Контрольная работа по теме: «Основы учения об эволюции». 1 вариант
1. Установите соответствие между примерами приспособленности организмов к среде обитания и названиями органов, которые у них сформировались.
ПРИМЕРЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ А) колючки кактуса и колючки ежевики Б) глаз зайца и глаз пчелы В) шипы розы и колючки боярышника Г) слуховые косточки среднего уха пресмыкающихся и человека Д) луковица тюльпана и клубень картофеля Е) хвост бобра и хвост белки | ТИПОЛОГИЯ ОРГАНОВ 1) аналогичные 2) гомологичные |
2. Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции.
ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ А) ушные мышцы Б) многососковость В) аппендикс Г) развитие хвоста Д) складка мигательной перепонки Е) густой волосяной покров на теле | ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ 1) рудименты 2) атавизмы |
3.Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов животного, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Ёж обыкновенный 2) Животные 3) Хордовые
4) Насекомоядные 5) Млекопитающие 6) Ежовые
4. Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов берёзы бородавчатой, начиная с самого крупного таксона.
1) берёза бородавчатая 2) берёзовые 3) покрытосеменные
4) растения 5) двудольные 6) эукариоты
5. Установите соответствие между организмом и направлением эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
А) обыкновенный нанду Б) дождевой червь В) рыжий таракан Г) комнатная муха Д) зубр европейский Е) русская выхухоль | | 1) биологический прогресс 2) биологический регресс |
6. Установите соответствие между примерами и путями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ
А) появление тканей у папоротникообразных Б) редукция нервной системы у ленточных червей В) карликовость деревьев и кустарников в тундре Г) формирование плавательных конечностей у плавунца Д) возникновение теплокровности у птиц Е) отсутствие хлорофилла в клетках заразихи | | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация 3) общая дегенерация |
7.Установите соответствие между приспособленностью организмов и эволюционным процессом, в результате которого она сформировалась.
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
А) ласты кита и роющие конечности крота Б) крылья птицы и крылья бабочки В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы Г) разные формы клюва у вьюрков Д) крылья летучей мыши и крылья совы Е) нога человека и копыто лошади | | 1) дивергенция 2) конвергенция |
8. Какие изменения в процессе эволюции значительно повысили уровень организации растений? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) видоизменения корней 2) возникновение проводящих тканей
3) возникновение стержневой корневой системы 4) возникновение цветка
5) появление семени 6) появление мутовчатого листорасположения
9. Укажите примеры идиоадаптаций
1) роющие лапы крота
2) длинный язык муравьеда
3) утрата пищеварительной системы цепнями
4) появление цветка у покрытосеменных
5) возникновение речи у человека
6) меняющаяся окраска хамелеона
10. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят
1) остаток третьего века у человека
2) отпечатки растений на пластах каменного угля
3) окаменевшие остатки папоротников
4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле
5) копчик в скелете человека
6) филогенетический ряд лошади
11. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию?
1) сокращение числа пальцев до двух у страусов
2) упрощение нервной системы у ленточных червей
3) превращение корней у растения повилики в присоски
4) развитие детенышей млекопитающих в мышечном органе — матке
5) редукция околоцветника, листьев, сосудистой системы у ряски
6) отсутствие конечностей у змей
12. Выберите примеры, относящиеся к ароморфозам.
1) смена окраски хамелеона при опасности
2) возникновение полового процесса
3) возникновение двух кругов кровообращения
4) ядовитые железы змей
5) ласты кита
6) появление полости тела у червей
13.Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции?
14.Почему высокая численность вида является показателем биологического прогресса?
15.Почему паразитизм нельзя отнести к биологическому регрессу?
Контрольная работа по теме: «Основы учения об эволюции». 2 вариант
1. Установите соответствие между группой органов по происхождению и их примерами:
ПРИМЕРЫ А) усы таракана и усы рыбы сома Б) нос обезьяны и хобот слона В) ласт кита и крыло птицы Г) спинной плавник касатки и акулы Д) усы гороха и листья рябины Е) чашелистики и лепестки цветка | ГРУППА ОРГАНОВ 1) аналогичные 2) гомологичные |
2. Установите соответствие между органами человека и группами органов, к которым они относятся.
ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА А) лишние пары молочных желёз Б) сплошной волосяной покров на лице В) копчик Г) зубы мудрости Д) червеобразный отросток слепой кишки Е) мышцы ушной раковины | ГРУППЫ ОРГАНОВ 1) атавизмы 2) рудименты |
3.Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого маленького таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Розоцветные 2) Растения 3) Покрытосеменные
4) Двудольные 5) Вишня обыкновенная 6) Вишня
4.Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно:
ВИДЫ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
А) майский жук 1) биологический прогресс
Б) мышь полевая 2) биологический регресс
В) сизый голубь
Г) латимерия
Д) секвойя
Е)сокол-сапсан
5.Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции:
ПРИМЕРЫ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
А) редукция зрения у крота 1)идиоадаптация
Б) появление грудной клетки у рептилий 2)общая дегенерация
В) отсутствие хлорофилла у растения петров крест 3)ароморфоз
Г) редукция нервной системы асцидий до одного узелка
Д) формирование кровеносной системы у кольчатых червей
Е) удлинение ушной раковины у зайцев
6.Установите соответствие между примерами дивергенции и конвергенции и процессом, иллюстрирующим эти примеры.
ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССА ПРОЦЕСС
A) разнообразие пород голубей 1) дивергенция
Б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши 2) конвергенция
B) клубень картофеля и корнеплод моркови
Г) зависимость формы клюва синиц от способа добывания пищи
Д) сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки
7. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:
1) превращение передних конечностей в ласты 2) дыхание кислородом, растворенным в воде
3) дыхание кислородом воздуха 4) обтекаемая форма тела
5) толстый подкожный слой жира 6) постоянная температура тела
8. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?
1) наличие семян у голосеменных растений
2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания
3) появление у плодов одуванчика парашютиков
4) выделение душистым табаком пахучих веществ
5) двойное оплодотворение у цветковых растений
6) появление у растений механических тканей
9. Что из перечисленного считается палеонтологическими доказательствами эволюции? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) скелет археоптерикса
2) окаменевшие остатки древних моллюсков
3) схожесть эмбрионов позвоночных животных на ранних стадиях, развития
4) отпечатки папоротников в пластах угля
5) схожесть строения клеток эукариотических организмов
6) общий план строения всех позвоночных животных
10. Усложнение организации костных рыб по сравнению с хрящевыми проявляется в
1) наличии у большинства видов плавательного пузыря
2) отсутствии плавательного пузыря
3) хрящевой основе внутреннего скелета
4) окостенении скелета
5) формировании жаберных крышек
6) отсутствии жаберных крышек
11. Что из перечисленного является примером идиоадаптации организмов в природе?
1) двусторонняя симметрия тела у плоских червей
2) четырёхкамерное сердце у млекопитающих
3) плоская форма тела у донных рыб
4) кожное дыхание у земноводных
5) семена с парашютиками у цветковых растений
6) наличие щетинок у кольчатых червей
12. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?
1) снижение испарения путем образования воскового налета на листьях
2) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
3) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
4) образование корней у папоротникообразных
5) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате
6) защита семян в плодах у покрытосеменных растений
Дайте развернутый ответ.
13. Каково значение в эволюции галапагосских вьюрков появления клювов разной формы?
14. Почему уменьшение ареала вида приводит к биологическому регрессу?
15.Почему паразитизм нельзя отнести к биологическому регрессу?