ФИО педагога: Подшибякина Надежда Викторовна |
Предмет: география |
Класс: 5 |
Учебник: География. Начальный курс |
Автор учебника: И.И. Баринова. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин |
Общая информация о занятии |
Дата: | Тема: Как древние люди представляли себе Вселенную | Цель урока: сформировать понятие «Вселенная» и познакомить с представлениями о ней у древних учёных. Задачи урока: а) образовательные: - вспомнить представления древних народов мира о Земле; - дать понятие, что такое Вселенная; - познакомить с представлениями о Вселенной древнегреческих учёных. б) развивающие: - продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой; - совершенствовать навыки самоконтроля; - стимулировать любознательность. в) воспитательные: - продолжить формирование основ культуры общения, совместной работы. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Будут иметь представление о том, как древние люди представляли Землю; Смогут объяснить значение термина «Вселенная», Смогут выделять особенности модели Вселенной Аристотеля и Пифагора, и их сходства и отличия. | Ставить учебные цели и задачи под руководством учителя; Планировать свою деятельность; Действовать по алгоритму; Совершенствовать умения работать с картой, текстом и другими источниками информации. Оценивать достигнутые результаты. | Развитие учебно-познавательного интереса к географии; Понимание роли и значения географических знаний; Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Тип урока | Материально-технические средства | Технология |
Урок открытия новых знаний | Компьютер, проектор. Презентация к уроку. Атлас 5 класс. Плакат «Звёздное небо» | Технология деятельностного метода обучения; Технология проблемного обучения; Информационно-коммуникационные технологии |
Структура урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания, направленные на достижение результатов | Ожидаемые результаты |
1.Оргмомент. 2.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. (Слайды 2-4) | Создание эмоционального настроя. Определение тематических рамок урока. | Предложение вариантов темы урока и его построения. Определение цели и задач урока. Активизация познавательных процессов. Запись темы урока в тетрадь. | Прием «Яркое пятно». Просмотр видеофрагмент «Вселенная». | Сформированы умения определять: - тему урока; - цели и задачи урока. |
3.Актуализация знаний. Повторение ранее изученного материала (Слайды 5-10) | Организация диалога направленного на повторение знаний, полученных ранее. Вопросы учителя: 1.Вспомните, как представляли себе Землю древние люди? | Активизировать мыслительные операции и познавательные процессы. Описание представлений древних людей о Земле: - индийцы; - северные народы; - египтяне; - жители древней Месопотамии; - жители древнего Вавилона. | Работа с иллюстрациями в атласе (стр. 10), учебнике (стр. 42). Работа с презентацией у доски. | Сформированы у детей знания о представлениях древних народов о Земле |
4. Открытие новых знаний. 4.1 Знакомство с понятием «Вселенная» (Слайд 11) | Слово учителя: - Увеличение географических сведений связано прежде всего с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений. В древнем мире появилось более обширное понятие, чем «Земля». Это «Вселенная»? Что такое Вселенная? | Ответы детей на вопрос. Запись определения в тетрадь. | Работа с учебником на стр. 41. и презентацией | Сформировано представление о Вселенной. |
4. Открытие новых знаний. 4.2 Повторение ранее изученного материала. Представление о шарообразности Земли. Пифагор (Слайды 12-13) | Организация диалога направленного на повторение знаний, полученных ранее. Вопросы учителя: - Вспомните, какие доказательства шарообразности Земли Вы знаете? Один из первых учёных, который основываясь на этих доказательствах, выдвинул гипотезу о шарообразности Земли Был Пифагор. | Ответы детей на вопрос. Сообщение о Пифагоре (1,5 минуты) | Работа с записями в тетради на предыдущих уроках | Сформированы умения приводить доказательства о шарообразности Земли. |
5. Физминутка (Слайд 14) | Для урока используется «Космическая физминутка» | Подготовленный ученик проводит физминутку | | |
4. Открытие новых знаний. Система мира по Аристотелю (Слайды 15-16) Система мира Птоломею (Слайды 17-19) Система мира А. Самосского (Слайд 20) | Учёные древности предлагали свои системы мир (Вселенной). Сегодня мы познакомимся с самыми популярными теориями учёных Древней Греции. Создание проблемной ситуации. Учитель: - Но А. Самосский построил свою систему. Чем его система отличалась от Аристотеля и Птоломея. | Сообщение заранее подготовленных детей о системах Вселенной древнегреческих учёных Аристотеля и Птоломея. Поиск ответа на вопрос учителя с использованием разных источников информации | Заполнение таблицы в тетради с использованием раздаточного материала и атласа. Проверка в парах записи в таблице. Работа с учебником стр. 44, сети интернет и презентацией | Сформированы знания о представлениях древних учёных о Вселенной |
6. Закрепление (Слайды 21-22) | Ну что ж, подведем первые итоги. | Выполнение заданий, представленных в презентации. | Работа с презентацией и атласом | |
8. Домашнее задание | Сообщение домашнего задания. Пояснение. | | §8, вопросы на стр. 45 Задания по выбору: 1. Подготовить индивидуальные сообщения о Копернике, Д. Бруно, Г. Галилее. 2. Нарисовать рисунок, как древние люди себе представляли Вселенную. 2. Нарисовать рисунок свою фантастическую планету или Вселенную. | Сформированы умения оценивать свои силы и возможности в подготовке домашнего задания |
6. Рефлексия | Учитель: - Итак, друзья мои, сегодня вы сделали большой шаг к новым знаниям. (Учитель просит возвратиться к цели и задачам сегодняшнего урока). - Какую цель мы ставили в начале урока? - Как вы считаете, достигли мы этой цели? Вселенная полна загадок и тайн. Как магнит она притягивает к себе все человечество, которое невольно обращает взор на завораживающее своей красотой ночное звездное небо. Я думаю, что каждый человек мечтает, чтобы на этом бескрайнем небосводе сияла и его звезда. И сегодня у вас есть такая возможность. Перед вами лежат 3 разные звездочки (1-красная,2-зеленая,3-оранжевая: 1 - я испытываю проблемы 2 - я уверен в своих знаниях 3 - это же так просто! Выберите свою звездочку и приклейте ее на наше звездное небо. | Дети проговаривают цели и задачи анализируют успешность достижения каждой цели. | Работа с презентацией | Сформированы умения оценивать результат, свою работу и работу товарищей. |