СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 5 класс. Урок 46. Рассказ о страдающих душах (И.С. Тургенев «Муму»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 5 класс.

 

 

Урок 46. Рассказ о страдающих душах (И.С. Тургенев «Муму»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 5 класс. Урок 46. Рассказ о страдающих душах (И.С. Тургенев «Муму»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 6 класс


Урок 46. Рассказ о страдающих душах (И.С. Тургенев «Муму»)

Раздел 4. «Открывая мир вокруг»

Рабочее название урока: Кто герой рассказа «Муму»?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока.


Цель: знакомство с произведением И.С. Тургенева «Муму», выявление конфликта одиночества.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.









2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.


























































































































































































































3.Работа с текстом после чтения.

Анализ названия. «Муму» – странное название, как будто слово, произнесённое ребенком. Это слово нам известно, потому что давно стало назывным. Мы представляем мужика с собакой, которую тот почему-то топит. Рефлексия. Короткое, хлесткое, страшное название. Единственное слово, которое мог произнести Герасим, – имя бессловесного животного, собачки, которую он любил. Его протест миру. Символ беззащитных, забитых и бесправных людей, которые тоже имеют право на счастье.

Формулируем тему урока:

Кто герой рассказа «Муму»?



Читаем и анализируем текст на с. 185.

В одной из отдалённых улиц Москвы (имеется в виду периферийность происходящего), в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом (большинство исследователей сходится, что писатель изобразил конкретный дом, в котором жила его матушка, Варвара Петровна, в таком случае это Остоженка, дом 37), жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней. (Слово «некогда» соотносит данный текст с притчей. То есть в некотором царстве, в некотором государстве некогда проживала…) Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. (Интересно, к чему относится слово «скупой»? К скупости материальной или духовной?) День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи. (В молодости у неё было мало радости, не лучше выдалась и старость.)

Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста. (Если перевести 12 вершков (вершок – 4,44 см) в метры, то мы получим примерно полметра. Дело в том, что раньше рост человека составлялся из аршин и вершков, а поскольку взрослый человек редко бывал менее двух аршин (142 см) ростом, в данном случае речь идёт именно о двенадцати вершках сверх двух аршин — то есть примерно 195 см), сложенный богатырём и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев (одинок, как и барыня), и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком (тягловый, то есть недряхлый, не вышедший из лет). Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось (шло успешно, «споро») в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день (до Петрова дня, то есть до 12 июля) так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом (двухметровым), и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей (старое написание, сегодня «плеч»). Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной (неутомимой) работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником. (Былинного богатыря определили в дворники.)

Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется (делается, простонародное), – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – Бог весть! (Сравнение с быком снижает образ богатыря.) Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ (В Почему? О Наверное, работа была очень легкой?); за полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения (В Почему загадочного? О Наверное, потому что то, что случилось с ним, было для него неожиданно.), то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык, наконец, к городскому житью. П Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить. И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка (Разбитая кляча – старая, заморенная лошадь с разбитыми от работы копытами.), он только двинет плечом – и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья; а что насчёт чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке (во всём районе) очень стали уважать его; даже днём проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди, при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики. Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, – они его побаивались, – а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьёзного, любил во всем порядок; даже петухи при нём не смели драться (понижение образа), а то беда! увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака. (Ещё одно понижение образа.) Ему отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.

Так прошёл год, по окончании которого с Герасимом случилось небольшое происшествие.

Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всём следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную (Раньше, до отмены крепостного права, иные помещики держали у себя целый штат слуг, чтобы не тратиться на услуги парикмахера, прачки, врача, столяра и т.д.): в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, – был даже один шорник (изготовитель сёдел), он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей (Универсализация, в основе своей имеющая жадность хозяйки.), был домашний лекарь для госпожи, был, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький (то есть алкоголик). Климов почитал себя существом обиженным и не оценённым по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уже именно с горя (очень характерное поведение). Вот зашла однажды о нём речь у барыни с её главным дворецким, Гаврилой, человеком, которому, судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом. (Считается, что люди с жёлтыми глазами изворотливы и способны выпутаться из любой ситуации, они артистические и гибкие. Утиный нос же – признак энтузиазма, проворства и азартности.) Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого накануне только что отыскали где-то на улице. (Людям такого склада свойственно проявлять заботу о людях, которых они считают как бы своими. Причём их мелкие пороки и прегрешения воспринимаются ими как должное, а, наоборот, светлые проявления приводят в ярость. Объяснение всему этому достаточно простое: им нравится повелевать ничтожными людьми, а на фоне цельных людей они чувствуют себя ущербными.)

– А что, Гаврила, – заговорила вдруг она, – не женить ли нам его, как ты думаешь? Может, он остепенится.

– Отчего же не женить-с! Можно-с, – ответил Гаврила, – и очень даже будет хорошо-с.

– Да; только кто за него пойдёт?

– Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно-с. Всё же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен; из десятка его не выкинешь.

– Кажется, ему Татьяна нравится?

Гаврила хотел было что-то возразить, да сжал губы. (В Почему? О Наверное, существовало какое-то противоречие, которое он знал, но не хотел говорить о нём барыне.) (Понимал, что это далеко не самая лучшая идея, но не хотел лишиться места.)

– Да!.. пусть посватает Татьяну, – решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок, – слышишь?

– Слушаю-с, – произнес Гаврила и удалился. Возвратясь в свою комнату (она находилась во флигеле и была почти вся загромождена коваными сундуками) (тоже очень характерная деталь), Гаврила сперва выслал вон свою жену, а потом подсел к окну и задумался. Неожиданное распоряжение барыни его, видимо, озадачило. Наконец он встал и велел кликнуть Капитона. Капитон явился... Но прежде чем мы передадим читателям их разговор, считаем нелишним рассказать в немногих словах, кто была эта Татьяна, на которой приходилось Капитону жениться, и почему повеление барыни смутило дворецкого.

Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и учёной прачке, поручалось одно тонкое бельё), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке (двадцать восемь по тем меркам – уже перестарок). Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой – предвещанием несчастной жизни... Татьяна не могла похвалиться своей участью. (В Почему? О Потому что не видела воли?) С ранней молодости её держали в чёрном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали её плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей да другие дядья у ней в мужиках состояли – вот и всё. Когда-то вроде слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила. П Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни (типичный портрет забитой женщины), хотя та её почти в глаза не знала. Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась, бывало, когда ей случалось пробегать мимо него, спеша из дома в прачечную, – Герасим сперва не обращал на неё особенного внимания, потом стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на неё начал, наконец и вовсе глаз с неё не спускал. Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – Бог его знает! (Почувствовал, что она такая же одинокая, как и он сам.) Вот однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту... кто-то вдруг сильно схватил её за локоть; она обернулась и так и вскрикнула: за ней стоял Герасим. Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей пряничного петушка, с сусальным золотом на хвосте и крыльях. Она было хотела отказаться, но он насильно впихнул его ей прямо в руку, покачал головой, пошёл прочь и, обернувшись, ещё раз промычал ей что-то очень дружелюбное. С того дня он уж ей не давал покоя: куда, бывало, она ни пойдёт, он уж тут как тут, идёт ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками, ленту вдруг вытащит из-за пазухи и всучит ей, метлой перед ней пыль расчистит. Бедная девка просто не знала, как ей быть и что делать. Скоро весь дом узнал о проделках немого дворника; насмешки, прибауточки, колкие словечки посыпались на Татьяну. Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шуток не любил; да и её при нём оставляли в покое.


– Как вы думаете, в чём конфликт этого произведения?

– Составьте несколько вариантов продолжения этого рассказа, от оптимистичного до пессимистичного (работа по группам).

– На основании текста составьте литературный портрет барыни, Герасима, Гаврилы, Капитона и Татьяны. Попробуйте предположить, какие из героев могут вступить в конфликт и почему? (Варианты в парах: Капитон – Герасим, Гаврила – Герасим, Герасим – барыня).

– Предположите, кто является главным героем рассказа.

III. Итог урока.

Главный герой этого произведения – одиночество. Одиночество – беда многих людей. Но одни скрашивают его заботой о тех, кто нуждается в тепле, другие пытаются оправдать своё существование, тираня и унижая всех, кто рядом; упиваясь своей властью над другими людьми, но не становясь от этого более счастливыми. Так вышло, что общество того времени дало юридическую возможность одним властвовать над другими.


IV. Домашнее задание.

Выполнить дома задания I и II в рабочей тетради на с. 34–36.


© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!