СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театрализованные игры как средство развития речи и мышления у детей с нарушением речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя-логопеда по использованию театрализованных игр  в коррекционной работе.

Просмотр содержимого документа
«Театрализованные игры как средство развития речи и мышления у детей с нарушением речи»

Театрализованные игры как средство развития речи и мышления


Ни один психический процесс, ни одно психическое образование не развивается самостоятельно, изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи друг с другом. У детей с речевыми нарушениями имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения являются театрализованные игры.

Театрализованные игры исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

Виды драматизации:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)

Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности:

•Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

•Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

•Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

  Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем. Для знакомства с органами артикуляции и демонстрации артикуляционных движений, укладов используется кукла с открывающимся ртом Кваки. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. Заинтересованность детей повышается при прослушивании сказочных историй о Язычке.

Развиваются естественные произвольные движения, закрепляются тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата в сопряженной гимнастике, когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук (биоэнергопластика). По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, произвольность поведения, внимание, память. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ.

Упражнения объединяются простеньким сюжетом, это позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение проводятся игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия.

Развивая моторику, создаются предпосылки для становления многих психических процессов. Для стимуляции интеллектуального развития проводятся кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей, они позволяют улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематического выполнения комплексов кинезиологических упражнений у ребёнка развиваются межполушарные связи.

Для развития общей и мелкой моторики проводятся:
Упражнения на координацию речи с движением

Логоритмика — это система упражнений, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Массаж и самомассаж для развития мелкой моторики
Игры для развития мелкой моторики – пазлы, прищепки, шнуровка и т.д.

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Пальчиковая гимнастика - это упражнения кистями рук и пальчиками.
Су Джок - стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи).

У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки для изображения птиц, животных) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий. Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения начинаются с элементарных заданий, затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения.

Психогимнастика позволяет решать следующие задачи:

- становление координации общих движений;

- развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;

- воспитание чувства ритма и темпа;

- формирование слухового внимания, восприятия и памяти;

- развитие физиологического и речевого дыхания;

- активизация речевых процессов через развитие тонких движений пальцев рук;

- воспитание умения работать сообща.

Обогащение словаря, совершенствование слоговой структуры слов, работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, совершенствование связных высказываний происходит во время работы над спектаклем. Работа над постановкой спектаклей способствует развитию просодической стороны речи. У детей формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений.

Подготовка детей к драматизации сказок осуществляется постепенно. Театрализация предполагает большой объем предварительной работы. Она проводится в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского сада. Планирование и подбор материалов для спектаклей осуществляется совместно логопедом, воспитателем и музыкальным руководителем. При этом учитывается возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребенка.

При подготовке спектаклей проводится следующая работа:

- совместно подбираются литературные произведения, песни и другой речевой материал, продумываются необходимые атрибуты для постановки спектакля;

- логопед отрабатывает тексты, добиваясь правильного звукопроизношения, осуществляет постановку речевого дыхания, развивает связную монологическую речь, мелкую моторику пальцев рук;

- воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал, изготавливает декорации, атрибуты;

- музыкальный руководитель разучивает танцы, осуществляет пропевание с детьми под музыку.


Применение театрализованных игр всесторонне развивает ребенка:

  • формирует знания об окружающем мире;

  • активизирует и расширяет у детей словарный запас, совершенствует у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;

  • развивает у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);

  • совершенствует у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;

  • развивает эмоционально-волевую сферу ребенка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!