· Проблемную ситуацию на стадии "Вызов" постарайтесь создать таким образом, чтобы ученик испытал острое чувство удивления или затруднения, осознал противоречие, тогда Ваш ученик сможет самостоятельно сформулировать вопрос или проблему. · При осмыслении нового материала обращайтесь к жизненному опыту учащихся: им будет понятнее и интереснее · С целью повышения личностной значимости каждого ученика в процессе обучения на этапе рефлексии привлекать учащихся к различным способам и приемам оценочной деятельности: самооценке, взаимооценке. · На этапе рефлексии не забудьте после подведения итогов урока анонсировать тему следующего урока. · Рефлексия урока - мостик к следующему уроку. · Помните, что на стадии "Рефлексия" надо поставить перед учащимися новые цели обучения. · На фазе рефлексии настроив учащихся на тему следующего занятия, можно предложить заглянуть в дополнительную литературу по теме следующего занятия, записать основные моменты и составить вопросы, т.к. письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями. А использование дополнительной литературы формирует у учащегося самостоятельно пополнять свои знания по предмету, и даёт предмету привлекательность и поможет поднять к нему интерес. | · «Много – не есть хорошо». Урок не резиновый, поэтому одно из моих правил – это используйте не более двух приемов на одной стадии и подводите итог каждому приему, использованному в уроке. Не перегружать урок приёмами. В противном случае работа будет неэффективной. · Использовать методы и приемы в соответствии с возрастом учеников. · После каждого приема должно следовать обсуждение (подведение итога) · Для эффективной реализации целей урока следует тщательно продумывать и выбирать методы и приемы для каждой стадии урока (вызов, осмысление содержания, рефлексия). · Разрабатывая урок, помните, что важно не количество приёмов ТРКМ, а их качество и уместный, логичный переход от одного к другому; · Опишите основные своего урока в "традиционном" виде и постарайтесь подобрать к каждому из них подходящие приемы ТРКМ. В результате можно составить таблицу. · Используемые приёмы должны соответствовать содержанию материала и органично вписываться в ход урока. Они должны помочь усвоить материал, а не запутать ученика. · При составлении урока тщательно обдумать приёмы. · Предусмотреть применение форм и приёмов, которые позволили бы включиться в урок всем учащимся · Использование приёмов графического представления информации. · На первых уроках в ТРКМ при использовании приёмов и стратегий технологии развития критического мышления обучающимися, можно предложить работу в парах или малых группах, т.к. при самостоятельной работе многие ребята могут просто не справиться и это их может только оттолкнуть от участия в процессе. · Ни в коем случае не нужно перегружать урок излишним количеством приемов. /Multuminparvo – «Многое в малом»/ | · Создайте ситуацию, в которой учащиеся смогут самостоятельно сформулировать интересующие их вопросы и определить: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос. · Изучая новую тему, мотивируйте учащихся на определение тех конкретных жизненных задач, для решения которых им могут пригодиться приобретённые знания и умения. · Формулировать вопрос, мотивирующий учащихся к неоднозначным ответам. · Дать учащимся возможность самостоятельно делать выводы, самим оценивать свою деятельность. · Продумывать вопросы, которые должны стимулировать деятельность учащихся к поиску, к добыванию знаний · Обязательно подводить детей к тому, чтобы после каждого этапа урока они делали выводы самостоятельно · Все свои предположения обучающиеся должны аргументировать. · Урок строится так, чтобы большую часть информации дети открыли сами, а не выслушали из уст умного учителя. · Обязательно нужно включать активные формы работы - в парах, в группах, чтобы осуществлялось взаимодействие. Для организации конструктивной работы в группах, советую создать группу из 5 человек, в которой каждый из учащихся выполняет определённую роль: лидер, оппонент, сомневающийся, помощник лидера, контролёр · Давать творческие задания: создание своего авторского, чего ещё не существует · Учите детей формулировать и задавать вопросы, а не только отвечать на них. · Продумайте вопросы (последовательные и, возможно, неожиданные), которые стоит задать учащимся, чтоб они самостоятельно приходили к ответам и открывали для себя истину. · Дети должны быть главными действующими лицами на уроке. · Помните, что цель и практическую значимость темы должны открыть дети. · Ученики обязательно должны проговорить или записать возникшие мысли, так как только в этом случае к ним придёт осознание того, чему они научились. При работе в ТРКМ перед глазами детей должен быть «зрительный ряд». Все мысли, ответы, ключевые слова нужно записать и прочитать. Помнить, что это технология развития критического мышления через чтение и письмо. · Давайте возможность высказаться не одному учащемуся, а всем желающим. · Столкнуть разные мнения учеников можно не только вопросом, но и практическим заданием. · Ставить новые вопросы и задачи на будущее совместно с учащимися. · Завершая занятие, следует настроить учащихся на тему следующих занятий. Хорошо, если Вы оставили учеников заинтригованными, чтобы разрешить интригу на следующем уроке. |
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ · Определить, какой результат учитель ждет от урока. · Тема урока должна прослеживаться в течение всего урока. · Урок должен стать звеном целой цепочки уроков, а не "единственным бриллиантом". · Цели обучения должны быть конкретными и чёткими. Их также как и рефлексию формулируют и озвучивают учащиеся. · Четко определить цели и задачи не только урока, но и каждой стадии. · Начатое задание необходимо довести до конца, прокомментировать и подвести итог. · Схемы и таблицы должны заполнять сами дети. · Необходимо чётко рассчитать хронометраж урока. Если вы используете какой-либо приём впервые, лучше предусмотреть резерв времени. · Необходимо опираться на уже имеющиеся знания учащихся. · Необходимо учить детей работе с различными источниками информации. · Алгоритмы последовательности действий учащихся должны быть точными и понятными. / Expressumfacitcessaretacitum – Ясно выраженное устраняет то, что подразумевается без слов»/ · Виды деятельности учащихся должны быть познавательными, практическими, исследовательскими. / Felixquipotuitrerumcognoscerecausas – Счастлив, кто мог познать причины вещей. · Одно из главных условий проведения хорошего урока - переход учителя из позиции "натаскивателя знаний" в позицию "невидимого дирижёра". · Составить кластер приемов и стратегий, которые могут быть использованы на разных стадиях урока. Выбрать наиболее подходящие к данному уроку. Для удобства можно разработать конструктор урока в виде кластера или таблицы. · Разработать "скелет" урока, используя известные приемы ТРКМ. Затем подобрать и разработать задания, направленные на результат. · Разрабатывать ни один урок, а сразу серию уроков по одной теме (если на одну тему отводится более одного урока). · Урок должен быть завершён: от чего начинали, к тому же возвращаемся и им же завершаем. Урок заканчиваем тем, что учащиеся ощущают потребность прийти на следующий урок, чтобы постичь все то интересное и полезное, чего они не успели узнать . · Перед изучением новой темы за 2 - 3 дня объявить тему следующих занятий и предложить составить вопросы по теме, этим можно будет помочь определиться учащимся в своих мотивах и целях. |