Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Цилемская средняя общеобразовательная школа»
РЕКОМЕНДОВАНА МО_______________________ ___________________________ протокол от «__» _______20 ___г. № ____ Руководитель МО _____________ | СОГЛАСОВАНА с зам. директора по УР __________ | УТВЕРЖДЕНА приказом от «___» ___________ 20 ____ г. № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКУМА ПО ИНФОРМАТИКЕ
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
(наименование учебного курса)
_____ 10 класс среднее общее образование_______________
(ступень образования, уровень общего образования).
_____1 год_____
(срок реализации)
Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы
И.Г. Семакин по информатике для 10-11 классов, ориентирована на использование
учебников И.Г. Семакин «Информатика». Базовый уровень для общеобразовательных учреждений
Программу составила:
Чупрова Л.И., учитель информатики
с. Трусово
2022 год
Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа практикума по информатике «Информационные технологии» для 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-125 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классе ориентировано на использование учебников И.Г. Семакин «Информатика». Базовый уровень для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.
Структура документа
Программа включает разделы: пояснительную записку; содержание учебного курса; календарно – тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это позволяет:
– типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, деловые игры, самостоятельные работы и исследования.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, деловые игры, самостоятельные работы и исследования.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ по 1 часу в неделю в 10 классе, всего 34 часа. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Г. Семакин по информатике для 10-11 классов.
Основу УМК составляют учебники завершенной предметной линии для 10-11 классов, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации:
Информатика. 10 класс (базовый уровень), Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., Бином. Лаборатория знаний, 2019
Информатика. 11 класс (базовый уровень), Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., Бином. Лаборатория знаний, 2019
Содержание учебного курса
Текстовая информация и компьютер (11 часов)
Кодирование текстовой информации на компьютере. Программные средства для работы с
текстом. Основы работы с текстовым редактором Microsoft Word.
Лабораторные работы:
1. Основные приемы ввода и редактирования текста. Форматирование текста.
2. Работа с фрагментами Документов.
3. Вставка графических объектов в тексты.
4. Добавление таблиц в Документ.
5. Добавление формул в Документ.
6. Стили и оглавления.
7. Создание гипертекстового документа.
Практические работы:
Создание и обработка комплексного информационного объекта.
Технология мультимедиа (11 часов)
Технология мультимедиа. Компьютерные презентации. Создание презентации в PowerPoint.
Создание гипертекстового документа.
Лабораторные работы:
1. Создание презентации с помощью шаблона оформления и собственного оформления.
2. Работа с текстами, графикой и таблицами в PowerPoint.
3. Гиперссылки в PowerPoint.
Практические работы:
1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации.
Табличные вычисления в компьютере (13 часов)
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных:
тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции.
Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных
данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи;
решение задач с использованием условной и логической функций; манипулирование
фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных
графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.
Лабораторные работы:
1. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов,
редактирование формул и их копирование.
2. Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка
таблиц.
3. Работа с диаграммами.
4. Использование абсолютной адресации и функции времени
Практические работы:
1. Использование условных и логических функций при решении задач. Построение графиков
и диаграмм
Тематическое планирование
по практикуму «Информационные технологии»
№ урока | Тема | Кол.час. | |
| Раздел 1 «Текстовый редактор» | 11 | Глава 1 посвящена работе в среде текстового редактора Word: созда- ние и сохранение текстового документа, загрузка и редактирование, работа с выделенными участками текста, установка необходимого размера доку- мента, размещение текста колонками, вставка таблиц, формул, рисунков, гиперссылок, верстка многостраничных документов |
| Общие сведения, терминология Microsoft Word. Работа с файлами | 1 |
| Создание и оформление текстовых документов | 1 |
| создание комплексных документов | 1 |
| Создание таблиц и списков, использование в документах графических объектов | 1 |
| Создание фигур, схем и рисунков в текстовых документах, их защита. Инструмент SmartArt | 1 |
| Редактор Формул | 1 |
| Верстка многостраничных документов | 1 |
| Верстка многостраничных документов | 1 |
| Режимы отображения документа | 1 |
| Работа с документами, содержащими гиперссылки | 1 |
| Контрольный практикум | 1 | |
| Раздел 2 «Мультимедийные технологии ” | 11 | В главе 2 рассмотрено создание презентаций с помощью приложения Microsoft PowerPoint на ос- нове материалов, подготовленных в Word. освоить приемы проектирования, оформления и демонстрации презентаций в программе Power Point. |
| понятия "презентация", "компьютерная презентация". | 1 |
| принципы и структура презентации | 1 |
| Назначение и возможности программы Power Point | 1 |
| Из каких элементов может состоять компьютерная презентация? Их назначение | 1 |
| способы создания презентаций | 1 |
| Свойства и элементы слайда. | 1 |
| Заполнение слайдов информацией | 1 |
| Назначение мастера и шаблонов презентаций | 1 |
| Настройка презентации | 1 |
| Показ презентации | 1 |
| Контрольный практикум | 1 |
| Раздел 3 «Табличные вычисления в компьютере» | 13 | |
| Назначение и интерфейс MS Excel | 1 | Глава 3 содержит описание основных принципов работы в среде табличного процесса Excel. Существенное внимание уделено работе с аб- солютными и относительными адресами, построению и копированию формул, работе с логическими структурами. Рассмотрены вопросы рабо- ты с массивами, матричные операции, решение систем линейных уравне- ний, решение уравнений путём подбора параметров. Описана технология решения оптимизационных задач линейного, квадратичного и нелиней- ного программирования с помощью процедуры «Поиск решения». Необходимое внимание уделено графическому представлению дан- ных. Рассмотрено использование Excel для управления базами данных, включая анализ данных с использованием сводных таблиц. |
| Редактирование информации в ячейках, Форматы ячеек | 1 |
| Копирование и перемещение информации | 1 |
| Выполнение арифметических операций, расчёты с использованием функций | 1 |
| Создание простейших таблиц и диаграмм | 1 |
| расчет взаимосвязанных таблиц | 1 |
| Использование финансовых функций, сложных диаграмм, сводных таблиц | 1 |
| Написание сложных формул, создание систем расчетов | 1 |
| Вставка в таблицы различных объектов: изображений, видео, звуков и так далее | 1 |
| Вставка в таблицы различных объектов: изображений, видео, звуков и так далее | 1 |
| Контрольный практикум | 1 |
| Обобщение пройденных тем практикума | 1 |
| Промежуточная аттестация | 1 |
| 35 часов | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебная и методическая литература (основная и дополнительная);
Информатика. 10 класс (базовый уровень), Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., Бином. Лаборатория знаний, 2019
Информатика. 11 класс (базовый уровень), Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., Бином. Лаборатория знаний, 2019
Семинар практикум по теме: «Основы работы в PowerPoint, программа для создания презентаций»
Практикум по информатике М.И.Коробочкина (электронное издание).
Практикум по информатике: Учебное пособие / М.И. Коробочкин М.И., Белякова Е.В., Гарбер Г.З., Дмитриева Е.Е, Калинова Е.В., Кочиев А.А., Тихонов А.Д.. – М.: ГУЗ, 2020. – 300
www.edu.ru (сайт МОиН РФ).
www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).
www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-педсовет)
www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений).
http:// festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября»)).
www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://teacher.fio.ru (педагогическая мастерская, уроки в Интернете и другое).
Технические средства персональный компьютер и мультимедийный проектор с интерактивной доской.