СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постарайтесь искренне ответить на вопрос: “Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?”. Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.

Просмотр содержимого документа
«Тест “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.»

Задача на урок – выявить:

  • основные формы социальных взаимодействий;

  • признаки социального сотрудничества;

  • причины социальных конфликтов и пути их решения.

Актуализация имеющихся знаний:

  • Определение понятия “общество”. (Слайд 5)

  • Поясните выражение “Общество – динамическая система” (с опорой на ПОПС-формулу)– непрерывные изменения. лайд 6, 7, 8)

  • Объясните, какую роль в непрерывных изменениях общества играет деятельность людей. (Слайд 9)

  • Каким образом осуществляется деятельность человека? (формула на доске). (Слайд 10)

Структура деятельности.

Мотив (то, что определяет направленность поведения человека, его активность).

Субъект– тот, кто осуществляет деятельность.

Объект– то, на что направлено действие.

Цель – образ результата действия, предвосхищаемый результат (то, ради чего действует человек).

Средства— это приемы и способы действий для осуществления деятельности.

Действия— элемент деятельности, направленный на выполнение задачи.

Результат – синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.

Деятельность – это активность человека, направленная на преобразование окружающей среды и самого себя. (Слайд 11)

В повседневной жизни мы взаимодействуем друг с другом по различным вопросам.

Эти связи, которые возникают между людьми, принято называть социальным взаимодействием.

Социальное взаимодействие – это систематические и регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга (отношения учителя и ученика, начальника и подчинённого, родителей и детей). (Слайд 12)

Основные формы социальных взаимодействий: сотрудничество, соперничество, конфликт.

Сотрудничество предполагает участие в общем деле (деловое партнёрство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами).

Соперничество проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определённого успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

Конфликт – противоречие, столкновение интересов, взглядов, позиций. Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию противоположную по отношению к интересам другой стороны.

В отличие от сотрудничества, соперничество, ориентировано на собственную победу при проигрыше партнера. Соперничество ведет к ссоре, войне, злобе, агрессии, разрушает отношения между людьми. (Слайд 13, 14)

Вопрос: Какие виды соперничества вам знакомы?

  • спортивные соревнования (в древности),

  • рыцарские турниры (в средние века),

  • дуэли (17–18 век),

  • игры, соревнования, творческие конкурсы и мн.др. (в наше время).

Примеры соперничества:

в художественной литературе:

  • Моцарт и Сальери (А. Пушкина цикл пьес “Маленькие трагедии”),

  • Гвардейцы и мушкетеры (А. Дюма “Три мушкетера”),

  • Онегин и Ларин (А. Пушкин “Евгений Онегин”),

  • Ромашов и Саня Григорьев (В. Каверин “Два капитана”);

в жизни:

  • Ягудин и Плющенко (спорт – фигурное катание),

  • Карпов и Каспаров (спорт – шахматы),

  • СССР И США (за освоением космоса),

  • старший ребенок и младший (семья),

  • мир красоты (подиум).

Тренинг “Рисуем вдвоем”: участники делятся на пары. Выдаётся лист бумаги и один фломастер на двоих. Ведущий по отдельности называет каждому участнику тему рисунка. Каждая пара молча рисует картину, держа один фломастер вдвоем. Затрагивается принцип сотрудничества, умение овладевать им, довериться друг другу и слаженно, не разговаривая, нарисовать картину, прийти к цели, получить результат.

Учитель: Одной из форм социального взаимодействия является конфликт. (Слайд 15)

Конфликт – это? Дайте определение? (Это противоречие, столкновение взглядов, позиций за одинаково значимую ценность.)

Социальный конфликт – это противоборство индивидов, групп, преследующих свои цели при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов.

Причины социальных конфликтов: (Слайд 16)

  • физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);

  • потребности в безопасности;

  • социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);

  • потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;

  • высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.

Виды социальных конфликтов: (Слайд 17)

  • Личностный конфликт.

  • Межличностный конфликт.

  • Межгрупповой конфликт.

  • Конфликт с внешней средой.

Функции социальных конфликтов.

Вопрос: какую роль играют конфликты в жизни общества (конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции в обществе).

К позитивным функциям конфликтов относятся: (Слайд 18)

  • Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;

  • Получение новой информации обоппоненте;

  • Сплочение коллектива организации при противоборстве свнешними трудностями, внешним врагом;

  • Выявление управленческих проблем ворганизации (подразделении).

К негативным функциям конфликтов относятся: (Слайд 19)

  • Большие эмоциональные затраты научастие вконфликте;

  • Конфликт всегда сопровождается стрессом;

  • Снижение дисциплины, ухудшение психологического климата вколлективе;

  • Сложное восстановление деловых отношений.

Стадии социального конфликта. (Слайд 20)

  1. Предконфликтная ситуация (это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.

  2. Непосредственно конфликт (это активная часть конфликта, в ходе которой сторонами предпринимаются действия, направленные изменение поведения противника).

  3. Разрешение конфликта (изменение требований одной из сторон, когда соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте).

Учитель: напомню, задача на урок – выявить формы социальных взаимодействий, а главное найти и охарактеризовать пути решения социальных конфликтов. Нас интересует природа и сущность социальных конфликтов. Но главная наша задача – научиться преодолевать конфликты.

Методы предупреждения: (Слайды 21, 22, 23)

Предупреждение конфликтов– деятельность по созданию и укреплению таких условий жизнедеятельности, при которых исключается возможность возникновенияконфликтов.

Поддержание сотрудничества – универсальный способ предотвращения конфликтов.

1. Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на вовлечение потенциальных участников конфликта в общее дело, в ходе осуществления которого они лучше узнают друг друга, привыкнут сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.

2. Метод доброжелательности – развитие способности к сопереживанию и сочувствию другим людям. Этот метод требует исключения из взаимоотношений враждебности, агрессивности, невежливости.

3.Метод уважения личности противника. Если нет уважения к противнику, не будет большого желания вникать в его планы, разгадывать его намерения и замыслы. Неинтересно же побеждать слабого. А между тем “ничто не делает полководца более великим, как проникновение в замыслы врага” (Н. Макиавелли).

4. Метод взаимного дополнения. Он предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами. Так, люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной, технической работе. Однако для успеха дела нужны и те, и другие. Метод взаимодополнения особенно важен при формировании рабочих групп, которые в этом случае часто оказываются весьма прочными.

Вывод: предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.

Вопрос: Хотите ли вы знать, какой стиль поведения в конфликтной ситуации присущ вам? Проводится тестирование оценки собственного поведения в конфликтной ситуации. (Слайд 24)

Тест “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.

Постарайтесь искренне ответить на вопрос: “Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?”. Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.

Часто – 3 балла.
От случая к случаю – 2 балла.
Редко – 1 балл.

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем– категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему…

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста:

Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,11 это тип поведения “А” и т.д.

Тип “А” – 1, 6, 11. 
Тип “Б” – 2, 7, 12. 
Тип “В” – 3, 8, 13. 
Тип “Г” – 4, 9, 14.
Тип “Д” – 5, 10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

А” – это “жесткий” тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

Б” – это “демократичный” стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.

В” – “компромиссный” стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

Г” – “мягкий” стиль. Своего противника вы “уничтожаете” добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Д” – “уходящий” стиль. Ваше кредо – “вовремя уйти”. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрели с разных сторон взаимодействие человека и общества. Оно не всегда складывается легко и успешно. Однако, “убежать” от людей нельзя, человек – существо социальное. И задача каждого индивида – наладить максимально полезное взаимодействие с обществом. (Слайд 25)

Итог урока – проверка выполнения задачи, поставленной на урок (по рабочему листу) – выявить:

  • основные формы социальных взаимодействий;

  • признаки социального сотрудничества;

  • причины социальных конфликтов и пути их решения.

Рефлексия: (Слайд 26)

Сегодня на занятии я узнал, что … и понял, что …

Задание для самоподготовки: §15 учебника.

  1. Задание (письменно) “Сегодня на занятии я узнал, что … и понял, что …”.

  2. Обработка результатов теста “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!