Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся |
1.Организационно - мотивационный этап урока |
Определение темы урока | - Какие природные явления мы изучали на прошлом уроке? - С какими природными объектами вы познакомились? -Элементами, какой оболочки являются эти природные объекты? - Рассмотренные на прошлом уроке, процессы вулканизма показали, что возможны различные изменения физического состояния веществ земной коры (превращение твёрдых в жидкие, плотных и тяжелых в рыхлые и легкие). - Известны ли вам названия этих веществ? Попробуйте сформулировать тему урока. | Вспоминают, отвечают на вопросы: - Извержение вулканов и гейзеров - Вулканами - Земная кора Из каких веществ состоит земная кора? Состав земной коры. | | |
Создание мотивационной установки | Земная кора состоит из минералов и горных пород. В чем их сходство и в чем различие? Какие вещества находятся под нашими ногами, а какие прячутся глубоко в земле? Для чего нам необходимы знания о составе земной коры? | Рассуждают, высказывают | Значение изучаемого материала для обучающихся | |
Формулирование задач урока | Цель нашего урока определить состав верхней оболочки Земли - земной коры. Для этого нам необходимо установить из каких элементов – веществ она состоит и каким образом эти элементы связаны между собой. Какой жизненный цикл они имеют? Сформулируйте соответствующие две задачи | Формулируют задачи урока: 1.Определить, какие элементы составляют земную кору? 2. Установить, как образуются составные элементы земной коры, как они взаимосвязаны, какова их история? | | |
2.Процессуально - содержательный этап урока |
Вещества земной коры | Познакомьтесь с разнообразием предложенных веществ земной коры. Попробуйте их разложить на две группы. Назовите признаки, по которым вы это сделали. и ответьте на вопрос: что общего и что отличного в горных породах и минералах? - Найдите в тесте учебника подтверждение своему выводу. - Рассмотрите рис. 21 стр.41 учебника и найдите на срезе гранита: слюду (черная), кварц (белый, стеклянный), полевой шпат (розовый или серый). | Ученики в группах (или попарно) распределяют отдельные экспонаты коллекции на две группы (возможно, кто-то и на три). Называют возможные признаки деления: цвет, плотность и вес, однородность и многокомпонентность и т.д. В ходе обсуждения выбирается признак однородности и многокомпонентности. Выделяют на стр. 41 и зачитывают соответствующее определение «Вещества, из которых состоит земная кора - называются горными породами и минералами. …Минералы состоят из отдельных химических элементов… Горные породы образуются из одного или нескольких минералов.» Общее: вещества земной коры Отличное: минералы состоят из отдельных элементов (кислород, кремний), горные породы - из минералов | | Опережающее задание: мини-сочинение, сказка и т.п. на тему «Жизнь камня» |
Рефлексия деятельности | Решая задачу по определению состава земной коры, мы с вами…(что сделали?) | Выявили различия в предложенных экспонатах коллекции горных пород и минералов и установили различие их по составу | Анализ источников информации формулировка вывода | |
Образование горных пород | Продолжим работу по изучению состава земной коры. Вы рассмотрели множество экспонатов, что вас удивило в них? - Как вы думаете, в чем на ваш взгляд, состоит причина разнообразия горных пород? - Рассмотрите образцы горных пород в разных коробочках (1, 2, 3). Что у них общего? Что общего в горных породах различных групп и отличного от других? - Используя текст учебника стр.41-43 выполните задание №1 стр. 21 в рабочей тетради. - Выскажите свое предположение о возможных причинах такого разнообразия. - Попробуйте построить схему взаимодействия веществ в земной коре. Можно ли сделать эту схему круговой? Если нет, что чего вам недостает? | Высказывают свои впечатления. Называют: красоту, мощь отдельных экспонатов, различие в окраске и т.д. Т.е. – разнообразие Рассматривая коллекции горных пород и минералов, учащиеся делают предположение, что из-за разного внешнего вида может они и образовались по-разному. Изучают внешние особенности пород. Делаю вывод о наличии общих черт, которые объединяют их в горные породы (составные части земной коры, твердые) Сравнивают между собой породы в группе и перечисляют признаки разных групп (темный цвет, однородность состава, большой вес для 1 группы), (отсутствие плотности, более легкие и пористые для 2 группы), (слоистость, плотность, наличие включений для 3 группы) Индивидуальная работа с текстом учебника по выполнению задания в рабочей тетради с последующей проверкой у доски и дополнениями школьников, комментариями учителя. Высказывают предположение о причинах различий, разнообразия Высказывают гипотезы о возможном взаимодействии и в группах пытаются нарисовать схему, учитель помогает. Получаются только этапа круговорота – вулканизм (образование магматических пород) и выветривание (разрушение, накопление осадочных пород). 3 этап дополняет учитель метаморфизация (изменение пород под действием высокого давления и температур с превращением в метаморфические). | Подбирают выражения для отражения своего впечатления, удивления горными породами Знакомство с круговоротом веществ земной коры как элементом естественнонаучной картины мира | Строят гипотезы о процессе взаимодействия элементов земной коры |
Рефлексия содержательная | Изучение разнообразия горных пород позволило нам сгруппировать горные породы в … (в какие группы?) и сделать выводы о наличии в земной коре … (чего?) | Формулируют выводы и результаты работы: - магматические, осадочные и метаморфические горные породы - круговорота веществ | Анализ результатов деятельности | |
3.Этап закрепления |
Закрепление и первичная проверка | Беседа по вопросам: 1.На какие три группы делят горные породы по происхождению? 2. Почему магматические породы так называются? Приведите примеры пород и характерные физические свойства. 3. Почему осадочные породы получили такое название? Что можно сказать об их свойствах? На какие группы делятся? 4. Какие породы относятся к метаморфическим и почему имеют такое название? 5. Вместе с песчинкой на морском дне совершите путешествие во времени. Опишите ее впечатления. 6. По предложенным на слайде фотографиям горных пород определите, к какой группе пород по происхождению она относится. | - Образуются из расплавленной магмы, которая застывает либо быстро, либо медленно. Тяжелые, твердые, плотные. - Осаждение остатков организмов и цементирование, накопление обломков, поправляю в смысле остатки пород. Называют не сильно прочные, не очень тяжелые, рыхлые. Метаморфоз означает превращение. Они имеют сложное строение в результате изменений магматических и осадочных пород. Составляют рассказ. На листочках или в тетрадях записывают номер фотографии и начальные буквы (МГ, МТ, О) | | |
4. Объяснение домашнего задания |
Обязательное задание | Выпишите из текста § 8 примеры горных пород различного происхождения. Дополните перечень из других источников. Как изменится поверхность Земли, если прекратится процесс вулканизма? | Определяют форму записей (перечень, таблицу, схему или т.п.) Пробуют представить будущее с учетом заданных изменений и сохранении других процессов | | Составление прогноза |
Дополнительное задание (по желанию) | 1.Задание №7 после параграфа (в кроссворде 10 элементов) 2.Посмотрите видеофрагмент «Самоцветный край» и составьте вопросы к нему. http://www.youtube.com/watch?v=8m4df8ZkHEo | Составляют кроссворд Формулируют 5-7 вопросов по содержанию видеофрагмента | | Формулируют вопросы к кроссворду |
5. Рефлексивный этап урока |
Рефлексия эмоциональная | Используя прием «Острова» отметьте свое эмоциональное состояние | Располагают свой кораблик у соответствующего острова (или рисуют и подписывают свой, если не нашли подходящего названия) | Анализ своего эмоционального состояния. | |