№ | Кол-во часов разделе | Тема раздела | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | 13 | Представления о форме | Выбирают шар, куб, круг, квадрат по подражанию действиям педагога; объединяют (группируют) фигуры в группы по форме; различают плоскостные и объемные фигуры; находят соответствующие отверстия для плоскостных и объемных фигур; обводят по трафарету фигуры; штрихуют круг, квадрат; обучаются вырезанию круга, квадрата по контурам совместно с взрослым. |
2 | 10 | Представления о величине | Определяют предметы по величине (большой-маленький) пользуясь приемами наложения и приложения с помощью педагога; определяют предметы по величине (длинный-короткий) проводят проверку пользуясь приемами наложения и приложения с помощью педагога; определяют предметы по величине (высокий-низкий) проводят проверку пользуясь приемами наложения и приложения с помощью педагога; определяют предметы по величине (широкий-узкий) проводят проверку пользуясь приемами наложения и приложения с помощью педагога; определяют предметы по величине (толстый-тонкий) проводят проверку пользуясь приемами наложения и приложения с помощью педагога; обводят по трафаретам изображения различной величины с помощью педагога; раскрашивают изображения различной величины с помощью педагога; штрихуют изображения различной величины с помощью педагога; посещают экскурсии (наблюдают) для закрепления представлений о величине. |
3 | 11 | Количественные (дочисловые) представления | Объединяют предметы в различные множества ориентируясь на цвет (красный и желтый); объединяют предметы в различные множества ориентируясь на форму (куб, шар, квадрат, круг); объединяют предметы в различные множества ориентируясь на величину (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-изкий, широкий-узкий, равные по величине); выбирают соответствующее количество предметов без пересчета, прикладывая или накладывая одно количество предметов или картинок на другое; выделяют один предмет из множества; группируют предметы в множества; соотносят отдельные единицы множества с пальцами, другими предметами без пересчета; обучаются различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счет (один – много хлопков, ориентируясь на слово, названное учителем); выделяют одно – множество предметов на основе тактильного обследования. |
4 | 15 | Количественные (числовые) представления | Узнают и выделяют цифру 1; соотносят цифру 1 с соответствующим количеством пальцев и предметов; прорисовывают цифры по трафарету; прорисовывают цифры по опорным точкам; лепят цифры из пластилина; считают в пределах 3; образуют числа 2 и 3; владеют счетом прямым и обратным в пределах 3; знают знаки сложения и вычитания: складывают и вычитают числа в пределах 3-х на конкретном материале; решают примеры в пределах 3-х; составляют задачи по практическим действиям; знакомятся с монетами 1 руб., 2 руб.; распознают монеты 1 руб., 2 руб. |
5 | 9 | Пространственные представления | Перемещаются в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно; показывают основных части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и так далее); показывают, а по возможности, и называют основных части тела и лица на кукле; обводят по контурам ладони и пальцы карандашом с помощью взрослых; показывают и соотносят руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и так далее; изменяют положение частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и так далее) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции; перемещают различные игрушки вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции; сопровождают речью или жестовыми указаниями свои действия; определяют верхний – нижний край листа бумаги с помощью педагога; определяют правый – левый край листа бумаги с помощью педагога; определяют середину листа бумаги с помощью педагога. |
6 | 8 | Временные представления | Узнают и называют простейшие явления и состояния погоды (холодно, тепло, идет дождь, или снег) по картинкам, в процессе наблюдений за изменениями в природе; узнают и называют на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) контрастные времена года: лето и зиму; изображают соответствующие явления погоды с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбаться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь − имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап-кап» и так далее; выделяют солнце и луну в природе и по иллюстрациям; имитируют действия, соответствующие действиям людей, животных и растений в разные части суток (днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности, и по словесной инструкции. |
атрибуты для игры-драматизации: большой макет репки из папье-маше или какого-либо другого материала, домик-теремок и др.;
вазочки, флажки, искусственные цветы, пластмассовые настольные елочки, подставки для яиц, деревянные яйца для моделирования пространственно-количественных отношений на плоскости стола и в песочном ящике;
дидактические материалы М. Монтессори — «Десять геометрических тел с подставками и основаниями», «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Блоки с цилиндрами-вкладышами», «Цветные цилиндры», «Геометрический комод», «Конструктивные треугольники», «Геометрические тела», «Тяжелые таблички», «Металлические (пластмассовые) вкладыши», «Шершавые буквы», настенный модуль «Зубчатые колеса», модуль для прогона шаров (открытый), настенный модуль с объемными телами и зеркалами, настенный модуль для развития стереогности-ческого чувства, тактильная дорожка, настенный модуль с шестью замочками и задвижками, настенный модуль «Сравнение цветов», настенный модуль для упражнений в развитии запястья, рамки М. Монтессори (рамка с ремнями, рамка с бантами, рамка с молнией, рамка со шнуровкой и др.);
игрушки мелкие пластмассовые (рыбки, шарики, лягушки) с магнитами и игрушки сборно-разборные: матрешки (трех-четырехсоставные), пирамидки с одинаковыми и разными кольцами, брусками разных размеров, одного цвета и разноцветные и др.;
игровые наборы «Магазин» (с прилавком), «Парикмахерская» (различные варианты) и др.
индивидуальные доски для рисования фломастерами, карандашами;
калькуляторы (крупного размера);
карточки с изображением различного количества предметов;
корзины разной величины плетеные и пластмассовые;
коробки-вкладыши разных размеров, бочки-вкладыши;
кубики, кегли и шары пластмассовые, кубы и кирпичи деревянные, из полимерных материалов;
логические блоки (блоки Дьенеша) из дерева и пластмассы с карточками-символами и заданиями;
лоточки для скатывания шариков;
мозаики: геометрические магнитные, геометрические пластмассовые, пластмассовые кнопочные (крупные кнопки), из мягкого полимерного материла и др.;
мячи разного размера и цвета (большие, средние и малые, легкие и тяжелые, в том числе сенсорные (набивные) трех размеров;
настольно-печатные игры: «Большие и маленькие», «Времена года», «Деревенский дворик», «Как избежать неприятности», «Колобок», «Кому что?», «Кто с кем?», «Мальчик — девочка», «Мой дом», «Наши чувства и эмоции», «Объясни», «Умная стрелка», «Учим дорожные знаки» и др.;
пазлы полистироловые, деревянные с геометрическими фигурами (напольные и настольные);
палочки счетные размером 20 см (бамбуковые или деревянные) одного цвета и разноцветные;
пластилин;
«Пирамида»,
природный материал: шишки, желуди, ракушки, камешки разной величины;
прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранится различный природный и бросовый материал (крупа, песок, ракушки, камешки, скорлупа орехов, яиц и т. п.);
прозрачные пластмассовые бутылки, пузырьки, банки, стаканы для опытов на понимание принципа сохранения количества, для определения разного и одинакового количества, уровня воды в бутылке и т. п.;
сачки, сита различных размеров (большие, средние, маленькие), ковшики (глубокий, мелкий, большой, средний, маленький) и т. п.;
счетный материал: палочки, полоски, цепочки, веревочки, пластилин, проволока;
трафареты цифр и цифры от «1» до «10»;
формочки для теста-пата (круглые, квадратные, треугольные): большие, маленькие, мелкие, глубокие.
№ П№ | № п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов | Дата | Прим. |
Раздел I. Представления о форме |
1 | 1 | Геометрические фигуры плоскостные и объемные (круг, квадрат, шар, куб). | 1 | | |
2 | 2 | Подбор шара, куба, круга, квадрата по подражанию действиям педагога. | 1 | | |
3 | 3 | Геометрические фигуры плоскостные – круг, квадрат. | 1 | | |
4 | 4 | Геометрические фигуры объемные – шар, куб. | 1 | | |
5 | 5 | Группировка фигур по форме. | 1 | | |
6 | 6 | Дифференцирование фигур в группы по форме. | 1 | | |
7 | 7 | Различение и разделение плоскостных и объемных фигур. | 1 | | |
8 | 8 | Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объемных фигур. | 1 | | |
9 | 9 | Обводка по трафарету фигур. . | 1 | | |
10 | 10 | Штриховка фигур – квадрата. | 1 | | |
11 | 11 | Штриховка фигур – круга. | 1 | | |
12 | 12 | Обучение вырезанию квадрата по контуру совместно с взрослым. | 1 | | |
13 | 13 | Обучение вырезанию круга по контуру совместно с взрослым. | 1 | | |
Раздел II. Представления о величине |
14 | 1 | Определение и нахождение предметов по величине (большой-маленький) пользуясь приемами наложения и приложения с помощью педагога. | 1 | | |
15 | 2 | Определение и нахождение предметов по величине (длинный-короткий), пользуясь приемами наложения и приложения с помощью педагога. | 1 | | |
16 | 3 | Определение и нахождение предметов по величине (высокий-низкий), пользуясь приемами наложения и приложения с помощью педагога. | 1 | | |
17 | 4 | Определение и нахождение предметов по величине (широкий-узкий), пользуясь приемами наложения и приложения с помощью педагога. | 1 | | |
18 | 5 | Определение и нахождение предметов по величине (толстый-тонкий), пользуясь приемами наложения и приложения с помощью педагога. | 1 | | |
19 | 6 | Обводка по трафаретам изображения различной величины с помощью педагога. | 1 | | |
20 | 7 | Раскрашивание изображения различной величины с помощью педагога. | 1 | | |
21 | 8 | Штриховка изображения различной величины с помощью педагога. | 1 | | |
22 | 9 | Обобщающий урок: величина (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый - тонкий). | 1 | | |
23 | 10 | Урок-экскурсия (наблюдение) для закрепления представлений о величине. | 1 | | |
Раздел III. Количественные (дочисловые) представления |
24 | 1 | Количество (один – много). | 1 | | |
25 | 2 | Множества по заданным параметрам, объединение предметов в различные множества: цвет (красный, желтый, синий). | 1 | | |
26 | 3 | Множества по заданным параметрам, объединение предметов в различные множества: форма (шар, куб, круг, квадрат). | 1 | | |
27 | 4 | Множества по заданным параметрам, объединение предметов в различные множества: величина (большой – маленький) | 1 | | |
28 | 5 | Множества по заданным параметрам, объединение предметов в различные множества: величина (длинный – короткий, высокий – низкий). | 1 | | |
29 | 6 | Множества по заданным параметрам, объединение предметов в различные множества: величина (широкий – узкий, толстый - тонкий). | 1 | | |
30 | 7 | Подборка соответствующего количества предметов без пересчета, прикладывая или накладывая одно количество предметов или картинок на другое. | 1 | | |
31 | 8 | Выделение одиного предмета из множества, группировка предметов в множества. | 1 | | |
32 | 9 | Соответствие отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета. | 1 | | |
33 | 10 | Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счет (один – много хлопков, ориентируясь на слово, названное учителем) | 1 | | |
34 | 11 | Выделение одного – множества предметов на основе тактильного обследования. | 1 | | |
Раздел IV. Количественные (числовые) представления |
35 | 1 | Знакомство с цифрой 1, узнавание и выделение цифры 1. | 1 | | |
36 | 2 | Соотношение цифры 1 с соответствующим количеством пальцев и предметов. | 1 | | |
37 | 3 | Знакомство с цифрой 2, узнавание и выделение цифры 2. | 1 | | |
38 | 4 | Соотношение цифры 2 с соответствующим количеством пальцев и предметов. | 1 | | |
39 | 5 | Знакомство с цифрой 3, узнавание и выделение цифры 3. | 1 | | |
40 | 6 | Соотношение цифры 3 с соответствующим количеством пальцев и предметов. | 1 | | |
41 | 7 | Образование чисел 2 и 3. | 1 | | |
42 | 8 | Лепка цифр из пластилина. | 1 | | |
43 | 9 | Счет в пределах 3, числа 1-3. | 1 | | |
44 | 10 | Счет прямой и обратный в пределах 3. | 1 | | |
45 | 11 | Знакомство со знаками: сложение, вычитание; арифметические действия в пределах 3. | 1 | | |
46 | 12 | Сложение и вычитание на конкретном материале в пределах 3. | 1 | | |
47 | 13 | Составление задач по практическим действиям. | 1 | | |
48 | 14 | Знакомство с монетами – 1 руб., 2 руб. | 1 | | |
49 | 15 | Узнавание и распознавание монет; меры стоимости 1 руб., 2 руб. | 1 | | |
Раздел V. Пространственные представления |
50 | 1 | Показ основных части тела, лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и так далее), на кукле. | 1 | | |
51 | 2 | Показывание и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются». | 1 | | |
52 | 3 | Изменение положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и так далее) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. | 1 | | |
53 | 4 | Перемещение различных игрушек вперед и назад, по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции. | 1 | | |
54 | 5 | Определение верхнего – нижнего края листа бумаги с помощью педагога. | 1 | | |
55 | 6 | Определение правого – левого края листа бумаги с помощью педагога. | 1 | | |
56 | 7 | Определение середины листа бумаги с помощью педагога. | 1 | | |
57 | 8 | Основные части тела (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и так далее). | 1 | | |
58 | 9 | Пространственные представления (верхний – нижний, правый – левый, середина). | 1 | | |
Раздел VI. Временные представления |
59 | 1 | Узнавание и называние простейших явлений и состояния погоды (холодно, тепло, идет дождь, или снег) по картинкам и в процессе наблюдений за изменениями в природе. | 1 | | |
60 | 2 | Времена года: лето, зима . | 1 | | |
61 | 3 | Узнание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) контрастные времена года: лето, зима. | 1 | | |
62 | 4 | Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий . | 1 | | |
63 | 5 | Нахождение, выделение солнца, луны в природе и по иллюстрациям. | 1 | | |
64 | 6 | Части суток: день, ночь. | 1 | | |
65 | 7 | Имититация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу. | 1 | | |
66 | 8 | Имититация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по словестной инструкции. | 1 | | |