СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теме «Интегрированные уроки как один из способов повышения познавательного интереса обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теме «Интегрированные уроки как один из способов повышения познавательного интереса обучающихся»»

Из опыта работы учительницы английского языка
О.Н. Воробьевой.

Рамазанова З.М.,

ст. преподаватель

кафедры иностранных

языков института

усовершенствования учителей


Воробьева О.Н. преподаёт английский язык в средней школе №2 г. Каспийска. Меня приятно поразила глубина и прочность знаний учащихся лексического и грамматического программного материала, их хорошее произношение, беглость чтения и навыки устной речи.

В течение первого полугодия я посещала уроки О.Н. Воробьевой. Эти уроки убедили меня в том, что Воробьевой О.Н. дает своим учащимся хорошие, прочные знания (при 100% успеваемости в большинстве ее классов 50 - 60% хороших и отличных оценок), но они не раскрывали мне, «секрета» ее мастерства. «Секрет» успеха Воробьева О.Н. надо было искать во всей системе ее работы. А для этого нужно изучить, проанализировать работу учительницы в целом. Этим я и занималась в истекшем учебном году.

Воробьева О.Н. - опытный педагог с десятилетним стажем работы в школе. В коллективе данной школы она работает с 2002 года. Воробьева О.Н. очень требовательна к себе, она неустанно повышает свою квалификацию. С момента возникновения института повышения квалификации педагогических кадров Воробьева О.Н. регулярно посещает все его мероприятия, следит за периодической методической литературой. Она интересуется опытом лучших учителей, охотно посещает открытые уроки, принимает активное участие в их обсуждении. Все ценные приемы работы, которые она подмечает у других учителей, она старается использовать в своей школьной практике.

Однако Воробьева О.Н. требовательна и к себе. Она требует, чтобы ее ученицы так же тщательно готовились к ее урокам, как и она сама. Если какая- нибудь ученица почему - либо не выполнила домашнего задания, она должна в начале урока громко перед всем классом сообщить об этом учителю

и объяснить причину невыполнения задания, а на следующем уроке без напоминания учителя показать ему выполненное ею задание. О своих требованиях Воробьева О.Н. никогда не забывает; они увеличивают и расширяются в соответствии с возрастом учащихся.

Воробьева О.Н. работает по следующим программам:

  • ) УМК «Happy English» авторов Т.Б. Клементьевой; Д. Шеннон;

  • )УМК «Enjoy English» авторов М.З. Биболетовой, Е.Е. Бабушис и др.

На ее взгляд, эти учебники полностью отвечают современным требованиям: они отличаются доступным изложением материала, имеют красочное оформление, что способствует хорошему усвоению материала.

Новые требования, выдвигаемые современностью к образованию и воспитанию учащихся средней школы, в частности, в аспекте приобретения ими различных коммуникативных иноязычных умений и одновременно гуманизации процесса обучения, заставляют учителя постоянно искать новые, действенные способы этой проблемы.

Основные принципы ее работы:

- личностно-ориентированный подход к обучению;

- развитие личности школьника, способности участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке;

- поощрение взаимодействия, взаимопомощи и самостоятельности учащихся.

Основные принципы ее работы:

В ходе урочного общения старается привить своим ученикам любовь к английскому языку и стране изучаемого языка, знакомя с историей англо­говорящих стран, с их традициями и обычаями.

Обучение грамматике

Наряду с изучением лексики, О.Н. Воробьева придает большое значение изучению учащимися грамматического строя английского языка.

Воробьева О.Н. старается реализовать на практике те ценные приемы работы над грамматикой, которые рекомендуются в методической литературе и на городских методических объединениях учителей в связи с перестройкой преподавания языков.

Как в старших, так и в младших классах учительница выделяет специальную часть урока для изучения грамматики. Это не значит, что она отрывает изучение грамматики от всей остальной работы над языком. При работе над текстом, как это будет показано ниже, учительница все время проверяет, как учащиеся умеют практически применять свои знания по грамматике, как помогают им эти знания раскрыть содержание текста. В отведенные же для грамматики 10 - 15 минут учительница занимается специальными грамматическими упражнениями. Так, например, в девятом классе для закрепления темы «Управление глаголов» учительница в начале урока отвела 15 минут. Сначала было проведено письменное упражнение, выполненное дома. Оно заключалось в том, что нужно было поставить существительное, данное в предложении в скобках, в правильном времени. Затем при фронтальном опросе были перечислены отдельно глаголы, требующие Present Simple, Past Simple, Future Simple и привести к каждому по одному примеру. Далее учащиеся письменно перевели с русского языка на английский несколько предложений. После такой предварительной «грамматической зарядки» Воробьева О.Н. приступает к работе над текстом, обращая внимание на времена.

В младших классах за эти грамматические 10 - 15 - минутки учительница повторяет с учащимися точные формулировки правил,

выполняет с ними упражнения, насыщенные данным грамматическим материалом.

При объяснении новой грамматической темы или при систематизации грамматического материала, особенно в старших классах, Воробьева О.Н. иногда выделяет специальные уроки грамматики.

Исходя из ее собственного опыта работы, хотелось бы отметить, что при изучении грамматического материала особую сложность у учащихся младшего и среднего звена вызывает образование видовременных форм глаголов, а также вопросительных предложений, учащиеся путают глагольные формы, их образование и употребление, что касается образования вопросов, то наиболее частой ошибкой является пропуск вспомогательных глаголов и неправильный порядок слов.

Некоторые методисты предлагают использовать схемы для профилактики и устранения подобных ошибок, но зачастую схемы слишком громоздки, содержат много информации, соответственно они слишком трудны для восприятия и усвоения. Эта проблема заставила меня разработать свой собственный прием - схему, которая помогает учащимся быстро справляться с задачей построения вопроса. Ниже приводится схема, используемая ею на занятиях:

О __...?

О - вопросительное слово (только в специальных вопросах)

- вспомогательный глагол

- подлежащее

_ - сказуемое

... - второстепенные члены предложения

Отрабатывая вопросы в устной форме, она обращает внимание учащихся на данную схему, которая очень проста и удобна в использовании. Достаточно

показать учащимся в буквальном смысле “на пальцах” треугольник и учащиеся, которые пропускают вспомогательный глагол, понимают, что допустили ошибку, определяют тип ошибки и тут же ее самостоятельно исправляют.

При обучении учащихся младшего звена грамматическому времени Present Simple (настоящее простое время) очень хорошо помогают “погончики”. Так как учащиеся очень часто забывают прибавлять окончание - s или -es к глаголу, который употребляется в 3 лице, единственном числе, она говорит им, чтобы они прибавляли окончание (“погончик”) -S или -ES и при этом показываю руками на плечи, там, где у военных располагаются погоны. В дальнейшем при отработке этого грамматического времени в случае ошибки учащегося она показывает руками на “погоны”, и они тут же исправляются. Это так называемый зрительный прием, учитывая тот факт, что ученики младшего звена в основном визуалы, то необходимо сопровождать учебный процесс визуальными опорами, схемами, картинками, таблицами, подсказками.

Обучение лексике

В работе по обучению учащихся английскому языку Воробьева О.Н. уделяет большое внимание лексическому материалу. Приемы работы над лексикой она выбирает в зависимости от характера самого лексического материала. В младших классах (пятых - шестых), где лексика подлежит преимущественно репродуктивному усвоению, новые слова объясняются ею до работы над текстом. Учительница произносит новое слово и раскрывает его значение при помощи перевода. Иногда, где это возможно, она объясняет его значение при помощи привлечения синонимов и антонимов. Во всех классах при работе над лексикой Воробьева О.Н. обращает особое внимание на многозначность слова, и постепенно ученики узнают весь объём его значения. Объясняя слова, она иллюстрирует их значение в предложениях, а спрашивая

учащихся, она требует и знания отдельных слов, и умения употреблять данное слово в различных его значениях в предложении.

В старших классах (восьмых - десятых), где большинство слов входит рецептивный лексический запас учащихся, объяснение новых слов учительница ведет в процессе самой работы над текстом, дома же учащиеся выписывают их в словарики. На уроке при анализе новых слов она заостряет внимание учащихся на новых репродуктивных словах и словах встречавшихся раньше (в учебниках пятых - шестых классов), но забытых учащимися ввиду их недостаточной повторяемости в учебниках последующих классов.

С целью повторения и закрепления лексики Воробьева О.Н. два раза в неделю проводит в начале урока в течении 5-10 минут фронтальный опрос слов по темам; например, «Школа» «Семья», «Времена года» и т.д при этом она не только спрашивает у учащихся перевод отдельных слов, но предлагает употреблять их в предложении, проверяя, правильно ли учащиеся усвоили значение новых слов. Примерно один раз в две недели учительница проводит 5-10 минутный письменный опрос слов учащихся всего класса. Для таких работ она готовит для каждого ученика отдельный листок со словами репродуктивного словарного' запаса изучаемого параграфа (на русском языке), которые учащиеся должны перевести на английский язык. Эти работы помогают ей выявить, насколько усвоена лексика изучаемого текста всем классом, какие слова нужно еще закреплять путем определенных упражнений. Такой опрос слов она проводит без предварительного повторения учащихся. Это заставляет учеников к каждому уроку просматривать слова и быть готовыми перевести их.

Когда ученики начинают изучать иностранный язык, перед ними в ходе решения любой коммуникативной задачи стоят две основные задачи :1)что сказать и 2)как сказать ,причем проблема «accuracy»( точность правильность ответа)для учеников оказывается важнеее чем «fluency» (беглость, свобода, высказывания), и этому есть объяснение - в основном снижается оценка за выполнение устного высказывания из-за лексико-грамматических ошибок ,при этом учителя редко обращают внимание на форму и содержание, оформление речи. Поэтому цель ее работы заключается, прежде всего, в повышении уровня владения навыков говорения учащихся через ролевую игру. Преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Новизна использования ролевой игры заключается в разработке системы упражнений для небольших групп учащихся по принципу PPP: Presentation-Practice- Production.Taк, в 5 классе при изучении тем « Знакомство» и «Семья» при подготовке ролевой игры учащиеся знакомятся с новыми лексическими единицами и речевыми конструкциями. Затем в мини группах по три человека эти речевые клише закрепляются в виде небольших полилогов. Следующим этапом являются мини-ситуации, например, «в больнице» или в «школе» и т. д. Финалом служит урок-обобщение в виде ролевой игры.

Перечисленные формы работы были апробированы ею на практике и доказали свою эффективность тем, что учебные показатели (процент качества) улучшились в среднем на 13%.

Залогом успеха в работе Воробьевой О.Н. является то, что она постоянно работает над повышением своей деловой квалификации, ищет новые формы работы, чутко реагирует на все изменения, происходящее в знаниях учащихся, стремится к тому, чтобы каждый урок соответствовал уровню развития современной науки о языке



Характеристика на учителя английского языка МБОУ «СОШ №2» г. Каспийска. От родительницы ученицы 11В класса.

Учитель — это призвание. Учителями не рождаются, ими становятся. И это в полной мере можно отнести к учителю наших детей - Воробьёвой Ольге Николаевне.

Ольга Николаевна хорошо знает свой предмет, рационально строит уроки в зависимости от уровня развития и интересов учащихся. Умеет предусматривать возможные затруднения учащихся в тех или иных видах деятельности. Применяет различные методы обучения и наглядные пособия. Многие уроки проводит в игровой форме, это зарождает интерес у учащихся к данному предмету. Уроки проводит доступно, понятно и интересно. На уроках не дает скучать ни одному ученику, учащиеся говорят по-английски, читают, пишут. К учащимся очень добра, в то же время и требовательна. Её умение подобрать ключик к каждому ребенку, достойно высокой похвалы. Ольга Николаевна умеет ’’зажечь” наших детей, повести за собой. Ольга Николаевна широко применяет на своих уроках компьютер, интерактивную доску, что делает процесс обучения современным и интересным.

Ольга Николаевна - творческий человек. На уроках и во внеклассной работе она стремится развивать творческие способности наших детей. Проводит конкурсы.

Несомненно, это вызывает большой интерес у школьников.

Ольга Николаевна - ответственный, очень преданный своей работе педагог. Она завоевала авторитет и уважение, как со стороны педагогов, так и родителей учащихся.

Исматова О.В.