СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема:А.Грин «Алые паруса».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:А.Грин «Алые паруса».

Цели урока:знакомство с писательской судьбой А.Грина,художественный анализ произведения «Алые паруса»,относящийся к приключенческому жанру(познакомить с особенностями жанра феерии),работа над портретной характеристикой героя,обучение навыкам выразительного чтения,формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни,воспитание благородства.

Просмотр содержимого документа
«Тема:А.Грин «Алые паруса».»

Тема:А.Грин «Алые паруса».

Цели урока:знакомство с писательской судьбой А.Грина,художественный анализ произведения «Алые паруса»,относящийся к приключенческому жанру(познакомить с особенностями жанра феерии),работа над портретной характеристикой героя,обучение навыкам выразительного чтения,формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни,воспитание благородства.

Планируемые результаты: познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации ; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме ; чтение ; осмысленное восприятие текстов .

Личностные УУД: самоопределение, нравственно – этическая ориентация , способность к самооценке своих поступков.

Регулятивные УУД : целеполагание , саморегуляция, выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотруднечиства с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения , умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, иллюстрации к произведению,ресурсы сети Интернет,соц.сеть работников образования .


Ход урока:



«А разве « Алые паруса» не современная вещь»

«Невнимательный вы, ей-ей».

(А. Грин)



I.Организационный момент.

II.Вступительное слово: - Сегодняшний урок – это путешествие в приключенческий мир волшебства и исполнения желаний.

А.Грин – это человек с трудной,но очень счастливой судьбой.Каждому,кто верит в любовь,верность и мечту,он дарит надежду на чудо.

Стихотворение В.Некипелова «Памяти Грина».

Мне встречу  с  ним  судьба  не  подарила

И  лишь  недавно  поздние  цветы,

Я  положил  на  узкую  могилу

Прославленного  рыцаря  мечты.

Но  с  детских  лет, с  тех  пор  когда  впервые

Я  в  мир  чудес, им  созданных  проник.

Идут  со  мною  рядом,  как  живые

Весёлые  герои  его  книг.

Они  живут  в  равнинах  Зурбагана,

Где  молодая  щедрая  Земля.

Распахнута  ветрам  и  ураганам

Как  палуба  большого  корабля.

Пускай тот  мир,  нездешний  и  старинный

От  нашей  современности  далёк

Читаешь  удивительного  Грина –

И  душу  греет  тёплый  огонёк.

А  он  идёт,  весёлый,  добрый  спутник

Повсюду  с  нами  в  дружеском  строю.

И  вносит  в  наши  творческие  будни

Романтики  певучую  струю.



Сообщение ученика о жизни писателя.

Все-таки это удивительный, замечательный писатель, истинный романтик и сочинитель невероятных историй, каких во всей мировой литературе немного!
Я.К..Голованов

ГРИН (настоящая фамилия — Гриневский) Александр Степанович (1880-1932), прозаик.

Родился 11 августа (23 н.с.) в г. Слободском Вятской губернии в семье служащего, поляка, сосланного 16-летним юношей в Сибирь за участие в Польском восстании 1863. Мать, русская женщина, умерла, когда Грину было 13 лет.

В 1896, окончив четырехклассное Вятское городское училище, уехал в Одессу. С детства любил книги о мореплавателях, путешествиях, поэтому надеялся осуществить свою мечту — выйти в море на каком-нибудь корабле матросом. Однако прежде всего ему пришлось бродяжничать в поисках работы. Несколько раз "повезло": взяли матросом по маршруту Одесса—Батуми—Одесса. После возвращения понял, что эта "карьера" не для него. Перепробовал много профессий: был рыбаком, чернорабочим, лесорубом и золотоискателем на Урале, солдатом. Во время службы в резервном пехотном батальоне примкнул к эсерам, с помощью которых дезертировал с военной службы.

В 1903 в Севастополе был впервые арестован за пропагандистскую работу среди матросов. За попытку к бегству отсидел на строгом режиме около двух лет (освобожден по амнистии). В 1906 в Петербурге был снова схвачен и выслан на 4 года в Тобольскую губернию, откуда бежал в Вятку, где смог раздобыть себе чужой паспорт, с которым покинул родной город навсегда. Приехал в Москву. Здесь родился его первый рассказ "Заслуга рядового Пантелеева" (агит-брошюра за подписью А.С.Г.), написанный по просьбе товарищей по партии для распространения среди солдат. Тираж был конфискован в типографии и сожжен. Только под рассказом "Случай" (1907) впервые появилась подпись А. С. Грин. В 1908 вышел первый сборник "Шапка-невидимка" с подзаголовком "Рассказы о революционерах".

Много рассказов было написано Грином, прежде чем он нашел "своего" героя. Писатель начал создавать романтические новеллы, события которых развиваются в искусственных, часто экзотических обстоятельствах. Первой такой новеллой он считал "Остров Рено" (1909). Последовала серия подобных рассказов: "Колония Ланфиер" (1910), "Зурбаганский стрелок" (1913), "Капитан Дюк" (1915) и др.

В 1917, узнав о Февральской революции, Грин приехал в Петроград с надеждой на скорые перемены в стране. Его очерк "Пешком на революцию" пронизан этим настроением, однако следующие рассказы говорят о его разочаровании, раздражении ("Восстание", "Рождение грома", "Маятник души").

В 1919 Грин служил в Красной Армии связистом. В эти годы печатался в журнале "Пламя" (редактор А. Луначарский).

Грин считал, что все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей; об этом его произведения "Алые паруса" (1923), "Блистающий мир", "Бегущая по волнам" (1928).

В 1930 был написан роман "Дорога никуда", в 1931 — "Автобиографическая повесть".

Умер А. Грин в Феодосии.



- В 1920  году , в  Петрограде,  гуляя  по  городу, А.Грин  задумал  эту  пленительную  и  сказочную  книгу, которую  впоследствии  назвал  «Алые  паруса».

- Способен  ли  человек  совершать  чудеса  своими  руками?(ответ-вывод сделаем этот в конце урока.)

Чтобы  ответить  на  этот  вопрос,  мы  рассмотрим  роман -  феерию  Грина  «Алые  паруса».  Этот  жанр  определил  автор  сам  и  имеет  два  значения:

- театральное  представление  со  сценическим  эффектом;

- волшебное,  сказочное  зрелище.

«Алые паруса» - произведение утверждающее силу духа человека.Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать невозможное,фантастическое.

У Грина было своё мнение о фантастике.Он считал,что писатель должен пользоваться необыкновенным только для того,чтобы привлечь внимание и начать разговор об обычном.



III.Работа по парам по тексту:

Задание первой паре: составить схему по сюжету.

Задание для второй группы: расскажите о Лонгрене и Меннерсе.Что вы узнали о прошлом Лонгрена?В чем причина конфликта с жителями городка?Как они восприняли поступок Лонгрена?На чьей стороне автор?(художественные средства,используемые автором в описании героев – гл.3-4).

Задание третьей паре:Ассоль.В чем её очарование?Что формировало её мечтательность и одухотворенность?Почему таинственный незнакомец сумел зародить в её душе мечту о счастье?Предсказание Эгля.Почему Эгль именно Ассоль сделал это предсказание. Какую  роль  сыграли  в  жизни  Ассоль  трактирщик-отец  и  его  сын? ( они  издевались  над  ней,  смеялись  над  ними,  натравливали  других)



Задание четвертой паре:история Грэя.Обстановка,в которой вырос Грэй.Что особенно нравилось Грэю,к чему он стремился?(выписать эпитеты,характеризующие уклад жизни семьи Грэя.гл.3) Что  наложило  отпечаток  на  его  дальнейшую  судьбу?  (мечта  стать  капитаном  корабля, картина  в  кабинете  отца).Он  родился  капитаном, хотел  быть  им  и  стал  им. Он  не  был  похож  на  аристократа. Он был  человек  с  живой  душой. В  чём  проявлялась  его  открытая  душа?  (рассказывают  случаи  со  служанкой)

- Что  послужило  побегу  Артура  из  отцовского  дома?  ( Он  не  хотел  жить  как  его  отец,  он  очень  ценил  свободу.  А  больше  всего  любил  море  и  очень  хотел  стать  капитаном  своего  корабля)



Задание пятой паре:встреча Грэя и Ассоль.Какие чувства испытал Грэй,увидев Ассоль?(в основе описания пейзажа лежит антитеза.гл.4).Найдите в 4 главе портрет Ассоль.(художественные средства,используемые автором)



Задание шестой паре:Образы – символы:алые паруса – воплощение мечты Ассоль.Назовите цветовые эпитеты,использованные автором.Какой цвет становится определяющим?Как повёл  сын  трактирщика,  когда  увидел  корабль  а  Алыми  парусами? (от  злости  и  зависти  не  хотел  пускать  Ассоль  к  кораблю).



IV.Подведение итогов.

- Вот  и  подошёл  к  концу  урок.

- Прекрасный  конец  истории,  как  и  у  любой  волшебной  сказки. Ну,  давайте  вернёмся  к  нашему  вопросу,  который  прозвучал  в  начале  урока. ( вопрос  на  экране) Способен  ли  человек  совершать  чудеса  своими  руками?

Как и у любой волшебной сказки,у этого произведения счастливый конец.Этого волшебства бы не было,если бы сам человек не стал творить чудо,которое способно изменить жизнь к лучшему.

- Именно так раскрывает смысл этого произведения В.Ланцберг в своей песне(звучит песня):

Ребята, надо верить в чудеса! 
Когда-нибудь весенним утром ранним 
Над океаном алые взметнутся паруса, 
И скрипка пропоет над океаном. 

Не три глаза, ведь это же не сон. 
И алый парус, правда, гордо реет 
В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.

С друзьями легче море переплыть 
И есть морскую соль, что нам досталась. 
А без друзей на свете было б очень трудно жить 
И серым стал бы даже алый парус. 

Ребята, надо верить в чудеса! 
Когда-нибудь весенним утром ранним 
Над океаном алые взметнутся паруса, 
И скрипка пропоет над океаном.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.



Домашнее задание: написать   мини  -  сочинение  « Мои  мечты».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!