СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку "Особенности природы Западной Сибири"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ваше вниманию предлагаю технологическую карту и разработку урока по теме "Особенности природы Западной Сибири"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку "Особенности природы Западной Сибири"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Учитель

Рыбина Людмила Леонидовна

Предмет

География

Класс

8

Тема урока

«Особенности природы Западной Сибири»

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма проведения

Урок - поиск

Цель урока

Создание условий для формирования знаний об особенностях крупных природных регионов России на примере Западно-Сибирской равнины.

Задачи урока

Образовательные:

  • формирование представлений об особенностях географического положения, рельефа, геологического строения, внутренних вод, климата и растительности Западной Сибири;

  • формирование представлений о природных особенностях и ресурсах Западно-Сибирской равнины;

  • рассмотрение взаимосвязей природных компонентов Западно-Сибирской равнины.

Развивающие:

  • развитие умения определять тему и цель урока;

  • совершенствование навыков работы с картами России: физической, климатической, тектонической;

  • развитие умения учащихся работать в группах и выступать перед аудиторией.

Воспитательные:

  • развитие коммуникативных способностей;

  • формирование географической культуры, воспитание патриотизма, любви к Родине, экологическое воспитание учащихся на примере взаимодействия компонентов природы.

УУД

Предметные:

создание условий для формирования представлений:

  • об особенностях географического положения Западной Сибири;

  • о влиянии географического положения на формирование природных условий Западной Сибири;

  • об уникальных чертах рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири, выделяющих её среди других регионов России;

  • о природных ресурсах Западной Сибири, о проблемах освоения ресурсов, об экологических проблемах.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

создание условий для формирования способности:

  • организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • самостоятельного приобретения новых знаний, управления своей познавательной деятельностью.

Познавательные УУД

обеспечение условий для формирования умений:

  • вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой;

  • использовать карты как информационную образно-знаковую модель действительности.

Коммуникативные УУД

Создание условий для формирования умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группах.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Знать:

  1. особенности географического положения Западной Сибири;

  2. влияние географического положения на формирование природных условий Западной Сибири;

  3. уникальные черты рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири, природных ресурсов, выделяющих ее среди других регионов России;

  4. географическую номенклатуру.

Уметь:

  1. составлять характеристику географического положения Западной Сибири на основе карт;

  2. объяснять влияние географического положения на формирование природных условий;

  3. объяснять уникальность черт рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири, природных ресурсов, выделяющих ее среди других регионов России;

  4. показывать на карте объекты географической номенклатуры.


Личностные:

  1. эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования;

  2. понимание образного языка художественного произведения


Метапредметные:

  1. уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  2. вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

  3. уметь взаимодействовать с людьми, работать в группах, представлять себя, вести дискуссию.

Основные понятия (номенклатура)

Полуострова: Ямал, Гыданский

Равнины: Западно-Сибирская, Ишимская, Барабинская, Васюганская, Сибирские Увалы

Озеро: Чаны

Реки: Обь, Пур, Таз, Тавда, Исеть, Тобол, Ишим, Иртыш, Чулым, Вах, Надым, Кеть, Омь, Бия, Катунь

Межпредметные связи

География, Литература, История

Методы

Частично – поисковый, проблемный

Технологии

ИКТ, групповая, критического мышления, игровая

Оборудование

Компьютер, мультимедиапроектор, экран, физическая карта России, карточки-задания для выполнения работы, презентация «Особенности природы Западной Сибири».

Учебник: И.И.Баринова «География России. Природа» 8 класс. – М.:Дрофа, 2014.

Атлас «География России»



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный

(1 мин.)

Приветствует и проверяет готовность учащихся к уроку

Проверяют свою готовность к уроку

Личностные:

- мотивация к познанию.


Познавательные:

- осознание необходимости новых знаний, формулировка темы урока;

- самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели;

- выбор источников информации, поиск информации;

- анализ и обобщение фактов и явлений;

- выявление причинно-следственных связей.


Регулятивные:

- определение и формулировка цели деятельности;

- составление плана по решению учебной задачи;

- осуществление действий по его реализации; оценка своей работы;

- соотнесение результатов деятельности с целью урока.

Коммуникативные:

- организация учебного взаимодействия в группах;

- владение монологической и диалогической речью;

- умение доносить свою позицию до других.

2.

Актуализация знаний.

Постановка цели урока.

(4 мин)

Постановка темы, цели и задач урока.



- Ребята, мы с вами уже изучили природу нескольких регионов России.


- С какими физико – географическими районами мы познакомились?


- Прошу выйти к карте и показать эти районы.

- К какой части света эти регионы относятся?

- Теперь нам предстоит начать изучение ее Азиатской части.

В поэме А. Твардовского «За далью – даль» (слайд 1) говорится:

«Урал! Невольною печалью

Я отдаю прощенью дань…

А за Уралом – Зауралье,

И там своя, иная даль…»


- Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала?


- Итак, как же звучит тема нашего урока?


- Запишите тему урока в тетрадь.

«Западно-Сибирская равнина. Особенности природы» (слайд 2)



«Неведомая, дикая, седая

Медведицею белою Сибирь,

За камни, за Уралом пропадая,

Звала, звала меня в неведомую ширь.

Что в этой шири, где конец раздолью,

А может быть, и нет у ней конца,

Но к ней тянулись за вольготной долей

Отчаянные русские сердца»


- Действительно, изучив Русскую равнину и Кавказ, перевалив через Уральский хребет, мы попадаем в восточную, азиатскую часть нашей необъятной страны.

А что мы знаем о Западной Сибири?

Откуда появилось такое название?

Существует несколько версий происхождения слова «Сибирь», и до сих пор не установлено, какая из них является истинной. Возможно это слово произошло от слова «Сибир» (шибур) - названия группы финно-угорских народов, населяющих эту территорию, а может от монгольского слова «Шибир», означающего болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Предполагается, что так во времена Чингиз-хана монголы называли пограничную с лесостепью часть тайги.

В конце 15 века русские проникли на Иртыш, а на рубеже 15-16 веков в низовье Оби.

С похода, какого землепроходца в 1581 – 1584 годах началось быстрое освоение и заселение русскими Сибири? (Ермак)

Отряд Ермака хорошо изучил все речные пути Западной Сибири, все приречные области. М.В.Ломоносов говорил: «Российское могущество прирастать будет Сибирью». Его гениальная прозорливость подтвердилась. Сибирь оказалась кладом богатств.


Давайте сформулируем цель нашего урока.(дети вместе с учителем формулируют цель урока)

- А что мы с вами знаем о Западной Сибири?

Запишите свои сведения о Западной Сибири в левую колонку таблицы. (приложение 1)

Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей работы:

Отвечают на вопросы учителя, стремятся к самостоятельному формулированию цели и задач урока.



Учащиеся показывают на карте районы – Русскую равнину, Северный Кавказ и Урал.

Это Европейская часть нашей страны.









Ответы учащихся - Западная Сибирь.


Природа Западной Сибири.











































Формулируют цель урока:

Изучить особенности Западно-Сибирской равнины.

Учащиеся заполняют таблицу (приложение 1)

3.

Изучение нового материала

(30 мин)

А теперь давайте забудем, что Западная Сибирь уже давно изучена. И мы с вами будем первопроходцами. Предлагаю вам попробовать себя в роли исследователей, я буду вашим научным руководителем, а наши гости экспертами ученого совета, на котором нам с вами предстоит озвучить наши результаты исследований.

Наша цель – выявить уникальные черты природы Западной Сибири и ответить в конце урока на вопрос: Может ли плоский рельеф сыграть решающую роль в формировании природных условий? (вопрос записывается на доске)

А для этого что мы должны изучить?



Но, прежде, чем приступить к изучению данного объекта, нужно знать его точны адрес, т.е. географическое положение.

Границы равнины – это отчётливо выраженные естественные рубежи:

- на севере – береговая линия Карского моря (сл.3);

- на юге – подножия гор Южной Сибири (Казахского мелкосопочника, Алтая, Кузнецкого Алатау, Салаирского Кряжа) (сл.4);

- на западе – восточнее предгорий Урала,(сл.5)

- на востоке – долина р. Енисей,(сл.6).

Протяженность с З на В -1000-2000 км(расширяясь к югу), и С С на Ю - 2500 км.(сл.7)

Очертания равнины имеют форму - трапеции.

В северной части равнину пересекает северный полярный круг.


Какие черты географического положения равнины мы можем выделить?



Мы отправляемся в путешествие и начинаем работать.

Для выполнения работы вы разделились на группы. Я выдаю вам инструктажи и маршрутные листы. У каждой группы на маршрутном листе указан вопрос, на который вы должны будете дать ответ по итогам своего исследования.


На работу отводится 10 минут.



Учащиеся отчитываются о проделанной работе.















Ответы учащихся – рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы.



Записывают в тетради ГП Западносибирской равнины













По карте определяют, какую геометрическую фигуру напоминают очертания равнины?

Выделяют черты ФГП:

1 – удаленность от Атлантического и Тихого океанов;

2 – открытость к Северному Ледовитому океану;

3 – большая протяженность по широте и долготе;

4 – расположенность в умеренных широтах.

Включение в деятельность в группах: сбор, поиск материала.


Выступление учащихся от каждой группы.


4.

Подведение итогов

(2 мин)

Мы рассмотрели основные особенности природы Западной Сибири. Готовы ли вы ответить на наш вопрос «Может ли плоский рельеф сыграть решающую роль в формировании природных условий?»

Западная Сибирь – ее необъятные просторы, ее бескрайняя тайга, ее богатые природные ресурсы, ее плодородные земли степей – все это наша Родина. Ее нельзя не любить!

Удивительная и неповторимая по своей красоте природа, давно воспета на полотнах художников, она живет в волшебных словах наших писателей и поэтов. Вот такие слова написал об этой равнине поэт И. Фролов:

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади.

Равнина – на север,

Равнина – на юг.

Как будто гористую

Землю разгладил

Какой-то гигантский утюг.

Учащиеся дают ответы на вопрос.


5.

Закрепление и обобщение новых знаний.

(4 мин.)

Для закрепления изученного материала я предлагаю вам поработать с карточками. Вставьте пропущенные слова в предложения (приложение 2).

Для обобщения новых знаний я прошу вас составить синквей.

СИНКВЕЙ – пятистишие:

1 строка – главное слово

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – крылатая фраза, утверждение

5 строка – существительное-синоним, который выражает суть слова

Учащиеся заполняют карточки (приложение 2)



Учащиеся составляют синквей.


6.

Рефлексия

(2 мин)

А сейчас я попрошу вас вернуться к нашим табличкам (приложение 1) и заполнить правую графу. Что нового вы узнали на уроке о Западной Сибири?

Учащиеся заполняют таблицу (приложение 1).


7.

Домашнее задание

(2 мин)

Прочитать § 40, 41. И задание на выбор:

1 – нарисовать герб Западной Сибири или

2 – составить кроссворд по номенклатуре Западной Сибири.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!