | Что писатель мог наблюдать в жизни, а что придумал про мышонка Пика? Как он стал мореплавателем? | | Научатся читать бегло, вслух, без искажений, передавая своё отношение к прочитанному. | Р– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции |
92 | | В. Бианки «Мышонок Пик». | Чем Бианки хотел поделиться с чита-телем? Чем могли закончиться приключения мышонка? | | Научится описывать ха-рактеры главных героев. Научится составлять план на основе названия глав для пересказа произведения. | Р– проговаривать последователь-ность действий на уроке П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции |
93 94 | | Б. Житков «Про обезьянку». | Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки, сожалели ли об этом окружающие? | Десятина, казенный, контора. | Научатся пересказывать текст по плану. | Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции |
95 | | Б. Житков «Про обезьянку». | Может ли животное жить рядом с человеком? Какие ему нужны для этого условия? | Ответы и вопросы по содержанию текста. | Научатся читать вслух бегло, выразительно, находить эпизод прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения. | Р- умение формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- умение находить ответы на воп-росы, используя жизненный опыт К- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или текста) | Умение определять и высказывать под ру-ководством педагога самые простые об-щие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
96 97 | | В. Дуров «Наша Жучка» В. Астафьев «Капалуха». | Чем отличается художественное произведение от научно-познавательного? Какую птицу охотники называют капалухой? Откуда такое название? | Валежник, космы. | Научатся оценивать поступки главных героев. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологичес-кое высказывание с опорой на авторский текст П -поиск и выделение необходимой информации К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя) | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции |
98 | | В. Драгунский «Он живой и светится». | О ком написал автор своё произве-дение? Как ты по-нимаешь название рассказа? Почему автор рассказывает эту историю от имени героя? | Нравственный смысл рассказа. | Научатся понимать нравственный смысл рассказа. | Р- высказывать своё предположение, составлять монологическое высказы-вание с опорой на авторский текст П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции |
99 100 | | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Оценка достижений. | Что нового узнал о жизни животных, их повадках, отно-шениях между людьми и «братья-ми меньшими»? Какие рассказы запомнились? | | Научатся отличать художественные рассказы от научно-познавательных. | Р- прогнозирование уровня усвоения П- поиск и выделение необходимой информации К- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматичес-кими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника | Адекватная мотивация |
| Поэтическая тетрадь 2 (7 часов) |
101 | | Прогнозирование содержания раздела. С.Я. Маршак «Гроза днём». | Что нового мы узнали? Чему научились? Какое настроение возникло у вас при чтении этого произведения? Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? | Произведения раздела «Люби живое». Средства художественной выразительности. | Научатся прогнозировать содержание раздела и воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения. Научатся выделять события, составляющие основу художественного произведения. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологичес-кое высказывание с опорой на авторский текст П- перерабатывать и преобразовы-вать информацию из одной формы в другую К - вести устный диалог в соответст-вии с грамматическими и синтакси-ческими нормами родного языка; слушать собеседника | Расширение своего личного читательского опыта в области поэзии. |
102 | | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…». | Как можно озаглавить стихотворение? Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ»? | | Научить анализировать поэтическое изображе-ние птиц в стихах; выразительно читать стихотворения; исполь-зовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть. | Р- высказывать своё предположение, составлять монологическое высказы-вание с опорой на авторский текст П- перерабатывать и преобразовы-вать информацию из одной формы в другую К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. Осознание того. Что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует. |
103 | | А.Л. Барто «Разлука», «В театре». | Действительно ли все поступки в сти-хотворении «Раз-лука» мальчик со-вершал для мамы? Можно ли осуж-дать девочек в стихотворении «В театре» за их пове-дение? Сравните эти стихотворения. | Балет, гамма. | Научить находить рифму в произведении, сравни-вать и составлять не-большое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оце-нивать события, героев произведения. | Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности П- перерабатывать и преобразовы-вать информацию из одной формы в другую К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя) | Стремиться к совершенствованию собственной речи |
104 | | С.В. Михалков «Если», «Рисунок». | Почему автор назвал своё стихотворение «Если»? Кто главный герой стихотворения? | Выразительное чтение. | Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора. | Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности П- перерабатывать и преобразовы-вать информацию из одной формы в другую К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли | Осознавать, что благодаря использо-ванию изобразитель-но-выразительных средств автор проявляет собствен-ные чувства к герою произведения. |
105 | | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | Почему Е. А. Бла-гинина так много пишет о любви к животным? Над чем заставляют задуматься её произведения? | Составление рассказа о животном. | Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора. | Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности П- перерабатывать и преобразовы-вать информацию из одной формы в другую К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли | Стремиться к совершенствованию собственной речи |
106 | | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | На какую тему, о ком пишут Маршак, Михалков, Барто, Благинина? | Тема произведений раздела. | Научатся выразительно читать стихотворения | Р- прогнозирование уровня усвоения П- поиск и выделение необходимой информации К- вести устный и письменный диа-лог в соответствии с грамматически-ми и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника | Проверять себя и адекватно оценивать свои достижения на основе диагностической работы. |
4 ЧЕТВЕРТЬ |
107 | | Оценка достижений. Стихи о детях. Чтение наизусть. | Какие авторы писали стихотворения о детях? | | Научатся выразительному чтению наизусть, передавая свое отношение к героям произведений, научатся самостоятельно отбирать стихотворения для заучивания. | Р- оценивать свое чтение наизусть и одноклассников с точки зрения выра-зительности и правильной интонации П- осознавать смысл межпредметно-го понятия: изобразительно-вырази-тельные средства языка К- умение внимательно слушать, ана-лизировать ответы одноклассников | Уважать работу своих одноклассников по подготовке к уроку. |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок. (12 часов) |
108 109 | | Прогнозирование содержания раздела. Б. Шерегин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | Почему автор дал название своему рассказу пословицей? Как вы понимаете эту пословицу? | Штукатурное и малярное дело, вылощил. | Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведений. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологичес-кое высказывание с опорой на авторский текст П- перерабатывать и преобразовы-вать информацию из одной формы в другую К - вести устный диалог в соответст-вии с грамматическими и синтакси-ческими нормами родного языка; слушать собеседника | Адекватная мотивация. |
110 111 | | А. Платонов «Цветок на земле». | Почему автор так озаглавил свой рассказ? Как Вы его понимаете? | Осерчал. | Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл. | Р - учиться работать по предложен-ному учителем плану, проговаривать последовательность действий П -оформлять свои мысли в устной и письменной форме К--выразительно читать и пересказывать текст | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. |
112 113 | | А. Платонов «Ещё мама». | Почему автор так озаглавил свой рассказ? Как Вы его понимаете? Как передать чувс-тва героев при пересказе текста? | Оробел, ступай. Выборочный пересказ эпизодов. | Научатся выразительно читать по ролям, соблюдая особенности речи героев. Научатся пересказывать эпизоды, текст по ролям. | Р - -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность П–-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя К--выразительно читать и пересказывать текст | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. |
114 | | М. Зощенко «Золотые слова». | Как вы думаете, о чём рассказ? Поче-му автор выбрал именно такое наз-вание? Какие слова автор назвал «золо-тыми»? И почему? | Абсурд, прельщала. Смысл названия рассказа | Научатся находить в тек-сте пословицы, объяс-нять их смысл, соотно-сить пословицы и содер-жание текста, читать по ролям, учитывая особенности речи героев. | Р- выбирать действие в связи с поставленной задачей и условиями её реализации П- находить ответы на вопросы в тексте К- выразительно читать и пересказывать текст | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. |
115 | | М. Зощенко «Великие путешествен-ники». | Почему автор наз-вал ребят «Велики-ми путешественни-ками»? Почему можно назвать этот рассказ юмористи-ческим? Какие признаки? | Космография | Научатся выделять осо-бенности юмористичес-кого рассказа, вырази-тельно читать, описывать главных героев, их хара-ктер, определять глав-ную мысль юмористиче-ского рассказа. | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя К- слушать и понимать речь других | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий |
116 | | Н. Носов «Федина задача». | Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? Определи особенности юмористического рассказа. | Титулярный советник, полудённое море. | Научатся выделять особенности юмористического рассказа, находить связь заглавия и содержания рассказа. | Р- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника П– находить ответы на вопросы в тексте К- выразительно читать и пересказывать текст | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий. |
117 | | Н. Носов «Телефон». | В чём особенность данного юмористического рассказа? | | Научатся выразительно читать по ролям, находить особенности юмористических рассказов, выявлять характер героев. | Р- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника П- находить ответы на вопросы в тексте К -выразительно читать и пересказывать текст | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий. |
118 | | Н. Носов «Друг детства» | Почему автор дал такое название своему рассказу? | | Научатся выразительно читать по ролям, нахо-дить особенности юмористических рассказов, выявлять характер героев. | Р- учиться высказывать своё предпо-ложение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника П- находить ответы на вопросы в тексте К- выразительно читать и пересказывать текст | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий. |
119 | | Обобщающий урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – набе-рёшь кузо-вок». Оценка достижений. | Какие юмористиче-ские рассказы понравились больше всего? В чём особенность таких рассказов? Кто является героями? | Особенности юмористических произведений. | Научатся высказывать своё мнение, отношение, сравнивать и характеризовать героев, выразительно читать по ролям. | Р- прогнозирование уровня усвоения П -поиск и выделение необходимой информации К- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы. |
По страницам детских журналов (8 часов) |
120 121 | | Прогнозирование содержа-ния раздела. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | Какие журналы вы читали? А какие интересные журналы Вам читали ваши родители? | Периодическая печать. | Научатся прогнозировать содержание раздела, высказывать своё мнение, отношение, находить в журнале полезную информацию. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологичес-кое высказывание с опорой на авторский текст П- поиск и выделение необходимой информации К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли | Адекватная мотивация. Осознанная подготовка к урокам литературного чтения. |
122 | | Ю. Ермолаев «Проговорил-ся». | О чём проговорил-ся попугай? Почему получилась такая неприятность? | Вежливость, доброта, отзывчивость. | Научатся: - составлять план подро-бного пересказа текста, -пересказывать текст, -находить главную мысль текста. | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- учиться работать в паре, группе | Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
123 | | Ю. Ермолаев «Воспитате-ли». | Почему произошла такая история? | Чтение в лицах. Выбор интонации. | Научатся читать бегло, вслух, соблюдая нужную интонацию, без искажений. | Р - планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном П- сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, фигуры.; К- донести свою позицию до других | Формирование моти-ва, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
124 | | Г. Остер «Вредные советы». | Почему писатель даёт именно такие советы? Можно ли эти советы переделать в добрые? | Доброта, отзывчивость. | Осознают то, что не все бывают советы добрыми. Научатся составлять свои добрые советы. | Р- проговаривать последовательность действий на уроке П-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. | Адекватная мотивация |
125 | | Г. Остер «Как получаются легенды». Проверка техники чтения. | Что такое легенда? Как получаются легенды? | Легенда, миф. | Научатся отличать леген-ды от других литератур-ных произведений. Узнают новые интерес-ные легенды. Научатся сочинять легенды. | Р- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя К- слушать и понимать речь других | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий |
126 127 | | Р. Сеф «Весё-лые стихи». Обобщающий урок по разделу «Детские журналы». | Почему автор назвал свои стихи весёлыми? | Опера, ария, вальс. | Научатся выразительно читать стихотворения и оценивать свои результаты | Р- учиться работать по предложен-ному учителем плану П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- выразительно читать и пересказывать текст | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы. |
Зарубежная литература (8 часов) |
128 | | Прогнозирование содержа-ния раздела. Древнегреческий миф «Храбрый Персей». | Кто такой Персей? Как ему удалось перехитрить злую колдунью? | Храбрость, подвиг, скитался, бессердечная, вельможи. | Научатся читать вырази-тельно, осознанно; опре-делять тему и главную мысль произведения; давать характеристику главным героям; участ-вовать в обсуждении. | Р- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем П- ориентироваться в разнообразии способов решения задач К- проявлять активность во взаимо-действии для решения коммуникати-вных и познавательных задач | Адекватная мотивация |
129 130 | | Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции. | С какими мифами вы познакомились? Кто их главные герои? | Мифы. | Научатся при выборе книг и поиске информа-ции опираться на инфор-мационный аппарат кни-ги, её элементы, делить-ся своими впечатления-ми о прочитанных книгах, участвовать в дискуссиях и диалогах. | Р- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагать совместно с группой план изучения темы урока П– осознавать сущность и значение древнегреческих мифов К- объяснять сверстникам способы конструктивной и продуктивной бесконфликтной деятельности | Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, проявлять интерес к ознакомлению с древнегреческими мифами. |
131- 133 | | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». | Почему Г. Х. Андерсен так назвал свою сказку? | Сочувствие, переживание, ликующий крик, орава, несуразный | Учить оценивать поступ-ки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; Научить оценивать пер-сонажей по их поступкам и особенностям речи. | Р- в диалоге с учителем вырабаты-вать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других по этим критериям. П- перерабатывать и преобразовы-вать информацию из одной формы в другую К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя) | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции |
134 135 | | Внеклассное чтение. Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений. | С какими произведениями Г.Х. Андерсена вы познакомились? Какие произведения понравились больше других? Почему? | | Научатся кратко пересказывать прочитанные произведения, уметь заинтересовать одноклассников. | Р- составлять план работы по реше-нию учебной задачи урока в мини-группе, предлагать совместно с груп-пой план изучения темы урока П– осознавать сущность и значение авторских сказок К- объяснять сверстникам способы конструктивной и продуктивной бесконфликтной деятельности. | Осознанно готовить-ся к урокам литера-турного чтения, проявлять интерес к ознакомлению с вне-программной литера-турой. Проверять, оценивать свои достижения. |
136 | | Резервный урок. | | | | | |
Итого: 136 часов |