Просмотр содержимого документа
«Тема: Согласование существительного и прилагательного в роде и числе 4 класс аграмматическая дисграфия»
ТЕМА: Согласование существительного и прилагательного в роде и числе
Цели:
Устранение аграмматизмов в устной и письменной речи.
Развитие умения согласовывать имена прилагательные и существительные в роде и числе.
Уточнение и обогащение словаря.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Встали в круг, пожимая друг другу руки.)
Если хмуришься с утра
Нам поможет доброта
Встаньте, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Повторение сведений об имени прилагательном и имени существительном.
Ну, что, устали сегодня?
Раз не устали, значит, пойдем в лес. Согласны? Идем прямо так? А что мы наденем? (Выкладываются карточки со словами(в 1столбик имена существительные, во 2 столбик имена прилагательные): сапоги, шапка, шарф, вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?, подходящие по смыслу имена прилагательные.)
Прочитайте слова в первом столбике. Что общего у этих слов? Что вы знаете об имени существительном?
Прочитайте слова из 3 столбика. А у них что общего? Что вы знаете об имени прилагательном? Каково значение имени прилагательного в нашей речи? (они делают нашу речь понятной, более точной, более выразительной).
Подберите обобщающие слова к словам кепка, шапка, бейсболка …..– это головные уборы.
Продолжите ряд: сапоги, валенки… Подберите обобщающее слово к этому ряду.
Дополните: куртка, штаны…. Это…..
4. Физкультминутка.
!
5. Развитие зрительной памяти.
А вот и лес. Сколько листьев вокруг.
С какого дерева упал этот лист? Значит, он какой? (Кленовый)
Так работаем с каждым листком. А вот этот упал с елки. Значит, он какой?
У елки иголка тоже лист, только скрученный. Он не опадает на зиму. А у какого хвойного дерева иголки желтеют и опадают осенью? (Показывается изображение лиственницы.)
Игра “ Что изменилось?”
(Дети закрывают газа, в это время логопед меняет карточки местами, убирает некоторые. Дети должны определить, что изменилось.)
Вспомните, как пишется окончание ого, его?
6. Соберите словосочетания.
Скажите, а кого мы можем встретить в лесу? Как их назвать обобщающим словом?
Прочитайте слова на карточках:
Белочка Заяц Волк Лиса Бегемот Еж | запасливый неуклюжий трусливый злой хитрая проворная |
Соедините стрелками нужные словосочетания.
Давайте, проверим…белочка какая? Ж.р. ед.ч …..
Скажите, а здесь есть лишнее? Почему?
Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?
Впиши подходящие по смыслу имена существительные, укажи их род:
Душистая--------------------------- железная---------------------------- дружный--------------------------- звездная---------------------------- футбольный-------------------- жареный--------------------------- | летучая---------------------- теплое-------------------------- топленое------------------ - красное--------------------- верный----------------------- субботний---------------- |
8. Физкульминутка.
По дорожке, по дорожке
скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
до лужайки добежим.
Стоп. Немного отдохнем
И пешком домой пойдем
9.Выполните следующее задание: согласуйте имена существительные и прилагательные в роде и числе:
Осенн…лес, хмур…небо, дождлив….погода, тревожн….крики, ненастн….день, удачлив….. грибник, бледн….солнце, последн…. Листья, мелк…..дождь, мокр……снег, темн…..туча.
Проверка.
10. Работа с текстом.
Вспомните, какими словосочетаниями можно описать погоду этого дня?
Верни в текст слова-признаки:
В глубине леса послышались ………………голоса птиц. Это …………..……песни птиц. В сентябре в лесу рядом весна и осень. …………………..лист и …………..…..травинка. ………………..солнце и …………………..радуга. И грустно и радостно.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ