СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Формулы сокращенного умножения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку технологической карты можно использовать на заключительном уроке по данной теме. На уроке проверяются знания формул и их применение.  

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Формулы сокращенного умножения"»

МКОУ СОШ с.Голуметь

Черемховский район

учитель математики

Яковлева Татьяна Николаевна


Технологическая карта урока

по учебному предмету «Математика» в 7-А классе по теме «Формулы сокращенного умножения».


Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Авторы УМК

  1. Базовый учебник Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова и др. под редакцией С.А.Теляковского. Алгебра 7 класс. Москва. Просвещение, 2013г.

  2. В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса. М.Просвещение, 2010г.

  3. Энциклопедический словарь юного математика. Составитель Савин А.П., М.Педагогика, 1985г.

Цели урока

Формирование и развитие УУД.

Закрепление умений и навыков в применении формул сокращенного умножения в простейших жизненных ситуациях на уровне воспроизведения.

Задачи

Образовательная (формирование познавательных УУД):

систематизировать знания учащихся по теме, закрепить умения их применять, определить степень усвоения материала, знать формулы сокращенного умножения.

Развивающая (формирование регулятивных УУД):

развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления, умение применять формулы сокращенного умножения на практике, формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Воспитательная (формирование коммуникативных и личностных УУД):

воспитывать ответственность за выполненную работу, аккуратность и точность, умение слушать, правильно оценивать результаты своего труда.

Планируемые образовательные результаты УУД

Личностные УДД: формируется мировоззрение, мыслеобразование

Регулятивные УУД: выбирают и принимают цель, проводят самоконтроль, самооценку.

Коммуникативные УУД: проводят взаимоконтроль, взаимопроверку, умеют слушать

Познавательные УУД: сравнивают, обобщают, конкретизируют, анализируют

предметные результаты: умеют применять формулы сокращенного умножения для преобразования выражений, для быстрого счета (в вычислениях)

Оборудование

Экран, проектор, слайды, раздаточный материал, карточки с готовыми тестовыми заданиями, оценочные листы, кубик-экзаменатор, карточки для рефлексии


Структура и ход урока


№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД1

1

Самоопределение в деятельности. Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Учитель: - Посмотрите друг другу в глаза, пожелайте друг другу хорошего настроения на весь урок. Я верю в вас и знаю, что у нас все получится.

Эпиграф урока: «У математиков существует свой язык — это формулы».

Слайд 1

Китайская мудрость гласит: «Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю — я понимаю»

слайд 2

прежде, чем приступить к работе, каждый из вас должен поставить перед собой цель сегодняшнего урока. Перед вами лежат оценочные листы, в левом столбце написаны цели, выберите те, которые соответствуют вашим, и поставьте напротив знак «+» или допишите свою. На каждом этапе урока вы будете оценивать себя или своих товарищей, выставляя количество заработанных баллов в оценочные листы.

Слайд 3

Включение детей в деятельность.

Дети смотрят друг на друга и хором произносят слова вслух: - мы в седьмом классе учимся. Все у нас получится».


Учащиеся внимательно слушают








учащиеся изучают оценочные листы

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



Регулятивные: готовность и способность к осознанию новых знаний

2

Проверка домашнего задания

Проверим домашнее задание. Откройте тетради, проверим решение №№ 917 (а), 896 (а). Дополнительные вопросы отвечающим: - Каждый отвечающий подкидывает кубик-экзаменатор, на гранях которого записаны левая и правая часть формулы сокращенного умножения (по 3 раза). Оцените свои ответы, учитывая правильность выполнения заданий и знание формул

Два ученика по заготовкам на доске объясняют решение. Класс сверяет свои решения с решением на доске. Коррекция ошибок.

Учащиеся отвечают на дополнительные вопросы.

В оценочном листе индивидуального задания выставляют оценки.

Познавательные: уметь использовать формулы сокращенного умножения.

Личностные: развивать внимание и аккуратность при записи.

Познавательные: умение использовать формулы сокращенного умножения.

Регулятивные: контроль и оценка учебной деятельности

3

Мотивация учебной деятельности учащихся

Введение в тему урока.

- Ребята, как вы считаете, обязательно ли знать формулы сокращенного умножения?

- Эти знания могут пригодиться?

Ученики высказывают свое мнение о значимости этой темы

Коммуникативные: излагать свое мнение

4

Целеполагание

- Анализируя важность этих формул, назовите тему нашего урока. Запишите ее в тетрадь.

Слайд 4

Формулы сокращенного умножения, записывают ее в тетрадь

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении

5

Актуализация знаний

1. Начнем наш урок с повторения формул.

Слайд 5.

На доске записана левая часть, нужно продолжить формулу, назвать ее и рассказать правило.

2. Математический диктант

Цель: отработать понимание математической речи.

Слайд 6.

на доске записаны 6 формул, у каждой формулы свой номер от 1 до 6. Учитель называет правую или левую часть формулы, а учащиеся пишут номер этой формулы.

- Сумма кубов двух выражений

- Квадрат суммы двух выражений

- Разность квадратов двух выражений

- Произведение разности двух выражений

- Произведение разности двух выражений на их сумму

- Произведение разности двух выражений на неполный квадрат их суммы

- Квадрат первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражения плюс квадрат второго выражения.

Слайд 7.

Проверяем число, оцениваем свои знания

Учащиеся читают, называют формулу








Учащиеся записывают номера указанных формул











в ответе получается шестизначное число




учащиеся в оценочном листе ставят себе оценку

Регулятивные: развитие зрительной памяти, внимания








Регулятивные: развитие внимания, смысловой памяти



Коммуникативные: умение слушать и понимать математическую речь.

Личностные: формирование позитивной самооценки

6

Обобщение и систематизация знаний

Задание 1.

Слайд 8.

Тест-соответствие

Цель: Показать свои знания в применении формул.

Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом.

Составь слово.

Получилось слово.

Диофант.

Слайд 9.

Историческая справка

Рассказ ученика.

- Очень давно в Древней Греции жили и работали замечательные ученые математики, которые всю свою жизнь отдали служению науки. В то время все алгебраические утверждения выражали в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел — с объемом и т. д. Первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям был древнегреческий ученый-математик, живший в 3 веке до нашей эры, Диофант. Появились формулы, которые стали называться формулами сокращенного умножения.

Задание 2

Замени * одночленом так, чтобы получилось верное тождество.

Цель: Применение знаний в нестандартных ситуациях.

Слайд 10

Оцениваем свои знания

Слайд 11

Работа в парах





Учащиеся получают карточку, получают задание на соответствие



Оценивают свою работу


Учащиеся слушают




















Индивидуальные задания

Взаимопроверка


Выставляют оценки в оценочном листе

Познавательные: формирование навыка применения формул на практике










Познавательные: формирование интереса к данной теме



















Регулятивные: организация своей учебной деятельности

7

Физминутка

Слайд 12

Учащиеся делают вместе с учителем


8

Контроль знаний

Вычисли рациональным способом и выбери правильный ответственностьЦель: Проверка умения применять формулы сокращенного умножения при вычислении значений выражений

Слайд 13

Вы должны выбрать правильный ответ и записать каждую букву

Слайд 14

Оцениваем свои знания

Учащиеся самостоятельно выполняют задания





Самопроверка



В оценочном листе выставляют балл

Развивающие: развитие логического мышления, умение применять формулы сокращенного умножения на практике


Регулятивные: организайия своей учебной деятельности

9

Динамическая пауза

Фокус: отгадаю число

Слайд 15

Задумайте число (до 10), умножьте его на себя, прибавьте к результату задуманное число, к полученной сумме прибавьте 1, к полученному числу прибавьте задуманное число, скажите мне число, которое у вас получилось, и я отгадаю, какое число вы задумали.

Учащиеся слушают и выполняют команды учителя


10

Постановка домашнего задания

Дифференцированная домашняя работа (по карточкам).

Учить формулы и правила

Учащиеся записывают в дневниках домашние задания

Личностные: аккуратность, точность записи в дневниках

11

Итог урока. Рефлексия

Итак, ребята, урок подошел к концу.

Вернемся к высказыванию китайских мудрецов, справедливо ли оно?.

Стих читает ученик.

Слайд 17

Что мы изучали сегодня на уроке?

Какова была цель?

Достигли ли мы этой цели?

Оценка ваша за урок будет в оценочном листе, сложите все оценки и разделите на 4, это и будет оценка ваша за урок.

В оценочном листе продолжи одно из выражений.

Урок закончен.

Слайд 18

Учащиеся слушают и обсуждают формулы сокращенного умножения и их применение. Чтение формул и т. д.

Ответы детей.






В оценочном листе подчеркивают свой ответ











Приложение


Слайд 1

Эпиграф

«У математиков существует свой язык — это формулы». С.В.Ковалевская


Слайд 2

Китайская пословица


«Я слышу — я забываю,

Я вижу — я запоминаю,

Я делаю — я понимаю»


Слайд 3


Оценочный лист

____________________________Фамилия, имя

Цели

Задания

Баллы

1. Получить новые знания

1. Знания формул


2. Показать свои знания

2. Тест-соответствие


3. Получить хорошую оценку

3. Вычисление рациональным способом



Индивидуальное задание


Достиг ли ты своих целей (оценить степень усвоения)

Усвоил полностью_______

Усвоил частично_______

Не усвоил_________


Продолжи одно из предложений:

«Мне понятно_________________________________

«Я запомнил__________________________________

«Мне на уроке________________________________

«Я думаю____________________________________

Слайд 4

    Формулы сокращенного умножения


Слайд 5

  1. (а+в)2=

  2. а2- в2=

  3. а3 - в3=

  4. (а — в) (а + в)=

  5. (а — в)2 =

  6. а3 + в3 =


Слайд 6

  1. (а + в)2 = а2 + 2ав +в2

  2. а2 2 = (а — в) (а + в)

  3. а3 - в3 = (а — в) (а2 + ав + в2 )

  4. (а — в) (а + в) = а2 — в2

  5. (а — в)2 = а2 -2ав + в2

  6. а3 3 = (а+в) (а2 — ав +в2 )


Слайд 7

Число: 6 1 2 4 3 5

Оценки

«5» - 6 заданий

«4» - 5 заданий

«3» - менее 5 заданий


Слайд 8

Тест-соответствие

Формула


Ответ

Буква

ОТМЕТКА

«5» - все выполнено верно

«4» - 1-2 ошибки

«3» - более 3 ошибок

1

(х + 5)2

1

16x2 - 1

О

2

(х + 5)2

2

16x2 — 56xy + 49y2

А

3

(4х — 1) (4х + 1)

3

(x — 3) (x + 3)

И

4

81 — 18х + х2

4

(3y + 6x)2

Т

5

(4х - 7y)2

5

x2 + 10x + 25

Д

6

25x2 - 47y2

6

(9 - x)2

Ф

7

9y2 + 36yx + 36x2

7

(5x — 7y) (5x + 7y)

Н


Составь слово


Слайд 9

Диофант (портрет)






























Слайд 10

Замени * одночленом так, чтобы получилось верное равенство


I вариант

II вариант

III вариант

1. (* + 2в)2 = а2 + 4ав + в2

1. (5 - *)2 = 25 — 10x + x2

1. (* + 3b)2 = 1/16y2 + 3/2yb + 9b2

2. (10 - *)2 = 100 -40m + 4m2

2. (* + 36)2 = a2 + 6ab + 9b2

2. (3a - *) (3a + *) = 9a2 - 0,25m4

3. (2a + *) (2a - *) = 4a2 - 9b2

3. (4m + *) (4m - *) = 16m2 - 0,09y2

3. (5 - *) (5 + *) = * - 9y2

4. (5x + *) (5x - *) = 25x2 - 0,16y2

4. (3n + *) (3n - *) = 9n2 - 25m2

4. x6 + y6 = (* + *) (* - x2 y2 + *)

5. x3 + y3 = (x + y) (* - xy + *)

5. (m — 2) (m2 + 2m + 4) = * - *

5. * 3 + * 3 = (4 — m2) ( + * + *)

6. (x — 4) (x2 +4x + 16) = * - *

6. c3 + d3 = (c + d) (* - cd + *)



Слайд 11


I вариант

II вариант

III вариант

1. (a + 2b)2 = a2 + 4 ab + b2

1. (5 — x)2 = 25 — 10x + x2

1. (1/4y + 3b)2 = 1/16y2 + 3/2yb + 9b2

2. (10 — 2m)2 = 100 — 40m + 4m2

2. (a + 3b) = a2 + 6ab + 9b2

2. (3a — 5m2 ) (3a + 5m2 ) = 9a2 - 0,25m4

3. (2a + 3b) (2a — 3b) = 4a2 - 9b2

3. (4m + 0,3y) (4m — 0,3y) = 16m2 - 0,09y2

3. (5 — 3y3) (5 + 3y3) = 25 - 9y6

4. (5x + 0,4y) (5x — 0,4y) = 25x2 - 0,16y2

4. (3n + 5n) ( 3n — 5n) = 9n2 - 25m2

4. x6 + y6 = (* + *) (* - x2y2 +*)

5. x3 +y3 = (x + y) (x2 - xy + y2)

5. (m — 2) (m2 + 2m + 4) = m2 - 8

5. *3 - 3 = (4 — m2 ) ( + * + *)

6. (x — 4) (x2 + 4x + 16) = x2 - 64

6. c3 + d3 = (c + d) (c2 - cd + d2 )


«5» - все верно

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3 и более ошибок



Слайд 12

Физминутка

Встали дружно, улыбнулись

Руки в стороны и вверх,

Потянулись, оглянулись,

Вы, конечно, лучше всех.

Все присели, теперь встали,

Руки в стороны и вверх

Потянулись, оглянулись,

Вы, конечно, лучше всех.


Слайд 13

Вычисли рациональным способом и выбери правильный ответ

I вариант

II вариант

III вариант

412 - 312 =

а) 72

б) 720

в) 740

762 -242

а) -520

б) 5200

в) 52

36

132 - 112

а) 3/4

б) -3/4

в) 3/2

832 - 732

а) 1560

б) 156

в) 1540

262 - 742

а) -4800

б) 4800

в) -480

262 - 122

542 - 162

а) -0,2

б) 0,2

в) 1/6


Слайд 14

Ответы: 1в — б, а 2в — б, а 3в — а, б

«5» - все верно

«4» - 1 ошибка


Слайд 15

Задумайте число до 10

Умножьте его на себя

Прибавьте к результату задуманное число

К полученной сумме прибавьте 1

К полученному числу прибавьте задуманное число

Скажите мне число, которое у вас получилось, и я отгадаю, какое число вы задумали.


Слайд 16

Решение x * x + x + 1 +x = x2 + 2x + 1 = (x + 1)2


Слайд 17

Наук так много на Земле,

У всех своя тематика,

Но есть одна из них милей -

Зовется математикой.

В ней не бывает скользких мест,

Все строго в ней доказано,

И снею движется прогресс,

И этим нам все сказано



Слайд 18

Спасибо за урок, дети!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя