СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока географии "Минеральные ресурсы России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для 8 класса по теме: "Минеральные ресурсы России"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии "Минеральные ресурсы России"»

Дата 26.10.

Тема: Минеральные ресурсы России

Цель: 1. Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых;

сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами;

познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.

2.Уметь работать с текстом учебника, картами атласа.

Задачи урока для учащихся:

1.Совершенствовать навыки работы с технологической картой.

2.Осуществлять разные виды контроля.

3.Учиться работать в парах.

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебники, коллекция полезных ископаемых, атлас 8 класс, технологические карты урока, тетради.

Планируемые результаты

Предметные: Анализировать физическую и тектоническую карты и выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением(осадочные, магматические, метаморфические).

Обсуждать преимущества и недостатки разных способов добычи полезных ископаемых и проблему их рационального использования.

Наносить на контурные карты угольные и железорудные бассейны, нефтегазоносные районы России.

Метапредметные: умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Личностные: формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Ресурсы урока: учебник, физическая карта, маршрутные листы, презентация, видеоролик

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности .

Активизация учащихся

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те кто готов работать сегодня с полной отдачей…

Здравствуйте все!

Эмоциональный настрой на урок

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Дидактическая задача: создание проблемной ситуации и формулирование учебной проблемы

Контроль знаний: 1. Выполнение географического диктанта. Сл.1

Выяснение причин затруднений.

2. Покажи на карте:

Номенклатура: равнины Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Кавказские, Алтай, Саяны, Салаирский кряж, Кузнейкий Алатау; хребты Прибайкалья, Забайкалья, Хибины, Становой хребет; Становое, Патомское, Алданское нагорья; Сихотэ-Алинь, Джугджур, Буреинский хребет; хребты Черского, Верхоянского.

Ключевая Сопка – это самый …

Выполняют диктант. Самопроверка оценивание



Работа с картой, по цепочке показывают объекты


Изучение нового материала.

Постановка учебных целей и задач.

Чтобы узнать тему урока, вам придётся отгадать несколько детских загадок.

Зачитываю несколько загадок о полезных ископаемых. Что общего у всех ответов?

Какой будет тема урока?

Ребята, Россия в мире считается одной из крупнейших горнодобывающих держав, вот нам нужно сегодня на уроке доказать действительно это так или нет.

С чего начнём решение проблемы? Какие будем решать задачи:

  1. Узнать, какими минеральными ресурсами обладает Россия

  2. Определить, как расположены минеральные ресурсы.

Расшифровывают тему урока «Минеральные ресурсы»

Высказывают свои предложения.




С помощью учителя проговаривают следующий этап урока, ставят цель.

Беседа с учителем. Составляют план действий с помощью учителя



Ваша задача выяснить следующие вопросы:

Полезные ископаемые - минеральные образования, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве. Например….

Месторождения полезных ископаемых - Крупные скопления руд называют

Бассейн - Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют.

Работа в группах:

1. Осадочные минеральные ресурсы

2. Рудные минеральные ресурсы

3. Взаимосвязь тектонических структур и полезных ископаемых

Работа с учебником и маршрутными листами. Записывают определения терминов, оценивание.

Физминутка.

Реализация построенного проекта. Первичное закрепление знаний.

Работа с картой атласа: Определите месторождения полезных ископаемых.

1 группа: рудные

Железные руды — Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды — Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды — Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) — Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край.

2 группа Осадочные

Апатиты — Кольский полуостров.

Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Поваренная соль — Поволжье (озеро Баскунчак).

3 группа Осадочные топливные.

Нефть — Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн.

Газ — север Западной Сибири.

Каменный уголь — Печорский, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский, Ленский бассейны.

Бурый уголь — Канско-Ачинский бассейн.

Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах. В Якутии алмазы связаны с траппами. Найдены алмазы и в Архангельской области. В обоих случаях месторождения алмазов находятся на платформах, но связаны с интрузиями, т. е. с вулканической деятельностью. (Вспомните кимберлитовые трубки.)

Работают с картой атласа, показ на настенной карте. самооценка


Первичный контроль

Работа с контурными картами:

Отметьте месторождения полезных ископаемых:

1) нефти и газа — Западно-Сибирская равнина, Волго-Уральский бассейн, Северный Кавказ, остров Сахалин;

2) каменного угля — Кузбасс, Донбасс, Печорский, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский бассейны;

3) бурого угля — Канско-Ачинский бассейн;

4) железных руд — КМА, бассейн Ангары, Кольский полуостров, город Норильск;

5) медно-никелевых руд — Кольский полуостров, город Норильск;

6) алмазов — Якутия (город Мирный), Архангельская область;

7) золота — Забайкалье (город Бодайбо);

8) калийных солей — Предуралье.

Работают с контурными картами.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует рефлексию. Добились ли мы поставленной цели? Почему Россия является

одной из крупнейших горнодобывающих держав, удалось нам сегодня на уроке это доказать?

Сл. с рефлексией

Предлагаю провести самооценку учебной деятельности





Проводят самооценку за урок.

Д/з работа с контурной картой

Записывают д/з

Географический диктант

Покажи на карте:

Номенклатура: равнины Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Кавказские, Алтай, Саяны, Салаирский кряж, Кузнейкий Алатау; хребты Прибайкалья, Забайкалья, Хибины, Становой хребет; Становое, Патомское, Алданское нагорья; Сихотэ-Алинь, Джугджур, Буреинский хребет; хребты Черского, Верхоянского.

Ключевая Сопка – это самый …

1

Платформа


2

Плита


3

Щит


4

Складчатые области


5

Возрожденные горы


6

Фундамент


7

Осадочный чехол


8

Интрузия


9

Тектоническая карта


10

Кавказ


11

Алтай


12

Урал


13

Тектоническая карта


14

Физическая карта


15

Рельеф


Оценка за диктант: _____и оценка за работу с картой_________

Работа с терминами:

Полезные ископаемые - _________________________________________________________________________

Месторождения полезных ископаемых - ______________________________________

Бассейн - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________



























Работа с контурными картами

Отметьте месторождения полезных ископаемых:

1) нефти и газа — Западно-Сибирская равнина, Волго-Уральский бассейн, Северный Кавказ, остров Сахалин;

2) каменного угля — Кузбасс, Донбасс, Печорский, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский бассейны;

3) бурого угля — Канско-Ачинский бассейн;

4) железных руд — КМА, бассейн Ангары, Кольский полуостров, город Норильск;

5) медно-никелевых руд — Кольский полуостров, город Норильск;

6) алмазов — Якутия (город Мирный), Архангельская область;

7) золота — Забайкалье (город Бодайбо);

8) калийных солей — Предуралье.









Группа 1.

Составить схему осадочных минеральных ресурсов:

Осадочные полезные ископаемые









Виды:









Примеры месторождений;











Определить районы распространения




Железные руды — __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Никелевые руды — ____________________________________________________________

Медные руды — _______________________________________________________________

Полиметаллические руды (свинец, цинк) — _______________________________________.

Алюминиевые руды — _________________________________________________________.

платформах, но связаны с интрузиями, т. е. с вулканической деятельностью. (Вспомните кимберлитовые трубки.)

















Группа 1.

Составить схему магматических минеральных ресурсов:

Магматические (рудные) полезные ископаемые









Виды:









Примеры месторождений:











Вывод:

Определить районы распространения (месторождения)

Апатиты — __________________________________________________________________

Калийные соли — _____________________________________________________________

Поваренная соль — ____________________________________________________________















3 группа

Выяснить взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Форма

рельефа

тектоническая структура

полезные ископаемые

Русская равнина

Восточно-Европейская платформа

нефть, уголь, железная руда, соли

Западно-Сибирская равнина



Среднесибирское плоскогорье



г. Хибины



Алданское нагорье



г. Уральские



г. Кавказ



Срединный хребет




Определить районы распространения (месторождения):


Нефть — _____________________________________________________________________

Газ — ________________________________________________________________________.

Каменный уголь — _______________________________________________________

Бурый уголь — __________________________________________________________


ОЦЕНКА за урок:





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!