Метод проектов в обучении: классификация проектов
Учитель: Братчикова Елена Владимировна
Три качества: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова. Н.Г. Чернышевский
- Проектирование (от лат. «projectus» — брошенный вперед) - это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта (состояния) и обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.
- Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.
www.themegallery.com
- Метод проектов в педагогике – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы учащимися и педагогом, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
- *Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта.
www.themegallery.com
Соотношение проектирования и исследования:
Проектирование: разработка и создание прообраза объекта или его определенного состояния; решение практической проблемы; подготовка конкретного варианта изменения элементов среды
Исследование: процесс поиска неизвестного; получение нового знания; создание нового интеллектуального продукта;не предполагает создание заранее планируемого объекта
Наиболее популярные формы проектов среди учащихся:
учебный проект, социальный проект, экологический проект, информационный проект, обзорный проект, видеофильм, электронный буклет, рекламный ролик, сценарий мероприятия, учебная предметная презентация, сценарий изменения территории или элемента среды и т.д.
Наиболее популярные формы исследований среди учащихся:
научно-исследовательская работа, учебное исследование, экспедиция, краеведческие исследования, экологический поход, реферат, социологические исследования, иллюстрированный доклад, учебная предметная презентация, научая статья, научный отчет, рецензия и т.д.
www.themegallery.com
Педагогическая цель создания проекта: развитие познавательной, творческой, изобретательской и практической активности учащихся, в результате которой обучаемые применяют полученные знания на практике, создают новый конечный интеллектуальный или практический продукт.
www.themegallery.com
Учебный проект основан на:
- Развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умение искать информацию, развитие критического мышления;
- Самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
- Решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;
- Представление итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала ит.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
- Сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»)
www.themegallery.com
Информационные среды для разработки проектов
Разработки в Word
Графические материалы
Базы данных
Разработки учащихся по проекту
Разработки в Excel
Публикации
Презентации
Разработки для публикаций в Интернете
Сетевые энциклопедии
Web-сайты
Материалы учащегося. Ориентированные на размещение в Internet
8
Классификация проектов
- По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, проект-инсценировка, альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т.д.).
- По форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера).
- По характеру доминирующей в проекте деятельности ( поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный).
4.По профилю знаний ( монопроекты - по одному учебному предмету; межпредметные – по 2-3 учебным предметам, проекты «на стыке наук». Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель.
Приведем более подробное описание:
- Практико-ориентированный проект
www.themegallery.com
8
Классификация проектов
4.По профилю знаний ( монопроекты - по одному учебному предмету; межпредметные – по 2-3 учебным предметам, проекты «на стыке наук». Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель.
5.По характеру координации ( с открытой, или явной, координацией :
в таких проектах координатор участвует в проекте в собственной своей функции, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников; со скрытой координацией: в таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта).
6.По уровню контактов ( внутришкольные (локальные), межшкольные или региональные: это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны; международные : участники проекта являются представителями разных стран).
Этапы проекта
- Выбор и осмысление предмета исследования (рассмотрения);
- Формулирование темы проекта;
- Формулирование проблемных вопросов;
- Осмысление и первичное формулирование целей и задач проекта;
- Первичное определение логики изложения и структуры проекта.
Тема проекта сообщается учащимся в самом начале изучения информационной технологии разработки проектов.
- Поиск и подбор материала по выбранной теме;
- Подготовка «Домашней страницы» – Карты презентации.
- Окончательная формулировка целей и задач проекта;
- Корректировка логики изложения и структуры проекта;
- Формулирование выводов в соответствии с целью и задачами проекта.
www.themegallery.com
Этапы проекта
4. Технический
- Графическая часть (создание, подбор, сканирование иллюстраций);
- Подборка слайда «Домашней страницы» – Карты презентации;
- Текстовая часть (набор и форматирование текста);
- Компоновка слайдов, оформление;
- Работа над презентацией.
Разрабатывать проект можно в различных средах.
5.Защита проекта
Оформление и защита проектов позволяет определить степень овладения учащимися изучаемого материала. Это возможность рефлексии, самооценки собственных результатов.
6. Оценка результатов и процесса выполнения проектной деятельности
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин.
Учебный проект
Пример «Проект компьютер и школьник»
www.themegallery.com
Оценочная таблица
Оцениваемый параметр
Макс. Балл
Содержание
Оценка
Соответствие теме
15
Логика изложения
10
Сформированные идеи ясно изложены
10
Дизайн
Общий дизайн и графика соответствуют содержанию
10
Единство стиля в оформлении различных частей работы
10
Читаемость текста, наглядность выделений. Расстановка акцентов
10
Мультимедиа. Использование звуков, видео.
10
Организация
Количество слайдов обоснованно
5
Слайды представлены в логической последовательности
5
Творческий подход и оригинальность
15
Общие баллы
100
www.themegallery.com
Оценка
- Более 85 баллов – «Отлично»
- От 65 до 880 баллов – «хорошо»
- От 50 до 65 баллов – «удовлетворительно»
www.themegallery.com
Работы учащихся
- «Борьба за здоровье человечества в наши дни. Роль средств массовой информации в борьбе с курением».
- Влияние электромагнитных излучений на работника ПК.
- Влияние компьютера на детей
- Влияние ПК на психику
- Вредные привычки литературных героев. 1
- Переход от индустриального общества к информационному
www.themegallery.com
Спасибо!