Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | – Торопимся мы на урок, Будут знания нам впрок. Будем руки поднимать, Точно, бойко отвечать! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Работа над ошибками | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | Организует работу над ошибками, допущенными в диктанте | Работают над своими ошибками, запоминают правописание слов | Коллективно и само-стоятельно корректи- руют свои знания |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки. – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос | – Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить? | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. | – Прочитайте. Чем интересен заголовок? – В каких словах написание выделенных букв вы можете | Читают, отвечают на вопрос. Находят проверяемые буквы и проверяют их. | Устанавливают причинно-следственные связи. Находят в тексте слова с безударны- |
1. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах (упр. 162) | Чтение, беседа, письмо | проверить? Проверьте их. – В каких словах написание выделенных букв вы не можете проверить? Почему? Где можно проверить написание таких слов? – Спишите любое предложение | Находят непроверяемые буквы. – Слова с непроверяемыми буквами можно проверить в орфографическом словаре. Списывают предложение | ми гласными в корне, подлежащие проверке, и слова, проверить которые нельзя. Объясняют назначение орфографического словаря. |
2. Правило. Словарные слова (учебник, с. 104) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Предлагает прочитать текст, организует его обсуждение | Читают, отвечают на вопросы | Извлекают новую информацию и усваивают ее |
Физкультминутка | Коллективная. Практический. Гимнастика для глаз | «Темно» (закрывают глаза, руками не прижимают). «Бабочка» (хлопают глазами) | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления |
3. Словарные слова (упр. 163) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте. По какому признаку распределены слова в группы? – Запишите слова каждой группы в алфавитном порядке. Проверьте себя по орфографическому словарю | Читают слова. – 1-я группа – буква е, 2-я – буква о, 3-я – буква а, 4-я –буква я. Записывают слова в алфавитном порядке, работают со словарем | Определяют критерий деления словарных слов на группы. Умеют распределять слова в алфавитном порядке. Владеют навыками работы со словарем |
4. Развитие речи (упр. 164). Словарно-орфо-графическая работа. Земляника | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, проблемный. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте текст. – Ответьте на вопросы, выполните задания. – Прочитайте словарное слово земляника, спишите его, запомните написание | Читают и отвечают на вопросы: – Словарные слова: язык, ягода, земляника. Запоминают правописание слов | Грамотно выражают свою мысль. Устанавливают причинно-следственные связи. Усваивают написание непроверяемого слова |
V. Закрепление знаний и способов действий. Слова – названия растений. Работа с орфографическим словарем (упр. 165) | Индивидуальная. Практический. Работа со словарем, письмо | – Выпишите из орфографического словаря слова – названия растений. Подчеркните в них буквы, название которых надо запомнить | – Береза, земляника, капуста, малина, морковь, осина, щавель, яблоня | Умеют работать с орфографическим словарем. Распознают в словаре слова – названия растений. Обозначают буквы, правописание которых надо запомнить |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? – Чему учились на уроке? – Как вы оцените свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
VII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 93) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | – Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, А лучше руку подними. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | об од оа | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | – Сегодня мы продолжим учиться писать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Однокоренные слова (упр. 166) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте. Докажите, что каждая пара слов – однокоренные слова. – Спишите. Выделите в словах корень. Подчеркните букву, написание которой надо | Читают, отвечают на вопрос. Списывают слова, выделяют корень. Подчеркивают букву, написание которой надо запомнить. | Приводят доказательства, что пары слов являются однокоренными. Находят в тексте слова с безударными гласными в корне, которые |
| | запомнить. – Составьте предложение с одним из слов и запишите его | Составляют предложение, записывают | нельзя проверить. Грамотно составляют и записывают предложение |
2. Словарные слова. Работа с орфографическим словарем (учебник с. 167) | Парная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, работа со словарем, письмо | Предлагает прочитать слова и выписать по группам, предложенным в задании, вставить пропущенные буквы, проверить написание слов по словарю | Читают, выписывают проверяемые и непроверяемые слова, сверяют написание словарных слов со словарем | Владеют умением работать со словарем. Классифицируют слова по заданным критериям. Умеют работать в паре, контролируют действия партнера |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы маленькие зайки, Скакали на лужайке. Прыгали, скакали, В школу прибежали. За парты тихо – скок. Продолжим наш урок | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни |
3. Работа со стихотворением (упр. 168) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте. Озаглавьте стихотворение. – Найдите в предложениях однокоренные слова. Объясните их значение. – Будут ли однокоренными слова малина и малиновка? Объясните свой ответ | Читают стихотворение, озаглавливают его. Находят однокоренные слова, объясняют их значение. – Слова малина и малиновка не являются однокоренными | Определяют главную мысль стихотворения, озаглавливают его. Распознают в тексте однокоренные слова, объясняют их лекси- ческое значение. Высказывают свое мнение и приводят доказательства. Владеют навыками работы со словарем |
4. Словарно-орфографическая работа. Малина | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | – Прочитайте словарное слово малина, спишите его, запомните написание | Запоминают право- писание слов | Усваивают написание непроверяемого слова |
5. Страничка для любозна- тельных. О происхождении слова малина (учебник, с. 106) | Фронтальная. Словесный. Чтение, пересказ | Предлагает прочитать текст и рассказать, что нового для себя узнали ученики из текста | Читают, пересказывают прочитанное | Осмысленно читают текст, извлекают из него информацию, пересказывают, соблюдая логику |
V. Закрепление знаний и способов действий. Развитие речи. Фразеологизмы. Словарные слова (упр. 169) | Групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный, проблемный. Работа с рисун- ками, беседа, письмо | – Рассмотрите рисунки. Прочитайте. Когда так говорят? – Спишите. Подчеркните в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить | Объясняют значения выражений, соотносят их с рисунками. Выполняют письменные задания | Наблюдают за использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка. Распознают словарные слова и буквы, правописание которых надо запомнить |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Мне было… • Я рад… | Заканчивают предло- жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
VII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 103) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |