СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Из чего состоит земная кора"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Из чего состоит земная кора" (Алгоритм успеха)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Из чего состоит земная кора"»

План – конспект урока по теме «Из чего состоит земная кора»


Тип учебного занятия по дидактической цели – изучение нового материала

Оборудование: учебник §8, рабочая тетрадь, коллекции минералов и горных пород, раздаточный материал

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1.Организационно - мотивационный этап урока

Определение

темы урока

- Какие природные явления мы изучали на прошлом уроке?

- С какими природными объектами вы познакомились?

-Элементами, какой оболочки являются эти природные объекты?

- Рассмотренные на прошлом уроке, процессы вулканизма показали, что возможны различные изменения физического состояния веществ земной коры (превращение твёрдых в жидкие, плотных и тяжелых в рыхлые и легкие).

- Известны ли вам названия этих веществ? Попробуйте сформулировать тему урока.

Вспоминают, отвечают на вопросы:

- Извержение вулканов и гейзеров


- Вулканами


- Земная кора








Из каких веществ состоит земная кора? Состав земной коры.



Создание мотивационной установки


Земная кора состоит из минералов и горных пород. В чем их сходство и в чем различие? Какие вещества находятся под нашими ногами, а какие прячутся глубоко в земле? Для чего нам необходимы знания о составе земной коры?

Рассуждают, высказывают

Значение изучаемого материала для обучающихся


Формулирование задач урока

Цель нашего урока определить состав верхней оболочки Земли - земной коры.

Для этого нам необходимо установить из каких элементов – веществ она состоит и каким образом эти элементы связаны между собой. Какой жизненный цикл они имеют?

Сформулируйте соответствующие две задачи









Формулируют задачи урока:

1.Определить, какие элементы составляют земную кору?

2. Установить, как образуются составные элементы земной коры, как они взаимосвязаны, какова их история?



2.Процессуально - содержательный этап урока

Вещества земной коры


Познакомьтесь с разнообразием предложенных веществ земной коры. Попробуйте их разложить на две группы. Назовите признаки, по которым вы это сделали.

и ответьте на вопрос: что общего и что отличного в горных породах и минералах?




- Найдите в тесте учебника подтверждение своему выводу.







- Рассмотрите рис. 21 стр.41 учебника и найдите на срезе гранита: слюду (черная), кварц (белый, стеклянный), полевой шпат (розовый или серый).




Ученики в группах (или попарно) распределяют отдельные экспонаты коллекции на две группы (возможно, кто-то и на три). Называют возможные признаки деления: цвет, плотность и вес, однородность и многокомпонентность и т.д.

В ходе обсуждения выбирается признак однородности и многокомпонентности.

Выделяют на стр. 41 и зачитывают соответствующее определение «Вещества, из которых состоит земная кора - называются горными породами и минералами. …Минералы состоят из отдельных химических элементов… Горные породы образуются из одного или нескольких минералов.»

Общее: вещества земной коры

Отличное: минералы состоят из отдельных элементов (кислород, кремний), горные породы - из минералов


Опережающее задание: мини-сочинение, сказка и т.п. на тему «Жизнь камня»

Рефлексия деятельности

Решая задачу по определению состава земной коры, мы с вами…(что сделали?)

Выявили различия в предложенных экспонатах коллекции горных пород и минералов и установили различие их по составу

Анализ источников информации формулировка вывода


Образование горных пород

Продолжим работу по изучению состава земной коры. Вы рассмотрели множество экспонатов, что вас удивило в них?

- Как вы думаете, в чем на ваш взгляд, состоит причина разнообразия горных пород?



- Рассмотрите образцы горных пород в разных коробочках (1, 2, 3). Что у них общего?


Что общего в горных породах различных групп и отличного от других?




- Используя текст учебника стр.41-43 выполните задание №1 стр. 21 в рабочей тетради.



- Выскажите свое предположение о возможных причинах такого разнообразия.

- Попробуйте построить схему взаимодействия веществ в земной коре. Можно ли сделать эту схему круговой? Если нет, что чего вам недостает?

Высказывают свои впечатления. Называют: красоту, мощь отдельных экспонатов, различие в окраске и т.д.

Т.е. – разнообразие

Рассматривая коллекции горных пород и минералов, учащиеся делают предположение, что из-за разного внешнего вида может они и образовались по-разному.

Изучают внешние особенности пород. Делаю вывод о наличии общих черт, которые объединяют их в горные породы (составные части земной коры, твердые)

Сравнивают между собой породы в группе и перечисляют признаки разных групп (темный цвет, однородность состава, большой вес для 1 группы), (отсутствие плотности, более легкие и пористые для 2 группы), (слоистость, плотность, наличие включений для 3 группы)

Индивидуальная работа с текстом учебника по выполнению задания в рабочей тетради с последующей проверкой у доски и дополнениями школьников, комментариями учителя.

Высказывают предположение о причинах различий, разнообразия


Высказывают гипотезы о возможном взаимодействии и в группах пытаются нарисовать схему, учитель помогает. Получаются только этапа круговорота – вулканизм (образование магматических пород) и выветривание (разрушение, накопление осадочных пород). 3 этап дополняет учитель метаморфизация (изменение пород под действием высокого давления и температур с превращением в метаморфические).

Подбирают выражения для отражения своего впечатления, удивления горными породами























Знакомство с круговоротом веществ земной коры как элементом естественнонаучной картины мира


































Строят гипотезы о процессе взаимодействия элементов земной коры

Рефлексия содержательная

Изучение разнообразия горных пород позволило нам сгруппировать горные породы в … (в какие группы?)

и сделать выводы о наличии в земной коре … (чего?)

Формулируют выводы и результаты работы:


- магматические, осадочные и метаморфические горные породы

- круговорота веществ

Анализ результатов деятельности


3.Этап закрепления

Закрепление и первичная проверка

Беседа по вопросам:

1.На какие три группы делят горные породы по происхождению?

2. Почему магматические породы так называются? Приведите примеры пород и характерные физические свойства.

3. Почему осадочные породы получили такое название?

Что можно сказать об их свойствах?

На какие группы делятся?


4. Какие породы относятся к метаморфическим и почему имеют такое название?


5. Вместе с песчинкой на морском дне совершите путешествие во времени. Опишите ее впечатления.

6. По предложенным на слайде фотографиям горных пород определите, к какой группе пород по происхождению она относится.




- Образуются из расплавленной магмы, которая застывает либо быстро, либо медленно. Тяжелые, твердые, плотные.


- Осаждение остатков организмов и цементирование, накопление обломков, поправляю в смысле остатки пород. Называют не сильно прочные, не очень тяжелые, рыхлые.

Метаморфоз означает превращение.

Они имеют сложное строение в результате изменений магматических и осадочных пород.

Составляют рассказ.



На листочках или в тетрадях записывают номер фотографии и начальные буквы (МГ, МТ, О)



4. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

Выпишите из текста § 8 примеры горных пород различного происхождения. Дополните перечень из других источников.

Как изменится поверхность Земли, если прекратится процесс вулканизма?

Определяют форму записей (перечень, таблицу, схему или т.п.)



Пробуют представить будущее с учетом заданных изменений и сохранении других процессов






Составление прогноза

Дополнительное задание (по желанию)

1.Задание №7 после параграфа (в кроссворде 10 элементов)

2.Посмотрите видеофрагмент «Самоцветный край» и составьте вопросы к нему.

http://www.youtube.com/watch?v=8m4df8ZkHEo

Составляют кроссворд


Формулируют 5-7 вопросов по содержанию видеофрагмента


Формулируют вопросы к кроссворду

5. Рефлексивный этап урока

Рефлексия эмоциональная

Используя прием «Острова» отметьте свое эмоциональное состояние

Располагают свой кораблик у соответствующего острова (или рисуют и подписывают свой, если не нашли подходящего названия)

Анализ своего эмоционального состояния.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!