СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему: Ориентирование на местности. Практическая работа № 5 (5 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока на тему: Ориентирование на местности. Практическая работа № 5 для урока географии в 5 классе. По учебнику Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География: Введение в географию. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему: Ориентирование на местности. Практическая работа № 5 (5 класс)»

Технологическая карта урока «Ориентирование на местности. Практическая работа № 5».

Класс: 5.

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений, урок-практикум.

Цель урока: Формирование представлений об ориентировании на мест­ности, умений пользования измерительными приборами.

Задачи урока: 1. Рассмотреть способы ориентирования.

  1. Познакомить с алгоритмом ориентирования с использовани­ем компаса.

  2. Раскрыть особенности взаимного расположения сторон гори­зонта.

  3. Сформировать представления о компасе как измерительном приборе.

  4. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Образовательные ресурсы: учебник География: Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А., глобус, атласы, физическая карта полушарий, фильм из серии Ералаш «Классный поход», презентация «Компас», демонстрационная компьютерная техника.

Краткое содержание урока: 1. Определение понятия «ориентирование».

  1. Стороны горизонта: разнообразие, взаимное расположение.

  2. Основы работы с компасом по определению сторон горизонта.

  3. Практическая работа.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы обучения: индивидуальные, фронтальные, практическая работа.

Основные понятия: Ориентирование, основные стороны горизонта, румб, страны света, компас.

Межпредметные связи: география, физика, астрономия.

Планируемые результаты обучения:

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

научатся

давать определение понятию: ориентирование, основные стороны горизонта, румб, страны света, компас;

оценивать и анализировать работы.делая выводы о назначении компаса;

выявлять и знать объясняя, что такое сторона горизонта и какие они бывают;

знать алгоритм работы с компасом.

Познавательные.  Делать выводы об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Установить значимость изучаемой темы для человека в его повседневной жизни.

Регулятивные. Приобретение практических навыков работы с источниками географических знаний. Умение работать с измерительными приборами.

Коммуникативные.  Самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, распределять роли, выбирать формы презентации результата

осознание понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека;

сформированность умение управлять своей познавательной деятельностью;

осознавать чувство гордости за российскую географическую науку.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.




Включает фильм из серии Ералаш «Классный поход».




Улыбаются, задумываются.




Добрый день!

Посмеялись, улыбнулись.

Надеюсь, что после нашего сегодняшнего урока с вами такое не случится.

2. Формулировка темы урока, постановка цели.

Цель: организовать формулировку темы урока детьми;

организовать постановку цели урока



Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока.



С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь.



Сегодня на уроке мы с вами с помощью простого прибора научимся ориентироваться в пространстве.

Значит, цель нашего урока – познакомиться с компасом и как по нему ориентироваться.

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение ранее изученного материала.


Организует повторение по теме «Глобус и карта».


Выполняют задания по теме «Глобус и карта».


  1. Письменный опрос по рабочей тетради.

Приложение 1

Тест. с. 13 – 14.

  1. Моделью земного шара является

а) географическая карта б) аэрофотоснимок в) глобус

г) топографическая карта

  1. В чём достоинства глобуса по сравнению с географической картой?

а) глобус изображает поверхность Земли более подробно

б) глобус даёт представление о форме и истинном облике поверхно­сти Земли

в) глобус удобен при транспортировке

г) глобус даёт представление о значениях радиусов Земли

  1. Географическая карта — чертёж. Это означает, что она

а) может быть нарисована любым человеком

б) создаётся с использованием определённых правил

в) понятна любому человеку

г) даёт представление о реальном виде объектов

  1. Зелёным цветом на физической карте изображаются

а) леса б) растительность в) луга г) низменные равнины

  1. В отличие от аэрофотоснимков космические изображения

а) более подробны

б) позволяют охватить огромные участки земной поверхности

в) являются истинным изображением территории

г) могут быть выполнены любым человеком

  1. Из предложенного списка выберите слова и термины, имеющие отношение к аэрофотоснимкам. Ответ запишите в виде последова­тельности букв в алфавитном порядке.

а) физическая карта б) вертикально вниз в) самолёт

г) горизонтально д) фотография е) подводная лодка.

КЛЮЧ

1

2

3

4

5

6

В

Б

Б

Г

Б

Б В Д

ШКАЛА ОЦЕНОК

оценка

кол-во правильных ответов

5

8

4

7 – 6

3

5 – 4

2

3 и менее

Приложение 2

Тематический практикум. с. 14 – 15.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Глобус и карта.

Глобус — уменьшенное изображение земного шара. На глобусе хорошо видно, как расположены материки, океаны, моря; их размеры. На глобусе получается наиболее правильное изображение земной поверхности без каких-либо искажений.

Но у глобусов есть крупный недостаток: изображение на них сильно уменьшено. Для того чтобы получить на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные размеры — десятки метров! Пользоваться таким глобусом, конечно, невозможно.

На обычных же глобусах, применяющихся в школах, нельзя изобразить мелкие подробности в очертаниях материков, в строении речной сети, горных хребтов и т.п. Многие государства (например, Дания, Бельгия, Португалия) изображаются такими малыми фигурами, что на них едва хватает места для одного кружка — условного знака столицы.

Поэтому создаются географические карты, на которых изобража­ется не весь земной шар, а только часть земной поверхности, но зато с большей подробностью. При этом изображение с поверхности шара можно перенести на плоский лист. Однако поверхность шара нельзя развернуть, разостлать на плоскости без складок и разрывов. При составлении карты приходится допускать некоторые неточности. Поэтому на карте возникают искажения направлений, расстояний и площадей, неодинаковых в разных частях карты. Путём сложных математических расчётов и построений эти искажения стараются свести к минимуму.

КЛЮЧ

  1. Почему нельзя сделать глобус таким же подробным, как и карта?

Изображение на глобусе сильно уменьшено. Для того чтобы получить на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные размеры — десятки метров.

  1. В чём причина имеющихся на картах искажений?

Поверхность шара нельзя развернуть, разостлать на плоскости без складок и разрывов. При составлении карты приходится допускать некоторые неточности. Поэтому на карте возникают искажения направлений, расстояний и площадей, неодинаковых в разных частях карты.

  1. Можно ли сделать карту полностью лишённой искажений?

Путём сложных математических расчётов и построений эти искажения стараются свести к минимуму.

  1. Как вы думаете, какие страны (кроме названных в приведённом выше тексте) тоже сложно показать на глобусе?

Приложение 3

Картографический практикум. с. 16.

Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечислен­ных географических объектов.

  1. — Бенгальский залив 2 — острова Новая Зеландия

3 — Австралия 4 — река Конго

5 — Чёрное море 6 — полуостров Индостан

Устный опрос.

  1. Чем отличается глобус от географической карты?

  1. Почему на географической карте отражено больше разной информа­ции, чем на глобусе?

  2. Почему на карте появляются искажения изображения земной по­верхности?

3. Изучение нового («открытие новых знаний»)

Проблемный вопрос


3.1. Определение понятия «ориентирование».

Цель: дать определение «ориентирование».



3.2. Стороны горизонта: разнообразие, взаимное расположение.

Цель: научить определять стороны горизонта.






























3.3. Основы работы с компасом по определению сторон горизонта.

Цель: познакомить с правилами работы с компасом.









Предлагает зачитать из учебника определение «ориентирование».





Организует формирование умений определять стороны горизонта.































Организует беседу с учащимися. Показ презентации «Компас»











Записывают в тетрадь определение «ориентирование».





Выстраивают и записывают в тетрадь схему сторон горизонта.
































Вступают в диалог с учителем и друг с другом, записывают правила работы с компасом.








Можно ли ориентироваться без компаса?




  • В переводе с латыни «ориенс» означает «восток».

  • Ориентирование — это определение своего местоположения от­носительно сторон горизонта.





  • Основные стороны горизонта — это север (С), юг (Ю), восток (В) и запад (3).

Первым направле­нием, которое человек научился определять, был восток.

Где встаёт солнце — там и восток. Про­тивоположное востоку направле­ние — запад. Если встать лицом на восток, то слева будет север, а справа — юг.

Солнце встает на востоке, поэтому именно восточное направление и дало название про­цессу определения местоположе­ния объекта.

  • Стороны горизонта по-другому называют странами света, или румбами.

  • Кроме четырёх основных рум­бов, выделяют и четыре промежуточных: северо-восток (СВ), севе­ро-запад (СЗ), юго-восток (ЮВ) и юго-запад (ЮЗ).

  • Есть ещё восемь промежуточных румбов.

Направление между северным и северо-восточным называют северо-северо-восточным (ССВ), а между северо-восточным и восточным — востоко-северо-восточным (ВСВ) и т.д.


  • Компас — это прибор, с помощью которого можно ориенти­роваться.

  • Одним из величайших открытий человечества является изобретение компаса. Он произвел настоящий переворот в истории мореплавания. Компас стал первым навигационным прибором, который позволил отважным морякам оставить морские берега и выйти в открытое море. Уже в III веке до н. э. в Китае был изобретен прибор, указывающий стороны света. Древний компас имел вид ложки с тонким черенком и шарообразной выпуклой частью, сама ложка была изготовлена из магнетита. Хорошо отполированная выпуклая часть ложки устанавливалась на медную или деревянную пластину, которая была также тщательно отполирована. Черенок ложки свободно висел над пластиной, а сама ложка свободно вращалась вокруг оси установленного выпуклого основания. На пластине были обозначены страны света в виде циклических знаков Зодиака. Роль магнитной стрелки выполнял черенок ложки. Если черенок привести во вращательное движение, а затем немного подождать, то остановившаяся стрелка (ее роль играет черенок ложки) будет указывать точно на юг. Это был самый первый древний компас, названный сынань — «ведающий югом» и описанный китайским философом Хэнь Фэй-цзы. Конечно, такой компас был далек от совершенства, имел много недостатков: магнетит был непрочен и плохо поддавался обработке, а трение между поверхностью доски и выпуклой частью ложки приводило к небольшим отклонениям от направления на юг.

  • Колесни́ца, ука́зывающая на юг — первый навигационный прибор, работающий по принципу обратной связи. На колеснице была смонтирована фигурка человека, которая, независимо от направления движения самой колесницы, указывала вытянутой рукой на юг. В этом устройстве не использовался магнитный компас.

Колесница, указывающая на юг, считается одним из самых сложных механизмов, созданных древней китайской цивилизацией, она использовалась на протяжении всего средневекового периода. По легенде она была изобретена около 2600 г. до н. э. в Китае Жёлтым Императором Хуан-ди, но первая реальная историческая версия была создана Ма Цзюнем (200–265 г.) для правителя Мин-ди царства Вэй Эпохи Троецарствия. Колесница — это двухколёсное транспортное средство, на котором установлена фигурка человека, соединенная с колёсами с помощью дифференциальных передач. Благодаря тщательному подбору размеров колёс, направляющих устройств и передаточных чисел, фигурка на верху колесницы постоянно смотрит в одном направлении, тем самым действуя в качестве немагнитного компаса транспортного средства.


  • Правила пользования компасом.

  1. Установите компас на горизонтальной поверхности (сильный на­клон может помешать движению стрелки).

  2. Подождите, пока стрелка остановится, её синий конец (или ост­риё) будет указывать на север.

  3. Медленно, стараясь не потревожить стрелку, вращайте компас, пока синий конец (или остриё) стрелки не будет указывать на букву «С» (или «N») на шкале.

  • Лучшими картографами прошлого были голландцы. С давних пор существует традиция называть румбы по-голландски: север — норд (noord), юг — зюйд (zuiden), восток — ост (ost), запад — вест (west). Именно поэтому на некоторых компасах северное направ­ление помечено буквой N, а южное — S.

4. Физминутка.

Цель: помочь учащимся расслабиться физически после длительного сидения, способствуют повышению работоспособности, помогают преодолеть усталость и сонливость.


Организует физминутку.


Выполняют не сложные мысленные и физические упражнения.


Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – успокоиться и сесть.

5. Закрепление полученных результатов.

Цель: Определение с помощью компаса сторон горизонта.







Организует проведение практической работы.








Выполняют задания практической работы.







Практическая работа № 5.

Первоначально на плане указывается направ­ление на север, которое определяется путем совмещения по­казаний компаса и изображения. Выбирается точка наблюдения (Фонтан). Относительно данной точки определяется положение объектов по сторонам горизонта. Результаты работы оформляются в виде таблицы.

Приложение 1

Объекты, расположенные на

севере

юге

западе

востоке

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

северо-западе

северо-востоке

юго-западе

юго- востоке

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

ШКАЛА ОЦЕНОК

оценка

кол-во правильных ответов

5

24 – 22

4

21 – 17

3

16 – 11

2

10 и менее


6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.



Организует фиксирование содержания урока.



Отвечают на вопросы учителя.



Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:

красный – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось

желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось

зеленый – я работал отлично, мне всё понятно

7. Домашнее задание.


Организует запись в дневник.

Записывают в дневник.

§ 6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!