Тип урока: открытие новых знаний.
- для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Приветствие учащихся. Вот звонок нам дал сигнал; Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. Мы работать будем дружно, Чтоб услышать нам в конце: Все ребята – молодцы! Проверяет готовность к уроку. Предлагает показать настроение цветом. | Настраиваются на успешную работу. |
II. Артикуляционная разминка. Речевая разминка. | Вырыл дом подземный ловко, Натаскал пшена в кладовку. Вечно в сумке за щекой Носит зернышки с собой. Кто же он?- наверняка Вы узнали…(хомяка) Предлагает выполнить упражнение «Хомячок». Скороговорка: -Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок. | Готовят артикуляционный аппарат к чтению. |
III. Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи. | -Хомячок торопился на поезд, толкал всех и рассыпал багаж со знаниями. Предлагает распределить буквы по вагончикам (гласные, согласные, согласные твердые) - Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко» Хома сел на петуха. Мы смеялись: ::! (ха - ха - ха!) Сочинять он стал стихи - Мы смеялись ::! (хи - хи - хи!) С каких звуков начинались досказанные слова? Тема: - Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает. - Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока: Познакомиться с … (новой буквой и звуками.) Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.) Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.) Итак: Что мы сделали? Назвали тему, поставили задачи урока? | Распределяют буквы и характеризуют их звуки.
Выделяют звуки [х], [х’]. Знакомство с новыми звуками и буквой, их обозначающей.
Определяют задачи урока. |
IV. Выявление места и причины затруднений. | -Можем ли мы сразу сказать, в каком вагоне будет ехать эта буква? | Пытаются ответить на вопрос и определить пути решения этой проблемы. |
V. Построение проекта выхода из затруднения. | Как мы будем открывать новые звуки и обозначающую их букву? Составим план работы: 1.Услышать звуки. 2.Дать характеристику звукам. 3.Познакомиться с буквой. 4. Узнать место на ленте букв. 5. Читать слоги, слова и предложения. | Составляют план работы совместно с учителем. |
VI. Реализация построенного проекта. | 1.Какие первые звуки слышали в досказанных словах, когда мы смеялись?? 2.Как характеризуем звуки? Что мы делали на этом этапе? ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный. Игра «Назови слово со звуками[х], [х’] » Какую задачу выполняли? Оцените свои успехи. Я умею слышать и отличать звуки [х], [х’] . 3. Знакомство с буквой - Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной ПОКАЖИТЕ в учебнике. «Ха» - большой (заглавной). - Зачем нужна заглавная буква? ВЫВОД. Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой. - На что похожа буква Ха? (на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик) - На что похожа буква? «Х» на ножницы похожа, Но в работе, а не лежа. Хочешь – режешь, Хочешь – шьешь, Хочешь сам себя стрижешь. - Посмотрите, какое место на ленте букв занимает буква Ха? Оцените по второму критерию свои успехи. Я знаю букву Х Чему еще научимся на уроке? | Отвечают на вопросы учителя.
Называют слова с новой буквой. Сравнивают букву с разными предметами. Оценивают успехи. |
Физминутка | Проводит физкультминутку. Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хату И выходит на зарядку. 1, 2, 3, 4, 5 – Хочет Хомка сильным стать. | Выполняют упражнения. |
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Чтение слогов с новой буквой. - Посмотрите на задачи урока. Первую задачу мы выполнили. - Вторую цель достигли. - Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать. - Почитаем слоги. | Читают слоги. |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Предлагает в парах соединить слоги с нужной схемой. Выделить звуки в словах – пастух, пастухи. | Работают в парах. Соединяют слоги со схемами. |
IX. Включение в систему знаний, повторение. | Отгадайте загадки: 1) Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место. (хлеб) Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». - Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений: .ХЛЕБ – растение ( снопик пшеницы) • ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты) • ХЛЕБ - любая пища человека,( продовольствие.) Родственные слова. - Ласково назовём ... (хлебушек) - Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница) - Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка) - Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат) - Продукты, относящиеся к хлебным изделиям ... (хлебопродукты) - Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб) - Можно ли эти слова назвать родственными? ( Да. У них есть общая часть, общее в значении.) С. 39 Чтение слов, анализ. Чтение текста: 2. Подбор заголовка. 3. Работа по содержанию текста: - Какое время года наступает? - Почему дрожат осины? - Где появился ледок? - Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов? | Отгадывают загадку.
Повторяют пословицы о хлебе.
Узнают значения слова «хлеб» из словаря. Называют родственные слова к слову «хлеб». Читают текст, подбирают заголовок, анализируют содержание, отвечают на вопросы учителя. |
X. Рефлексия УД на уроке. | - Какие задачи ставили? - Удалось ли нам решить поставленные задачи? - Оцените свою работу по критериям. Я знаю букву Х и её звуки х,х,. Я умею… слышать и отличать новые звуки от других. Я умею…читать слоги , слова и предложения с буквой х. | Отвечают на вопросы. Анализируют свою работу и работу товарищей на уроке. Высказывают своё мнение |