СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестовые задания по русскому языку для 5 класса по разным темам

Просмотр содержимого документа
«kontr._rabota_po_teme_leksika_5_kl»

Контрольная тестовая работа по теме «Лексика» (5 класс).

Вариант 1.

Часть I.

Задание: продолжи предложение.

1) Лексика – это …

2) Лексическое значение слова – это то, что слово…

3) Кроме лексического значения, слово имеет и …

4) Однозначные слова – это слова, имеющие …

5) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

6) Наряду с прямым значением, у некоторых слов возникает … значение.

7) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются…

8) Синонимы – это слова одной и той же части речи с …значением. Они отличаются друг от друга…

9) Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются …


Часть II.

1. В каком ряду приведены синонимы?

а) громадный, огромный, гигантский

б) красота, прекрасный

в) чашка, тарелка, миска


2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) скучно б) уныло в) тоскливо г) бесполезно


3. В каком ряду приведены антонимы?

а) красный – желтый б) дом – сад в) избушка – домик г) красивый – уродливый


4. В каком ряду приведены омонимы?

а) медведь (животное) - медведь (неуклюжий человек)

б) (песчаная) коса – (девичья) коса

в) далекий – дальний


5. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?

а) чудесная история, деревянный стол

б) серебряная ложка, ласковый ветерок

в) холодный взгляд, черствое сердце


6. В каком ряду приведены олицетворения?

а) сосулька плачет, ребенок рыдает

б) время бежит, сердце поёт

в) ель машет лапой, звезда зажглась


7. Продолжите ряд синонимов: бежать, …


8. Подберите к данным словам антонимы.

голодный - …

ложь - …

проснуться - …

яркий - …

потерять - …









Контрольная тестовая работа по теме «Лексика» (5 класс).

Вариант 2.

Часть I.

Задание: продолжи предложение.

1) Лексика – это …

2) Лексическое значение слова – это то, что слово…

3) Кроме лексического значения, слово имеет и …

4) Однозначные слова – это слова, имеющие …

5) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

6) Наряду с прямым значением, у некоторых слов возникает … значение.

7) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются…

8) Синонимы – это слова одной и той же части речи с …значением. Они отличаются друг от друга…

9) Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются …


Часть II.

1. В каком ряду приведены синонимы?

а) человек, ребенок, взрослый

б) черный, белый

в) громадный, огромный, гигантский


2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) нужный б) важный в) необходимый г) недолговечный


3. В каком ряду приведены антонимы?

а) телефон – телеграф б) движение – покой в) голова – нога г) невежа – неряха

4. В каком ряду приведены омонимы?

а) телевизор – телефон

б) ножка (стола) – ножка (ребенка)

в) тушить (свет) – тушить (курицу)


5. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?

а) хвойное дерево, еловые шишки

б) лазурный берег, ласковый ветер

в) безоблачное небо, тупой карандаш


6. В каком ряду приведены олицетворения?

а) разгулялась вьюга, дверь заскрипела

б) ветер уснул, весна с зимой встречается

в) ребята веселились, природа празднует


7 Продолжите ряд синонимов: маленький, …


8. Подберите к данным словам антонимы.

ранний - … меньше - …

жара - … тьма - …

упасть - …


Просмотр содержимого документа
«kr_po_fgos_5_klass_rya»

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема: Итоговая контрольная работа


Раздел работы

Текст задания

Уровневые дескрипторы оценок

Оптимальный уровень

(5 баллов)

Достаточный уровень (4 балла)

Критический уровень (3 балла)

1. Предметные знания

1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

(I) Здравствуй внук!
(II) Ты уехал с хутора мама уехала.

(III) Остались пч...линые домики ул...и и я. А се...одня и ул...и уехали. Хозяин пч...л увёз их в город на груз...вике. Пр...стился я (с)ними до следующего лета.
(IV) Вереск отцвёл и пч...лы больше не делают для тебя мёд. Но мы (по)просили у пч...л тёмный вересковый мёд, и ты отвёз его в Москву.

(V) Пей на ноч... молоко или чай с медом, и тебе приснит...ся с...сновый лес цв...тущие вересковые п...ляны грибные тр...пинки и весь наш хутор.


2. Подберите по 3 однокоренных слова к следующим словам: внук, пчела, мед, ночь, лес. Сделайте морфемный разбор одного ряда однокоренных слов.








3. Укажите падеж всех имен существительных из 5-ого абзаца текста.






4. Определите спряжение, лицо, вид, время всех глаголов из 2-ого абзаца текста.






Все буквы вставлены верно, также верно расставлены знаки препинания.











Ко всем словам подобрано по 3-х однокоренных слова; верно выполнен морфемный разбор всех слов ряда.





Верно определен падеж всех имен существительных.





Верно определено спряжение, лицо, вид, время всех глаголов.

Буквы вставлены верно не менее чем в 15 случаях. Не менее 3 знаков препинания расставлены верно.










Ко всем словам подобрано не менее 2-х однокоренных слов; верно выполнен морфемный разбор не менее 3-х слов.




Падеж определен верно не менее чем в 6 словах.





Верно определено спряжение, лицо, вид, время не менее чем 3 глаголов.

Буквы вставлены верно не менее чем в 11 случаях. Не менее 2 знаков препинания расставлены верно.










Ко всем словам подобрано не менее олного однокоренного слова; верно выполнен морфемный разбор не менее 2-х слов.




Падеж определен верно не менее чем в 4 словах.





Верно определено спряжение, лицо, вид, время не менее чем 2 глаголов.

2. Диагностика уровня развития познавательных УУД на материале курса

1. Звуковой графический диктант «Плюс-минус»: поставьте «+», если буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, поставьте «-», если — 1 звук.

Семья, цвет, вьюга, объём, день, пенёк, яблоко, вечер, юг, печка.



2*. Подчеркните слова, которые являются синонимами к слову «грустный»: веселый, печальный, угрюмый, заводной, задорный, плачевный.



3*. Подчеркните слова, которые являются антонимами к слову «хороший»: неплохой, плохой, дурной, нехороший, хороший, лучший.



4. Среди предложенных слов подчеркните имена существительные.

Бег, ходить, прибрежный, пригород, у нас, ответ, приветствовать, вами, милый, ответственный.



5. Распределите глаголы на три группы (прош.вр., наст.вр. и буд.вр.).

Читал, пою, писал, говорю, пишу, отвечал, напишу, делал, прочитаю, буду отвечать.

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время










6. В каждой строке найдите «4-е лишнее».

а) изл...жение, отр...сль, укр...шает, р...стение;

б) бр...дить, к...стюм, гн...здо, х...лмистый;

в) сем...я, об...яснение, с...емка, под...езд.


Верно определено количество звуков, обозначаемых буквами е, ё, ю, я во всех словах.



Верно подчеркнуты все синонимы.



Верно подчеркнуты все антонимы.



Верно подчеркнуты все имена существительные.



Верно распределены по временам все глаголы.











Верно найдены все лишние слова.



Верно определено количество звуков, обозначаемых буквами е, ё, ю, я не менее чем в 8 словах.


Верно подчеркнуто не менее чем 2 синонима.



Верно подчеркнуто не менее чем 2 антонима.



Верно подчеркнуто не менее чем 2 имени существительных.



Верно распределены по временам не менее чем 8 глаголов.











Верно найдено не менее чем 2 лишних слова.



Верно определено количество звуков, обозначаемых буквами е, ё, ю, я не менее чем в 5 словах.


Верно подчеркнут не менее чем 1 синоним.



Верно подчеркнут не менее чем 1 антоним.



Верно подчеркнуто не менее чем 1 имя существительное.




Верно распределены по временам не менее чем 5 глаголов.











Верно найдено не менее чем 1 лишнее слово.



3. Диагностика уровня развития коммуникативных УУД на материале курса

1. Определите тему текста, озаглавьте его.


Здравствуй внук!
Ты уехал с хутора мама уехала.

Остались пч...линые домики ул...и и я. А се...одня и ул...и уехали. Хозяин пч...л увёз их в город на груз...вике. Пр...стился я (с)ними до следующего лета.
Вереск отцвёл и пч...лы больше не делают для тебя мёд. Но мы (по)просили у пч...л тёмный вересковый мёд, и ты отвёз его в Москву.

Пей на ноч... молоко или чай с медом, и тебе приснит...ся с...сновый лес цв...тущие вересковые п...ляны грибные тр...пинки и весь наш хутор.



2. Распространите предложения, используя известные Вам второстепенные члены предложения.

а) Солнце светит.

б) Птицы щебечут.

в) Радуга появилась.

г) Кот спит.


3. Закончите предложение: «Русский язык необходим мне для...»








Тема определена верно, заголовок записан.













Все предложения распространены верно.






Предложение полное, раскрывает мысль, без орфографических и пунктуационных ошибок.

Тема определена верно, заголовок не соответствует теме / тема определена неточно, заголовок написан.









Верно распространены не менее чем 3 предложения.





Предложение полное, раскрывает мысль, с 1-2 орфографическими и пунктуационными ошибками.

Тема определена неверно, заголовок записан.













Верно распространены не менее чем 2 предложения.





Предложение раскрывает мысль, с 3-4 орфографическими и пунктуационными ошибками.

4. Диагностика способности решать компетентностные задачи и уровня развития регулятивных УУД на материале курса

1. Вспомните схему фонетического разбора, выполните разбор слова «яростный».




















2*. Найдите ошибки в утверждениях, запишите правильные варианты.

1. Имя существительное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто?что? В предложении бывает только подлежащим.

2. Определения не могут быть однородными членами предложений.

3. Не с глаголами пишется слитно.



3. Верно ли выполнен синтаксический разбор предложения? Если есть ошибки, исправьте их.

Н о мы (по)просили у пч...л тёмный вересковый мёд, и ты отвёз его в Москву.






Фонетический разбор выполнен полностью верно.



















Верно исправлены все утверждения.









В синтаксический разбор внесены все необходимые изменения.


Верно определено количество слогов и ударный слог, записана транскрипция; верно охарактеризовано не менее чем 6 звуков; верно посчитано количество букв и звуков.










Верно исправлены не менее чем 2 утверждения.








В синтаксический разбор внесены не менее чем 3 исправления.


Верно определено количество слогов и ударный слог, записана транскрипция; верно охарактеризовано не менее чем 4 звука; верно посчитано количество букв и звуков.










Верно исправлено не менее чем 1 утверждение.








В синтаксический разбор внесены не менее чем 2 исправления.


* - дополнительные задания (выполняются на усмотрение учителя).

Просмотр содержимого документа
«kontr_5_klass морфология»

Контрольная работа по теме «Морфология», 5 класс

  1. Морфология изучает:

А)слово как часть речи

Б) звуки и буквы

В)слово как член предложения

Г) словосочетания



  1. Укажи имя существительное:

А) красный

Б) машина

В) красен

Г) бежать



  1. Укажи имя существительное 1-го склонения:

А) шампунь

Б)дочка

В)пароход

Г)пианино



  1. Укажи имя существительное в ед.числе:

А)апельсины

Б)санки

В)песок

Г)окна



  1. Выбери имя существительное в форме творительного падежа:

А)помощь

Б)книгу

В)карандашом

Г)на крыльце



  1. Отметь ряд, во всех слова которого на месте пропуска пишется буква И:

А) в стакан.., в тетрад..

Б)на ветк.., на велосипед..

В)об аварии.., в планиетари..

Г)в город.., в договор..



  1. Отметь имя прилагательное в предложении В эти осенние дни птицы готовятся к отлёту:

А)эти

Б) осенние

В)птицы

Г) готовятся



  1. Укажи словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в форме множ.числа родительного падежа:

А) волшебных фонариков

Б) красный снегирь

В)тихими вечерами

Г) солнечному дню



  1. Глагол-это самостоятельная часть речи, которая обозначает:

А)признак предмета

Б)действие предмета

В) количество предметов

Г) предмет



  1. Укажи ряд, в котором все глаголы 2 спряжения:

А) терпеть, освещать

Б) брить, дышать

В) махать, видеть

Г) рассмотреть, улыбаться



  1. Укажи ряд, в котором во всех словах на месте пропусков пишется Ь:

А) легко наносит..ся, учит..ся в институте

Б) нужно встретит..ся, занимат..ся спортом

В) комната освещает..ся, книга пригодит..ся

Г) скоро поправят..ся, боит..ся темноты



  1. Укажи ряд, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

А) (не)чувствовать

Б) (не)думать

В) (не)доумевать

Г)(не)верить



  1. Определи время глагола в предложении Дверь мне открыл Володька:

А)настоящее

Б) прошедшее

В) будущее



  1. Выбери ряд слов, в котором на месте пропуска пишется Ь:

А) трубач.., чертеж..

Б)меч.., доч..

В) молодеж.., береч..

Г)умываеш..ся, много дач..



  1. Укажи неодушевленное существительное:

А)Алёнушка

Б) собака

В)сосна

Г)сирота



  1. Укажи правильную характеристику глагола пишу:

А) 1спр, мн.ч, буд.в, 1 л.

Б) 2 спр, ед.ч, наст.в, 1 л.

В) 1 спр, ед.ч, наст.в, 1 л.

Г) 1 спр, мн.ч, прош. В, 3 л.



  1. Определи синтаксическую функцию имени существительного в предложении Была глубокая осень:

А) сказуемое

Б) подлежащее

В) дополнение

Г) обстоятельство



  1. Дополни утверждение: Имя прилагательное в краткой форме, как правило, в предложении является:

А)подлежащим

Б) сказуемым

В) определением

Г) дополнением



  1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И:

А)салют разгора..тся, звёздочка свет..тся

Б)рыбак вытащ..т удочку, наниж..т червя

В)мама суш..т бельё, глад..т простыни

Г)ты ед..шь в гости, попада..шь на праздник



  1. Местоимение о нём стоит в форме:

А) ед ч, предложного падежа, 3 лица

Б) мн.ч, творительного падежа, 2 лица

В) ед.ч, родительного падежа, 3 лица

Г) ед.ч, предложного падежа, 1 лица



Просмотр содержимого документа
«test_rya_5_kl_leksika»

Тест по русскому языку для 5 класса по теме: «Лексика»

Часть А. Выберите правильный вариант ответа.

А1. Что такое лексикология?

  1. Наука, которая изучает правила постановки знаков препинания,

  2. Наука, которая изучает слово и его лексическое значение,

  3. Это словарный запас,

  4. Все слова в русском языке.

А2. Что такое лексическое значение слова?

  1. Смысл слова; то, что слово обозначает,

  2. Это корень слова,

  3. Наука, которая изучает лексические значения слов,

  4. Так называют состав слова.

А3. Как называются словари, в которых можно посмотреть лексическое значение слов?

  1. Словари синонимов,

  2. Словообразовательные словари,

  3. Толковые словари,

  4. Словари антонимов.

А4. Однозначные слова – это:

  1. Слова, имеющие два или более значений,

  2. Слова, не имеющие лексического значения,

  3. Слова, схожие по смыслу,

  4. Слова, имеющие одно лексическое значение.

А5. Многозначные слова – это:

  1. Слова, имеющие несколько лексических значений,

  2. Слова, имеющие несколько лексических значений, сходных между собой,

  3. Противоположные по смыслу слова,

  4. Похожие по лексическому значению слова.

А6. Найдите многозначные слова, у которых общее в лексических значениях форма предмета.

  1. Стальное полотно – полотно ткани,

  2. Варить кашу – варить железо,

  3. Барабанить в барабан – барабанить по крыше,

  4. Срезать неровности бумаги – срезать путь.

А7. Найдите слово в переносном значении, в котором перенос происходит на основе сходства:

  1. Снег идет,

  2. Лес спит,

  3. Холодное сердце,

  4. Мальчик заплакал.

А8. Найдите слово в переносном значении, в котором перенос происходит на основе одушевления неживых предметов:

  1. Красивое платье,

  2. Плачущее небо,

  3. стеклянное море,

  4. живая вода.

А9. Омонимы – это:

  1. слова, разные по лексическому значению,

  2. слова, которые одинаково пишутся и произносятся,

  3. слова одной части речи и разные по лексическому значению,

  4. слова одной части речи, которые одинаково произносятся и пишутся, но разные по лексическому значению.

А10. Найдите омофоны:

  1. стакан из стекла – вода стекла,

  2. подъемный кран – водопроводный кран,

  3. полосатый кот – сложный код,

  4. красивый замок – крепкий замок.

А11. Найдите синонимы:

  1. высокий – низкий,

  2. соленый - пересоленный,

  3. ночь – день,

  4. зима – лето.

А12. Найдите антонимы:

  1. изморозь – изморось,

  2. большой – огромный,

  3. снег – снежный,

  4. веселый – грустный.

Часть В. Ответьте на вопрос.

В1. Подберите омонимы «лесной зверь - гриб»________________________________________________________

В2. Как называются выделенные слова: раствор солисоли кашу _________________________________

В3. Подберите антонимы к словам: белый - ___________, тяжелый - __________, солёный - __________

В4. Напишите слова в порядке увеличения признака: колоссальный, большой, громадный, огромный ______________________________________________________________________________________________

В5. Подберите антонимы к словам: входить - ________, друг - __________, рано - ____________, громко - _______

В6.Составьте два словосочетания со словом коса, чтобы было понятно, что перед нами омонимы_____________________________________________________________________________

В7.Как называются слова угол – уголь, полоскать (бельё) – поласкать (котенка) _____________________

В8. Приведите пару синонимов со значением цвета _____________________________________________________

Часть С. Напишите небольшое сочинение (не более 50 слов) на тему: «Почему нужно говорить правду?»





































Ответы

А1-2

А4-4

А7-3

А10-3

А2-1

А5-2

А8-2

А11-2

А3-3

А6-1

А9-4

А12-4


В1-лисичка

В5-выходить, враг, поздно, тихо

В2-омоформы

В6- длинная коса, точить косу

В3-черный, легкий, сладкий

В7- омофоны

В4-большой, огромный, громадный, колоссальный

В8- алый-красный, зеленый – салатовый и т.п.


Соответствие теме

0 – 3 б.

Аргументы, доказательства

0-3 б.

Наличие ошибок

0-3 б.


«5» - 37 – 25 баллов

«4» - 24 – 15 баллов

«3» - 14 – 9 баллов

«2» - менее 9 баллов

Просмотр содержимого документа
«анализ текста 5 кл»

Повторение в конце года – русский язык 5 класс

Комплексный анализ текста

За д..ревней весело играла кошка с к..тятами.

Вдру.. откуда ни в..зьмись – огромный ст..пной орел. Как молния, спустился он с выш..ны и схв..тил одного к..тенка. Но (не) успел еще поднят..ся, как мать вц..пилась уже в него. Хищ..ник бросил к..тенка и схватился со старой кошкой. Зак..пела битва насмерть.

М..гучие крылья крепкий клю.. сильные лапы с длинными, кр..выми ко..тями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выкл..вал ей один глаз. Но кошка (не) пот..ряла мужества крепко вц..пилась в орла ко..тями и перекусила ему правое крыло.

Орел покинул поле битвы а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного к..тенка. (По К. Ушинскому)

1. Озаглавьте текст __________________________________________________

2. Тема текста _______________________________________________________

3. Основная мысль __________________________________________________

4. Стиль текста _______________________________________________________

5. Тип текста ________________________________________________________

6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Выпишите из текста по одному слову, в котором:

Все согласные звуки – звонкие: _________________________________________

Все согласные звуки – глухие: __________________________________________

8. Подберите проверочные слова к следующим:

Опас..ность- ________________________________________________________

Схв..тить- __________________________________________________________

Пов..лить- ___________________________________________________________

Пот..рять ___________________________________________________________

Вц..пилась-_ _________________________________________________________

Ко..ти- ______________________________________________________________

9. В предложениях предпоследнего абзаца подчеркните однородные члены.


Просмотр содержимого документа
«комплексный анализ текста 5 кл»

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.

Русский язык - один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, стилистическим разнообразием.

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Комплексный анализ текста – одна из эффективных форм контроля знаний учащихся. Систематический учёт знаний поможет выявить проблемы и корректировать деятельность учащихся. Такая форма работы на уроке позволит учителю развивать коммуникативные, лингвистические и культуроведческие навыки учащихся.

Комплексный анализ текста в 5 классе уже подготавливает учеников к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Система и преемственность в обучении – залог успешных результатов на экзаменах.

Анализ предлагаемых текстов проводится с точки зрения его темы, основной мысли и структуры; задания и вопросы по фонетике морфемике, словообразованию, лексике, морфологии, пунктуации и культуре речи.

Также включены вопросы, расширяющие знания синонимических средств, способствующие овладению орфографическими и орфоэпическими нормами русского литературного языка.

К каждому разделу программы по русскому языку для 5 класса под редакцией Ладыженской Т.А. подобрано по два текста (работа рассчитана на два варианта)

Тексты, подобранные для анализа, способствуют обогащению словарного запаса учащихся, воспитанию гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку.

Предлагаемые тексты рассчитаны на широкое применение в школах разного типа.













Повторение изученного в начальных классах.

Текст№1.

(1)Потемнело, нахмурилось небо.(2)Набежали мрачные тучи.(3)Затих старый бор, приготовился к бою.(4)Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался.

(5)Ударили по листьям первые крупные капли дождя.(6)И вот вдруг на землю обрушилась стена воды.(7)Сверкает молния.(8)Гремит гром.

(9)Быстро проходит летняя гроза.(10)Светлеет, яснеет туманная даль.(11)Небо начинает голубеть.(12)Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар.(13)Уже и солнце яркое выглянуло.(14)Но дождь ещё не прошёл.(15)Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце. (83 слова)

(По Б.Тимофееву)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Запишите номера нераспространённых предложений.

6.Какое средство художественной выразительности используется в 13 предложении?

7.Выпишите грамматическую основу из предложения №5.

8.Выпишите определение из предложения №4.

9.Выпишите из текста 3 слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова».

10.Выпишите из текста 3 слова с приставками.



Текст№2.

(1)Красив и печален русский лес в ранние осенние дни.(2)На золотом фоне листвы видны яркие пятна клёнов, осин.(3)Тихо падают с берёз лёгкие листья. (4)От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины.(5)Краснеет кое-где шапка позднего подосиновика. (6)Тихо в осеннем лесу.(7)Шелестит под ногами сухая листва.

(8)Чист и прозрачен осенью воздух.(9)Прозрачна вода в лесных ручьях. (10)Ещё зелёный стоит в лесу старый развесистый дуб.(11)Но уже оголились вершины берёз.

(12)Хорошо в осеннем цветистом лесу!(81 слово)

(По И. Соколову-Микитову)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Запишите номера предложений из текста с однородными членами.

6.Какое средство художественной выразительности используется в 4 предложении?

7.Выпишите грамматическую основу из предложения №8.

8.Выпишите определение из предложения №5.

9.Выпишите из текста 3 слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова».

10.Выпишите из текста 3 слова с приставками.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Текст№1.

(1)День был солнечный, жаркий, но вдруг набежала синяя тучка.(2)Из неё посыпался частый дождь, а солнце продолжало светить.(3)Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. (4)Они провисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

(5)Скоро солнечный дождь кончился. (6) «Погляди, Юра, как красиво!»-сказала мама. (7)Я взглянул и увидел, что через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. (8)Один конец её упирался в деревню, а другой уходил далеко в заречные луга. (88 слов)

(По Г. Скребицкому)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Объясните постановку запятых в предложении №2, составьте схему.

7.Выпишите из предложения №3 все возможные словосочетания и разберите их.

8.Выпишите из предложения№5 грамматическую основу.

9.Составьте схему предложения №6.

10.Выполните синтаксический разбор предложения №7.

11.Сколько грамматических основ в предложении №1?

12.Напишите номер предложения с обращением.

Текст№2.

(1)Берёзы и клёны покрасила осень лимонным цветом, а листья осинок разрумянила. (2)Отправилась осень из леса в поля, в луга.(3)Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

(4)Опустели поля и луга, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей, уток, гусей. (5)Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам.(6)До свидания, журавли.

(7)Спешит осень.(8)Смывает она холодным дождём пёстрый убор листьев. (9)Выглянуло солнце из-за сизой тучки, и под его ласковыми лучами повеселела, заулыбалась хмурая картина осени. (87 слов)

(По Г.Скребицкому)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Объясните постановку запятых в предложении №1, составьте схему.

7. Выпишите из предложения №8 все возможные словосочетания и разберите их.

8.Выпишите из предложения№5 грамматическую основу.

9.Составьте схему предложения №4.

10. Выполните синтаксический разбор предложения №8.

11.Напишите номер нераспространённого предложения.

12.Напишите номер предложения с обращением.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

Текст№1.

(1)Сколько цветных корабликов на пруду! (2)Жёлтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху.(3)Они плавно падают на воду и сразу плывут с поднятыми парусами.

(4)Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд.(5)Раньше других спешат в своё первое и последнее путешествие кленовые листья. (6)Это самые парусистые кораблики.(7)А какие они нарядные!

(8)Небо чистое.(9)Вот показались ласточки, покружились и улетели в далёкие края, где нет зимних вьюг и метелей.(10)Счастливого пути, ласточки!(11)Ярко светит солнце.(12)Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на пруду. (87 слов)

(По Д.Кайгородову)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Выпишите три слова с безударной гласной в корне слова. Подберите к ним проверочные слова.

7. Выпишите из текста три слова, в которых все согласные твёрдые. Расположите их в алфавитном порядке.

8.Выпишите из текста три слова, в которых все согласные мягкие. Расположите их в алфавитном порядке.

9.Из последнего абзаца выпишите слово с непроизносимой согласной, запишите проверочное слово.

10.Выпишите из текста два слова, в которых букв больше чем звуков; два слова, в которых звуков больше чем букв; два слова, в которых количество букв и звуков совпадают.

11.Выпишите из предложения№4 все слова, в которых есть сонорные согласные, сонорные согласные подчеркните.

12.Сделайте транскрипцию слова ярко.

Текст№2.

(1)Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен.(2)Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой.

(3)Глубок зимний сон природы, но идёт жизнь под сугробом.(4)Попробуй разгреби в лесу снег до земли.(5)На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. (6)Всё ещё зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска.

(7)Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу.(8)На лесной поляне вьётся след лисицы.(9)Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк.(10)Парочки следов испятнали снег.(11)Это пробежала куница, хищница искала белок.

(12)Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. (13)Хорош лес в зимнем уборе! (94 слова).

(По Д.Зуеву)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Выпишите три слова с безударной гласной в корне слова. Подберите к ним проверочные слова.

7. Выпишите из текста три слова, в которых все согласные твёрдые. Расположите их в алфавитном порядке.

8. Из первого абзаца выпишите слово с непроизносимой согласной, запишите проверочное слово.

9. Выпишите из текста два слова, в которых букв больше чем звуков; два слова, в которых звуков больше чем букв; два слова, в которых количество букв и звуков совпадают.

10. Выпишите из предложения№4 все слова, в которых есть сонорные согласные, сонорные согласные подчеркните.

11.Выпишите из предложения №10 слова, в которых происходит оглушение согласных, согласные подчеркните, рядом запишите проверочные слова.

12.Сделайте транскрипцию слова ясная.

Лексика. Культура речи.

Текст№1.

(1)Осенью у ежей мало добычи.(2)Скрылись юркие ящерицы.(3)Трудно находить жуков и лягушек.

(4)Через высокие кочки, через лесные открытые поляны идёт ёж.(5)В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый ёж тёплое зимовище.(6)Ночью и днём таскает он в нору под старым пнём душистые сухие листочки, мягкий лесной мох.(7)Готовит зимнюю постель…

(8)Скоро придёт зима.(9)Накроет его нору снежный сугроб.(10)Под глубоким сугробом, как под тёплым пушистым одеялом, хорошо ежу.(11)До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж.(12)И будет он видеть лесные сны. (82 слова)

(По И. Соколову-Микитову)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Подберите синонимы к словам юркие, ясные, хлопотливые.

8.Выпишите из текста два слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

9.Подберите антонимы к словам трудно, высокие, тёплое.

10.Выпишите грамматическую основу из предложения №11.

11.Определите средство художественной выразительности в предложении №8.

12.Выпишите из текста одно однозначное слов и одно многозначное слово, значения объясните.

Текст№2.

(1)В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки.(2)Вот белки забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за орехами.

(3)В развилке елового сучка белочка развесила сушить крепкий подосиновик, тонкие опёнки.(4)В лесных кладовых спрятала вкусные орехи.

(5)Поздней осенью переменит белка своё рыженькое платье на серую зимнюю шубку.(6)В вершине густой ёлки устроила белочка тёплое гнездо.(7)В этом гнезде она растит своих маленьких бельчат.

(8)Шустрая белка – самый весёлый и проворный зверёк в наших лесах.(83 слова)

(По И. Соколову-Микитову)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Подберите синоним из текст к слову проворные.

7.Графически объясните постановку запятой в предложении№2.

8.Выпишите из текста два слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

9.Подберите к выделенным в тексте словам антонимы.

10.Выпишите грамматическую основу из предложения №7.

11.Определите средство художественной выразительности в предложении №5.

12.Выпишите из текста одно однозначное слов и одно многозначное слово, значения объясните.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Текст№1.

(1)Трудно идти по тайге.(2)Упавшие деревья перепутались стволами и ветвями.(3)На них выросли травы, мхи.(4)Многие стволы уже сгнили.(5)Колючие ветви царапают руки и лицо, тяжёлый рюкзак цепляется за сучья.

(6)Перед нами целые заросли папоротников.(7)Какое это интересное растение!(8)Под зеленью папоротников чуть слышно журчит ручеёк.(9)Путь предстоит далёкий, и мы располагаемся на отдых.

(10)Но вот опять пора в дорогу.(11)Мы раздвигаем папоротники и останавливаемся.(12)Как трудно здесь проложить тропинку!(13)Вот переходим через ручей.(14)Ноги утопают во влажном мху, почва пружинит.(15)Лес стал другим.(16)Исчезли громадные деревья.(17)Только редкие маленькие сосёнки и берёзки растут на моховом ковре. (97слов)

(По Г.Ганейзер)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Разберите по составу слова перепутались, проложить, переходим.

7.Выпшите из текста формы одного и того же слова.

8.Выпишите из текста однокоренные слова.

9.Выпишите из текста слова с чередованием гласных в корне слова.

10.Выпишите из текста два слова, иллюстрирующие орфограмму «Буквы з и с на конце приставок».

11.Объясните графически постановку запятой в предложении№9.

12.Подберите антонимы к словам, выделенным в тексте.

13.Выпишите грамматическую основу из предложения№2.



Текст№2.

(1)На лесной поляне расположилась огромная старая ель.(2)Её верхушка высоко поднялась над другими деревьями.

(3)Раньше на этой поляне росло много молодых ёлочек.(4)Они подрастали весело, дружно, и все любовались молодой порослью.

(5)Проходили годы, положение менялось.(6)Ели разрастались, мужали.(7)Но не все ёлочки дожили до этого возраста.(8)Одни зачахли, погибли.(9)Другие срубили.

(10)И теперь только одна могучая ель стоит на просторной поляне.(11)В зимнюю стужу ель помогает птицам, кормит их своими семенами.(12)Ранней весной роняет ель семечки на влажную землю.(13)Прорастёт семечко, выглянет маленький росток.(14)Он даст жизнь новому деревцу.(89 слов)

(По Г.Скребицкому)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Разерите по составу слова верхушка, подрастали, маленький.

7.Выпшите из текста формы одного и того же слова.

8.Выпишите из текста однокоренные слова.

9.Выпишите из текста слова с чередованием гласных в корне слова.

10.Выпишите из текста два слова, иллюстрирующие орфограмму «Буквы з и с на конце приставок».

11.Объясните графически постановку запятой в предложении№8.

12.Подберите антонимы к словам, выделенным в тексте.

13.Выпишите грамматическую основу из предложения№2.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Текст№1.

(1)Ласково смотрит летнее солнце с синего неба. (2)Лёгкий ветерок медленно гонит белые облака.(3)Хорошо дышится в лесу.

(4)Берёзы – пионеры леса.(5)Они первыми заселяют новые места, а под ними прячутся маленькие ёлочки.(6)Ты огибаешь березняк, и перед тобой встают сосны.(7)Сосны завоёвывают в лесу новые пространства, взбираются на горы, покоряют пески.

(8)Что там за дерево манит тебя резными листьями?(9)Дуб растёт на границе леса и степи, он отважно борется с суховеями.(10)В чаще леса ты увидишь ель.(11)В голодную зиму её семенами кормятся белка, дятел, клёст.(12)Ты выбираешься на опушку леса и слышишь, как разговаривают с лесом осинки.(13)У реки ветви ивы склоняются низко к воде и смотрятся в прозрачную гладь. (100 слов)

(По Г. Скребицкому)



1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Сгруппируйте по частям речи слова предложения№7.

7.Объясните постановку тире в предложении№4.

8.Выпишите из текста по три существительных одушевлённых и неодушевлённых.

9.Выпишите из текста три существительных разного типа склонения.

10.Выпишите слова с чередованием гласных в корне слова.

11.Составьте схему предложения№6.

12.Укажите, какое средство художественной выразительности употребляется в пердложении№13.

13.Поставьте словосочетание белые облака в творительном падеже.

Текст№2.

(1)С давних времён огонь был нужен человеку для света, тепла, для приготовления пищи.(2)Нашлись люди, которые захотели использовать огонь для наживы.(3)Так огонь сроднился с мечом.

(4)Мы за добрый огонь, который направлен на мирные дела.(5)В далёкой тайге горят походные костры геологов.(6)Огонь, который вырывается из наших могучих ракет, помогает человеку подняться в космос.

(7)Мы за огонь человеческих сердец, которые любят жизнь, труд, радость.(8)Мы за огонь дружбы, который зажигается в чаше над Олимпийским стадионом.(9)Мы за людей, которые работают с огоньком.(82 слова)

(По Л. Кассилю)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Сгруппируйте по частям речи слова предложения№7.

7.Выпишите из текста по три существительных одушевлённых и неодушевлённых.

8.Выпишите из текста три существительных разного типа склонения.

9.Выпишите из текста три слова с безударной гласной в корне слова.

10.Составьте схему предложения№4.

11.Укажите, какое средство художественной выразительности употребляется в пердложении№7.

12. Поставьте словосочетание могучих ракет в творительном падеже.

13.Выпишите из текста по одному примеру существительных, которые употребляются только во множественном или только в единственном числе.

Имя прилагательное.

Текст№1.

(1)Среди высочайших гор есть прекрасное голубое озеро.(2)Страшны над горным озером бури.(3)Высокие волны гуляют на широком просторе.(4)Горе маленькой рыбачьей лодке, если она застигнута на озере бурей.

(5)В тихую ясную погоду спокойна голубая озёрная гладь.(6)Лёгкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок.(7)После трудного пути путешественнику приятно погрузиться в их прохладную влагу.

(8)Прозрачны воды горного озера.(9)В хорошую погоду на большой глубине видно озёрное дно.(10)Маленькие пароходы совершают обычные рейсы по высокогорному озеру.(11)Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город.(12)Не раз добывали рыбаки со дна озера древнюю утварь. (96 слов)

(По И. Соколову – Микитову)





1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6. Сгруппируйте по частям речи слова предложения№6.

7.Выпишите из текста краткие прилагательные. Каким членом предложения они являются.

8.Выполните синтаксический разбор предложения №5.

9.Подберите синонимы к слову древний.

10.Составьте схему предложения№11.

11.Образуйте от прилагательных прекрасный, маленький, прозрачный, хороший форму родительного падежа, выделите окончания, от первых двух образуйте краткую форму.

Текст№2.

(1)Валдай – это охотничья собака.(2)Когда Валдай был маленький, он с трудом стоял на длинных тонких ножках, смешно качался и едва держал свою огромную голову.(3)Кто мог подумать, что этот беспомощный, худенький щенок с розоватой кожицей станет большой сильной собакой.

(4)Валдай очень красив.(5)У него ласковые умные глаза, белая шелковистая шерсть.(6)Особенно хорош Валдай в беге, в движении.(7)Валдай молчалив.(8)Услышать его басистый лай можно только тогда, когда он хочет играть.

(9)Интересно наблюдать за его удивительной дружбой с маленьким котёнком Букой.(10)Бука ест с Валдаем из одной миски, спать приходит к Валдаю и, как клубок, лежит в его мягкой шерсти. (99 слов)

(По В.Дувидову

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6. Сгруппируйте по частям речи слова предложения№9.

7.Выпишите из текста краткие прилагательные. Каким членом предложения они являются.

8.Выполните синтаксический разбор предложения №1.

9.Подберите синонимы к слову басистый.

10.Составьте схему предложения№3.

11.Образуйте от прилагательных ласковый, длинный, шелковистый, мягкий форму творительного падежа, выделите окончания, от первых двух образуйте краткую форму.

Глагол.

Текст№1.

(1)Первой из деревьев зацветает ольха.(2)Длинные серёжки её покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка жёлтой пыльцы.(3)Пыльца очень лёгкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

(4)Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озёр, в лесах.(5)Семена ольхи любят чечётки и чижи.(6)Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

(7)Ольху считают сорной породой, в парках её вырубают, выжигают.(8)Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам.(9)В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

(10)Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней. (98 слов)

(По И.Балбышеву).

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Разберите выделенные слова по составу.

7.Выпишите пять глаголов и определите их спряжение.

8.Выпишите из текста слова с чередованием гласных в корне слова.

9.Составьте схему к предложению№9. Перестройте предложение так, чтобы слова автора стояли после прямой речи.

10.Графически объясните постановку знаков препинания в предложении№10.

11.Выпишите грамматическую основу предложения№5.

12.Выпишите из текста пять глаголов с орфограммой –тся и –ться в глаголах, объясните правописание.

Текст№2.

(1)Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места.(2)Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнёздах.(3)Лисы забираются на деревья и сидят там в ожидании спада воды.(4)Зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые ещё не затопила вода.

(5)Для спасения зверей снаряжается экспедиция.(6)Кругом расстилается вода.(7)Вот видишь, как на островке суетятся зайцы, становятся столбиком, замирают.(8)Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу, барсука.(9)Беда всех примирила.

(10)Появление лодки встречается со страхом.(11)Зайцы начинают кидаться в воду, но им приходится быстро возвращаться.(12)Плавают они плохо.(13)Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи. (95 слов)

(По В. Пескову)



1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Разберите выделенные слова по составу.

7.Выпишите пять глаголов и определите их спряжение.

8.Выпишите из текста слова с чередованием гласных в корне слова.

9.Составьте схему предложения№7.

10.Графически объясните постановку знаков препинания в предложении№8.

11.Выпишите грамматическую основу предложения№5.

12.Выпишите из текста пять глаголов с орфограммой –тся и –ться в глаголах, объясните правописание.

Повторение и систематизация изученного.

Текст№1.

(1)Существует много легенд о замечательной сообразительности дельфинов, об их общительности и дружелюбии.

(2)Ты знаешь чудесную историю о дружбе дельфина с греческим мальчиком.(3)Ты слышал много рассказов об интересе и любви этих животных к людям.

(4)Наблюдения над животными показали, что дельфины легко поддаются приручению.(5)Они с увлечением играют в мяч, гонят его по поверхности бассейна, бросают в сетку, прыгают через обруч.(6)При виде цирковых трюков дельфинов зрители замирают от восторга.

(7)Дельфины – дружный народ.(8)С трогательной заботливостью относятся они друг к другу.(9)Дельфины не думают об опасности и мчатся по первому зову на помощь товарищу, когда с ним случится беда. (97 слов)

(По И.Орловской)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Выполните фонетический разбор слова бросают.

7.Выполните синтаксический разбор предложения№6.

8. Сгруппируйте по частям речи слова предложения№5.

9.Подберите синонимы к словам товарищ, беда, дружный, трогательный.

10.Разберите по составу выделенные в тексте слова.

11.Обозначьте условия выбора выделенных орфограмм: знаешЬ, случиТСЯ, нароД, брОсают.

12.Графически объясните постановку тире в предложении№7.

Текст№2.

(1)Ежата родятся слепыми, глухими, беззубыми.(2)Через двое суток они начинают покрываться тёмными иглами.(3)Проходят две недели, и у ежат прорезаются острые зубки.(4)На одиннадцатый день ежата уже умеют шаром сворачиваться.

(5)Когда родятся ежата, отец удаляется и больше к потомству своему не возвращается.(6)Заботится о ежатах мать.

(7)Ежата ещё слепые и глухие, а уже дерутся.(8)Они не кусаются, не царапаются, а боксируют.(9)Это для ежей гимнастика.

(10)Как только открываются у ежат глазки, они выбираются на волю, но ещё боятся и жмутся друг к другу.(11)Если кто отстанет, заблудится, мать стремится помочь, найдёт отставшего и подгоняет носом. (95 слов)

(По И. Акимушкину)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Выполните фонетический разбор слова ежата.

7.Выполните синтаксический разбор предложения№8.

8. Сгруппируйте по частям речи слова предложения№5.

9.Подберите синонимы к словам удаляться, воля, шар,подгонять.

10.Разберите по составу выделенные в тексте слова.

11.Обозначьте условия выбора выделенных орфограмм: рОдятся, беЗзубыми, сворачиваТЬСя, глаЗки.

12.Графически объясните постановку запятой в предложении№5.





















Просмотр содержимого документа
«тест 5 кл фонетика»

Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»_____________________


Вариант 1.


1. Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает:

а) начертание букв и их виды;

б) звуки речи;

в) правила произношения звуков и ударения в словах.


2. Графика – это раздел науки о языке, который изучает:

а) начертание букв и их виды;

б) звуки речи;

в) правила произношения звуков и ударения в словах.


3. Укажите только твердые согласные звуки:

а) [ж], [ш], [ц];

б) [щ], [ж], [ц];

в) [щ], [ш], [ч].


4. Укажите только звонкие согласные звуки:

а) [б], [м], [й], [г];

б) [р], [л], [м], [й];

в) [й], [л], [щ], [м].


5. Расставьте в словах ударения:


кухонный, щавель, километр, алфавит, звонит, банты, свекла, жалюзи, шофер, договор.


6. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) якорь;

б) Сибирь;

в) дождь.


7. В каком слове произносится звук [ч']?

а) извозчик;

б) расчет;

в) четверг.


8. В какой строке во всех словах на месте пропусков Ь не пишется?

а) меч..тать, внуч..ка, камен..щик

б) реч..ка, болел..щик, пес..нь;

в) тон..ше, барабан..щик, пис..мо.


9. Запишите в транскрипции слова: юбилей, ложка, лежать.





10. Выполните фонетический разбор слов: лошадка, юг.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»


Вариант 2.


1. Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает:

а) начертание букв и их виды;

б) звуки речи;

в) правила произношения звуков и ударения в словах.


2. Графика – это раздел науки о языке, который изучает:

а) начертание букв и их виды;

б) звуки речи;

в) правила произношения звуков и ударения в словах.


3. Укажите только мягкие согласные звуки:

а) [й], [ш], [ц];

б) [ш], [ч], [й];

в) [щ], [й], [ч].


4. Укажите только глухие согласные звуки:

а) [щ], [ф], [й];

б) [х], [ц], [ф];

в) [ц], [х], [щ].


5. Выпишите слова, расставив в них ударения:

красивее, столяр, создал, перезвонит, квартал, договор, каталог, торты, положил, туфля.


6. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) район;

б) пояс;

в) декабрь.


7. В каком слове произносится [ш]?

а) нечто,

б) конечно,

в) чемпион.


8. В какой строке во всех словах на месте пропусков Ь не пишется?

а) скол..зит, хищ..ник, мен..ше;

б) солнеч..ный, вин..тик, стекол..щик;

в) мач..та, гон..щик, печ..ка.


9. Запишите в транскрипции слова: скользкий, семья, мазь.




10. Выполните фонетический разбор слов: считать, ёж.


















Оценивание:

«5» - 9-10 правильных ответов;

«4» - 7-8 правильных ответов;

«3» - 5-6 правильных ответов;

«2» - 4 и меньше правильных ответов.


Просмотр содержимого документа
«тест лексика 5 кл»

Контрольное тестирование в 5 классе по теме «Лексика»

Контрольное тестирование по теме «Лексика»

Часть А.

1. Дать определение понятию лексика.

2. В каком примере слово железная употреблено в прямом значении?

1)железная руда

2)железная воля

3)железная хватка

4)железное правило.

3. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

1)золотое кольцо

2)тёмная ночь

3)золотой голос

4)идёт по дороге.

4. Какое слово является многозначным?

1)диалог

2)суффикс

3)корень

4)тюль.

5. Какое слово является однозначным?

1)кисть

2)фауна

3)игла

4)расцвести.

6. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами?

1) Лошадь была со светлой гривой. – Конь оказался весьма резвый.

2) Песчаная коса нашей реки. – Мама заплела косу.

3) Мальчик почти всегда улыбался. - Девочка немного грустная.

4) Груша вся покрыта белыми цветами. – Чёрный цвет земли говорит о её плодородии.

7. Выпишите из предложения слово, которое имеет омоним: Клубы дыма поднимались вверх.

8. В каком предложении есть синоним?

1) Лиса живёт хитростью, а заяц – прыткостью.

2) Сова спит днём, а охотится ночью.

3) В поэзии часто глаза называют очами.

4) По лестнице можно идти вверх и вниз.

9. В каком ряду слова не являются синонимами?

1) страх, боязнь

2) дом, хижина

3) счастье, радость

4) ученик, учитель.

10. Запишите синонимы к словам удивлять, сверкать, красивый.

11. В каком ряду выделенные слова не являются антонимами?

1) Глубокая река- мелкая

2) Чистые руки-грязные

3) Хвалить ребёнка - ругать

4) Трудолюбивый человек – лень.

12. В каком предложении есть антонимы?

1) Мы жёлуди в землю сажали весной.

2) Она услышала быстрый, тревожный шёпот.

3) Волка бояться- от белки бежать.

4) Больше дела, меньше слов.

13. Выпишите из предложения антонимы. Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

14. Запишите антонимы к словам: поднимались, долго, счастье.

15. Укажите верное суждение:

1) Слова день и ночь являются синонимами.

2) Слова день и ночь являются антонимами.

3) Слова день и ночь являются омонимами.

4) Слова диван и кресло являются синонимами.

Часть В. Запишите стихотворную строфу, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении. Назовите средства художественной выразительности, созданные на основе этого переноса:

Звезды ясные, звёзды пр_красные

Наш_птали цветам ска_ки ч_дные,

Леп_стки улыбнулись атласные,

Задр_жали л_стки изумрудные.(К.Фофанов)

Часть С. Опишите ребят вашего класса, используя в тексте синонимы и антонимы.



Просмотр содержимого документа
«тест морфемика 5 кл»

Контрольный тест по теме «Морфемика и орфография» (5 класс)

1 вариант


1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) л…сной, предст…вление, ст...рожевой

2) к...лыхаясь, отгор...диться, оп...лчение

3) бл...гоухать, пл...вец, распол…жение

4) г...рячий, прип...сённый, пап...ротник


2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

1) в…рсистый, ст…лбовой, м…рзлота

2) б…сиком, ок...ймлять, приг…реть

3) к…сание, р…внина, распол…жение

4) к...мера, соприк…снувшись, обог…щение


3. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

1) проск…чить 2) перер…сти 3) р…весник 4) нам…чить


4. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) пол…гать 2) пл…вник 3) подр…стковый 4) з…рница


5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...рох 2) ш...в 3) ч...рствый 4) пиж...н


6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ж...сткий 2) ж...лтый 3) щ...тка 4) трещ...тка


7. В каком слове пишется С?

1) во…никнуть 2) …дание 3) чере…чур 4) ра…мах


8. В каком слове пишется З?

1) ра…шить 2) …доровье 3) …дуть 4) ра…смеяться


9. В каком слове есть приставка О- ?

1) огромный 2) оголодать 3) огуречный 4) огненный


10. Укажите лишнее слово среди однокоренных:

1) водить 2) водитель 3) подводник 4) проводник


11. Укажите слово с нулевым окончанием:

1) столб 2) кафе 3) потом 4) стеречь


12. В каком слове есть суффикс -ИНК ?

1) горошинка 2) соломинка 3) пружинка 4) снежинка


13. В каком ряду во всех словах пропущена буква И ?

1) ц…тата, ц…пленок, акац…я

2) ц…фра, полиц…я, ц…ферблат

3) улиц…, ц…ц, цирк

4) ц…ганский, куц…й, демонстрац…я


14. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) полотенц…м 2) сгущ…нка 3) печ…т 4) плеч…м


15. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) ткач…м 2) туч…й 3) бельч…нок 4) трещ…тка


Контрольный тест по теме «Морфемика и орфография» (5 класс)

2 вариант


1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ч...стичный, д…лекий, пров…дник

2) просл...влять, обл…жить, заг...релый

3) водор...сли, м...стерство, осм...треться

4) запл...тить, к...снуться, к...рман


2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

1) в…совой, выст…вка, зам…рзать

2) к…раблик, сокр…тить, приг..рать

3) з…ря, пром…кашка, пол..жение

4) выст…вка, с…мена, обог..щение


3. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

1) пром…чить 2) переск…чить 3) р…внина 4) р…сток


4. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) отр…сль 2) выр…щенный 3) изл…гать 4) выр…сли


5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) пш...нка 2) ш...фёрский 3) ш...рты 4) капюш...н


6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ш…фер 2) расч...тливый 3) ш…рстка 4) щ...голь


7. В каком слове пишется З ?

1) ра…шевелить 2) …дать 3) ра…чет 4) ра…гадать


8. В каком слове пишется С ?

1) …десь 2) ра…дать 3) …делать 4) бе…жалостный


9. В каком слове нет приставки НА- ?

1) нависнуть 2) навылет 3) надпись 4) наивный


10. Укажите лишнее слово среди однокоренных:

1) летчик 2) вылечить 3) прилечу 4) перелетный


11. Укажите слово с нулевым окончанием:

1) метро 2) говорить 3) теперь 4) петушок


12. В каком слове нет суффикса –ОЧК ?

1) косточка 2) тапочка 3) звездочка 4) ленточка

13. В каком ряду во всех словах пропущена буква И ?

1) белолиц…й, сестриц..н, медиц…на

2) ц…рковой, ц…фры, огурц….

3) станц..я, ц…новка,  ц..нк,

4) птиц…, куниц…, нац…я


14. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) береж…т 2) галч…нок 3) кож…й 4) ландыш…м


15. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) хорош…го 2) борщ…м 3) крюч…к 4) струч…к



Ответы:

1 вариант

1-1 2-3 3-2 4-3 5-3 6-4 7-3 8-2 9-2

10-3 11-1 12-4 13-2 14-4 15-2

2 вариант

1-1 2-3 3-3 4-4 5-1 6-1 7-4 8-3 9-4

10-2 11-4 12-2 13-3 14-2 15-1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!