Отцы и дети
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» посвящен памяти:
а) Н. А. Добролюбова;
б) Н. А. Некрасова;
в) В. Г. Белинского.
Действие романа начинается:
а) весной 1859 г.;
б) осенью 1860 г.;
в) летом 1861 г.
В начале романа Аркадий Кирсанов, окончив курс в университете, едет вместе с Евгением Базаровым, своим другом и в чем-то учителем:
а) в поместье своего отца, Николая Петровича Кирсанова;
б) за границу, продолжать обучение;
в) в гости к Базарову.
«...Чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его [Аркадия] душу».
В первой главе романа говорится о судьбе Николая Петровича Кирсанова: генеральский сын, он, подобно старшему брату Павлу, должен был поступить на военную службу, но:
а) увлекся наукой и поступил в университет;
б) рано женился на дочке чиновника;
в) сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким».
«Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской».
Аркадий говорит отцу о Базарове: «Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой». На вопрос Николая Петровича о том, чем занимается новый друг Аркадия, тот отвечает: «Главный предмет его — . Да он все знает».
а) Нигилизм;
б) естественные науки;
в) философия.
«Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями, ...крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».
Павел Петрович Кирсанов жил в имении младшего брата, в управление не вмешивался, но помогал брату деньгами. Когда Николай Петрович представил брата Базарову, Павел Петрович:
а) «слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман»;
б) «три раза, по-русски, расцеловался с ним»;
в) совершил европейское «shakehands».
«Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, которое большею частью исчезает после двадцати годов».
На другое утро после приезда Базаров:
а) уехал к себе домой;
б) начал работать;
в) предался радостям отдыха.
Павел Петрович сразу невзлюбил этого «волосатого» и пытался узнать у племянника, «что такое» господин Базаров. Аркадий ответил коротко: «Он ».
а) Гегелист;
б) гедонист;
в) нигилист.
Т. е. человек, который, по словам Аркадия, «ко всему относится с критической точки зрения», а по мнению Павла Петровича, «ничего не уважает».
Артистическую натуру Павла Петровича «возмущала совершенная развязность Базарова», его отрицание искусства: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров постоянно спорили, Аркадий же:
а) вставал на сторону Базарова;
б) защищал дядю;
в) отстаивал свою позицию.
«Он честен и справедлив, — добавил Аркадий, — всегда вступается за крестьян, правда, говоря с ними, он нюхает одеколон...»
В спорах о воспитании и формировании личности Евгений Базаров горячо утверждал, что:
а) все зависит от родителей;
б) среда и окружение формируют человека;
в) всякий человек сам себя воспитать должен.
Александр Николаевич Островский
Гроза
А. Н. Островского, создателя новой русской драмы, назвали «Колумбом Замоскворечья» после публикации одного из первых его произведений — «Записок замоскворецкого жителя». Ведь именно в Замоскворечье жили главные герои большинства пьес русского драматурга:
а) купцы;
б) выходцы из провинции;
в) бывшие помещики.
Критик Н. А. Добролюбов называл произведения Островского «пьесами жизни».
«Домом Островского» до сих пор называют в Москве театр, с которым были связаны почти вся жизнь и творчество драматурга. Это:
а) МХАТ;
б) Театр им. Вахтангова;
в) Малый театр.
После экспедиции Островского по Верхней Волге в конце 50-х гг. XIX в. драматург написал пьесу «Гроза», действие которой разворачивается:
а) в Замоскворечье;
б) в Костроме;
в) в Калинове.
Пьеса «Гроза» является по жанру:
а) мелодрамой;
б) трагедией;
в) драмой.
Катерина, главная героиня пьесы, очень боится грозы: «Всякий должен бояться», потому что:
а) гроза убить может;
б) в грозу всегда случается что-то страшное;
в) если убьет, то человек попадает к Богу со всеми своими грехами, без покаяния.
По мнению Марфы Игнатьевны Кабановой, свекрови Катерины, жена обязательно должна мужа:
а) любить;
б) уважать;
в) бояться.
Отцы и дети
О природе и об отношении человека к ней Евге
ний убежденно говорит: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней ».
а) Работник;
б) хозяин;
в) ученик.
«Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».
Прошло две недели, как молодые люди приеха
ли в Марьино. Жизнь «текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров ».
а) Отдыхал;
б) спорил с Павлом Петровичем;
в) работал.
Все в доме привыкли к Базарову, к его небрежным манерам, к его немногословным и отрывочным речам. Даже Фенечка с ним освоилась, особенно после того, как молодой доктор:
а) помог Мите;
б) показал ей опыты с лягушками;
в) вылечил крестьянских ребятишек.
«Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин».
Павел Петрович Кирсанов спокойно прозябает в имении брата, окружив себя изящным комфортом. Самое выдающееся воспоминание из его прежней блестящей жизни:
а) дуэль с влиятельным лицом;
б) участие в военной кампании;
в) сильное чувство к одной великосветской красавице.
«.. .Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем...» Больше же всего старшего Кирсанова возмущало то, что Базаров:
а) был разночинец по происхождению, не ровня ему, дворянину;
б) не уважал и даже презирал его;
в) отрицал искусство.
«Схватка» между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым была неизбежна; раздраженный и решительный Павел Петрович ждал только предлога, чтобы «накинуться на врага». Спор за вечерним чаем возник по поводу сущности нигилизма. «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего ».
а) Ни во что не вмешиваться;
б) отрицание;
в) активная борьба.
В споре Павел Петрович говорит Базарову: «Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете... Да ведь надобно же и строить». На это Базаров отвечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно ».
а) Создать теорию;
б) воспитать последователей;
в) место расчистить.
18.0 своем происхождении Базаров говорил :
«Мой дед землю пахал».
а) С гордостью;
б) с сожалением;
в) с горечью.
Последователями и учениками Евгения Базарова считали себя:
а) Аркадий и Николай Петрович;
б) Одинцова и Локтева;
в) Ситников и Кукшина.
На балу у губернатора Базаров и Аркадий познакомились с молодой вдовой, и она пригласила приятелей в свое имение. Вдову звали:
а) Анной Одинцовой;
б) ЕвдоксиейКукшиной;
в) Екатериной Локтевой.
«Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего».
Александр Николаевич Островский
Гроза
Символом города Калинова можно назвать ,
за которыми льются невидимые слезы, за которыми разврат темный и пьянство.
а) Густые сады;
б) высокие заборы;
в) крепкие стены.
Кулигин: «...Богатые... своих домашних едят поедом да семью тиранят».
Савёла Прокофьевича Дикого в городе зовут «ругателем». Он особенно часто сердится, когда:
а) денег у него просят;
б) покупают у него товары и торгуются;
в) противоречат ему.
Дикой: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу... Я отдам, отдам, а обругаю».
Кудряш на ругань Дикого огрызается, «не спускает», «рабствовать» не хочет, а вот единственный образованный человек в городе, Кулигин, советует на все грубости:
а) не обращать внимания;
б) лучше уж стерпеть и покориться;
в) пожаловаться властям.
Кулигин: «Надо стараться угождать как-нибудь».
Единственный человек, который дал отпор Дикому, — это:
а) Кудряш;
б) Кулигин;
в) гусар на перевозе.
Зло свое Дикой сорвал на домашних: «После этого две недели все прятались по чердакам и чуланам».
Словечко Островского «самодуры» более всего применимо к таким героям пьесы, как:
а) Кабаниха и Дикой;
б) Тихон и Борис;
в) Кулигин и Кудряш.
«Самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он — что захочет, то и сделает». (Н. А. Добролюбов)
Кулигин, «механик-самоучка», считается в городе чудаком. Дикой грубо отмахивается, когда Кулигин просит у богатого купца денег:
а) на вечный двигатель;
б) на паровой двигатель;
в) на громоотвод.
Кулигин: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»
Отцы и дети
Отцы и дети
Базаров, проведя в имении Одинцовой две недели:
а) влюбляет в себя Анну Сергеевну, оставаясь равнодушным циником;
б) влюбляется в Анну Сергеевну страстно и мучительно;
в) обращает Одинцову в нигилистическую веру.
Базаров поразил воображение Одинцовой: «Он занимал ее, она много о нем думала».
После мучительного объяснения с Базаровым
Анна Сергеевна Одинцова решает, что « все-таки
лучше всего на свете».
а) Страсть;
б) замужество;
в) спокойствие.
«Под влиянием различных смутных чувств, сознания уходящей жизни, желания новизны она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее — и увидела за ней даже не бездну, а пустоту... или безобразие».
Рассуждая с Аркадием об отношениях между мужчинами и женщинами, Базаров называет романтические чувства:
а) вздором и пустяками;
б) реальностью;
в) лучшими из чувств.
Базаров: «...Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».
Родители Базарова Василий Иванович и Арина Власьевна не видели единственного сына три года. На вопрос Василия Ивановича, какого мнения Аркадий о Евгении Базарове, младший Кирсанов:
а) равнодушно отмалчивается;
б) критикует друга, и особенно его нигилистическое учение;
в) с жаром хвалит Евгения.
Базаров спорит с Аркадием Кирсановым — их пути расходятся. Евгений называет Аркадия «нежной душой» и «размазней» за то, что тот:
а) защищает «старичков» — отца и дядю;
б) осуждает страсть Базарова к Одинцовой;
в) никого не ненавидит.
«Ты робеешь, мало на себя надеешься», — упрекает Евгений приятеля.
Как Базаров относится к себе?
а) Он себя высоко ценит.
б) Он ненавидит и презирает себя.
в) Он во многом доволен своей жизнью, но что- то хочет исправить в своем характере.
«Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, — проговорил он [Базаров] с расстановкой, — тогда я изменю свое мнение о самом себе».
Когда Аркадий пытался обратить внимание Евгения Базарова на красоту природы, тот раздраженно воскликнул: «...Об одном прошу тебя: не говори _ _».
а) Красиво;
б) неправды;
в) о природе.
Тургенев показывает на примере имения Кирсановых результаты отмены крепостного права. Дела:
а) шли так же, как и до 1861г.;
б) улучшились, реформы принесли ощутимую пользу;
в) были безотрадные и бестолковые, все не ладилось.
Аркадий «почел своею обязанностью если не помогать отцу, то, по крайней мере, показывать вид, что он готов ему помочь».
Сюжетной кульминацией в романе считается дуэль между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым. Поводом для нее послужил:
а) спор нигилиста и аристократа о «прин- сипах »;
б) эпизод в беседке, когда Базаров поцеловал
Фенечку; 1 ° ^ v
в) мягкий характер Аркадия: молодой Кирсанов то защищал дядю, то поддерживал Евгения.
Базаров считал дуэли нелепостью и глупостью. Тем не менее он не мог отказаться от поединка, потому что:
а) презирал Павла Петровича Кирсанова;
б) была задета честь женщины;
в) Павел Петрович взял с собой для убеждения трость.
Александр Николаевич Островский
Гроза
Кабаниха — типичная ханжа, потому что:
а) ест поедом домашних;
б) держит сына в кулаке;
в) творит зло под видом благочестия.
Кулигин о Кабановой: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
«Набожная» утверждает: «Нельзя, матуш
ка, без греха: в миру живем».
а) Феклуша;
б) Кабаниха;
в) Варвара.
Катерина обманывать не умеет: «Скрыть-то ничего не могу». __ советует ей: «...Без этого нельзя. У нас весь дом на этом держится».
а) Тихон;
б) Варвара;
в) Кабаниха.
«А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», — оправдывая любой обман, говорит:
а) слабый духом Тихон;
б) своевольная и хитрая Варвара;
в) Кудряш, не боящийся даже Дикого.
«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы?» Тоска по «своей воле» более всего проявляется в словах:
а) выросшей в любви и неге Катерины;
б) подавленного матерью Тихона;
в) вынужденной лгать и притворяться Варвары.
Кабаниха скрепя сердце посылает Тихона по делам на две недели. По словам Вари, «у нее все сердце изноет, что он на своей воле гуляет». Тихон рад «вырваться» и как только выедет из города, то:
а) запьет;
б) повернет дела по-своему;
в) отправится вместо дел к полюбовнице.
Тихон: «...А с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь!»
Катерине страшно и тяжело оставаться в доме Кабановой, чует она, что «быть беде», поэтому просит Тихона:
а) отпустить ее в дом родителей;
б) взять с собой;
в) отпустить в монастырь.
Отцы и дети
Чтобы подчеркнуть нелепость и смехотворность предстоящей дуэли, Базаров:
а) опоздал на встречу;
б) не пришел на поединок, а уехал из Марьино;
в) взял с собой в качестве секунданта своего лакея Петра.
«Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левуюруку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета». Дуэль закончилась тем, что:
а) Павел Петрович выстрелил первым и промазал, а Базаров ранил его;
б) оба противника одновременно выстрелили в воздух;
в) Базаров выстрелил в воздух, а Павел Петрович промазал.
Павел Петрович «стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благородным образом оно кончиться не могло».
Дальнейшее развитие событий таково: Базаров лечит своего бывшего соперника, Николай Петрович решается наконец жениться на Фенечке, а вот Аркадий Кирсанов в это время:
а) делает предложение Екатерине Сергеевне, младшей сестре Анны Сергеевны Одинцовой;
б) делает предложение Анне Сергеевне Одинцовой и получает отказ;
в) кутит в губернском городе и проигрывает крупную сумму денег.
В Никольском перед расставанием:
а) Базаров и Аркадий клянутся в вечной дружбе;
б) горячо спорят и ссорятся;
в) окончательно разрывают отношения.
«Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич», — говорит Евгений Аркадию на прощанье.
Вернувшись к своим родйтелям, Базаров:
а) долго хандрил, а потом уехал в столицу;
б) начал помогать отцу лечить больных;
в) принялся за книгу о нигилизме.
Евгений Базаров заразился тифом:
а) оперируя больного;
б) при вскрытии тела умершего;
в) во время приема заболевших крестьян.
Евгений сам был врачом и понимал, что жить ему осталось немного — уже начиналась горячка. Он обратился к отцу с последней просьбой:
а) позвать Аркадия Кирсанова, чтобы проститься с ним;
б) вызвать священника и примириться с Богом перед встречей с Ним;
в) послать нарочного к Анне Сергеевне с известием о том, что умирает.
«Базарову становилось хуже с каждым часом; болезнь приняла быстрый ход...»
Приехала Анна Сергеевна Одинцова и привезла с собой доктора: он подтвердил, что «нечего и думать о выздоровлении больного». Базаров и Анна Сергеевна прощаются навсегда, и Евгений говорит: «Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время». Задача же самого Базарова теперь:
а) умереть достойно;
б) примириться с Богом;
в) утешить родителей.
Евгений попросил Анну Сергеевну «дунуть на умирающую лампаду». Одинцова «приложилась губами к его лбу», Базаров заснул и больше не проснулся.
Через шесть месяцев в небольшой приходской церкви, «тихо и почти без свидетелей состоялись две свадьбы»: Аркадия с Катей и:
а) Павла Петровича с Одинцовой;
б) Николая Петровича с Фенечкой;
в) Павла Петровича с Фенечкой.
«...Всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо».
В XXVIII главе, завершающей роман, автор кратко рассказывает о судьбе главных героев. Анна Сергеевна Одинцова:
а) помнила о любви Базарова и тихо жила в своем имении;
б) вышла замуж по убеждению;
в) страстно влюбилась и уехала с любимым человеком.
Отец и сын Кирсановы поселились в Марьино. Аркадий:
а) не участвовал в делах управления имением;
б) мечтал перебраться в город;
в) сделался рьяным хозяином.
Александр Николаевич Островский
Гроза
Катерине страшно и тяжело оставаться в доме Кабановой, чует она, что «быть беде», поэтому просит Тихона:
а) отпустить ее в дом родителей;
б) взять с собой;
в) отпустить в монастырь.
Катерине страшно и тяжело оставаться в доме Кабановой, чует она, что «быть беде», поэтому просит Тихона:
а) отпустить ее в дом родителей;
б) взять с собой;
в) отпустить в монастырь.
Борис Григорьевич, молодой человек, порядочно образованный, вынужден во всем покоряться своему дяде Дикому, так как:
а) уважает и любит его;
б) является его компаньоном;
в) зависит от него материально.
Борис: «Он прежде наломается... надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего...»
Свою любовь к Борису Катерина считает большим грехом, и в четвертом действии она кается в своем грехе:
а) в церкви во время службы;
б) на берегу Волги во время гулянья;
в) на площади во время грозы.
По приказу маменьки Тихон в наказание Катерину:
а) побил немножко;
б) закрыл в доме;
в) посадил на хлеб и воду.
Тихон: «Маменька ее поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная».
Катерина просит уезжающего Бориса: «Возьми меня с собой отсюда!», но он отказывается, потому что:
а) разлюбил Катерину;
б) не по своей воле едет;
в) боится Кабаниху.
«Мы сказали выше несколько слов о Тихоне; Борис — такой же в сущности, только «образованный». (Н. Л. Добролюбов)
Отцы и дети
Отец и сын Кирсановы поселились в Марьино. Аркадий:
а) не участвовал в делах управления имением;
б) мечтал перебраться в город;
в) сделался рьяным хозяином.
Павел Петрович Кирсанов, уже совсем седой, но еще красивый и всегда изящно одетый:
а) уехал лечиться за границу, да там и остался;
б) жил в Марьино и помогал брату деньгами;
в) переехал в город, чтобы не мешать молодым.
«Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя».
Роман Тургенева вызвал большие толки и нескончаемый поток критических материалов. Кри-
тик сказал о Базарове: «Им управляют только
личная прихоть или личные расчеты... Впереди — никакой высокой цели; в уме — никакого высокого помысла, и при всем этом — силы огромные!»
а) М. А. Антонович;
б) Н. А. Добролюбов;
в) Д. И. Писарев.
«У Печориных есть воля без знания, у Рудиных — знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».
А. И. Герцен в статье «Еще раз о Базарове» пи
шет: «Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтоб погладить по головке — это ясно, что он хотел что-то сделать в пользу отцов — и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол !»
а) Читателей;
б) все молодое поколение;
в) отцов.
Д. И. Писарев в статье «Базаров («Отцы и дети», роман И. С. Тургенева)», восхищаясь цельной натурой Евгения Базарова, утверждает: «Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать _ _».
а) Опыт над собой;
б) великий подвиг;
в) подарок читателю.
«...Личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильной и внушает каждому читателю уважение».
Критик М. А. Антонович в полемическом памфлете «Асмодей нашего времени» карикатурой на молодое поколение считает образ:
а) Аркадия Кирсанова;
б) Ситникова;
в) Базарова.
Кто из героев романа ближе всего автору по взглядам, убеждениям, целям, привычкам?
а) Евгений Базаров.
б) Николай Петрович Кирсанов.
в) Павел Петрович Кирсанов.
В черновом варианте романа одному из героев Тургенев дает такую характеристику: «Независимая душа и гордец первой руки». Кому?
а) Николаю Петровичу Кирсанову.
б) Евгению Базарову.
в) Павлу Петровичу Кирсанову.
В письме К. К. Случевскому Тургенев писал:
«Вся моя повесть направлена против ...»
а) Нигилистов;
б) демократов;
в) дворянства.
«Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? »
Александр Николаевич Островский
Гроза
Борис, прощаясь с Катериной навсегда, рыдает и просит у Бога одного:
а) чтобы Тихон простил жену;
б) чтобы она умерла поскорее;
в) чтобы еще раз им свидеться.
Несмотря на трагический финал пьесы, мы видим, что автор предвидит конец «темного царства». Критик Н. А. Добролюбов «страшным вызовом самодурной силе» назвал:
а) бегство Варвары;
б) протест Тихона, его обвинение: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...»;
в) самоубийство Катерины.
Тихон: «Хорошо тебе, Катя... А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Рушится «темное царство». Стихийное сопротивление деспотизму Кабанихи выразилось также в том, что Варвара:
а) убежала с Кудряшом;
б) вышла замуж без согласия Кабановой;
в) уехала в Москву.
Речь героев очень индивидуальна: язык «ругателя» Дикого не спутаешь с языком ханжи Кабановой. Кому принадлежат слова одного из представителей «темного царства»: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю»?
а) Дикому.
б) Кабанихе.
в) Старой барыне.
Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» утверждал, что в образе Катерины воплотилась «великая народная идея» — идея освобождения. Жертвами «темного царства» он считал:
а) Дикого, Кабаниху;
б) старую барыню, Феклушу;
в) Тихона, Варвару.
Другой русский критик, «мыслящий реалист» Д. И. Писарев, полемизируя с Добролюбовым, пишет: «Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия... Грянул гром — Катерина потеряла последний остаток своего разума». «Лучом света» Писарев провозглашает главного героя совсем другого произведения:
а) Гришу Добросклонова из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»;
б) Рахметова из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»;
в) Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети ».