СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку в 10 классе "Культура речи "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты: пополнять словарный запас;  развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; развивать речевую культуру; бережно и сознательно относиться к родному языку; свободно,  правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам  и продолжения образования

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку в 10 классе "Культура речи "»

Приложение № 1

Технология метапредметной языковой работы. Технологическая карта учителя

Изучение темы «Культура речи» в 10 классе.

Используемый учебник: Бабайцева В.В.Русский язык. 10-11кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений филол.профиля/В.В.Бабайцева.-М.:Дрофа, 2010 Дополнительные учебные пособия: Методические рекомендации к учебнику В.В.Бабайцевой /Русский язык10-11 классы/ для общеобразовательных учреждений филологического профиля/ В.В.Бабайцева, А.Д.Беднарская, О.А.Сальникова.- М.:Дрофа, 2007; Сальникова О.А.Поурочные разработки к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык.10-11классы» для общеобразовательных учреждений филол. профиля /О.А.Сальникова. - М.:Дрофа, 2008

1. Формирование УУД:

- Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

- Регулятивные УУД: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты, вносить определенную коррекцию в процессе деятельности.

-Коммуникативные УУД: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка; способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

- Познавательные УУД: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков для анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

2. Межпредметные связи: Литература, МХК, обществознание, история

3. Планируемые результаты: пополнять словарный запас; развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; развивать речевую культуру; бережно и сознательно относиться к родному языку; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования



Предварительная работа

1.Подготовлены этимологические справки к следующим терминам (указать термины и текст справки, в том числе подготовленной учащимися в качестве домашнего задания) Было дано опережающее задание: обратиться к разным словарям и выписать из них определения слов культура, культурный (задание 199) К этим словам подготовить этимологическое толкование.

Культура. Этимологический словарь русскогоязыка-М.: ЮНВЕС,2003

Латинское – cultura (возделываю, обрабатываю землю).

В середине XVIII в. слово распространилось в русском языке в значении «разведение растений». Современное значение – «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» – существительное приобрело позднее – в XIX в.

Исследователи не могут точно сказать, из какого именно языка слово проникло в русский. В качестве наиболее вероятных называют французский (culture), немецкий (Kultur) и английский (culture).

Производные: культурный, культурность, бескультурье.

Культура. Толковый словарь Ожегова

-ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к. (физкультура). л, речи, II прил. культурный, -ая, - ое (к 1, 3 и 4 знач.).

Культура. Социологический словарь

(от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - англ. culture; нем. Kultur. 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека. 2. Сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества. 3. Уровень овладения той или иной областью знаний или деятельности. 4. Формы соц. поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования. 

Культура. Юридический словарь

Человек был вынужден приспособиться к условиям окружающей среды, чтобы выжить. Это приобретенное знание жизни, изменяемое и передаваемое из поколения в поколение, называется "культурой". С точки зрения социологии, этот термин охватывает весь образ жизни общества, и в этом смысле каждый, кто участвует в жизни общества, считается "культурным". Культура складывается из предметов деятельности, которыми пользуется все человечество. Эти предметы могут быть двух основных видов: материальные и нематериальные. Материальная культура состоит из предметов или физических объектов, созданных людьми, таких как одежда, школы, фабрики, города, книги, космические корабли, культовые знаки и т.п. Нематериальная культура складывается из более абстрактных понятий, таких как языки, идеи, верования, правила, обычаи, мифы, навыки, образцы семейной жизни, политические системы и т.д. Возможно, по крайней мере, концептуально отделить "культуру" от "общества". Культура состоит из предметов деятельности общества, которыми оно пользуется; общество состоит из взаимодействующих между собой людей, объединенных одной культурой. Общество распадается без культуры. Культура, в свою очередь, не может существовать без общества, которое ее развивает. 





2.К тексту параграфа учебника, представленному на стр. 128-134, подготовлены следующие задания для активизации работы с языком предмета: какие качества хорошей речи вы знаете? (задание 201); чтение параграфа, составление его плана; объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста (высказывание лингвиста Л.И.Скворцова); спишите эпиграф к разделу «Культура речи». Как вы понимаете высказывание К.Г. Паустовского? Согласны ли вы с этой мыслью? Письменно докажите справедливость данного высказывания. …………………………………………………………………………………………………………….....

3.Задания игрового характера «В эфире - новости»

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.

…………………………………………………………………

Работа на уроке

  1. При введении нового термина «культура речи…» учащиеся сами определяли значение нового слова, сопоставляя его с известными им словами «культура…», «культурный…» Урок начинается с сопоставления выписанных определений и попыток собственного толкования термина культура речи…

  2. На уроке были отмечены следующие ошибки учащихся при формулировании терминов, их определений, условий заданий и т.д.: Культура речи заключается только в следовании нормам языка (орфоэпические, грамматические, лексические, стилистические). При формулировании термина обучающиеся отмечают прежде всего нормы современного русского языка и опускают в формулировке, что культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка (качества хорошей речи) В формулировании термина обучающиеся в основном допустили ошибки: не указывается род понятия (культура речи - это когда соблюдаются нормы речи); определение являлось слишком узким; определение заключало в себе круг (культура речи - это умение культурно выражать свои мысли) .………………

  3. Приемы мнемотехники: для запоминания термина «культура речи » были использованы (придуманы) следующие словесные формулы – биномы фантазии: культура-возделывание; культура речи - качества; культура речи – коммуникативная задача; афоризмы.

4.По тематике урока был использован следующий лингвокультурологический материал (дать краткую справку) Культура (от лат. cultura, от глагола colocolere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания,лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

Знание культуры предполагает принадлежность человека к данной нации. Человеку должно быть неловко, если он не знает, кто такой Ломоносов, и не читал “Евгения Онегина, По подобным признакам человек не может быть отнесен к русской культуре. Его считают либо иностранцем, либо невеждой, Как известно, не определено само содержание понятия «культура». Культурой традиционно называют то, что не относится к природе, а значит, здания, орудия, одежда, способы приготовления пищи, социальное взаимодействие, вербальная и невербальная коммуникация, воспитание детей, образование, религия, эстетические предпочтения, философия и многое другое. Разделение культуры на материальную и духовную во многих случаях искусственно. Называя разделение культуры на материальную и духовную, (электронный научный журнал №11(19), 2012 www.sisp.nkras.ru, исследователи отмечают единство культуры, где каждый материальный предмет, прежде чем он был создан, должен был сначала стать «идеей» в мозгу человека . Компоненты культуры в связи с этим перечислить невозможно. Есть мнение, что под культурой «подразумевают очень широкий круг явлений, событий, признаков, предметов».

В толковых словарях термин культура определяется как совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и умственной жизни.

Культура отдельного человека заключается не только в знании искусства (литературы, живописи, музыки и т.д.), умении вести себя в обществе, в его действиях и поступках, но и в знании языков, и прежде всего своего родного языка, умении пользоваться им при общении с другими людьми.

Культура речи - часть общей культуры человека……………………………

Рефлексия языковой работы на уроке

3. Высокая активность школьников отмечена при выполнении заданий: сопоставление определений культуры речи С.И. Ожегова с определением профессора Е.Н.Ширяева. Актуализировать беседу с классом помогли вопросы (как вы оцениваете неграмотную речь, в которой автор пытается выразить что-то дельное; будет ли оценена как хорошая абсолютно правильная речь, но безликая) Интересным показался шутливый рассказ Н.Г. Чернышевского (задание 202). Дети активно приводили свои примеры богатства русского языка. Высокая активность была в начале урока, когда обучающиеся пытались дать собственное толкование термина культура речи………………………………………………………..

4. В ходе выполнения задания « произведите синтаксический разбор первого предложения» (задание 200) возник и был обсужден еще такой языковой вопрос однородные члены ………………………

5. Низкий уровень активности отмечен при выполнении заданий: выпишите все глаголы (в том числе и выделенные) и обозначьте в них морфемы (задание 202) …………………………………………………………………

6. Будет ли продолжена работа по лингвистической проблеме? Если да, то опишите планируемые действия (поисково-исследовательская работа) По данной лингвистической проблеме будет предложено задание: разработать лингвокультурологический материал к термину культура речи, используя параграф учебника, высказывания лингвистов, писателей, художественные произведения, которые обозначены в тексте параграфа39

Дополнительные замечания, наблюдения учителя:

Творческую работу по высказыванию А.Моруа «Разговор-это здание, которое строят совместными усилиями» (см. О.А.Сальникова. Поурочные разработки) написать не успели, хотя планировалось, зато успешно прошла работа с эпиграфом, творческая работа (сочинение-рассуждение) вызвала интерес, хотя первоначально планировалась устная форма речи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!